Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 22:23, курсовая работа
В ходе работы удалось проанализировать различное техничное исполнение пирамиды «стойка на стопах нижней» высококвалифицированными спортсменами. Проведенный анализ техники позволил выявить методику обучения данной пирамиде в женских группах.
Область применения полученных результатов:
Практическая значимость работы заключается в том, что выявленные техника и методика обучения пирамиде с положением средней «стойка на стопах нижней» могут использоваться в практической деятельности тренеров при организации подготовки спортсменов-акробатов высокой квалификации.
Введение
6
Глава 1. Общая характеристика координационных способностей и их значимость при выполнении акробатических упражнений
8
1.1. Понятие о координационных способностях
8
1.2 Возрастная динамика естественного развития координационных способностей
12
1.3 Двигательно-координационные способности и их контроль в акробатике
13
1.4Основы техники акробатических упражнений
16
1.5 Методика обучения парно-групповым упражнениям (упражнениям в балансировании)
20
Глава 2. Методы и организация исследования
24
2.1 Методы исследования
24
2.2 Организация исследования
25
Глава 3. Анализ результатов исследования
27
3.1 Теоретическое обоснование техники исполнения акробатической пирамиды с положением средней «стойка на стопах нижней»
27
3.2 Методика обучения акробатической пирамиде с положением средней «Стойка на стопах нижней» в женских тройках
Характеристики координации
Такое физическое качество, как координация, требует особого внимания при его изучении. Именно поэтому в данном разделе не обойтись без уточнения её характеристик. Они следующие:
Координационные способности зависят от типа нервной системы, способности к быстрому мышлению, быстрому анализу ситуации и принятия решений, умения быстро и точно управлять мышцами. Координация движений зависит от уровня развития и степени чувствительности рецепторов: зрительного, мышечного, желудочного и лабиринтов внутреннего уха.
Особенность восприятий: чувства пространства и времени, чувства развиваемых мышечных усилий, чувства темпа (быстроты движений) и ритма (частоты движений), «чувства воды», «льда» и «покрытия дорожки», «чувства соперника» и болельщиков и т.д., от которых во многом зависит исход состязания. [5].
Факторы, обусловливающие проявление координационных способностей
Уровень развития координационных
качеств обуславливается
Проявление координационных способностей также зависит и от целого ряда следующих факторов, а именно: 1) способности человека к точному анализу движений; 2) деятельности анализаторов и особенно двигательного; 3) сложности двигательного задания; 4) уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.); 5) смелости и решительности; 6) возраста; 7) общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и другого. [21]
Не менее важным фактором является оперативный контроль параметров движений, которые выполняются, и обработка его результатов. В этом механизме особую роль играет точность афферентных импульсов, поступающих от рецепторов мышц, сухожилий, связок, суставных хрящей, а также от зрительного и вестибулярного анализаторов, и эффективность оценивания этих импульсов центральной нервной системой, точность и рациональность эфферентных импульсов, которые обеспечивают качество выполняемых движений.
К важнейшим факторам, обуславливающим уровень проявления координационных способностей, относится и моторная (двигательная) память. Другими словами – это качество центральной нервной системы запоминать движения и при необходимости воссоздавать их (Бернштейн, 1966). В частности, моторная память спортсменов высокого класса, особенно специализирующихся в сложнокоординационных видах спорта, единоборствах и спортивных играх, включает много навыков разнообразной сложности, что способствует проявлению высокого уровня этих физических способностей при овладении новыми движениями, в условиях воспроизведения наиболее эффективных движений при дефиците времени и пространства, в состоянии усталости, при противодействии соперника, при необходимости импровизации в непредвиденных сложных ситуациях и т.п. Именно наличие эффективных заготовок в моторной памяти обусловливает быстрые и эффективные двигательные действия в ситуациях, когда центральная нервная система не успевает обработать информацию, которая поступает от рецепторов. [8]
Важным фактором, который
обусловливает уровень
Ритмичность движений обеспечивается прежде всего эффективностью деятельности соматосенсорной системы (тактильная и проприоцептивная чувствительность) в тесной взаимосвязи с деятельностью зрительного и слухового анализаторов.
К важнейшим факторам, которые
обусловливают способность
Таким образом, проявление координационных
способностей обусловлено рядом
общих факторов. При этом эффективное
проявление их разновидностей в большей
мере лимитируется определёнными группами
этих факторов, что свидетельствует
как о родственности
координационных способностей
Как уже отмечалось, координационные способности человека очень разнообразны и специфичны. Поэтому и динамика их развития в онтогенезе имеет своеобразный для каждой разновидности характер. Наиболее полно изучена возрастная динамика развития способности сохранять равновесие (Фарфель, 1977; Гужаловский, 1984; А. Тер-Ованесян, И. Тер-Ованесян, 1986; Кабанов, 1992, 1996; Л. Волков, 1981 – 2001 и др.). Так, по данным В. Фарфеля (1977), как статическое, так и динамическое равновесие прогрессивно возрастает от 3 до 13 лет. При этом уже некоторые дети в 3 – 4 года имеют уровень проявления динамического равновесия близкий к уровню взрослых людей. Показатели статического равновесия, характерные для взрослых людей, встречаются у 7-летних детей.
Равновесие, как и другие физические качества, имеет неравномерный характер развития в онтогенезе.
Судя по некоторым данным,
способность девочек 1 – 2-го классов
к сохранению статического равновесия
существенно не изменяется. Во время
обучения в 4-м и 5-м классах она
значительно возрастает, а потом
на протяжении трёх лет беспрерывно
ухудшается и у восьмиклассниц приближается
к уровню проявления равновесия учениц
2-го класса. В старшем школьном возрасте
способность девушек к
Динамическое равновесие имеет несколько другой характер естественного развития – резко возрастает у третьеклассниц, существенно ухудшается в 4-м классе, стабилизируется в период обучения с 4-го по 8-й классы, несколько улучшается у девятиклассниц и снова в течение двух лет значительно ухудшается.
Способность детей к сохранению статического равновесия от 1-го ко 2-му классу существенно ухудшается, а потом в течение двух лет непрерывно возрастает. В 5-м классе она ухудшается до уровня третьеклассников и фактически на этом уровне стабилизируется в течение трёх лет. У девятиклассников она значительно возрастает, а в 11-м классе снова существенно ухудшается. [23]
Динамика естественного
развития динамического равновесия
существенно отличается. Довольно чётко
проявляются три возрастных периода
бурного его развития: 2 – 3-й, 7 –
9-й и 10 – 11-й классы. С 3-го по 8-й
и с 9-го по 10-й классы наблюдается
тенденция к ухудшению
Во взрослом возрасте показатели равновесия стабилизируются и существенно не изменяются до 40 – 50 лет, а в дальнейшем начинают снижаться (А. Тер-Ованесян, И. Тер-Ованесян, 1986).
Следует отметить, что в младшем и среднем школьном возрасте девочки имеют более высокий, чем мальчики, уровень проявления статического равновесия. Лишь школьники 9-го и 10-го классов превосходят по этому показателю физической подготовленности своих одноклассниц. Вместе с тем показатели динамического равновесия школьников практически во всех возрастных группах выше аналогичных показателей школьниц.
Способность к управлению временными, пространственными и силовыми параметрами движений активно возрастает от 6 – 7 до 10 – 12 лет (Фарфель, 1977). При этом существенных различий между возможностями лиц мужского и женского пола не наблюдается. В подростковом возрасте эти возможности значительно ухудшаются как у девочек, так и у мальчиков. Обусловлено это изменением рычагов приложения сил вследствие активного роста трубчатых костей в длину. После окончания пубертатного периода способность к управлению временными, пространственными и силовыми параметрами движений снова возрастает к 17 – 18 годам, а в дальнейшем – стабилизируется. Аналогичную возрастную динамику естественного развития имеет и способность к произвольному расслаблению мышц.
Следует отметить, что дети,
имеющие более высокие
Координированность движений у девочек имеет высокие темпы биологического развития от 8 до 9 и от 10 до 11 лет. В 11 – 12 лет темпы прироста средние. От 12 до 14 лет координированность ухудшается, а в дальнейшем восстанавливается и стабилизируется.
У мальчиков высокие темпы
биологического развития этой способности
приходятся на возрастные периоды
8 – 9 и 11 – 12 лет. С 13 до 14 лет – средние
темпы прироста. Возрастные периоды
от 9 до 10, от 12 до 13 и от 14 до 17 характеризуются
относительной стабилизацией
Таким образом, разные проявления координационных способностей имеют своеобразную возрастную динамику биологического развития. Тем не менее, наиболее высокие темпы их естественного прироста приходятся на препубертатный возраст. В подростковом возрасте координационные возможности существенно ухудшаются. В юношеском возрасте они снова улучшаются, а в дальнейшем – сначала стабилизируются, а с 40 – 50 лет начинают ухудшаться.
В уровне развития двигательно-координационных способностей, в отличие от силы, быстроты и выносливости, одарённые дети практически не уступают взрослым людям.
Возрастной период с 6 – 7 до 10 – 12 лет является наиболее благоприятным для развития координационных способностей с помощью специально организованной двигательной активности. [13]
и их контроль в акробатике
Акробатические упражнения
с каждым днём всё чаще применяются
для совершенствования
В нашей стране тренеры по гимнастике и акробатике опубликовали целый ряд учебников и учебных пособий. В этих работах разработана классификация акробатических упражнений, описаны техника исполнения и методика изучения акробатических элементов и соединений, даны рекомендации о планировании тренировочного процесса в различные периоды годичного цикла. Диссертации, защищённые в этой области, внесли большой вклад в научную разработку многих важных теоретических, методических и практических вопросов. Методическими пособиями, изданными в нашей стране, пользуются акробаты многих стран, о чём свидетельствует переиздание этих пособий в различных зарубежных странах. В 1965 году впервые создан специальный учебник по акробатике для студентов институтов (на тот момент) физической культуры.
Как и каждый вид спорта,
акробатика непрерывно развивается. Растёт
массовость занимающихся ею, увеличивается
трудность упражнений, повышается спортивное
мастерство акробатов. Это требует
постоянного совершенствования
методики тренировки, познания особенностей
в овладении техникой исполнения
простых и сложных