Теоретическое обоснование техники и методики обучения акробатической пирамиде с положением средней «стойка на стопах нижней» в женских т

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

В ходе работы удалось проанализировать различное техничное исполнение пирамиды «стойка на стопах нижней» высококвалифицированными спортсменами. Проведенный анализ техники позволил выявить методику обучения данной пирамиде в женских группах.
Область применения полученных результатов:
Практическая значимость работы заключается в том, что выявленные техника и методика обучения пирамиде с положением средней «стойка на стопах нижней» могут использоваться в практической деятельности тренеров при организации подготовки спортсменов-акробатов высокой квалификации.

Содержание работы

Введение
6
Глава 1. Общая характеристика координационных способностей и их значимость при выполнении акробатических упражнений
8
1.1. Понятие о координационных способностях
8
1.2 Возрастная динамика естественного развития координационных способностей
12
1.3 Двигательно-координационные способности и их контроль в акробатике
13
1.4Основы техники акробатических упражнений
16
1.5 Методика обучения парно-групповым упражнениям (упражнениям в балансировании)
20
Глава 2. Методы и организация исследования
24
2.1 Методы исследования
24
2.2 Организация исследования
25
Глава 3. Анализ результатов исследования
27
3.1 Теоретическое обоснование техники исполнения акробатической пирамиды с положением средней «стойка на стопах нижней»
27
3.2 Методика обучения акробатической пирамиде с положением средней «Стойка на стопах нижней» в женских тройках

Файлы: 1 файл

Семенова.docx

— 2.10 Мб (Скачать файл)

Анализ просмотренных  видеозаписей и фотографий проводился в период с 2009 по 2012 г.г. по мере накопления фактического материала.

 

 

Интервьюирование

Интервьюирование является одним из распространённых и дающих наиболее полную информацию опросных методов, позволяющих  конкретизировать имеющиеся данные. 

В нашем исследовании имело  место проведение интервью с целью  выявления и сопоставления мнений тренеров различной квалификации о  зависимости методичного обучения и техничного исполнения пирамиды с  положением средней «стойка на стопах нижней» от всевозможных факторов.       Оно было проведено в период с 9 по 12 декабря 2010г. на международном  турнире по спортивной акробатике «Кубок Бондарева», проходившем в г. Минске.

Киноконтурография

В ходе данного метода исследования имеющиеся видеозаписи техники  исполнения пирамиды с положением средней  «стойка на стопах нижней» обрабатывались на компьютере (разбивка пространственных характеристик техники по кадрам с помощью программы Windows Movie Maker).

Анкетирование

Анкетирование, наряду с  интервьюированием, является одним  из наиболее распространённых опросных методов исследования.

В нашем случае анкетирование  проводилось с целью дополнения и детализации проведённого ранее  интерьюированного опроса.

Оно было проведено в период с 17 по 19 марта 2011г. в г. Витебске на открытом международном турнире по спортивной акробатике «Кубок Космонавтики», проводимом совместно с Чемпионатом Республики Беларусь.

  В нём принимали  участие 15 тренеров по спортивной  акробатике различной квалификации (2, 1 и высшей категории).

(см. Приложение: Анкета «Техника и методика обучения акробатической пирамиде с положением средней «стойка на стопах нижней» в женских групповых упражнениях).

Методы математической статистики

В исследованиях физического  воспитания и спорта широко используются методы математической статистики (иногда ее называют вариационной статистикой).

В нашем исследовании также  имеет место данный метод, с помощью  которого мы определили соотношение  ответов тренеров на вопросы анкеты (см. главу3).

 

2.2 Организация  исследования

 

Исследования проводились  в период с 2008 по 2012 г.г.  В качестве предмета  исследования выступила непосредственно сама пирамида с положением средней «стойка на стопах нижней» в исполнении женских групп. Была рассмотрена техника исполнения данной пирамиды акробатами высокой квалификации (мастерами спорта и мастерами спорта международного класса), членами национальной сборной команды Республики Беларусь, членами юношеской национальной сборной команды Республики Беларусь.

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе изучалось состояние вопроса в специальной научно-методической литературе с целью выявления методических аспектов обучения технике выполнения данного силового элемента, которые анализировались на протяжении всего периода исследования.

Второй этап заключался в  просмотре и анализе видеозаписей и снимков (фотографий) ведущих спортсменов-акробатов  Республики Беларусь, специализирующихся в женских группах, а также  в проведении анкетирования и  интервьюирования, т.е. опроса тренеров по акробатике различной квалификации (тренеры 2, 1 и высшей категории). Данный этап проходил в период с 2009 по 2012 г.г.

Третий этап исследования заключался в непосредственной интерпретации  имеющейся информации, обработке  её с помощью методов математической статистики и выводе конкретных данных об изучаемом объекте.

 

ГЛАВА 3.  АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

3.1 Теоретическое  обоснование техники исполнения  акробатической пирамиды с положением  средней «стойка на стопах  нижней»

 

На основе анкетного анализа, а также данных, полученных в ходе дачи интервью, предоставляется возможным  сопоставление мнений опытных тренеров с общим мнением тренеров в  отношении разучивания и техничного исполнения изучаемой пирамиды в  женских групповых упражнениях.

Анализ показал, что большинство  тренеров владеют методикой обучения данной пирамиде лишь «понаслышке», то есть в недостаточной мере, и при  желании разучить её руководствуются  либо «собственно изобретаемой»  техникой, либо техникой, заимствованной у других тренеров, которая зачастую является неподходящей для конкретных спортсменов-акробатов. Однако опытные  тренеры работают по своей, уже отработанной и налаженной методике, что позволяет  им разучить то или иное упражнение в балансировании намного быстрее  и качественнее.

Многие тренеры полагают, что разучивание данной пирамиды целесообразно начинать с 9 – 11 лет (верхняя) и 12 – 14 лет (нижняя). Однако немногим более позднее (15 – 17 лет) разучивание  пирамиды не мешает выполнять её также  качественно. Мнение тренеров по этому  вопросу отражено в следующей  диаграмме (рисунок 2).

 

 

Рисунок 2 - Начальный возраст разучивания пирамиды

 

По мнению тренеров, основными  наиболее часто возникающими причинами  ошибок при разучивании данной пирамиды являются следующие:

  • Недостаточность физической подготовки спортсменов;
  • Боязнь, страх.

Это отражает рисунок 3.

 

 

Рисунок 3 - Причины ошибок, наиболее часто возникающих

при разучивании пирамиды

 

Таким образом, на начальном  этапе обучения конкретно этому  элементу следует обратить внимание на преодоление выше указанных неблагоприятных  факторов.

Немаловажную роль в освоении данного элемента играет соблюдение и учёт всех биомеханических свойств спортсменов. Здесь взгляды тренеров заметно разделились: одни полагают, что наименьшая устойчивость наблюдается при постановке кистей у средней и верхней; другие – при постановке стоп у средней и нижней (рисунок 4).

 

 

Рисунок 4 - Звенья тела с  наименьшей устойчивостью

 

Однако большинство тренеров полагают, что у средней и нижней наблюдается наименьшая устойчивость.

Следовательно, всё вышесказанное  следует учитывать при разучивании  данной пирамиды.

При подготовке спортсменов-партнёров к обучению рассматриваемой нами пирамиде особое внимание следует уделить общей и специальной физической подготовке, а именно – учесть все её основные показатели (таблица 1).

 

Таблица 1 - Значимость показателей ОФП, СФП и СТП спортсменов-партнёров при разучивании пирамиды с положением средней «стойка на стопах нижней»

Показатели ОФП, СФП и  СТП

Нижняя

Средняя

Верхняя

1.Сила рук

 
 

2.Сила ног

   

3.Координация

4.Пространственно- временные ощущения

5.Чувство «баланса»

 

6.Подавление страха, боязни  выполнять элемент

   

7.Умение падать

 

8.Умение ловить

 

 

Ряд тренеров считает, что  для наилучшего сохранения баланса  в пирамиде с положением средней  «стойка на стопах нижней» необходимо:

  • Большое количество повторений;
  • Хорошее чувство баланса;
  • Хорошая физическая  техническая подготовка;
  • Преодоление боязни и чувства страха;
  • Хорошее «сцепление» в таких биомеханических цепях, как кисти у средней и верхней и стопы у нижней и средней;
  • Учёт индивидуальных особенностей спортсменов.

В ходе исследования также  выяснилось, что пирамида с положением средней «стойка на стопах нижней»  в женских групповых упражнениях  хотя и травмоопасная и тяжела в разучивании, но эстетически красивая и имеет высокую стоимость (рисунок 6). Поэтому многие тренеры решаются начать обучение ей своих спортсменов.

Техника исполнения

Так как любая пирамида состоит из трёх частей, – входа, фиксации и соскока – то и технику  исполнения изучаемой нами пирамиды целесообразно рассматривать, разбивая её на отдельные блоки.

Блок «нижняя – средняя»

Вход в пирамиду: средняя, придерживаясь за руки нижней, поочерёдно ставит свои стопы на стопы нижней, для чего нижняя должна слегка согнуть  ноги в коленях. Далее средняя перехватывает руки, держась за стопы нижней, а нижняя, в свою очередь, слегка подпирая руками согнутые в коленях ноги, выпрямляет их. По достижении устойчивости в данном положении выпрямляется и средняя). Затем осуществляется фиксация данного положения и соскок (сход на пол или на мат).

 

 

Рисунок 5 - Повышение частоты  исполнения исследуемой пирамиды на международных соревнования

 

Блок «средняя – верхняя»

 Вход в пирамиду:

 1-й вариант: верхняя и средняя стоят лицом друг к другу, держась за руки скрестно. Затем средняя приседает и вытягивает руки вверх, а верхняя запрыгивает на колени к средней, после чего поочерёдно ставит правую ногу на правое плечо, левую – на левое плечо средней. После – средняя выпрямляет колени.

2-й вариант:  вход в  пирамиду сбоку, то есть средняя,  держась за руки с верхней, приседает. А верхняя, в свою очередь, ставит левую ногу на правое колено средней, затем правую ногу – на правое плечо средней и, наконец, левую ногу – на левое плечо средней). Затем осуществляется фиксация данного положения и соскок вперёд (на пол или на мат). (Данный вариант входа в пирамиду считается весьма неудобным и    применяется крайне редко, так как велика вероятность падения).

 

Блок «нижняя – верхняя»

Этот блок представляет собой  непосредственное выполнение пирамиды в целом.

Ниже представлена техника  исполнения пирамиды с положением средней  «стойка на стопах нижней» в женской  группе (рисунок 6 А).

 

 

 


Информация о работе Теоретическое обоснование техники и методики обучения акробатической пирамиде с положением средней «стойка на стопах нижней» в женских т