Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:51, автореферат
Актуальность исследования. Смена образовательных парадигм на рубеже столетия связывает цели образования с изменением качества человека, где приоритетным становится формирование гармоничной и свободной личности [Ю.М. Николаев, 2000, 2007; В.К. Бальсевич, 2006, 2010; Л.И. Лубышева, 2010]. Это требует приобщения людей к фундаментальным ценностям, к числу которых относится и физическая культура [Ю.Ф. Курамшин, 1999, 2004; В.А. Багина, 2009; Ю.П. Галкин, Т.М. Булкова, 2011]. К сожалению, реальный уровень сформированности физической культуры у многих занимающихся находится на относительно низком уровне [Ю.Н. Москвичев, 2006; В.Д. Фискалов, 2011].
Большинство студентов колледжа олимпийского резерва (53,5 %), вуза физической культуры (50,8 %) утверждают, что им не нужны внешние воздействия (родители, тренеры, преподаватели, руководители образовательных учреждений) для формирования их физической культуры. Вместе с тем, учащиеся спортивно-педагогического класса, в большей мере, чаще нуждаются в таких воздействиях, и чаще в зависимости от сложившихся обстоятельств. Родители, в основном, одобряли выбор своих детей (спортивно-педагогический класс – 71,2 %; колледж олимпийского резерва – 70,4 %; вуз физической культуры – 63,2 %), направленный на формирование физической культуры личности.
Основным источником информации о процессе формирования физической культуры личности у учащихся спортивно-педагогических классов (50,8 %) и студентов колледжа олимпийского резерва (37,7 %) являются тренеры. На второе место поставлена ими информация, полученная от преподавателей физического воспитания (соответственно 30,5 % и 36,5 %), незначительную роль играют специальная литература и участие в спортивных соревнованиях. Преподаватели физической культуры – основной источник информации о процессе формирования физической культуры у студентов вуза физической культуры (76,3 %).
Нами анализировалась
структура и соотношение
Учебные планы спортивно-педагогических классов средних общеобразовательных учреждений, колледжа олимпийского резерва и вуза физической культуры только в определенной мере сопрягаются по содержанию предметов, структуре часов по циклам дисциплин, направленности подготовки обучающихся. Требуется определенная коррекция в структуре учебных планов, содержательной преемственности учебных дисциплин и сложности заданий по формированию физической культуры личности в образовательных учреждениях учебно-педагогического комплекса.
Нами разработана интегральная оценка сформированности физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования, используя следующие градации: высокий уровень – 23-25 баллов, выше среднего – 19-22 баллов, средний – 14-18 баллов, ниже среднего – 9-13 баллов, низкий – 5-8 баллов. Критериями являются: сформированность знаний, умений и навыков физкультурной деятельности; освоение ценностей физической культуры, сформированность интереса, потребности и привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями; физическое совершенство; двигательная активность; состояние соматического здоровья. Для каждого критерия сформированности физической культуры и ступени учебно-педагогического комплекса рассчитаны специфические коэффициенты значимости (от 0,7 до 1,3).
У обучающихся выделено следующее распределение уровней сформированности физической культуры личности: высокий уровень развития данной характеристики имеют 21,2 % обследуемых вуза физической культуры, прошедших все ступени учебно-педагогического комплекса, 20,4 % студентов колледжа олимпийского резерва, 19,4 % учащихся спортивно-педагогического класса; уровень выше среднего – соответственно 33,2 %, 32,7 %, 31,6 %. По мере обучения в образовательных учреждениях учебно-педагогического комплекса постепенно увеличивается уровень сформированности физической культуры личности. Нами определялась взаимосвязь уровней сформированности физической культуры личности и физического совершенства у студентов колледжа олимпийского резерва (табл. 1). Выявлена существенная взаимосвязь данных характеристик.
Таблица 1
Взаимосвязь уровней сформированности физической культуры личности в условиях непрерывного
физкультурного образования и показателей физического совершенства
у студентов колледжа олимпийского резерва
Уровни физического совершенства |
Уровни сформированности физической культуры личности | |||||||||||
Низкий, ниже среднего (n = 20) |
Средний (n = 26) |
Выше среднего (n = 32) |
Высокий (n = 20) | |||||||||
Курсы обучения | ||||||||||||
Второй |
Третий |
Четвертый |
Второй |
Третий |
Четвертый |
Второй |
Третий |
Четвертый |
Второй |
Третий |
Четвертый | |
Количество случаев | ||||||||||||
Высокий |
||||||||||||
Выше среднего |
||||||||||||
Средний |
||||||||||||
Ниже среднего |
||||||||||||
Низкий |
||||||||||||
Всего: |
10 |
6 |
4 |
11 |
9 |
6 |
10 |
11 |
11 |
4 |
8 |
8 |
Примечание. В
числителе представлены абсолютные
показатели, в знаменателе – относительные, %.
Проведенное исследование показывает, что в условиях непрерывного физкультурного образования имеются широкие возможности для формирования физической культуры личности за счет поэтапной целенаправленной физкультурной деятельности в различных образовательных учреждениях учебно-педагогического комплекса. Такой подход обеспечивает полноценную поэтапную сформированность физической культуры личности у обучающихся среднего общеобразовательного учреждения, колледжа олимпийского резерва и вуза физической культуры.
В четвертой главе диссертации нами разработана модель формирования физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования, которая охватывает три ступени: первая ступень – среднее общеобразовательное учреждение имеет три уровня – начальный, основной, средний; вторая ступень – среднее профессиональное физкультурное учебное заведение (колледж олимпийского резерва); третья ступень – высшее физкультурное образовательное учебное заведение (рис. 1).
Модель формирования физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования представлена набором следующих составляющих на каждой ступени учебно-педагогического комплекса: 1) показатели сформированности физической культуры личности данного образовательного учреждения; 2) содержание процесса формирования физической культуры личности; 3) организационные формы и педагогические условия формирования физической культуры личности; 4) мотивационно-ценностный, познавательный и двигательный компоненты; 5) диагностика основных показателей сформированности физической культуры личности.
Основными элементами данной модели являются: учебные и тренировочные занятия, набор различных тренировочных средств, содержание физкультурно-оздоровительных и спортивных технологий, методических рекомендаций; комплексы различных двигательных заданий; критерии сформированности физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования; навыки здорового образа жизни и физкультурно-спортивной деятельности.
Выделены три иерархических уровня компетентности обучающихся в процессе формирования физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования: первый уровень включает знание основ физкультурной деятельности, их использование в собственной деятельности, привлечение к физкультурно-спортивной работе других занимающихся; второй уровень – установление связей и интеграция знаний из различных учебных дисциплин для решения задач формирования физической культуры личности; третий уровень – распознавание проблемы формирования физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования, ее формулировка, решение и интерпретация полученных результатов.
Представленная нами модель формирования физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования экспериментально обосновывалась в 2008-2011 учебные годы. В исследовании принимали участие 155 студентов Волгоградского колледжа олимпийского резерва (контрольная – 78 человек, экспериментальная – 77 человек) и 45 студентов Волгоградской государственной академии физической культуры (контрольная – 23 человека, обучающиеся в вузе физической культуры после окончания среднего общеобразовательного учреждения; экспериментальная – 22 человека, обучающиеся в вузе после окончания колледжа олимпийского резерва, экспериментальной группы). В вузе физической культуры определялись следовые явления педагогического эксперимента, проведенного в колледже олимпийского резерва.
Материалы исследования показали, что большинство студентов экспериментальной группы (колледж олимпийского резерва – 59,7 %; вуз физической культуры – 62,2 %) используют знания, полученные в процессе формирования физической культуры личности в условиях непрерывного физкультурного образования, на зачетах и экзаменах по дисциплинам специального цикла. В контрольной группе данный показатель составил только 46,2 % (колледж олимпийского резерва) и 52,2 % (вуз физической культуры). Ещё более существенное преимущество студентов экспериментальной группы (колледж олимпийского резерва – 72,7 %; вуз физической культуры – 72,7 %) выявлено при анализе понимания межпредметных связей, осознание их значения и необходимости в процессе формирования физической культуры личности.
Большинство студентов экспериментальной группы (колледж олимпийского резерва – 50,6 %; вуз физической культуры – 54,5 %) умеют составить программу формирования физической культуры для себя с привлечением знаний из цикла других учебных дисциплин. Характерной особенностью многих (колледж олимпийского резерва – 57,1 %; вуз физической культуры – 54,5 %) испытуемых этой группы является умение анализировать собственные показатели сформированности физического совершенства и ставить новые задачи по развитию физических качеств. В контрольной группе только 30,8 % студентов колледжа олимпийского резерва и 39,1 % обучающихся вуза физической культуры обладают такой способностью.
За период исследования в обеих группах происходят позитивные изменения в структуре сформированности физической культуры личности, но более выражено данная закономерность проявляется у студентов экспериментальной группы: доля обследуемых с высоким уровнем сформированности физической культуры личности увеличилась с 12,9 до 19,5 %, с уровнем выше среднего – с 48,1 до 59,7 % (табл. 2).
Группы |
Уровни сформированности физической культуры личности | |||||||
Низкий, ниже среднего |
Средний |
Выше среднего |
Высокий | |||||
Показатели | ||||||||
Абсолютный, количество |
Относительный, % |
Абсолютный, количество |
Относительный, % |
Абсолютный, количество |
Относительный, % |
Абсолютный, количество |
Относительный, % | |
Экспериментальная |
6 |
7,8 |
24 |
31,2 |
37 |
48,1 |
10 |
12,9 |
1 |
1,3 |
15 |
19,5 |
46 |
59,7 |
15 |
19,5 | |
Контрольная |
7 |
9,0 |
25 |
32,1 |
36 |
46,2 |
10 |
12,7 |
5 |
6,4 |
21 |
26,9 |
40 |
51,3 |
12 |
15,4 |
Примечание. В первой строке представлены начальные показатели, во второй – конечные.
Студенты колледжа олимпийского резерва, у которых формировалась физическая культура личности в условиях непрерывного физкультурного образования, имеют преимущество в конечном обследовании по показателям успеваемости по специальным дисциплинам, сформированности умений и навыков физкультурно-спортивной деятельности, ценностным ориентациям физической культуры.
В процессе педагогической практики в школе (конечное обследование) между исследуемыми группами выявлены существенные (пятипроцентный уровень значимости) различия по следующим показателям: умение находить контакт с учениками на уроке физической культуры, владение техникой двигательных действий школьной программы, знание терминологии и умение использовать ее в ходе урока, умение осуществлять педагогический контроль и подводить итоги урока физической культуры, умение осуществлять организационные формы урочной и внеурочной деятельности занимающихся. У студентов контрольной группы только показатели умения осуществлять педагогический контроль и подводить итоги урока физической культуры достигли определенного уровня (82,1 %). Владение терминологией и умение использовать её на уроке (55,1 %), умение эффективно осуществлять организационные формы урока (60,3 %), умение находить контакт с учениками на уроке (61,5 %) имеют низкие показатели у данного контингента обследуемых.