Теория адаптивной физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:38, реферат

Описание работы

Целью АФВ является формирование и развитие двигательной активности, физических и психических способностей, обеспечивающих адаптацию личности к своему состоянию здоровья, окружающей среде, обществу и различным видам деятельности.
Именно эти процессы вскрыли одну из самых сложных проблем современности - проблему инвалидности, привлекли к ней внимание широких слоев населения нашей страны, включая политиков, ученых, общественных деятелей, работников средней и высшей школы.
Однако проблема инвалидности - это проблема мирового масштаба, существующая во всех странах независимо от уровня их экономико - социальной политике относительно инвалидов судят о его цивилизации.

Содержание работы

Введение
Понятие «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культуру».
Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры.
Врачебно-педагогический контроль в АФВ.
Профилактика травматизма в АФВ.
Материально - техническое обеспечение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Тимафк.docx

— 69.88 Кб (Скачать файл)

9.       собираться в зале, на площадке, в бассейне.

10.   Рациональное размещение занимающихся в спортивном зале, на площадке, в бассейне. Контроль перемещений по залу. Организованное начало, конец и уход с места занятий.

10.  Обязательное обговаривание в водной части правил и методов безопасности, страховки, предупреждающих сигналов. Строгое выполнение инструкций и правил безопасности.

11. Высокоэффективная разминка, направленная  на функциональное звено, претерпевающее  наибольшую нагрузку и потому  наиболее уязвимое.

12.  Соблюдение всех дидактических принципов, в том числе индивидуализации.

13.  Тщательный подбор ФУ и их последовательности. Рациональное чередование упражнений и система подводящих упражнений. Оптимальные перерывы между ФУ.

14.   Исключение перегрузок.

15.   Развитие координационных способностей и гибкости.

16.   Учет климатических и погодных условий. Умений быстро перестраивать методику занятий в соответствии с изменением внешних условий.

17. Соблюдение соответствия одежды  требованиям выполняемых физкультурных  задач и внешним условиям.

18.  Закаливание.

19.  Коррекция спортивных правил, целенаправленная на профилактику травмирующих ситуаций.

20.  Создание и соблюдение правил использования, уборки и хранения спортивного оборудования, инвентаря и защитных приспособлений.

21.  Соблюдение режима: регулярность и своевременность занятий и отдыха, приема пищи. Так, физическая работоспособность человека максимальна с 8 до 12 часов и с 14 до 17 часов, и минимальна с 2 до 5 часов и с 12 до 14 часов.

22.  Рациональное питание спортсменов.

В АФВ в каждом отдельном случае при дефекте той или иной сенсорной  системы, нарушении той или иной функции, ограничении двигательной активности и физических возможностей имеют место характерные особенности  в риске травматизма.

Материально - техническое  обеспечение.

 

Поскольку целью АФВ и адаптивного  спорта является интеграция инвалидов  в общество, занятия АФВ желательно проводить в общественных спортивных сооружениях, в том числе на олимпийских  базах. Главным критерием при  выборе спортивной базы для спортсменов - адаптантов должны являться:

1.    Соответствие спортивного сооружения виду спорта.

2.    Доступность сооружения в связи с нозологией спортсмена (наличие пандусов для въезда на коляске, необходимых специальных приспособлений).

3.    Доступность базы в транспортном отношении. 

 

 

          Одновременно  приходится учитывать также уровень  профессионального мастерства и  общей культуры спортсмена.

Места занятий ФВ должны соответствовать  следующим общим гигиеническим  требованиям:

- открытые спортивные площадки должны располагаться не ближе 15м от званий.

игровые площадки, предназначены  для игры с мячом, не ближе 25м от зданий.

-  зона для спортивных должна иметь ограждение по периметру высотой 0,5- 0,8м.

-  беговые дорожки должны быть специально оборудованы, иметь ровную поверхность.

-  прыжковые ямы должны быть заполнены песком на глубину 0,5м. 

 

Помещение, в которых проводят тренировки и оздоровительные занятия, должны соответствовать гигиеническим нормативам:

1.     температура воздуха в помещении должна быть не ниже 14оС, а на улице не ниже -12оС.

2.     воздухообмен в помещении - не менее 80мвоздуха в час на одного человека.

3.     количество спортсменов в зале - из расчета площадки помещения 4мгна человека.

4.     освещенность - не менее 200 лк.

5.     световой коэффициент (отношение площади окон к площади пола) при естественном освещении – 1/-1/6.

6.     стены и потолки должны быть устойчивыми к ударам мяча.

7.     раздевалки - не менее 0,4-0,5 мна 1 человека. 

При работе с подопечными, имеющими тяжелые формы детского церебрального  паралича, при которых человек  находится в вынужденном положении, часто лежачем, необходимо мягкое покрытие пола: маты и т.п.

К бассейнам в АФВ предъявляются  следующие требования:

1.     Глубина ванны для детей должна быть 50-80 см, для взрослых- 1,5м.

2.     Оптимален поставленный наклон дна ванны в сторону углубления, составляет 7°по отношению к горизонтали.

3.  Необходим обход бассейна со всех сторон.

4.  Оптимальная высота бортика 50 - 60 см.

5. Необходимы такие специальные приспособления, как специальные пандусы, чтобы спортсмен мог въехать на коляске в воду, покрытие пола, предотвращающее скольжение палок и костылей (особенно такое покрытие необходимо в душе и возле бортика бассейна).

Особенности спортивных сооружений для  инвалидов, специальные архитектурные  и бытовые приспособления, облегчающие  занятия физкультурой при ограничении  физических возможностей изложены в  книге I. Verhe "Outdoor recreation for everyone".

Опираясь на опыт педагогики Монтессори – использование окружающей среды в качестве стимулятора к действию АФВ должно максимально использовать разнообразный красочный привлекательный спортивный инвентарь и оборудование, способные заинтересовать собой, побудить к действию. Из оборудования это могут быть: гимнастические стенки, скамейки, теннисные: столы, лесенки, ребристые доски, тренажеры, зеркала, щиты, слайд-доски и т.п. Инвентарь тем лучше, чем разнообразнее, красочнее, занимательнее: мячи разных размеров, гимнастические палки, кольца, обручи, булавы, скакалки, флажки, баскетбольные корзины, сетки, кубы, и т.п.

Каждая нозология требует специфического оборудования и инвентаря. Например, при поражении спинного мозга  в занятиях с целью фиксации частей тела применяют пояса, полотняные ленты, лямки, манжеты, корсеты, при детском  церебральном параличе используются различные современные приспособления, способствующие облегчению передвижения, например, антигравитационые костюмы. При слепоте и слабовидении к мячу предъявляются особые требования: мяч должен быть ощутимым по весу, максимально круглым и ровным, чтобы его угол падения был равен углу отражения, по цвету - контрастным общему освещению и окружающей обстановке, мяч должен быть озвученным. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1.      Василенко С. Г., Беренштейн Г. Ф. - Методология и методы исследования морфофункционального статуса детей и подростков.-Витебск, 2002.-90с.

2.      Велитченко В. К. Физкультура для ослабленных детей. - М., 2000.-168с.

3.      Василенко С. Г. Методические указания по закаливанию детей и подростков. - Витебск, 2002. - 20с.

4.      Гужаловский А. А. Основы теории и методики ФК:М.: Физкультура и спорт, 1986.-354с.

5.                        Гурфинкель В. С. Проблема физиологии движений. - Л., 1980.

6.       Добровольский В. К. (ред) Учебник инструктора по ЛФК.-М.: Физкультура и спорт, 1974.

7.       Евсеев С. П., Шапкова Л. В. АФК, М., 2000.-240с.

8.       Литош Н.Л. АФК.: Психологопедагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии.-М., 2002.-140с.

9.       Физическое воспитание детей и подростков, имеющих отклонение в состоянии здоровья. Методические рекомендации. -Минск, 1995.-39С.

10.   Чудная Р. В. АФК.-Киев, 2ООО.-358с.

11.   Шапкова Л. В. Средства АФК, Москва., 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Теория адаптивной физической культуры