Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 19:21, курсовая работа
Цель исследования – изучить состояние развития и резльтаты деятельности в области спорта в РФ
Задачи исследования – изучение таких параметров деятельности в области спорта, как :
Показатели оценки состояния деятельности в области спорта в стране;
Анализ современных процессов развития деятельности в области спорта в Российской Федерации;
Общая характеристика современного состояния деятельности в области спорта в России;
Тенденции и факторы развития деятельности в области спорта в России;
1 Теоретические аспекты исследования деятельности в области спорта как вида экономической деятельности 5
1.1 Деятельность в области спорта как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура 5
1.2 Факторы и условия функционирования и развития деятельности в области спорта в стране 11
1.3 Показатели оценки состояния деятельности в области спорта в стране 19
2 Анализ современных процессов развития деятельности в области спорта в Российской Федерации 22
2.1 Общая характеристика современного состояния деятельности в области спорта в России 22
2.2 Тенденции и факторы развития деятельности в области спорта в России 31
2.3 Нормативно-правовые акты, регламентирующие функционирование субъектов деятельности в области спорта 37
3 Перспективы развития деятельности в области спорта в России 44
3.1 Стратегические направления развития деятельности в области спорта в стране 44
3.2 Основные направления государственной политики в деятельности в области спорта 52
Заключение 59
Список литературы ………………………………………………………...…62
– в целом ряде олимпийских видов спорта российские спортсмены еще не могут конкурировать с сильнейшими спортсменами мира;
– не в полной мере используется потенциал отечественной науки, в том числе академической, в обеспечении подготовки ведущих российских спортсменов к международным спортивным соревнованиям, а также по вопросам спортивного отбора наиболее талантливой молодежи;
– недостаточно эффективно используются возможности СМИ, в том числе телевидения, для пропаганды физической культуры и спорта;
– значительная часть лиц с ослабленным здоровьем и инвалидов не имеет возможности регулярно заниматься физической культурой и спортом;
– имеются проблемы нормативно-правового обеспечения развития профессионального спорта и подготовки спортивного резерва;
– современная система физического воспитания, как в образовательных учреждениях, так и в спортивных школах нуждается в серьезной модернизации;
– не удалось добиться серьезного прорыва в борьбе с допингом. Во многом это связано с отсутствием в законодательстве административных и уголовных мер воздействия;
– отсутствует целенаправленная работа по широкому вовлечению населения в регулярные занятия физической культурой и спортом в производственных коллективах, а также по месту жительства трудящихся и их семей;
– очень медленно внедряется в стране клубная система организации физкультурно-спортивной работы с населением. Все еще не удается удовлетворить имеющийся спрос населения на физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги;
– недостаточное внимание уделяется развитию студенческого спорта, отсутствует необходимая нормативно-правовая база по вопросам развития спорта среди студенческой молодежи;
– не приняты эффективные меры по осуществлению системной работы по переподготовке и повышению квалификации работников физической культуры и спорта, отсутствует система оценки профессионального уровня подготовки специалиста в области физической культуры и спорта;
– не на должном уровне осуществляется мониторинг физической подготовленности и развития, физического здоровья различных категорий и групп населения, и, в первую очередь, детей и учащейся молодежи.
Вместе с тем сегодня имеются все возможности для существенного повышения уровня развития физической культуры и спорта в стране и использования их потенциала для развития общества, при условии, что эти вопросы станут приоритетными не только для государства при решении задач по социально-экономическому развитию страны, но и для каждого гражданина России, в иерархии ценностных ориентаций которого они будут занимать ведущие позиции.
Как указывает один из ведущих российских специалистов в области спортивного права С.В. Алексеев, «нормативный компонент международного спортивного движения» включает:
– внутреннее право государств;
– международное право;
– разного рода международные рекомендательные и политические нормы («мягкое право»);
– неправовые внутригосударственные и международные правила (прежде всего, в виде моральных, этических норм; норм, рожденных цивилизационными особенностями и различиями).
На основании вышесказанного , определим следующим образом структуру системы регламентации в области спорта:
1) документы международного публичного права, включающего в себя:
– общепризнанные принципы и нормы международного права;
– международные конвенции;
– документы международных межгосударственных организаций;
– двух- и многосторонние межгосударственные, межправительственные и межведомственные соглашения о сотрудничестве в области спорта;
2) национальное (внутреннее) право государств;
3) «lex sportiva» (совокупность материальных и процессуальных норм (правил) неправовой регламентации).
Международное публичное право представляет собой особую, специфическую систему права, его принципы образуют фундамент мирового порядка, основанного на законности, а его формы выступают как основные и необходимые инструменты регулирования межгосударственных отношений. В отличие от внутригосударственного права, которое регулирует общественные отношения, складывающиеся внутри государства, международное право призвано регулировать отношения, определенные публичные отношения, складывающиеся в рамках всего мирового сообщества.
На основе анализа положения Конституции РФ о том, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора, нельзя утверждать, будто приоритет над национальным законодательством имеют любые договорные нормы международного права. Подобным договором является только международный договор Российской Федерации межгосударственного, межправительственного или межведомственного характера, ратифицированный и официально опубликованный.
Хотя Международный олимпийский комитет не обладает статусом ООН, ЮНЕСКО или иных подобных организаций, хотя основная масса нормативной регламентации в области спорта на международном уровне не является правовой, не имеет отношения к государствам или межгосударственным отношениям, тем не менее нельзя утверждать, что не существует международного права в области спорта.
Можно выделить следующие группы международных правовых актов в области спорта, а также привести их некоторые примеры:
1. Двух- или многосторонние межгосударственные, межправительственные и межведомственные соглашения о сотрудничестве в области спорта:
– Соглашение о сотрудничестве в области физической культуры и спорта государств – участников Содружества Независимых Государств (г. Ялта, 25 мая 2007 г.);
– Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Гватемала о сотрудничестве в области культуры, науки, образования и спорта (г. Москва, 24 мая 1999 г.);
– Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сан-Марино о сотрудничестве в области культуры, образования, спорта, туризма и торгово-экономической деятельности (г. Москва, 19 февраля 2002 г.);
2. Международные соглашения в области физического воспитания и спорта общего и этического характера:
– Международная хартия физического воспитания и спорта (Принята в Париже 21 ноября 1978 г. на 20-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО);
– Спортивная хартия Европы от 15 мая 1992 г.;
– Кодекс спортивной этики Совета Европы: «Справедливая игра – путь к победе»;
– Найробский Договор об охране олимпийского символа (г. Найроби, 26 сентября 1981 г.).
3. Международные конвенции в области борьбы с употреблением допинга:
– Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте (принята в Париже ЮНЕСКО 19 октября 2005 г.);
– Конвенция против применения допинга от 16 ноября 1989 г. (подписана в Страсбурге 16 ноября 1989 г. и вступила в силу 1 марта 1990 г. СССР (и Россия как правопреемница) – участник Конвенции с 1 апреля 1991 г.; всего в Конвенции участвуют 24 государства).
4. Международные конвенции в области борьбы с насилием в спорте и хулиганским поведением спортивных болельщиков:
– Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий и, в частности, футбольных матчей от 19 августа 1985 г. (г. Страсбург).
5. Международные конвенции в области борьбы с дискриминацией и расизмом в спорте:
– Международная конвенция против апартеида в спорте (г. Нью-Йорк, 16 мая 1986 г.).
6. Международные конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, иные документы в области международного частного права:
– Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (г. Нью-Йорк, 10 июня 1958 г.).
7. Международные конвенции о защите интеллектуальной собственности:
– Конвенция, учреждающая всемирную организацию интеллектуальной собственности (г. Стокгольм, 14 июля 1967 г., в ред. от 2 октября 1979 г.);
– Соглашение о сотрудничестве в области правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности и создании межгосударственного совета по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности (г. Санкт-Петербург, 19 ноября 2010 г.).
8. Международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью (в том числе связанной со спортивной деятельностью):
– Конвенция ООН против
транснациональной
– Европейская конвенция по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений (ETS № 116) (г. Страсбург, 24 ноября 1983 г.).
Определенный интерес представляет разработанный Международной ассоциацией спортивного права и утвержденный на XVII Международном конгрессе по спортивному праву IASL проект Международной спортивной хартии, цель которой заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления права человека на занятие спортом, а также в поощрении эффективной организации соревнований национального и международного уровня.
Наибольший объем нормативной регламентации в области спорта охватывает третья группа из указанных в нашем описании структуры системы регламентации в области спорта – «lex sportiva».
«Lex sportiva» включает в себя правила «мягкого международного права» в области спорта, то есть документы международных неправительственных организаций в области спорта, в том числе их соглашения между собой и с государствами406, документы международных неправительственных конференций по спорту, а также документы неправительственных спортивных организаций на уровне конкретных стран.
Результатами выполнения
поручений Президента Российской Федерации,
а также последующих
За период с 2006 по 2012 гг. приняты нормативно-правовые акты, направленные на регулирование и дальнейшее развитие физической культуры и спорта в стране, в том числе:
Разработаны и находятся на согласовании в Правительстве Российской Федерации Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации на 2011–2020 годы и проект федерального закона «О спортивной подготовке».
Одной из основополагающих задач государственной политики является создание условий для развития физической культуры и спорта, как эффективного средства привлечения детей, подростков и молодежи к активному образу жизни, их оздоровления, повышения уровня физического развития и профилактики правонарушений.
Переход к новой экономической формации в условиях новой России вызвал структурную перестройку всех сфер жизни людей. Не является исключением и сфера физической культуры и спорта. По мнению ряда ученых, множество факторов и явлений способствуют ухудшению, а в ряде случаев – кризисному состоянию отдельных звеньев и организаций системы физической культуры и спорта.
Изучение всех групп связей и проявлений социального феномена физической культуры – общих, частных и конкретных – может создать в конечном счете наиболее полную картину объекта изучения физической культуры и научно обоснованную структуру оптимального развития и управления.