Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 22:23, курсовая работа
В ходе работы удалось проанализировать различное техничное исполнение пирамиды «стойка на стопах нижней» высококвалифицированными спортсменами. Проведенный анализ техники позволил выявить методику обучения данной пирамиде в женских группах.
Область применения полученных результатов:
Практическая значимость работы заключается в том, что выявленные техника и методика обучения пирамиде с положением средней «стойка на стопах нижней» могут использоваться в практической деятельности тренеров при организации подготовки спортсменов-акробатов высокой квалификации.
Введение
6
Глава 1. Общая характеристика координационных способностей и их значимость при выполнении акробатических упражнений
8
1.1. Понятие о координационных способностях
8
1.2 Возрастная динамика естественного развития координационных способностей
12
1.3 Двигательно-координационные способности и их контроль в акробатике
13
1.4Основы техники акробатических упражнений
16
1.5 Методика обучения парно-групповым упражнениям (упражнениям в балансировании)
20
Глава 2. Методы и организация исследования
24
2.1 Методы исследования
24
2.2 Организация исследования
25
Глава 3. Анализ результатов исследования
27
3.1 Теоретическое обоснование техники исполнения акробатической пирамиды с положением средней «стойка на стопах нижней»
27
3.2 Методика обучения акробатической пирамиде с положением средней «Стойка на стопах нижней» в женских тройках
Анализ просмотренных видеозаписей и фотографий проводился в период с 2009 по 2012 г.г. по мере накопления фактического материала.
Интервьюирование
Интервьюирование является одним из распространённых и дающих наиболее полную информацию опросных методов, позволяющих конкретизировать имеющиеся данные.
В нашем исследовании имело
место проведение интервью с целью
выявления и сопоставления
Киноконтурография
В ходе данного метода исследования имеющиеся видеозаписи техники исполнения пирамиды с положением средней «стойка на стопах нижней» обрабатывались на компьютере (разбивка пространственных характеристик техники по кадрам с помощью программы Windows Movie Maker).
Анкетирование
Анкетирование, наряду с интервьюированием, является одним из наиболее распространённых опросных методов исследования.
В нашем случае анкетирование проводилось с целью дополнения и детализации проведённого ранее интерьюированного опроса.
Оно было проведено в период с 17 по 19 марта 2011г. в г. Витебске на открытом международном турнире по спортивной акробатике «Кубок Космонавтики», проводимом совместно с Чемпионатом Республики Беларусь.
В нём принимали
участие 15 тренеров по спортивной
акробатике различной
(см. Приложение: Анкета «Техника и методика обучения акробатической пирамиде с положением средней «стойка на стопах нижней» в женских групповых упражнениях).
Методы математической статистики
В исследованиях физического воспитания и спорта широко используются методы математической статистики (иногда ее называют вариационной статистикой).
В нашем исследовании также имеет место данный метод, с помощью которого мы определили соотношение ответов тренеров на вопросы анкеты (см. главу3).
2.2 Организация исследования
Исследования проводились в период с 2008 по 2012 г.г. В качестве предмета исследования выступила непосредственно сама пирамида с положением средней «стойка на стопах нижней» в исполнении женских групп. Была рассмотрена техника исполнения данной пирамиды акробатами высокой квалификации (мастерами спорта и мастерами спорта международного класса), членами национальной сборной команды Республики Беларусь, членами юношеской национальной сборной команды Республики Беларусь.
Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе изучалось состояние вопроса в специальной научно-методической литературе с целью выявления методических аспектов обучения технике выполнения данного силового элемента, которые анализировались на протяжении всего периода исследования.
Второй этап заключался в
просмотре и анализе
Третий этап исследования
заключался в непосредственной интерпретации
имеющейся информации, обработке
её с помощью методов
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1 Теоретическое
обоснование техники
На основе анкетного анализа,
а также данных, полученных в ходе
дачи интервью, предоставляется возможным
сопоставление мнений опытных тренеров
с общим мнением тренеров в
отношении разучивания и
Анализ показал, что большинство тренеров владеют методикой обучения данной пирамиде лишь «понаслышке», то есть в недостаточной мере, и при желании разучить её руководствуются либо «собственно изобретаемой» техникой, либо техникой, заимствованной у других тренеров, которая зачастую является неподходящей для конкретных спортсменов-акробатов. Однако опытные тренеры работают по своей, уже отработанной и налаженной методике, что позволяет им разучить то или иное упражнение в балансировании намного быстрее и качественнее.
Многие тренеры полагают, что разучивание данной пирамиды целесообразно начинать с 9 – 11 лет (верхняя) и 12 – 14 лет (нижняя). Однако немногим более позднее (15 – 17 лет) разучивание пирамиды не мешает выполнять её также качественно. Мнение тренеров по этому вопросу отражено в следующей диаграмме (рисунок 2).
Рисунок 2 - Начальный возраст разучивания пирамиды
По мнению тренеров, основными наиболее часто возникающими причинами ошибок при разучивании данной пирамиды являются следующие:
Это отражает рисунок 3.
Рисунок 3 - Причины ошибок, наиболее часто возникающих
при разучивании пирамиды
Таким образом, на начальном этапе обучения конкретно этому элементу следует обратить внимание на преодоление выше указанных неблагоприятных факторов.
Немаловажную роль в освоении данного элемента играет соблюдение и учёт всех биомеханических свойств спортсменов. Здесь взгляды тренеров заметно разделились: одни полагают, что наименьшая устойчивость наблюдается при постановке кистей у средней и верхней; другие – при постановке стоп у средней и нижней (рисунок 4).
Рисунок 4 - Звенья тела с наименьшей устойчивостью
Однако большинство тренеров полагают, что у средней и нижней наблюдается наименьшая устойчивость.
Следовательно, всё вышесказанное
следует учитывать при
При подготовке спортсменов-партнёров к обучению рассматриваемой нами пирамиде особое внимание следует уделить общей и специальной физической подготовке, а именно – учесть все её основные показатели (таблица 1).
Таблица 1 - Значимость показателей ОФП, СФП и СТП спортсменов-партнёров при разучивании пирамиды с положением средней «стойка на стопах нижней»
Показатели ОФП, СФП и СТП |
Нижняя |
Средняя |
Верхняя |
1.Сила рук |
|||
2.Сила ног |
|||
3.Координация |
|||
4.Пространственно- временные ощущения |
|||
5.Чувство «баланса» |
|||
6.Подавление страха, боязни выполнять элемент |
|||
7.Умение падать |
|||
8.Умение ловить |
Ряд тренеров считает, что для наилучшего сохранения баланса в пирамиде с положением средней «стойка на стопах нижней» необходимо:
В ходе исследования также
выяснилось, что пирамида с положением
средней «стойка на стопах нижней»
в женских групповых
Техника исполнения
Так как любая пирамида состоит из трёх частей, – входа, фиксации и соскока – то и технику исполнения изучаемой нами пирамиды целесообразно рассматривать, разбивая её на отдельные блоки.
Блок «нижняя – средняя»
Вход в пирамиду: средняя, придерживаясь за руки нижней, поочерёдно ставит свои стопы на стопы нижней, для чего нижняя должна слегка согнуть ноги в коленях. Далее средняя перехватывает руки, держась за стопы нижней, а нижняя, в свою очередь, слегка подпирая руками согнутые в коленях ноги, выпрямляет их. По достижении устойчивости в данном положении выпрямляется и средняя). Затем осуществляется фиксация данного положения и соскок (сход на пол или на мат).
Рисунок 5 - Повышение частоты исполнения исследуемой пирамиды на международных соревнования
Блок «средняя – верхняя»
Вход в пирамиду:
1-й вариант: верхняя и средняя стоят лицом друг к другу, держась за руки скрестно. Затем средняя приседает и вытягивает руки вверх, а верхняя запрыгивает на колени к средней, после чего поочерёдно ставит правую ногу на правое плечо, левую – на левое плечо средней. После – средняя выпрямляет колени.
2-й вариант: вход в
пирамиду сбоку, то есть
Блок «нижняя – верхняя»
Этот блок представляет собой непосредственное выполнение пирамиды в целом.
Ниже представлена техника исполнения пирамиды с положением средней «стойка на стопах нижней» в женской группе (рисунок 6 А).