Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:51, автореферат

Описание работы

Актуальность исследования. Смена образовательных парадигм на рубеже столетия связывает цели образования с изменением качества человека, где приоритетным становится формирование гармоничной и свободной личности [Ю.М. Николаев, 2000, 2007; В.К. Бальсевич, 2006, 2010; Л.И. Лубышева, 2010]. Это требует приобщения людей к фундаментальным ценностям, к числу которых относится и физическая культура [Ю.Ф. Курамшин, 1999, 2004; В.А. Багина, 2009; Ю.П. Галкин, Т.М. Булкова, 2011]. К сожалению, реальный уровень сформированности физической культуры у многих занимающихся находится на относительно низком уровне [Ю.Н. Москвичев, 2006; В.Д. Фискалов, 2011].

Файлы: 1 файл

avtoreferat-krivovoj-e-a_.doc

— 613.50 Кб (Скачать файл)






На правах рукописи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кривова Елена Анатольевна

 

 

модель формирования физической культуры

личности в условиях непрерывного

физкультурного образования

 

 

 

13.00.04 – теория и  методика физического воспитания, спортивной 

 тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание  ученой степени 

кандидата педагогических наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград – 2012

 

Работа выполнена на кафедре  теории и истории физической культуры и спорта ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия

физической культуры» 

 Научный руководитель – доктор  педагогических наук, профессор

                                            Кудинов Анатолий Александрович

             

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, доцент

                                              Вершинин Михаил Александрович –

                                              заведующий кафедрой теории и  методики 

                                              физического воспитания Волгоградской

                                              государственной академии физической

                                              культуры, г. Волгоград;

 

                                               доктор педагогических наук, профессор 

                                               Карпов Владимир Юрьевич – профессор

                                               кафедры рекреации и оздоровительного 

                                               туризма Сочинского государственного

                                               университета, г. Сочи.

 

 

Ведущая организация – Астраханский государственный университет,

                                         г. Астрахань

 

 

 

Защита диссертации  состоится «04» декабря 2012 г. в 13.00 часов на  заседании диссертационного совета Д 311.011.01 при ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры» по адресу:  400005, город Волгоград, проспект Ленина, 78, ауд. 52.

С диссертацией можно  ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Волгоградская  государственная академия физической культуры».

Автореферат разослан «___» ноября 2012 г.

 

 

 

 

 

 

Ученый секретарь 

диссертационного 

совета профессор                           

 

 

 

МОСКВИЧЕВ Ю.Н.


 

I. общая характеристика работы

 

Актуальность исследования. Смена образовательных парадигм на рубеже столетия связывает цели образования с изменением качества человека, где приоритетным становится формирование гармоничной и свободной личности [Ю.М. Николаев, 2000, 2007; В.К. Бальсевич, 2006, 2010; Л.И. Лубышева, 2010]. Это требует приобщения людей к фундаментальным ценностям, к числу которых относится и физическая культура [Ю.Ф. Курамшин, 1999, 2004; В.А. Багина, 2009; Ю.П. Галкин, Т.М. Булкова, 2011]. К сожалению, реальный уровень сформированности физической культуры у многих занимающихся находится на относительно низком уровне [Ю.Н. Москвичев, 2006; В.Д. Фискалов, 2011].

Сегодня приоритетным становится не просто физическое развитие человека, приобретение им различных умений и навыков, а формирование физической культуры личности, ориентация на культурное развитие, устойчивое приобщение к физической культуре [М.Я. Виленский, 2002; Л.И. Бережная, 2003; Ю.Н. Москвичёв, 2004; О.С. Зданович, 2011].

Формирование физической культуры личности можно решать только на основе единства социального и биологического, самореализации в развитии физических и духовных способностей посредством физкультурной деятельности, освоения ценностей физической культуры  [Н.Н. Визитей, 2002; В.К. Бальсевич, 2006; В.И. Столяров, 2009; Л.И. Лубышева, 2010].

Необходимо формировать  у занимающихся знания,  умения и  навыки физкультурной деятельности, потребность в развитии физических и духовных способностей, двигательных умений и навыков; развивать стремления осваивать многообразные ценности физической культуры; направлять устремления человека на саморазвитие и самореализацию данных характеристик [М.Я. Виленский, 2002; С.Ю. Щетинина, 2010; М.А. Вершинин, 2011]. Такой подход к формированию физической культуры личности требует кардинальных изменений в организационной структуре учебных заведений, высокой профессиональной подготовки педагогов, обновления методической документации, учебных планов и программ, содержания специальных дисциплин  [В.В. Арнаутов, 2001; Л.И. Бережная, 2011].

Процесс нововведений может  обеспечить учебно-педагогический комплекс «Среднее общеобразовательное учреждение – колледж (училище) олимпийского резерва – вуз физической культуры», так как в нем создаются необходимые условия для полноценного формирования физической культуры личности [А.А. Кудинов, Ю.Н. Москвичев, 2007].

Обучающиеся, у которых  сформирована физическая культура личности, быстрее осваивают программу по физической культуре, принимают активное участие в спортивно-массовой работе, помогают педагогу в организации учебного процесса по физической культуре, широко используют различные тренировочные средства, формы и методы физической культуры в организации самостоятельной работы, часто устремлены на профессии преподавателя физического воспитания и тренера по виду спорта [Л.И. Бережная, 2003; Ю.Н. Москвичев, 2006; И.К. Латыпов, 2010].

В процессе формирования физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования обозначился ряд противоречий, среди которых можно выделить следующие:

- рассогласование целей,  средств и организационных форм формирования физической культуры личности в различных образовательных учреждениях (среднее общеобразовательное, среднее специальное, высшее образовательное учреждения), приводящее к недостаточному уровню сформированности физической культуры у многих обучающихся;

- противоречие между  существующими педагогическими  условиями и организационными  формами процесса формирования  физической культуры личности в различных образовательных учреждениях и необходимостью создания целостной системы  формирования физической культуры личности;

- противоречие между  пониманием того, что формирование  физической культуры личности можно осуществлять только на основе всестороннего физического и духовного развития личности и явным доминированием двигательного компонента в практической деятельности обучающихся в процессе формирования физической культуры.

Выделенные противоречия позволили сформулировать научную проблему, в рамках которой разрабатывалась тема диссертационного исследования. Её сущность заключалась в научном обосновании модели формирования физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования, которая приобретает сегодня особую актуальность в связи с внедрением нового поколения Государственного образовательного стандарта.

Объект исследования: процесс формирования физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования.

Предмет исследования: средства, методы, организационные формы формирования физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования.

          Цель исследования – разработать и научно обосновать модель формирования физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования.

Гипотеза.  Модель формирования физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования будет эффективной и педагогически целесообразной, если:

- поэтапно (начиная с  младшего школьного возраста) специфицировать организационные формы и педагогические условия для привития интереса и потребности в занятиях физической культурой и спортом у обучающихся образовательных учреждений разного уровня (среднее общеобразовательное учреждение, колледж, вуз);

- разработать и применять объективные критерии оценки сформированности физической культуры личности на базе учебно-педагогического комплекса;

- реализовать преемственность учебных планов, образовательных программ, физкультурно-оздоровительных и спортивных технологий в образовательных учреждениях разного уровня;

- специфицировать мотивы формирования физической культуры у обучающихся на различных ступенях учебно-педагогического комплекса.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались следующие задачи:

1. Выявить приоритетные организационно-педагогические направления в процессе формирования физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования, определить основные педагогические условия для формирования физической культуры личности.

2. Обосновать критерии оценки качества сформированности физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования и разработать количественные оценочные показатели данной характеристики.

3. Изучить основные  мотивы формирования физической  культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования на различных ступенях учебно-педагогического комплекса.

4.  Разработать и  экспериментально обосновать эффективность модели формирования физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования на базе учебно-педагогического комплекса, характеризовать механизм её внедрения в практическую деятельность.

Теоретико-методологическую  основу исследования составляют концептуальные положения о развитии личности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев); философские, социологические и психолого-педагогические концепции образования, создающие условия для развития личности в процессе освоения ценностей культуры (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский); системный подход в исследовании социальных явлений (Т. Парсонс и др.); теория функциональных систем П.К. Анохина; деятельностный подход А.Н. Леонтьева; концептуальные положения о роли физической культуры в формировании личности (В.К. Бальсевич, М.А. Вершинин, М.Я. Виленский, Н.Н. Визитей, Ю.М. Николаев, Л.И. Лубышева); теоретико-методологические установки о роли и значении средств и методов физической культуры в духовном и физическом развитии человека (В.К. Бальсевич, В.Ю. Карпов, Л.И. Лубышева, В.И. Лях, Ю.Н. Москвичев); фундаментальные положения теории физической культуры и спорта (Л.П. Матвеев, Ю.Ф. Курамшин, Ж.К. Холодов); теоретические концепции о роли физической культуры в формировании ценностей здорового образа жизни (В.К. Бальсевич, А.А. Горелов, П.К. Петров, Г.Н. Пономарев, В.В. Филанковский); идея непрерывного образования (В.В. Арнаутов, Е.П. Каргаполов, Н.К. Сергеев, Н.Н. Чесноков); культурологический подход в познании физической культуры и спорта (И.Ф. Исаев, Ю.Ф. Курамшин, Л.П. Матвеев, Ю.Н. Москвичев, Ж.К. Холодов, В.С. Якимович).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение  научно-методической и педагогической литературы; анализ учебной документации; анкетирование; педагогическое наблюдение; метод экспертных оценок; педагогические контрольные испытания; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Организация исследования. Педагогические исследования проводились в МБОУ СОШ № 16, № 81, № 83, № 120 города Волгограда, ГОУ СПО «Волгоградский колледж олимпийского резерва», ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры» и осуществлялись в четыре этапа. Всего было обследовано 765 человек мужского и женского пола. На всех этапах исследования количество представителей мужского и женского пола было приблизительно одинаково, чтобы нивелировать влияние данного фактора.

На первом этапе (2006 г.) изучались литературные источники, подбирались адекватные методы исследования, формировалась рабочая гипотеза и определялись задачи исследования, затем была сформулирована концепция диссертационного исследования.

На втором этапе (2006-2007 гг.) изучались организационные и педагогические условия формирования физической культуры личности, анализировалось программное обеспечение формирования физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования на базе учебно-педагогического комплекса, характеризовались показатели учебной и физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности обучающихся образовательных учреждений учебно-педагогического комплекса, выявлялись мотивы формирования физической культуры, определялись факторы, способствующие повышению уровня сформированности физической культуры личности.

На третьем  этапе (2008-2011 гг.) разрабатывалась и экспериментально обосновывалась модель формирования физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования на базе учебно-педагогического комплекса «Среднее общеобразовательное учреждение – колледж (училище) олимпийского резерва – вуз физической культуры».

Заключительный  четвертый этап (2012 г.) был посвящен уточнению методических положений, аналитическому обобщению экспериментальных данных и оформлению диссертационного исследования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена непротиворечивостью методологической базы, логической корректностью научного исследования, адекватностью используемых методов задачам исследования, репрезентативностью выборки, корректной математико-статической обработкой экспериментальных данных.

Информация о работе Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры