Теоретическое обоснование техники и методики обучения акробатической пирамиде с положением средней «стойка на стопах нижней» в женских т

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

В ходе работы удалось проанализировать различное техничное исполнение пирамиды «стойка на стопах нижней» высококвалифицированными спортсменами. Проведенный анализ техники позволил выявить методику обучения данной пирамиде в женских группах.
Область применения полученных результатов:
Практическая значимость работы заключается в том, что выявленные техника и методика обучения пирамиде с положением средней «стойка на стопах нижней» могут использоваться в практической деятельности тренеров при организации подготовки спортсменов-акробатов высокой квалификации.

Содержание работы

Введение
6
Глава 1. Общая характеристика координационных способностей и их значимость при выполнении акробатических упражнений
8
1.1. Понятие о координационных способностях
8
1.2 Возрастная динамика естественного развития координационных способностей
12
1.3 Двигательно-координационные способности и их контроль в акробатике
13
1.4Основы техники акробатических упражнений
16
1.5 Методика обучения парно-групповым упражнениям (упражнениям в балансировании)
20
Глава 2. Методы и организация исследования
24
2.1 Методы исследования
24
2.2 Организация исследования
25
Глава 3. Анализ результатов исследования
27
3.1 Теоретическое обоснование техники исполнения акробатической пирамиды с положением средней «стойка на стопах нижней»
27
3.2 Методика обучения акробатической пирамиде с положением средней «Стойка на стопах нижней» в женских тройках

Файлы: 1 файл

Семенова.docx

— 2.10 Мб (Скачать файл)

Балансирование в парной акробатике – это действия партнёров, направленные на сохранение определённого  положения. В упражнения в балансировании входят: входы, упоры, поддержки, стойки, равновесия, движения партнёров, сходы и опускания.

Способы балансирования

Балансирование кистями: используется во всех видах парных упражнений – от элементарных поддержек  до сложных равновесий, стоек и  вольтижных упражнений. Осуществляется посредством давления кистями в сторону, противоположную отклонению верхнего. Трудность состоит в изменении положения кистей партнёра в зависимости от упражнения и положения. Положение «упор» (когда верхний отклоняется немного в определённом направлении, а нижний сопротивляется ему) удобнее вертикального положения. Неверное положение кистей или несвоевременное балансирование является основной причиной ошибок, возникающих, в основном, в момент в момент максимального напряжения (при ловле или удержании). Примером являются стойки в руках; стойки в руках с поддержанием верхнего под живот, в то время как нижний несколько раз приподнимает и опускает кисти; сальто с рук в руки, где нижний либо продолжает движение верхнего, либо останавливает его при перекруте.

  1. Балансирование ступнями: в младших разрядах применяется во всех видах парной акробатики, а в высших разрядах используется мужскими и женскими парами. Эта техника аналогична технике балансирования кистями. Примером являются поддержки и стойки на ступнях нижнего, выполняющего стойку на лопатках.
  2. Балансирование головой: по механическим действиям нижнего сходно с балансированием кистями, так как голова отклоняется в сторону, противоположную отклонению партнёра. Популярно, в основном, в мужских парах. Трудность заключается в балансировании без зрительного контроля. Смешанные пары выполняют баланс на лбу партнёра, что позволяет нижнему визуально контролировать отклонение верхней от вертикали.
  3. Балансирование движениями: в горизонтальной плоскости применяется для удержания верхнего в стойках, поддержках и равновесиях в тех случаях, когда не удаётся сохранить нужное положение усилием кистей (ступней, головы). Данный вид баланса выполняется посредством смещения туловища (не сходя с места и с переступаниями). Чем больше смещение верхнего от вертикали, тем быстрее должен перемещаться нижний. Пример – стойки на разной опоре.
  4. Пассировка (сгибание рук и приседание с партнёром) применяется, в основном, для погашения инерции и смягчения удара при ловле. Наиболее наглядным примером является стойка толчком: если в завершающей фазе верхний не доходит до стойки, нижний должен сделать максимально быстрое приседание; если то же движение выполняется партнёром с чрезмерным вращением или движением вперёд, то пассировку следует делать замедленно, как бы стараясь остановит верхнего в стойке на прямых руках.

Освоение баланса осуществляют в следующем порядке: кистями, ступнями, движением, пассировкой, головой. Вначале  – со снарядом-тренажёром, затем  – простейшие поддержки, стойки, равновесия и вольтижные элементы. Баланс всегда осуществляется по носкам ног в стойке; по голове или плечу в равновесии, т.е. по наиболее высоко поднятой части тела. 

 

    1. Методика обучения парно-групповым упражнениям         (упражнениям в балансировании)

 

В основе упражнений в балансировании лежат коллективные движения партнёров. Наиболее выносливых, физически крепких, сильных ставят на роль нижнего; более лёгких, ловких, умеющих держать, выполнять стойки, балансировать – на роли верхнего, 1-го и 2-го среднего.

Упражнения балансирования (пирамиды) разучивают по частям. В начале следует освоить наиболее трудные положения, различные способы удержаний, слезаний, переходы. Овладение техникой положений, их элементами и звеньями в дальнейшем облегчит построении е всей пирамиды.

В балансовых упражнениях  основным является та статическая осанка, при которой будет правильно  распределена нагрузка на все звенья тела, т.е. создание линии.

При разучивании пирамид  нужно учитывать следующее:

  • Физические качества;
  • Подходит / не подходит пирамида для обучаемых;
  • Зрелость / незрелость спортсмена.

Нельзя исключать технические  упражнения в балансировании, которые  должны составлять одинаковое количество по времени и объёму с упражнениями на линию.

Во время разучивания  пирамид полезно и необходимо применять подготовительные (индивидуальные и групповые упражнения). В зависимости  от сложности пирамиды вначале осваиваются  её составные части. Рекомендуется  следующая последовательность в  изучении пирамид, где поочерёдно осваиваются:

  1. составные части пирамиды парами.
  2. составные части пирамиды, выполняемые тройками (четвёрками) поочерёдно, исключая одного из участников.
  3. облегчённый вариант самой пирамиды (с помощью и самостоятельно).
  4. основной вариант пирамиды (с помощью и  самостоятельно).
  5. усложнённый вариант с выполнением и более продолжительной фиксацией пирамиды.

Построение и переход  пирамиды, как определяют правила  соревнований,  может быть произвольным, но обязательно должен быть быстрым, ловким, красивым, лёгким. Здесь же необходимо избегать лишних перехватов рук, некрасивых поз, переступаний, ненужных остановок. Перестроение должно быть осуществлено рационально (с наименьшими усилиями). Для перестроений в пирамиде нижний, средние и верхний должны быть физически и технически готовы. Обучение акробатов любой специализации должно проходить от простого к сложному.

Важной стороной обучения является разрушение пирамиды. Это  необходимо учитывать на учебно-тренировочных  сборах и на соревнованиях. Объяснение элементов страховки и самостраховки является обязательным, особенно при разучивании такой пирамиды, как «стойка на стопах нижней» в женских группах. При этом важно помнить следующее: если один из участников не может удержать пирамиду или партнёра, находящегося над ним, он обязан немедленно подать голосом сигнал и после сигнала держать его столько времени, сколько необходимо для быстрого спрыгивания.

При вынужденном разрушении особенно внимательно нужно следить  за соскоком верхнего, так как он находится выше всех и часто вниз головой. В момент падения партнёр, удерживающий верхнего, толкает его так, чтобы он приземлился на ноги; а партнёры, находящиеся ниже, поддерживают верхнего и, по возможности, ловят его.

 

Заключение по 1 главе

 

На основании анализа  научно-методической литературы можно  сделать обобщающее материал заключение.

Проблема физических (двигательных) способностей – одна из наиболее значимых в педагогике, психологии и физиологии физического воспитания и спорта и одновременно предмет непрекращающихся дискуссий. Она становится всё более  важной для практики воспитания всесторонне  развитой личности, так как непосредственно  связана с целым комплексом проблем, решаемых только путём долгих исследований.

Среди двигательных способностей одно из центральных мест занимают координационные способности.

Это справедливо и закономерно. В современных непрерывно изменяющихся и совершенствующихся условиях возросло значение таких качеств человека, как способность быстро ориентироваться  в пространстве, тонко дифференцировать свои мышечные ощущения и регулировать степень напряжения мышц; быстро реагировать  на сигналы внешней среды; вестибулярная  устойчивость. Координационные способности  включают в себя такие понятия, как  чувство ритма, способность произвольно  расслаблять мышцы, умение быстро и  целесообразно действовать в  изменяющихся условиях, способность  сохранять равновесие и др.  

И тем не менее, результаты многочисленных исследований последних десятилетий показывают, что различные виды координационных проявлений человека в физическом воспитании, спорте и трудовой деятельности, быту достаточно специфичны.

В современных направлениях теории и практики спорта проблема координационных, или, как их часто  называют, двигательно-координационных  способностей, несмотря на кажущуюся  простоту, также является одной из наиболее интересных и в то же время наиболее противоречивых и активно разрабатываемых.

Необходимость целенаправленного  развития способностей оптимально регулировать и управлять движениями, известными в настоящее время под термином «координационные способности», не вызывают сомнений у специалистов. Вместе с  тем вопросы формирования комплекса  координационных способностей у  спортсменов  еще недостаточно разработаны  и представляют существенную трудность  для тренеров.

В соревновательной деятельности в сложнокоординационных видах спорта и, в частности, в акробатике, большую роль играют такие способности, как умение быстро ориентироваться в пространстве; тонко дифференцировать свои мышечные ощущения и регулировать степень напряжения мышц; быстро реагировать на сигналы внешней среды; вестибулярная устойчивость и т. п. Эти способности специалисты относят к координационным, без развития которых невозможно добиться наивысших результатов в акробатике.

Несмотря на большое многообразие акробатических упражнений, все они  имеют общие основы техники.

Во-первых, упражнения исполняются  людьми. Следовательно, все упражнения должны подчиняться анатомо-физиологическим  закономерностям.

Во-вторых, при выполнении акробатических упражнений происходит перемещение тела в пространстве. Это совершается по закономерностям  механики, поэтому каждое упражнение подчиняется моментно-механическим закономерностям. К таковым можно  отнести:

  1. При прочих равных условиях устойчивость тела тем больше, чем больше его масса; ниже расположен центр тяжести; больше площадь опоры.
  2. Чем ближе проекция центра тяжести расположена к краю опоры, тем больше вероятность потери равновесия при дальнейшем смещении центра тяжести в данную сторону.
  3. При выходе проекции центра тяжести за пределы площади опоры равновесие нарушается и тело падает.

При выполнении большинства  акробатических упражнений следует  учитывать множество различных  факторов.

Следует учитывать также возрастающие требования к оригинальности композиционных постановок, сложности выполняемых элементов. Этим и обосновывается необходимость  изучения техники и методики выполнения рассматриваемой нами акробатической пирамиды.

 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И  МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

2.1 Методы исследования

 

В нашей работе использовались следующие методы исследования:

  1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования.
  2. Анализ видеозаписей.
  3. Киноконтурография.
  4. Анкетирование.
  5. Интервьюирование.
  6. Методы математической статистики.

Анализ научно-методической литературы

Анализ научно-методической литературы проводился с целью изучения вопросов и проблем технического и методического обеспечения  тренеров по акробатике в сфере силовых  элементов. Анализировалась техника  исполнения пирамид спортсменами высокого класса, а также методика обучения им квалифицированными тренерами. Особое внимание обращалось на изучение и  анализ конкретных методических указаний и возможно допускаемых ошибок. Изучение научной литературы позволило установить, что в исследуемой проблеме мало изучен вопрос о наиболее рациональных приёмах выполнения и разучивания  тех или иных силовых элементов, в особенности в женских группах, а также недостаточно изучены  аспекты. В связи с этим выявлена целесообразность обоснования техники  и методики обучения конкретным пирамидам, а именно акробатической пирамиде с  положением средней «стойка на стопах нижней». Проработано 59 литературных источников.

Анализ видеозаписей и снимков (фотографий)

Ввиду получения широкого распространения записи наблюдений с помощью технических средств (а именно видеокамер, фотоаппаратов  и иных), в нашей работе также  использовались видеозаписи и снимки (фотографии) изучаемой нами пирамиды в исполнении её спортсменами различной  квалификации.

Целью анализа видеозаписей и снимков было сравнение правильной и образцовой (модельной) техники  исполнения изучаемой пирамиды с  технически неверным её исполнением, а  также рассмотрение допускаемых  ошибок, неустойчивых положений и, вследствие этого, падений.

В нашем исследовании использовались видеозаписи и фотоснимки с изображением спортсменов-акробатов (женских троек) высокой квалификации (мастеров спорта, мастеров спорта международного класса, членов национальной сборной команды  Республики Беларусь, членов юношеской  национальной сборной команды Республики Беларусь), а также видеозаписи  и снимки соревновательных выступлений  самого исследователя.

Информация о работе Теоретическое обоснование техники и методики обучения акробатической пирамиде с положением средней «стойка на стопах нижней» в женских т