Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:38, реферат
Целью АФВ является формирование и развитие двигательной активности, физических и психических способностей, обеспечивающих адаптацию личности к своему состоянию здоровья, окружающей среде, обществу и различным видам деятельности.
Именно эти процессы вскрыли одну из самых сложных проблем современности - проблему инвалидности, привлекли к ней внимание широких слоев населения нашей страны, включая политиков, ученых, общественных деятелей, работников средней и высшей школы.
Однако проблема инвалидности - это проблема мирового масштаба, существующая во всех странах независимо от уровня их экономико - социальной политике относительно инвалидов судят о его цивилизации.
Введение
Понятие «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культуру».
Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры.
Врачебно-педагогический контроль в АФВ.
Профилактика травматизма в АФВ.
Материально - техническое обеспечение
Список литературы
Уральский государственный университет физической культуры
Колледж физической культуры
Реферат
Теория адаптивной физической культуры
Челябинск, 2013
Содержание
Введение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время человек, его культура, образование, научное развитие, здоровье, личностные качества рассматриваются не только как средство, инструмент той или иной деятельности по преобразованию природы и общества но, прежде всего как цель, результат, смысл этих преобразований и существования самого общества Это обусловлено сменой парадигмы развития общества господствовавшей в нашей стране в течение десятилетий, на новую концепцию систему взглядов, в соответствии, с которой именно ЧЕЛОВЕК со всеми его уникальными свойствами и особенностями образует центр теоретического осмысления социальных явлений (В. Т. Пуляев, 1993-1995 и др.). В свою очередь, такая переоценка роли личности в развитии нашего общества связана с происходящими процессами гуманизации, демократизации, либерализации, увеличение гласности.
Адаптивное ФВ - новое направление
в отечественной системе
Целью АФВ является формирование и
развитие двигательной активности, физических
и психических способностей, обеспечивающих
адаптацию личности к своему состоянию
здоровья, окружающей среде, обществу
и различным видам
Именно эти процессы вскрыли одну из самых сложных проблем современности - проблему инвалидности, привлекли к ней внимание широких слоев населения нашей страны, включая политиков, ученых, общественных деятелей, работников средней и высшей школы.
Однако проблема инвалидности - это проблема мирового масштаба, существующая во всех странах независимо от уровня их экономико - социальной политике относительно инвалидов судят о его цивилизации.
Наблюдающий рост инвалидности в большинстве
стран мира связан с усложнением
производственных процессов, увеличением
количества и интенсивности транспортных
потоков, возникновение военных
конфликтов и теоретических актов,
ухудшением экологических факторов,
сокращением двигательной активности
и увеличением
Всё это приводит к необходимости разработки комплексных программ по социальной защите данной категории населения, обоснования новых областей человеческих знаний, открытия новых учебных дисциплин, направлений и специальностей подготовки специалистов.
В последние годы в РФ и РБ этот процесс развивается довольно быстрыми темпами. Не осталась в стороне и отрасль физической культуры, которая в' советский период занималась в основном здоровым населением и двигательно-одаренными детьми, юношами и девушками, способными в перспективе стать олимпийскими чемпионами и прославить свою страну спортивными достижениями.
В настоящее время в Российской Федерации физическая культура и спорт для лиц с отклонениями здоровья (включая инвалидов) представлена в системе среднего (как для базового, так и повышенного уровней), высшего (как специальность и как часть направления) профессионального образования; в специальности научных работников; как сфера профессиональной деятельности (должности тренер — преподаватель и инструктор методист по адаптивной физической культуре); как основное проблемное поле журнала «Адаптивная физическая культура». Все это позволяет сделать вывод о том, что в России к настоящему времени сформированы основные контуры образовательного, научного, правового и информационного пространства адаптивной физической культуры.
Многие вузы, техникумы и колледжи
осуществляют образовательную деятельность
по адаптивной физической культуре; профессорско-
Однако быстрое развитие и внедрение
адаптивной физической культуры в образовательные
и научные организации и
Все это приводит к различным
трактовкам сущности адаптивной ФК, что
предопределяется научными предпочтениями
педагогов и научных
В настоящее время в России и РБ наибольший опыт применения средств и методов ФК проводят с людьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, включая инвалидов. накоплен в лечебном и образовательном направлениях (особенно специальном образовании), что приводит к смещению центра тяжести всей совокупности проблем этого вида социальной практики именно в эти направления. Поэтому очень часто адаптивную ФК трактуют как часть ЛФК или сводят ее только к адаптивному. ФВ в специальных (коррекдионных), образовательных учреждениях для детей с отклонении в развитии. Признавая бесспорные достижения отечественных специалистов в обозначенных направлениях, авторы учебника считают неверным сужением функций такого емкого и широкого социального феномена, которым является адаптивная физическая культура
При этом доминирование многочисленных научных исследований частных проблем адаптивной ФК приводит к вполне естественному дублированию, преобладанию в этих работах, методов исследования той или иной устоявшейся области знания и безусловному снижению эффективности проводимых исследований и. особенно, распространению и внедрению в практику результатов научных изысканий и передового опыта педагогов - новаторов.
Описание сущности адаптивной физической культуры, конкретизация объекта, целей, задач, средств, методов. содержания, ее основных видов, функций, принципов и других компонентов проводились исходя из концепции, разработанной на кафедре теории и методики адаптивной физической культуры Санкт-Петербургской государственной академии ФК им. П. Ф. Лесгафта. где она реализуется уже в течение нескольких лет, начиная с 1995 года.
Основные установочные положения этой концепции сводятся к следующему.
1. Адаптивная физическая культура является новой для РБ и России, активно развивающейся интегративной области образования, науки, культуры, социальной практики.
2. Адаптивная ФК включает в себя как минимум три крупных области знания - физическую культуру, медицину, коррекционную педагогику, и большое количество сведений медико-биологических и социально психологических учебных и научных дисциплин. При этом в ней не только обобщается сведения перечисленных областей и дисциплин, но и формируется новые знания, представляющие собой результат взаимопроникновения знаний каждой из этих областей и дисциплин.
3. Адаптивная ФК представляет собой значительно более емкое и широкое явление по сравнению с лечебной физической культуры и физическим воспитанием детей с отклонением в развитии. Она объединяет в себе, помимо названных направлений, адаптивный спорт, адаптивную двигательную реакцию, адаптивное физическое воспитание учащихся и студентов специальных медицинских групп общеобразовательных школ и вузов.
4. В основу теории адаптивной физической культуры, определения ее целей, задач, основных видов, принципов, функций и др. должно быть положено учение об естественных и социальных потребностях личности каждого конкретною человека с отклонениями в состоянии здоровья (в том числе имеющею инвалидность), а не только государства, семьи, общественных организаций и институтов.
5. Признание инвалидов как равноправных членов общества, их самоценности, а также обязанностей государства по созданию особых условий для их воспитания и развития, творческой самореализации - основа для формирования отношении с данной
категорией населения в
6. Формирование потребности в здоровом образе жизни, соответствующих мотивов и ценностных ориентации, подбор средств, методов, видов адаптивной физической культуры для инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья должны осуществляться с учётом и исходя из конечных целей индивидуального существования, определяющих всю систему жизненных установок (аксиологической концепции их жизни), а также непременно выполнением правила «здесь и сейчас», предписывающего исходить из реальных ситуаций (материальных возможностей возрастных особенностей, состояния занимающихся).
7. Человек с отклонением в состоянии здоровья (в том числе имеющий инвалидность) рассматривается в адаптивной ФК, как принципиально неделимое и целостное единство, как индивид, обладающий уникальными свойствами. Его невозможно разделить на биологическое и социальное, телесное и психическое и т.п. как научной, так и, особенно, в практической деятельности. Принципиально неприемлемым является так называемый дихотомический подход к изучению его сущности, когда он «расчленяется» на отдельные субстанции, определяемые методы исследования конкретных наук. Поэтому в адаптивной ФК акцент делается не на «физическое совершенствование» занимающихся, «формирование физической готовности в жизни», а на их всестороннее развитие и совершенствование (интеллектуальное, эмоционально-волевое, эстетическое, этическое, физическое и др.) в процессе занятии физическими упражнениями.
8. Эффективное развитие и внедрение программ по адаптивной ФК как в стране, так ив отдельно взятом регионе возможно только в случае учета конкретных социально - экономических условий, национально-этнических особенностей менталитета населения, климатогеографических и ряда других факторов.
Понятие «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культуру».
Перечисленные понятия являются очень сложными. многогранными и имеют большое количество различных определений, трактовок.
Так, Л. П. Матвеев (1983, 1984) подчеркивает, что при истолковании общего понятия «культура» его обычно противопоставляют понятию «природа». К природе же относятся все, что существует по естественным законам, не зависящим от человека, и не является результатом его деятельности (все не живое и живое в мире, не преобразованное человеком). К явлению культуры относят продукты, результаты и способы преобразовательной деятельности человека (общества), т.е. деятельности. направлены на преобразования природы для удовлетворения человеческих потребностей.
В. М. Выдрин (1999) выделяет следующие, наиболее близкие для теории ФК определение культуры:
Ø культура - это творение человека, то, что не создано в таком виде природы.
Ø культура - это мера и способ развития человека.
Ø культура - это качественная характеристика деятельности человека и общества.
Ø культура - это процесс и результат хранения, освоения, развития и распространения материальных и духовных ценностей.
Каждое из перечисленных определений может быть взято за основу при рассмотрении понятия «физическая культура».
Культура неразрывно связана с деятельностью и потребностями.
Деятельность - это различные виды и способы процессы освоения мира, его преобразования, изменения для удовлетворения потребности человека и общества. При этом человек, усваивая окружающий мир, всякий раз наполняет его смыслом, придает ему новое, ценностно-смысловое измерение, всякий раз как бы заново порождает его и тем самым порождает себя, обретает себя в этом очеловеченном мире (И. М. Быховская, 1993).
Потребность - это нужда в чем
- то, жизненная или бытовая
Обычно выделяют два класса потребностей - естественные и социальные.