Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:51, автореферат
Актуальность исследования. Смена образовательных парадигм на рубеже столетия связывает цели образования с изменением качества человека, где приоритетным становится формирование гармоничной и свободной личности [Ю.М. Николаев, 2000, 2007; В.К. Бальсевич, 2006, 2010; Л.И. Лубышева, 2010]. Это требует приобщения людей к фундаментальным ценностям, к числу которых относится и физическая культура [Ю.Ф. Курамшин, 1999, 2004; В.А. Багина, 2009; Ю.П. Галкин, Т.М. Булкова, 2011]. К сожалению, реальный уровень сформированности физической культуры у многих занимающихся находится на относительно низком уровне [Ю.Н. Москвичев, 2006; В.Д. Фискалов, 2011].
Важным аспектом процесса формирования физической культуры личности студентов следует считать их социальную адаптацию: 58,4 % обучающихся экспериментальной группы и 30,8 % респондентов контрольной группы отмечали адаптацию к учебному процессу в колледже олимпийского резерва.
Результаты нашего исследования убедительно доказали, что модель формирования физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования более продуктивна и отвечает требованиям к освоению основных образовательных программ, реализующих федеральные Государственные образовательные стандарты общего среднего, среднего специального и высшего профессионального образования по направлению подготовки «Физическая культура».
В заключении диссертационной работы дается анализ проведенного научного исследования, уточняются концептуальные положения, определяются нерешенные задачи по разработке модели формирования физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования, намечаются ориентиры дальнейших исследований в данном проблемном поле.
выводы
1. Приоритетные организационно-педагогические направления формирования физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования на базе учебно-педагогического комплекса «Среднее общеобразовательное учреждение – колледж олимпийского резерва – вуз физической культуры»: поэтапное формирование знаний, умений и навыков физкультурной деятельности; специфическая осознанная ориентация на формирование ценностных ориентаций физической культуры на каждой ступени учебно-педагогического комплекса; разнообразные преемственные средства, методы и организационные формы формирования физической культуры; благоприятные условия для социального созревания личности обучающихся; поэтапное целенаправленное формирование физического совершенства, двигательной активности, состояния соматического здоровья, двигательных умений и навыков, показателей физкультурно-спортивной деятельности.
2. Формирование физической культуры личности на базе учебно-педагогического комплекса обеспечивается выполнением следующих педагогических условий: повышение роли знаний о методах и средствах развития физического и духовного потенциала человека; использование комплексного подхода при формировании интереса обучающихся к знаниям, умениям и навыкам физкультурной деятельности; применение личностно ориентированных средств физического воспитания и спортивной тренировки; регулярное осуществление педагогического контроля и коррекции направленности учебных занятий и спортивной тренировки; реализация индивидуальных познавательных и двигательных особенностей обучающихся в учебном и учебно-тренировочном процессах; поэтапное формирование ценностных ориентаций физической культуры; постановка напряженных и реальных задач физкультурной деятельности на всех ступенях учебно-педагогического комплекса.
3. Основные критерии оценки качества сформированности физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования:
- среднее общеобразовательное учреждение – сформированность базовых знаний, умений и навыков физкультурно-спортивной деятельности, освоение ценностей олимпизма, валеологических ценностей, сформированность интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями, всестороннее развитие физических способностей, овладение техникой базовых двигательных действий, достижение уровня соматического здоровья (11-14 баллов), специальной двигательной активности (10-12 часов в неделю), выполнение I-II спортивных разрядов в избранном виде спорта;
- колледж олимпийского резерва − овладение специальными знаниями (основные средства, методы и организационные формы физического воспитания и спортивной тренировки, основы теории обучения двигательным действиям, теоретический и методические основы развития физических способностей, развитие личности средствами физической культуры и спорта), формирование потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, овладение практическими умениями развития психофизических способностей, развитие специальных физических качеств, освоение техники двигательных действий избранного вида спорта, достижение уровня соматического здоровья (13-16 баллов), специальной двигательной активности (16-20 часов в неделю), выполнение нормативов КМС-I спортивного разряда;
- вуз физической культуры − овладение знаниями, умениями и навыками физкультурно-спортивной деятельности (системное видение процесса формирования физической культуры личности с культурологических позицией, раскрытие связей физической культуры с духовными и физическими характеристиками личности), освоение ценностей основных видов физической культуры, сформированность привычки регулярно заниматься физическими упражнениями, соразмерное развитие специальных физических способностей, углубленное овладение техникой избранного вида спорта, достижение уровня соматического здоровья (15-18 баллов), специальной двигательной активности (18-25 часов в неделю), выполнение нормативов КМС-МС.
4. Разработанная автором интегральная оценка сформированности физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования включает следующие градации: высокий уровень – 23-25 баллов, выше среднего – 19-22 баллов, средний – 14-18 баллов, ниже среднего – 9-13 баллов, низкий – 5-8 баллов. Критериями указанной выше оценки выступают: сформированность знаний, умений и навыков физкультурно-спортивной деятельности; освоение ценностей физической культуры, сформированность интереса, потребности и привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями; физическое совершенство; двигательная активность; состояние соматического здоровья.
5. Основные мотивы формирования физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования у обучающихся на различных ступенях учебно-педагогического комплекса распределяются следующим образом: 1) У учащихся спортивно-педагогического класса: «соответствует моим увлечениям» (29,9 %), «является привлекательной» (28,2 %), «дает возможность для роста профессиональной деятельности» (27,1 %); 2) У студентов колледжа олимпийского резерва: «соответствует моим увлечениям» (31,4 %), «способствует умственному и физическому развитию» (26,4 %), «обучение близко к любимому школьному предмету» (25,8 %); 3) У студентов вуза физической культуры: «дает возможность для роста профессиональной деятельности» (29,6 %), «соответствует моим увлечениям» (27,2 %), «способствует умственному и физическому развитию» (23,0 %).
6. Модель формирования физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования разрабатывалась с учетом следующих принципов:
- целостность взаимосвязанных подсистем между структурными и функциональными компонентами процесса формирования физической культуры личности;
- единство физкультурно-образовательного пространства, в котором создаются условия для личностного развития обучающихся;
- преемственность содержания средств, методов и организационных форм формирования физической культуры на различных ступенях учебно-педагогического комплекса;
- модульность, структурирование
учебного материала,
Авторская модель формирования физической культуры личности реализуется на практике при соблюдении следующих условий: объединение образовательных учреждений на единых теоретических позициях процесса формирования физической культуры личности; уточнение места, роли, функции каждого образовательного учреждения, входящего в учебно-педагогический комплекс; постоянное проведение диагностики состояния здоровья, двигательных возможностей обучающихся; своевременная коррекция цели, содержания средств и организационных форм процесса формирования физической культуры; наличие информационного обеспечения физкультурной деятельности образовательных учреждений; механизм реализации модели формирования физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования.
7. Структура модели формирования физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования включает: специфические цели и задачи для каждой ступени учебно-педагогического комплекса; основные направления деятельности (формирование знаний, умений и навыков физкультурно-спортивной деятельности; освоение ценностей физической культуры, формирование интереса, потребности и привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями; физическое совершенство; двигательная активность; состояние соматического здоровья); условия реализации (учебные и индивидуальные тренировочные программы, физкультурно-спортивные технологии, личностно-ориентирован-ная деятельность по формированию физической культуры личности, оценка сформированности физической культуры личности); механизм реализации (система урочных, внеурочных и тренировочных форм занятий, физкультурно-спортивные мероприятия, спортивные соревнования, диагностика ценностных ориентаций физической культуры, соматического здоровья, навыков здорового образа жизни, оценка физического состояния человека); результаты сформированности физической культуры личности.
8. Механизм внедрения модели формирования физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования в практическую деятельность состоит из трех этапов:
- первый – разработка преемственных и однонаправленных учебных планов, программ, содержательных материалов учебных дисциплин, образовательных, физкультурно-оздоровительных и спортивных технологий, критериев и оценки уровней сформированности физической культуры личности, требований и нормативных показателей, характеризующих физическое совершенство занимающихся на каждой ступени учебно-педагогического комплекса;
- второй – формирование знаний, умений и навыков физкультурной деятельности, освоение ценностей физической культуры, развитие физических и духовных способностей, совершенствование двигательных умений и навыков, реализация навыков здорового образа жизни, повышение уровня спортивного мастерства;
- третий – оценка
уровней сформированности физич
9. Модель формирования физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования позволяет достичь более высоких показателей по следующим направлениям: уровень сформированности знаний, навыков и умений физкультурной деятельности; сформированность ценностей физической культуры; сформированности навыков здорового образа жизни; выделение новых задач по формированию физической культуры личности и способов их решении; распознавание проблем формирования физической культуры их формулировка, решение и интерпретация полученных результатов; сформированность двигательных умений и навыков; установление связей и интеграция материалов из различных учебных дисциплин для решения задач формирования физической культуры личности.
III. Список работ, опубликованных
1. Кривова, Е.А. Непрерывное
физкультурное образование на
основе педагогического
2. Кривова, Е.А. Модель многоуровневого физкультурного образования в системе педагогического комплекса / Е.А. Кривова // Научно-теоретический журнал «Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта». – № 10 (56). – 2009. – С. 59-62.
3. Кривова, Е.А. Характеристика
показателей успеваемости студе
4. Кривова, Е.А. Характеристика мотивов формирования многоуровневого физкультурного образования в системе педагогического комплекса / Е.А. Кривова // Современные проблемы и инновационные технологии в развитии физической культуры и спорта: материалы международной научно-практической конференции «Восток-Россия-Запад». – Иркутск: Аспринт. – 2011. Т3. – С. 214-217.
5. Кривова, Е.А. Организационные и педагогические условия формирования интереса к физкультурному образованию в условиях педагогического комплекса / Е.А. Кривова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта: Научно-теоретический журнал. – 2011. – № 11 (81). – С. 42-46.
6. Кривова, Е.А. Формирование физической культуры личности в процессе обучения в педагогическом комплексе / Е.А. Кривова // Современные проблемы обучения и подготовки в сложнокоординационных видах спорта и фитнес системах: материалы Всероссийской заочной электронной научной конференции. – Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2012. – С. 81-85.
7. Кривова, Е.А. Организационные и педагогические условия формирования физической культуры личности на базе учебно-педагогического комплекса: учебно-методическое пособие / Е.А. Кривова. – Волгоград: ВКОР, 2012. – 80 с.
8. Кривова Е.А. Формирование физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования: методические рекомендации / Е.А. Кривова. – Волгоград: ВКОР, 2012. – 25 с.
Научное издание
Кривова Елена Анатольевна
Модель формирования физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. – Волгоград: ВГАФК, 2012. – 24 с.
Формат 60x84 1/16. Усл. печ. л. 1,5
Тираж 100 экз. Заказ № _______
______________________________
Издательство Волгоградской
400005, Волгоград, пр. В.И. Ленина, 78