Теоретическое обоснование техники и методики обучения акробатической пирамиде с положением средней «стойка на стопах нижней» в женских т

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

В ходе работы удалось проанализировать различное техничное исполнение пирамиды «стойка на стопах нижней» высококвалифицированными спортсменами. Проведенный анализ техники позволил выявить методику обучения данной пирамиде в женских группах.
Область применения полученных результатов:
Практическая значимость работы заключается в том, что выявленные техника и методика обучения пирамиде с положением средней «стойка на стопах нижней» могут использоваться в практической деятельности тренеров при организации подготовки спортсменов-акробатов высокой квалификации.

Содержание работы

Введение
6
Глава 1. Общая характеристика координационных способностей и их значимость при выполнении акробатических упражнений
8
1.1. Понятие о координационных способностях
8
1.2 Возрастная динамика естественного развития координационных способностей
12
1.3 Двигательно-координационные способности и их контроль в акробатике
13
1.4Основы техники акробатических упражнений
16
1.5 Методика обучения парно-групповым упражнениям (упражнениям в балансировании)
20
Глава 2. Методы и организация исследования
24
2.1 Методы исследования
24
2.2 Организация исследования
25
Глава 3. Анализ результатов исследования
27
3.1 Теоретическое обоснование техники исполнения акробатической пирамиды с положением средней «стойка на стопах нижней»
27
3.2 Методика обучения акробатической пирамиде с положением средней «Стойка на стопах нижней» в женских тройках

Файлы: 1 файл

Семенова.docx

— 2.10 Мб (Скачать файл)

 

Характеристики  координации

 

Такое физическое качество, как координация, требует особого  внимания при его изучении. Именно поэтому в данном разделе не обойтись без уточнения её характеристик. Они следующие:

  • Способность к овладению новыми движениями особенно важна в сложнокоординационных видах спорта, таких как акробатика, гимнастика, спортивные игры и единоборства, где двигательная активность очень разнообразна, а постоянно меняющаяся ситуация заставляет быстро принимать новые решения. Способность к овладению новыми движениями тесно связана с развитием интеллекта и способностью индивида к обучению.
  • Умение дифференцировать и управлять движениями, правильно выбирать наиболее рациональный вариант в конкретной ситуации.
  • Способность к импровизации (неожиданности и внезапности для соперника) и комбинациям (система сложного замысла последовательных движений) в процессе двигательной деятельности является важнейшим фактором результативности в сложнокоординационных видах спорта.
  • Адекватность реакций и движений в данной ситуации, её целесообразность и своевременность.

Координационные способности  зависят от типа нервной системы, способности к быстрому мышлению, быстрому анализу ситуации и принятия решений, умения быстро и точно управлять  мышцами. Координация движений зависит  от уровня развития и степени чувствительности рецепторов: зрительного, мышечного, желудочного и лабиринтов внутреннего уха.

Особенность восприятий: чувства  пространства и времени, чувства  развиваемых мышечных усилий, чувства  темпа (быстроты движений) и ритма (частоты  движений), «чувства воды», «льда» и  «покрытия дорожки», «чувства соперника» и болельщиков и т.д., от которых  во многом зависит исход состязания. [5].

 

Факторы, обусловливающие  проявление координационных способностей

 

Уровень развития координационных  качеств обуславливается значительным количеством разнообразных факторов:  наличие образов динамических, временных  и пространственных характеристик  движений собственного тела и разных его частей в сложном их взаимодействии; понимание человеком поставленной перед ним двигательной задачи; способность  к формированию плана и конкретного  способа решения соответствующей  двигательной задачи (Бернштейн, 1966; Пуни, 1980). [9]

Проявление координационных  способностей также зависит и  от целого ряда следующих факторов, а именно: 1) способности человека к точному анализу движений; 2) деятельности анализаторов и особенно двигательного; 3) сложности двигательного  задания; 4) уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.); 5) смелости и решительности; 6) возраста; 7) общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и другого. [21]

Не менее важным фактором является оперативный контроль параметров движений, которые выполняются, и  обработка его результатов. В этом механизме особую роль играет точность афферентных импульсов, поступающих от рецепторов мышц, сухожилий, связок, суставных хрящей, а также от зрительного и вестибулярного анализаторов, и эффективность оценивания этих импульсов центральной нервной системой, точность и рациональность эфферентных импульсов, которые обеспечивают качество выполняемых движений.

К важнейшим факторам, обуславливающим  уровень проявления координационных  способностей, относится и моторная (двигательная) память. Другими словами  – это качество центральной нервной  системы запоминать движения и при  необходимости воссоздавать их (Бернштейн, 1966). В частности, моторная память спортсменов высокого класса, особенно специализирующихся в сложнокоординационных видах спорта, единоборствах и спортивных играх, включает много навыков разнообразной сложности, что способствует проявлению высокого уровня этих физических способностей при овладении новыми движениями, в условиях воспроизведения наиболее эффективных движений при дефиците времени и пространства, в состоянии усталости, при противодействии соперника, при необходимости импровизации в непредвиденных сложных ситуациях и т.п. Именно наличие эффективных заготовок в моторной памяти обусловливает быстрые и эффективные двигательные действия в ситуациях, когда центральная нервная система не успевает обработать информацию, которая поступает от рецепторов. [8]

Важным фактором, который  обусловливает уровень проявления координационных качеств, есть эффективная  внутри- и межмышечная координация. Способность быстро активизировать необходимое количество двигательных единиц, обеспечивать оптимальное взаимодействие мышц-синергистов и мышц-антагонистов, быстрый и эффективный переход мышц от напряжения к расслаблению присущи людям, отличающихся высоким уровнем развития координационных способностей.  

Ритмичность движений обеспечивается прежде всего эффективностью деятельности соматосенсорной системы (тактильная и проприоцептивная чувствительность) в тесной взаимосвязи с деятельностью зрительного и слухового анализаторов.

К важнейшим факторам, которые  обусловливают способность человека к эффективному произвольному расслаблению мышц, относятся эффективность психической  регуляции работы мышц, толерантность  к эмоциональному стрессу, оптимальное  психическое напряжение во время  занятий (Платонов, Булатова, 1995). Недостаточное  произвольное расслабление мышц, не задействованных  в выполнении преодолевающей работы во время определённого движения, может быть обусловлено следующими группами факторов:

  • биомеханическими, которые являются результатом возникновения реактивных сил при выполнении сложных в координационном плане двигательных действий с большой амплитудой и скоростью;
  • физиологическими, заключающимися в возрастании напряжения мышц вследствие иррадиации возбуждения в центральной нервной системе;
  • психолого-педагогическими, которые проявляются скованностью движений вследствие сложности двигательной задачи (координационная напряжённость), эмоционального возбуждения, в частности желания выполнить движение с предельной мобилизацией функциональных возможностей (аффекторная напряжённость) или слабости мышц, на которые падает нагрузка, если человек старается невольно компенсировать этот недостаток напряжением мышц, не имеющих отношения к выполнению соответствующего движения;
  • условиями среды, в которой выполняются двигательные действия  (А.Тер-Ованесян, И.Тер-Ованесян, 1986). [9]

Таким образом, проявление координационных  способностей обусловлено рядом  общих факторов. При этом эффективное  проявление их разновидностей в большей  мере лимитируется определёнными группами этих факторов, что свидетельствует  как о родственности координационных  способностей, так и о выраженной их специфичности.

 

 

 

 

 

    1.  Возрастная динамика естественного развития

координационных способностей

 

Как уже отмечалось, координационные  способности  человека очень разнообразны и специфичны. Поэтому и динамика их развития в онтогенезе имеет своеобразный для каждой разновидности характер. Наиболее полно изучена возрастная динамика развития способности сохранять равновесие (Фарфель, 1977; Гужаловский, 1984; А. Тер-Ованесян, И. Тер-Ованесян, 1986; Кабанов, 1992, 1996; Л. Волков, 1981 – 2001 и др.). Так, по данным В. Фарфеля (1977), как статическое, так и динамическое равновесие прогрессивно возрастает от 3 до 13 лет. При этом уже некоторые дети в 3 – 4 года имеют уровень проявления динамического равновесия близкий к уровню взрослых людей. Показатели статического равновесия, характерные для взрослых людей, встречаются у 7-летних детей.

Равновесие, как и другие физические качества, имеет неравномерный  характер развития в онтогенезе.

Судя по некоторым данным, способность девочек 1 – 2-го классов  к сохранению статического равновесия существенно не изменяется. Во время  обучения в 4-м и 5-м классах она  значительно возрастает, а потом  на протяжении трёх лет беспрерывно  ухудшается и у восьмиклассниц приближается к уровню проявления равновесия учениц 2-го класса. В старшем школьном возрасте способность девушек к сохранению статического равновесия волнообразно возрастает. Высокие темпы её развития характерны для девяти- и одиннадцатиклассниц.

Динамическое равновесие имеет несколько другой характер естественного развития – резко  возрастает у третьеклассниц, существенно  ухудшается в 4-м классе, стабилизируется  в период обучения с 4-го по 8-й классы, несколько улучшается у девятиклассниц и снова в течение двух лет  значительно ухудшается.

Способность детей к сохранению статического равновесия от 1-го ко 2-му классу существенно ухудшается, а  потом в течение двух лет непрерывно возрастает. В 5-м классе она ухудшается до уровня третьеклассников и фактически на этом уровне стабилизируется в  течение трёх лет. У девятиклассников она значительно возрастает, а  в 11-м классе снова существенно  ухудшается. [23]

Динамика естественного  развития динамического равновесия существенно отличается. Довольно чётко  проявляются три возрастных периода  бурного его развития: 2 – 3-й, 7 – 9-й и 10 – 11-й классы. С 3-го по 8-й  и с 9-го по 10-й классы наблюдается  тенденция к ухудшению способности  поддерживать динамическое равновесие тела.

Во взрослом возрасте показатели равновесия стабилизируются и существенно  не изменяются до 40 – 50 лет, а в дальнейшем начинают снижаться (А. Тер-Ованесян, И. Тер-Ованесян, 1986).

Следует отметить, что в  младшем и среднем школьном возрасте девочки имеют более высокий, чем мальчики, уровень проявления статического равновесия. Лишь школьники 9-го и 10-го классов превосходят по этому показателю физической подготовленности своих одноклассниц. Вместе с тем  показатели динамического равновесия школьников практически во всех возрастных группах выше аналогичных показателей  школьниц.

Способность к управлению временными, пространственными и  силовыми параметрами движений активно  возрастает от 6 – 7 до 10 – 12 лет (Фарфель, 1977). При этом существенных различий между возможностями лиц мужского и женского пола не наблюдается. В подростковом возрасте эти возможности значительно ухудшаются как у девочек, так и у мальчиков. Обусловлено это изменением рычагов приложения сил вследствие активного роста трубчатых костей в длину. После окончания пубертатного периода способность к управлению временными, пространственными и силовыми параметрами движений снова возрастает к 17 – 18 годам, а в дальнейшем – стабилизируется. Аналогичную возрастную динамику естественного развития имеет и способность к произвольному расслаблению мышц.

Следует отметить, что дети, имеющие более высокие показатели в управлении параметрами движений, лучше и быстрее овладевают техникой новых двигательных действий. [19]

Координированность движений у девочек имеет высокие темпы  биологического развития от 8 до 9 и  от 10 до 11 лет. В 11 – 12 лет темпы прироста средние. От 12 до 14 лет координированность ухудшается, а в дальнейшем восстанавливается  и стабилизируется.

У мальчиков высокие темпы  биологического развития этой способности  приходятся на  возрастные периоды 8 – 9 и 11 – 12 лет. С 13 до 14 лет – средние  темпы прироста. Возрастные периоды  от 9 до 10, от 12 до 13 и от 14 до 17 характеризуются  относительной стабилизацией координированности движений, то есть существенных положительных или отрицательных изменений не происходит (Л. Волков, 2001).

Таким образом, разные проявления координационных способностей  имеют  своеобразную возрастную динамику биологического развития. Тем не менее, наиболее высокие  темпы их естественного прироста приходятся на препубертатный возраст. В подростковом возрасте координационные возможности существенно ухудшаются. В юношеском возрасте они снова улучшаются, а в дальнейшем – сначала стабилизируются, а с 40 – 50 лет начинают ухудшаться.

В уровне развития двигательно-координационных  способностей, в отличие от силы, быстроты и выносливости, одарённые  дети практически не уступают взрослым людям.

Возрастной период с 6 – 7 до 10 – 12 лет является наиболее благоприятным  для развития координационных способностей с помощью специально организованной двигательной активности. [13]

 

 

    1.  Двигательно-координационные способности

и их контроль в акробатике

 

Акробатические упражнения с каждым днём всё чаще применяются  для совершенствования мастерства во многих видах спорта. Такие качества, как ловкость, ориентировка в пространстве, лучше всего развивать средствами акробатики.

В нашей стране тренеры  по гимнастике и акробатике опубликовали целый ряд учебников и учебных  пособий. В этих работах разработана  классификация акробатических упражнений, описаны техника исполнения и  методика изучения акробатических элементов  и соединений, даны рекомендации о  планировании тренировочного процесса в различные периоды годичного  цикла.  Диссертации, защищённые в  этой области, внесли большой вклад  в научную разработку многих важных теоретических, методических и практических вопросов. Методическими пособиями, изданными в нашей стране, пользуются акробаты многих стран, о чём свидетельствует  переиздание этих пособий в различных  зарубежных странах. В 1965 году впервые  создан специальный учебник по акробатике для студентов институтов (на тот  момент) физической культуры.

Как и каждый вид спорта, акробатика непрерывно развивается. Растёт массовость занимающихся ею, увеличивается  трудность упражнений, повышается спортивное мастерство акробатов. Это требует  постоянного совершенствования  методики тренировки, познания особенностей в овладении техникой исполнения простых и сложных акробатических упражнений. [18]

Информация о работе Теоретическое обоснование техники и методики обучения акробатической пирамиде с положением средней «стойка на стопах нижней» в женских т