Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:38, реферат
Целью АФВ является формирование и развитие двигательной активности, физических и психических способностей, обеспечивающих адаптацию личности к своему состоянию здоровья, окружающей среде, обществу и различным видам деятельности.
Именно эти процессы вскрыли одну из самых сложных проблем современности - проблему инвалидности, привлекли к ней внимание широких слоев населения нашей страны, включая политиков, ученых, общественных деятелей, работников средней и высшей школы.
Однако проблема инвалидности - это проблема мирового масштаба, существующая во всех странах независимо от уровня их экономико - социальной политике относительно инвалидов судят о его цивилизации.
Введение
Понятие «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культуру».
Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры.
Врачебно-педагогический контроль в АФВ.
Профилактика травматизма в АФВ.
Материально - техническое обеспечение
Список литературы
Врачебно-педагогическией контроль решает следующие задачи:
- Определение состояние здоровья и функционального состояния организма.
- Оценка динамики состояния здоровья.
- Оценка и выбор наиболее эффективных средств и методов, как самого процесса ФВ, так и улучшении восстановительных процессов после физических нагрузок.
- Оценка гигиенических условии проведения занятий (температура воздуха, влажность, освещенность, вентиляция и т.п.).
- Соблюдения техники безопасности.
- Соответствие, спортивного инвентаря (размеры, масса, состояние).
- Соответствие одежды и обуви, организация учебно-тренировочного процесса.
В связи с решаемыми задачами,
содержанием врачебно-
• Врачебное освидетельствование.
• Врачебно-педагогические наблюдения непосредственно в процессе занятия.
• Врачебно-спортивное консультирование.
• Санитарно-гигиенический надзор за местами занятий.
• Санитарно-
• Медико-санитарное обеспечение спортивных соревнований.
Врачебная часть контроля определяет выбор средств ФВ и видов спорта с учетом индивидуальных нарушений, определяет объем занятий, специальные мероприятия, которые необходимо провести до и после тренировки, проводят классификацию спортсмена и медицинское освидетельствование, выделяют противопоказания, оценивает степень воздействия процесса ФВ на организм спортсмена-адаптанта (незначительное, умеренное, значительное, чрезмерное).
Различают этапный, текущий и оперативный контроль.
Этапный контроль оценивает уровень развития функциональных возможностей систем и органов, лежащих в основе работоспособности. Проводится в соответствии с этапами (большими циклами) тренировки, их задачами и содержанием. Включает в себя медицинское обследование: осмотр специалистами, функциональные пробы, лабораторные анализы и инструментальные исследования. Проводится в медицинских учреждениях врачами.
Современный ВПК включает также физиологический контроль
При этом по этапам оценивается динамика физиологических процессов, функциональных свойств, регуляции физиологических функций. С этой целью определяются показатели, которые характеризуют физиологические параметры, обеспечивающие устойчивое поддержание метаболизма и высокую работоспособность при нагрузке, факторы преодоления утомления, компенсации гипоксии и метаболических процессов (ацидоза, алкалоза, выведения лактата) - так называемый специализированный контроль.
Для этого исследуют: размеры, формы, пропорции тела, объем сердца, ЖЕЛ, дыхательный объем, кислородную емкость крови, сосудистую проводимость, общий объем крови, уровень гемоглобина, состав мышечных волокон, мощность ферментативных систем высокоэнергетических фосфатов, энергетические запасы, эргометрические показатели аэробной и анаэробной мощности и параметры силы, максимальные значения потребления кислорода, минутного объема дыхания, кровообращения кислородного пульса, систолического объема, максимальные величины транспорта газов в организме, возможные пределы ацидотических и гипоксических сдвигов и тепловой устойчивости при нагрузке, степень развития мощности (аэробной и анаэробной) устойчивости, экономичности, подвижности функций и метаболизма, проводимость организма для кислорода, углекислоты, лактата, тепла..
1). Определение соответствия
2). Оценку соответствия
3). Оценку соответствия
4). Определение адапционного потенциала организма спортсмена-адаптанта на момент исследования: оценка резерва тренируемости. исчерпанность резервов, прироста разных сторон функциональных возможностей.
С этой целью используются выяснения жалоб на состояние здоровья и обшего самочувствия, медицинский осмотр и изучение следующих покозателей:: уровень основного объема, частота сердечных сокращений артериальное давление, изменения на электрокардиограмме фазовый анализ сокращения сердца в покое, устойчивость к гипоксии, изменения в формуле крови, кислотно-основное равновесие, состояние сенсорных систем -- проприоцепции, вестибулярной чувствительности, возбудимости вегетативных центров, гормонального статуса и др.
Н. Гордон (1999) выделяет следующие симптомы перегрузки:
Ø Боль или чувства дискомфорта в области живота, шеи, челюсти или рук.
Ø Тошнота во время или после выполнения ФУ.
Ø Появление непривычной отдышки во выполнений ФУ.
Ø Головокружение или обморок.
Ø Нарушение ритма сердечной деятельности.
Ø Высокий показатель ЧСС сохраняется спустя 5 мин.
Ø Отдыха и дольше.
Оперативный контроль имеет цели:
1. Проведение оценки влияния каждого тренировочного занятия на организм спортсмена.
2. Определение по уровню срочных адаптионных реакций организма направленности и напряженности нагрузок.
3. Проведение оценки степени достижения конкретной цели каждого тренировочного занятия.
4. Осуществление оперативной коррекции тренировочного эффекта отдельных упражнений и тренировочного занятия в целом.
При проведении оперативного, контроля определяют:
- Во время нагрузки: температура тела, ЧСС и частоту дыхания,
их соотношение, легочную
вентиляцию, отношение потребление
кислорода к потреблению
- После нагрузки: характеристики, отражающие утомление после нагрузки, - изменения на электрокардиограмме, ЖЕЛ, силы дыхательных мышц, параметры, отражающие характер энергообеспечения нагрузки: содержание лактата, кислотно основное равновесие крови, метаболические показатели, отражающие характер нагрузок: содержание лактата, мочевины. фосфора, креатинфосфата, креатина, свободных жирных кислот, кетоновых тел. глюкозы и др.
Педагогический контроль подраз
В мероприятиях ВПК определяется состояние организма спортсмена-адаптанта в настоящий момент (текущее состояние), учитывается состояние, в котором спортсмен-адаптант находится ранее (генез) и делаются попытки предсказать его вероятное состояние в будущем (прогноз).
По данным ВПК выявляется общая нагрузка на организм спортсмеиа-адаптанта в занятиях ФУ. На основании этих данных строится физиологическая кривая нагрузки, постепенно повышающаяся к своему максимальному значению в основной части занятия и снижающаяся к концу заключительной части. Характер физиологической кривой зависит от периода занятий, функционального состояния спортсмена-адаптанта и индивидуальной ответной реакции организма на физическую нагрузку.
Профилактика травматизма в АФВ.
В АФВ еще в большей мере, чем в ФВ здоровых, огромное внимание должно уделяться обеспечению безопасности учебно-тренировочного процесса. Профилактика травматизма предстовляет собой комплекс организационно - методических мероприятий, направленных на совершенствование ФВ.
Основными причинами травматизма, как правило, являются:
Ø Недостаточная профессиональная подготовленность тренера.
Ø Неправильное комплектование групп.
Ø Плохая организация тренировочного занятия.
Ø Недочеты и ошибки в методике занятий и организации соревнований.
Ø Психическая неподготовленность тренера или спортсмена к занятию.
Ø Нарушение дисциплины и установленных правил.
Ø Нарушение требований врачебного контроля.
Ø Неблагоприятные санитарно - гигиенические условия.
Ø Слабая материально - техническая освещенность.
Ø Неудовлетворительное состояние спортивных сооружений, спортивного инвентаря, одежды, обуви, защитных приспособлений.
Ø Помехи извне, в том числе плохие погодные условия.
Ø Чрезмерное возбуждение во время игры.
К методическим ошибкам относятся;
• Нарушение регулярности, постепенности и последовательности в овладении двигательными навыками.
• Форсирование тренировок.
• Перегрузки.
• Неумение обеспечить по ходу и после занятий условий для восстановления функционального состояния организма.
• Переутомление и, как следствие, нарушение координации, ухудшение внимания и защитных реакций, потеря ловкости.
В организации занятий не должно быть мелочей. Несоответствие спортивного сооружения занятиям, данным видом спорта, отсутствие или низкое качество, или неправильное расположение магов, несоответствие массы и размеров мячей или гимнастических палочек возможностям спортсмена, неудовлетворительное состояние мест тренировок, недостаточная площадь, загроможденность зала, плохое освещение, недостаточная вентиляция, скользкий или неровный пол, применение инвентаря не по назначению, проведение занятии и соревнований с неполным комплектом защитных приспособлений, обувь на скользкой подошве или не по размеру, тесная одежда, - каждая из ошибок может повлечь за собой несчастный случай и травму. Жара, холод, перепады атмосферного давления оказывают влияние на организм даже тогда, когда человек находится в помещении, вне прямого их воздействия. При этом может страдать координация движений, ловкость, чувства равновесия, что в свою очередь способствует травматизму.
Д. Харе (1971) выделил следующие отклонение в образе жизни, которые могут приводить к травматизму:
Ø Нарушение сна.
Ø Отсутствие режима дня.
Ø Употребление алкоголя или наркотиков, курение, плохие жилищные условия.
Ø Раздражающее окружение.
Ø Нерациональное питание.
Ø Напряженные отношения в семье, печень, ревность, негативное отношение близких к занятиям спортом.
В результате допущенных в организации тренировочного процесса ошибок возможны повреждения, несчастные случаи и травмы.
Различают следующие виды травм:
Повреждение кожных покровов: потертости, ссадины, раны.
• Травмы опорно-двигательного аппарата: ушибы, повреждения капсульно-связочного аппарата суставов, растяжение мышц, надрывы и разрывы мышц, надрывы и разрывы сухожилий, вывихи, переломы.
• Травмы внутренних органов.
• Черепно-мозговые травмы: сотрясение, ушиб, сдавливание головного мозга; сдавливание, разрывы нервов и спинного мозга, контузии сосудов.
Изучением и лечением травм занимаются спортивная или клиническая медицина, но каждому тренеру необходимо иметь справочник по первой доврачебной помощи.
Организация учебно-тренировочного процесса с учетом изучения и анализа причин травматизма поможет избежать травм в ваших тренировках.
Этой цели следующие правила:
1. Повышение квалификации тренера и просветительская работа со спортсменами.
2. Правильное комплектование групп.
3. Полноценное материально — техническое обеспечение занятий и соревнований.
4. Контроль чистоты спортивного зала, наличия и чистоты матов и других мягких покрытий, отсутствия выступов на полу, отсутствия предметов, о которые спортсмен-адаптант, особенно ребенок, может пораниться.
5. Планирование и контроль тренировочного процесса.
6. Соблюдение требований врачебного контроля.
7. Личная гигиена спортсмена. Обязательное условие проведения занятий - чистота помещения, особенно поверхностей, с которыми соприкасается спортсмен. В связи с нарушением уровня здоровья, снижением защитных сил организма и склонности к простудным заболеваниям, правилам гигиены следует уделять внимания еще больше, чем при занятиях ФВ со здоровыми.
8. Дисциплинированность спортсменов и добровольцев -помощников. Обязательное присутствие руководителя занятий с момента, когда занимающиеся начинают