Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:51, автореферат

Описание работы

Актуальность исследования. Смена образовательных парадигм на рубеже столетия связывает цели образования с изменением качества человека, где приоритетным становится формирование гармоничной и свободной личности [Ю.М. Николаев, 2000, 2007; В.К. Бальсевич, 2006, 2010; Л.И. Лубышева, 2010]. Это требует приобщения людей к фундаментальным ценностям, к числу которых относится и физическая культура [Ю.Ф. Курамшин, 1999, 2004; В.А. Багина, 2009; Ю.П. Галкин, Т.М. Булкова, 2011]. К сожалению, реальный уровень сформированности физической культуры у многих занимающихся находится на относительно низком уровне [Ю.Н. Москвичев, 2006; В.Д. Фискалов, 2011].

Файлы: 1 файл

avtoreferat-krivovoj-e-a_.doc

— 613.50 Кб (Скачать файл)

Научная новизна результатов исследования состоит в разработке и научном обосновании модели формирования физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования на базе педагогического комплекса «Среднее общеобразовательное учреждение – колледж олимпийского резерва – вуз физической культуры», включающей организационные формы и педагогические условия реализации процесса формирования физической культуры личности посредством освоения программно-методических материалов в данных образовательных учреждениях. Впервые были определены основные критерии оценки сформированности физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования, разработаны оценочные показатели сформированности данной характеристики у обучающихся, определена система знаний, умений и навыков осуществления физкультурной деятельности для обучающихся на  каждой ступени учебно-педагогического комплекса.

Теоретическая значимость диссертации заключается в дополнении теории и методики физической культуры и спорта положениями и выводами диссертации, в которых:

- углублено понимание смысла понятия «сформированность физической культуры личности» путем конкретизации показателей, констатирующих это состоянии;

- дано описание организационных форм и рациональных критериев объективной оценки сформированности знаний, умений и навыков физкультурной деятельности у обучающихся на различных ступенях учебно-педагогического комплекса;

- объясняется механизм повышения эффективности процесса формирования физической культуры личности благодаря внедрению модели формирования физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования в практическую деятельность образовательных учреждений педагогического комплекса «Среднее общеобразовательное учреждение – колледж олимпийского резерва – вуз физической культуры».

Практическая  значимость исследования результатов исследования выражается в том, что применение на практике разработанной модели формирования физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования позволяет модернизировать содержание учебных программ по физической культуре, реализовать преемственность образовательного контента в процессе формирования физической культуры личности, внедрить разработанные методические рекомендации для учителей школ, преподавателей средних и высших специальных учебных заведений, тренеров в учебный и тренировочный процессы образовательных учреждений.

Полученные результаты могут быть использованы в практике работы общеобразовательных школ, колледжей и лицеев, а также в процессе подготовки студентов вузов физической культуры и в системе повышения квалификации специалистов физической культуры и спорта.

Основные  положения, выносимые на защиту:

1. Необходимыми компонентами авторской модели, её базовой структурой являются три блока задач и направлений деятельности, решаемых на базе учебно-педагогического комплекса «Среднее общеобразовательное учреждение – колледж олимпийского резерва – вуз физической культуры» в условиях непрерывного физкультурного образования:

- усвоение моральных норм и правил поведения в процессе физкультурной деятельности, формирование интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценностей олимпизма и валеологических ценностей, систематическое участие в организации и проведении спортивно-массовых мероприятий, формирование базовых знаний, умений и навыков физкультурной деятельности, повышение уровня состояния здоровья и двигательной активности – основные задачи педагогической деятельности для формирования физической культуры учащихся средних общеобразовательных учреждений;

- формирование специальных знаний, умений и навыков физкультурной деятельности, потребности к систематических занятиям физическими упражнениями, освоение ценностного потенциала физической культуры и спорта, совершенствование специальных двигательных навыков и умений, повышение уровня развития физических и интеллектуальных способностей, спортивного мастерства – приоритетные направления процесса формирования физической культуры студентов колледжа олимпийского резерва;

- совершенствование мышления, направленного на поиск оптимальных вариантов решения задач формирования физической культуры личности, развитие познавательно-побудительных мотивов, творческого преобразования учебной информации, формирование привычки к регулярным занятиям физической культурой и спортом, здоровому образу жизни – ключевые векторы формирования физической культуры студентов вузов физической культуры.

2. Эффективность реализации разработанной модели формирования физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования обеспечивается следующими организационно-методическими условиями: поэтапное формирование знаний, умений и навыков физкультурной деятельности занимающихся, соматического состояния здоровья, двигательной активности, ценностных ориентаций на физическую культуру, развитие физических и духовных способностей, навыка здорового образа жизни, двигательных умений и навыков, повышение спортивного мастерства.

3. Модель формирования физической  культуры личности в условиях  непрерывного физкультурного образования обеспечивает более высокий уровень знаний, умений и навыков физкультурной деятельности на основе поэтапного формирования ценностей физической культуры, физического совершенства, духовного богатства и моральной частоты, состояния соматического здоровья, роста спортивного мастерства в избранном виде спорта, преемственности и согласованности образовательных программ, осуществления целенаправленного процесса формирования физической культуры личности в образовательных учреждениях учебно-педагогического комплекса, выделения актуального специфического состава средств формирования физической культуры, широкого выбора видов физкультурно-спортивной деятельности, постоянного усложнения требований к процессу формирования социально-культурной среды в образовательных учреждениях учебно-педагогического комплекса.

Апробация результатов исследования проводилась на научных и научно-практических конференциях различного уровня: международных (Иркутск, 2011; Волгоград, 2011, 2012); региональных (Волгоград, 2007, 2010). Результаты исследования представлены в 8 научных публикациях, из которых две статьи в журнале из перечня ВАК Минобрнауки Российской Федерации: научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта».

Внедрение результатов исследования в практику. Результаты исследования  внедрены в учебный и учебно-тренировочный процессы образовательных учреждений ГОУ СПО «Волгоградский колледж олимпийского резерва», ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академию физической культуры» и  учреждения дополнительного образования МОУ СДЮСШОР № 21, МОУ лицей № 7 города Волгограда.

Структура и объем работы. Диссертация изложена на 173 страницах машинописного текста, состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов и списка литературы. В диссертации содержится 8 рисунков и 19 таблиц. Список литературы состоит из 214 наименований, из которых 15 – на иностранных языках.

 

II. Основное содержание работы

 

Во введении обосновывается актуальность темы, определяется объект, предмет, цель и задачи исследования, выдвигается гипотеза, характеризуется научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе диссертации «Концепция формирования физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования» рассматривается система знаний, умений и навыков физкультурной деятельности обучающихся, изучаются вопросы формирования ценностного потенциала физической культуры в условиях непрерывного физкультурного образования, характеризуются особенности формирования физической культуры личности на базе учебно-педагогического комплекса.

Во второй главе работы дается описание методов исследования, раскрывается содержание основных этапов ее организации.

В третьей  главе диссертации «Формирование физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования» рассматриваются приоритетные организационные и педагогические условия формирования физической культуры личности на базе учебно-педагогического комплекса «Среднее общеобразовательное учреждение – колледж (училище) олимпийского резерва – вуз физической культуры», характеризуются мотивы формирования физической культуры личности у различного контингента обучающихся, изучается программное обеспечение непрерывного физкультурного образования на базе учреждений учебно-педагогического комплекса, дается характеристика учебной, тренировочной и физкультурно-спортивной деятельности учащихся и студентов.

Нами изучались организационно-педагогические условия для формирования физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования. Для обучающихся каждой ступени учебно-педагогического комплекса разрабатывались специфические знания, умения и навыки физкультурно-спортивной деятельности, определись мероприятия для эффективного формирования физической культуры личности.

Эффективность формирования физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования во многом зависит от активности включения молодого человека в процесс формирования ценностей физической культуры, спортивно-массовую работу, учебную и тренировочную деятельность.

Формирование физической культуры личности у обучающихся учебно-педагогического комплекса «Среднее общеобразовательное учреждение – колледж олимпийского резерва – вуз физической культуры» должно быть направлено на:

- создание благоприятных  условий для разностороннего  развития личности и более полного удовлетворения образовательных запросов и двигательных потребностей обучающихся;

- формирование физической культуры личности обучающихся на основе оптимального сочетания мотивационно-ценностного, познавательного и двигательного компонентов;

- создание условий  для развития индивидуальных физических способностей обучающихся и проектирования эффективных спортивных технологий подготовки спортивного резерва из числа двигательно-одаренных детей;

- формирование знаний, умений и навыков физкультурно-спортивной деятельности, интереса, потребности и привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями;

- укрепление здоровья учащихся и студентов, внедрение здорового образа жизни.

По нашим данным, для  формирования физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования необходимо реализовать следующие педагогические условия: повышение роли знаний о методах и средствах развития физического и духовного потенциала человека; использование комплексного подхода при формировании интереса школьников и студентов к знаниям, умениям и навыкам физкультурной деятельности; применение личностно-ориентированных средств физического воспитания и спортивной тренировки; регулярное осуществление педагогического контроля, коррекция направленности учебных занятий и спортивной тренировки; реализация индивидуальных познавательных и двигательных особенностей занимающихся; формирование ценностей физической культуры и навыков здорового образа жизни; постановка напряженных и реальных целей физкультурной деятельности на всех ступенях учебно-педагогического комплекса. 

Сформированность физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования обеспечит более высокий конечный результат обучения в вузе физической культуры.

Результаты анкетирования 403-х человек показали, что основные мотивы формирования физической культуры личности (возможность выбора трех из 19 предложенных мотивов) у обучающихся учебно-педагогического комплекса существенно различаются: у учащихся спортивно-педагогического класса – «соответствует моим увлечениям» (29,9 %), «является привлекательной» (28,2 %), «дает возможность для роста профессиональной деятельности» (27,1 %), «способствует умственному и физическому развитию» (23,7 %), «требует общения с разными людьми» (22,6 %); у студентов колледжа  олимпийского  резерва – «соответствует моим увлечениям» (31,4 %), «способствует умственному и физическому развитию» (26,4 %), «обучение близко к любимому школьному предмету» (25,8 %), «требует общения с разными людьми» (23,4 %), «дает возможность для роста профессиональной деятельности» (22,0 %); у студентов вуза физической культуры – «дает возможность для роста профессиональной деятельности» (29,6 %), «соответствует моим увлечениям» (27,2 %), «способствует умственному и физическому развитию» (23,0 %), «обучение близко к любимому школьному предмету» (21,5 %), «является привлекательной» (21,1 %).

Таким образом, по мере увеличения стажа занятий физкультурно-спортивной деятельностью респондентов изменяются приоритеты и важность основных мотивов процесса формирования физической культуры. 

Результаты проведенного исследования показывают, что выбор мотивов формирования физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования у данного контингента обследуемых носит преимущественно индивидуально значимый характер, основанный на удовлетворении потребностей в собственном физическом развитии, совершенствовании спортивного мастерства, получении определенных материальных привилегий. Мотивы формирования ценностных ориентаций физической культуры и развитие духовных способностей в процессе физического совершенствования учащихся и студентов занимают низкие рейтинговые места.

Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что ориентацию на формирование физической культуры личности необходимо осуществлять через вовлечение детей в физкультурно-спортивную деятельность, начиная уже с младшего школьного возраста. Только в условиях непрерывного физкультурного образования можно эффективно обеспечить процесс формирования физической культуры личности.

Мнения анкетируемых по выбору факторов, способствующих повышению уровня сформированности физической культуры у различного контингента обследуемых, существенно различаются. Регулярные занятия в спортивных секциях, наличие спортивных разрядов, посещение тренировочных занятий с целью повышения спортивного мастерства, успеваемость по отдельным дисциплинам учебного плана оказывают существенное влияние на уровень сформированности физической культуры у обучающихся различных образовательных учреждений учебно-педагогического комплекса.

Информация о работе Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры