Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:51, автореферат
Актуальность исследования. Смена образовательных парадигм на рубеже столетия связывает цели образования с изменением качества человека, где приоритетным становится формирование гармоничной и свободной личности [Ю.М. Николаев, 2000, 2007; В.К. Бальсевич, 2006, 2010; Л.И. Лубышева, 2010]. Это требует приобщения людей к фундаментальным ценностям, к числу которых относится и физическая культура [Ю.Ф. Курамшин, 1999, 2004; В.А. Багина, 2009; Ю.П. Галкин, Т.М. Булкова, 2011]. К сожалению, реальный уровень сформированности физической культуры у многих занимающихся находится на относительно низком уровне [Ю.Н. Москвичев, 2006; В.Д. Фискалов, 2011].
Кривова Елена Анатольевна
модель формирования физической культуры
личности в условиях непрерывного
физкультурного образования
13.00.04 – теория и
методика физического
тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Волгоград – 2012
Работа выполнена на кафедре теории и истории физической культуры и спорта ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия
физической культуры»
Научный руководитель –
Кудинов Анатолий Александрович
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, доцент
Карпов Владимир Юрьевич – профессор
университета, г. Сочи.
Ведущая организация – Астраханский государственный университет,
Защита диссертации состоится «04» декабря 2012 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 311.011.01 при ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры» по адресу: 400005, город Волгоград, проспект Ленина, 78, ауд. 52.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры».
Автореферат разослан «___» ноября 2012 г.
Ученый секретарь диссертационного совета профессор |
МОСКВИЧЕВ Ю.Н. |
I. общая характеристика работы
Актуальность исследования. Смена образовательных парадигм на рубеже столетия связывает цели образования с изменением качества человека, где приоритетным становится формирование гармоничной и свободной личности [Ю.М. Николаев, 2000, 2007; В.К. Бальсевич, 2006, 2010; Л.И. Лубышева, 2010]. Это требует приобщения людей к фундаментальным ценностям, к числу которых относится и физическая культура [Ю.Ф. Курамшин, 1999, 2004; В.А. Багина, 2009; Ю.П. Галкин, Т.М. Булкова, 2011]. К сожалению, реальный уровень сформированности физической культуры у многих занимающихся находится на относительно низком уровне [Ю.Н. Москвичев, 2006; В.Д. Фискалов, 2011].
Сегодня приоритетным становится не просто физическое развитие человека, приобретение им различных умений и навыков, а формирование физической культуры личности, ориентация на культурное развитие, устойчивое приобщение к физической культуре [М.Я. Виленский, 2002; Л.И. Бережная, 2003; Ю.Н. Москвичёв, 2004; О.С. Зданович, 2011].
Формирование физической культуры личности можно решать только на основе единства социального и биологического, самореализации в развитии физических и духовных способностей посредством физкультурной деятельности, освоения ценностей физической культуры [Н.Н. Визитей, 2002; В.К. Бальсевич, 2006; В.И. Столяров, 2009; Л.И. Лубышева, 2010].
Необходимо формировать у занимающихся знания, умения и навыки физкультурной деятельности, потребность в развитии физических и духовных способностей, двигательных умений и навыков; развивать стремления осваивать многообразные ценности физической культуры; направлять устремления человека на саморазвитие и самореализацию данных характеристик [М.Я. Виленский, 2002; С.Ю. Щетинина, 2010; М.А. Вершинин, 2011]. Такой подход к формированию физической культуры личности требует кардинальных изменений в организационной структуре учебных заведений, высокой профессиональной подготовки педагогов, обновления методической документации, учебных планов и программ, содержания специальных дисциплин [В.В. Арнаутов, 2001; Л.И. Бережная, 2011].
Процесс нововведений может обеспечить учебно-педагогический комплекс «Среднее общеобразовательное учреждение – колледж (училище) олимпийского резерва – вуз физической культуры», так как в нем создаются необходимые условия для полноценного формирования физической культуры личности [А.А. Кудинов, Ю.Н. Москвичев, 2007].
Обучающиеся, у которых сформирована физическая культура личности, быстрее осваивают программу по физической культуре, принимают активное участие в спортивно-массовой работе, помогают педагогу в организации учебного процесса по физической культуре, широко используют различные тренировочные средства, формы и методы физической культуры в организации самостоятельной работы, часто устремлены на профессии преподавателя физического воспитания и тренера по виду спорта [Л.И. Бережная, 2003; Ю.Н. Москвичев, 2006; И.К. Латыпов, 2010].
В процессе формирования физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования обозначился ряд противоречий, среди которых можно выделить следующие:
- рассогласование целей, средств и организационных форм формирования физической культуры личности в различных образовательных учреждениях (среднее общеобразовательное, среднее специальное, высшее образовательное учреждения), приводящее к недостаточному уровню сформированности физической культуры у многих обучающихся;
- противоречие между существующими педагогическими условиями и организационными формами процесса формирования физической культуры личности в различных образовательных учреждениях и необходимостью создания целостной системы формирования физической культуры личности;
- противоречие между пониманием того, что формирование физической культуры личности можно осуществлять только на основе всестороннего физического и духовного развития личности и явным доминированием двигательного компонента в практической деятельности обучающихся в процессе формирования физической культуры.
Выделенные противоречия позволили сформулировать научную проблему, в рамках которой разрабатывалась тема диссертационного исследования. Её сущность заключалась в научном обосновании модели формирования физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования, которая приобретает сегодня особую актуальность в связи с внедрением нового поколения Государственного образовательного стандарта.
Объект исследования: процесс формирования физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования.
Предмет исследования: средства, методы, организационные формы формирования физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования.
Цель исследования – разработать и научно обосновать модель формирования физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования.
Гипотеза. Модель формирования физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования будет эффективной и педагогически целесообразной, если:
- поэтапно (начиная с младшего школьного возраста) специфицировать организационные формы и педагогические условия для привития интереса и потребности в занятиях физической культурой и спортом у обучающихся образовательных учреждений разного уровня (среднее общеобразовательное учреждение, колледж, вуз);
- разработать и применять объективные критерии оценки сформированности физической культуры личности на базе учебно-педагогического комплекса;
- реализовать преемственность учебных планов, образовательных программ, физкультурно-оздоровительных и спортивных технологий в образовательных учреждениях разного уровня;
- специфицировать мотивы формиро
Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались следующие задачи:
1. Выявить приоритетные организационно-педагогические направления в процессе формирования физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования, определить основные педагогические условия для формирования физической культуры личности.
2. Обосновать критерии оценки качества сформированности физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования и разработать количественные оценочные показатели данной характеристики.
3. Изучить основные
мотивы формирования
4. Разработать и
экспериментально обосновать эф
Теоретико-методологическую основу исследования составляют концептуальные положения о развитии личности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев); философские, социологические и психолого-педагогические концепции образования, создающие условия для развития личности в процессе освоения ценностей культуры (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский); системный подход в исследовании социальных явлений (Т. Парсонс и др.); теория функциональных систем П.К. Анохина; деятельностный подход А.Н. Леонтьева; концептуальные положения о роли физической культуры в формировании личности (В.К. Бальсевич, М.А. Вершинин, М.Я. Виленский, Н.Н. Визитей, Ю.М. Николаев, Л.И. Лубышева); теоретико-методологические установки о роли и значении средств и методов физической культуры в духовном и физическом развитии человека (В.К. Бальсевич, В.Ю. Карпов, Л.И. Лубышева, В.И. Лях, Ю.Н. Москвичев); фундаментальные положения теории физической культуры и спорта (Л.П. Матвеев, Ю.Ф. Курамшин, Ж.К. Холодов); теоретические концепции о роли физической культуры в формировании ценностей здорового образа жизни (В.К. Бальсевич, А.А. Горелов, П.К. Петров, Г.Н. Пономарев, В.В. Филанковский); идея непрерывного образования (В.В. Арнаутов, Е.П. Каргаполов, Н.К. Сергеев, Н.Н. Чесноков); культурологический подход в познании физической культуры и спорта (И.Ф. Исаев, Ю.Ф. Курамшин, Л.П. Матвеев, Ю.Н. Москвичев, Ж.К. Холодов, В.С. Якимович).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической и педагогической литературы; анализ учебной документации; анкетирование; педагогическое наблюдение; метод экспертных оценок; педагогические контрольные испытания; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Организация исследования. Педагогические исследования проводились в МБОУ СОШ № 16, № 81, № 83, № 120 города Волгограда, ГОУ СПО «Волгоградский колледж олимпийского резерва», ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры» и осуществлялись в четыре этапа. Всего было обследовано 765 человек мужского и женского пола. На всех этапах исследования количество представителей мужского и женского пола было приблизительно одинаково, чтобы нивелировать влияние данного фактора.
На первом этапе (2006 г.) изучались литературные источники, подбирались адекватные методы исследования, формировалась рабочая гипотеза и определялись задачи исследования, затем была сформулирована концепция диссертационного исследования.
На втором этапе (2006-2007 гг.) изучались организационные и педагогические условия формирования физической культуры личности, анализировалось программное обеспечение формирования физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования на базе учебно-педагогического комплекса, характеризовались показатели учебной и физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности обучающихся образовательных учреждений учебно-педагогического комплекса, выявлялись мотивы формирования физической культуры, определялись факторы, способствующие повышению уровня сформированности физической культуры личности.
На третьем этапе (2008-2011 гг.) разрабатывалась и экспериментально обосновывалась модель формирования физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования на базе учебно-педагогического комплекса «Среднее общеобразовательное учреждение – колледж (училище) олимпийского резерва – вуз физической культуры».
Заключительный четвертый этап (2012 г.) был посвящен уточнению методических положений, аналитическому обобщению экспериментальных данных и оформлению диссертационного исследования.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена непротиворечивостью методологической базы, логической корректностью научного исследования, адекватностью используемых методов задачам исследования, репрезентативностью выборки, корректной математико-статической обработкой экспериментальных данных.