Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 19:48, контрольная работа
Феномен человека, его деятельности и общественных отношений являются предметом исследования огромного множества естественных (биология, генетика, антропология, химия и др.) и общественных (история, философия, социология, психология, экономика и др.) наук. Однако до сих пор человек не может дать окончательные ответы на многие вопросы, касающиеся не только своей сущности, но и бытия. В полной мере это относится к одной из основополагающих сторон его жизни и жизнедеятельности – здоровью. Вместе с тем, сама идея здоровья всегда имела огромную актуальность. Сегодня актуальность эта особенно велика, т.к. качество здоровья испытывает неуклонную тенденцию к ухудшению.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ВАЛЕОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА 5
1.1. ИСТОРИЯ ВАЛЕОЛОГИИ 5
1.2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ВАЛЕОЛОГИИ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ. 11
ГЛАВА 2. ВАЛЕОЛОГИЯ И ЕЕ МЕСТОВ СИСТЕМЕ НАУК 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ВАЛЕОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА 5
1.1. ИСТОРИЯ ВАЛЕОЛОГИИ 5
1.2. ОСНОВНЫЕ
ПОНЯТИЯ ВАЛЕОЛОГИИ И ИХ
ГЛАВА 2. ВАЛЕОЛОГИЯ И ЕЕ МЕСТОВ СИСТЕМЕ НАУК 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Феномен человека, его деятельности
и общественных отношений являются
предметом исследования огромного
множества естественных (биология,
генетика, антропология, химия и
др.) и общественных (история, философия,
социология, психология, экономика
и др.) наук. Однако до сих пор человек
не может дать окончательные ответы
на многие вопросы, касающиеся не только
своей сущности, но и бытия. В полной
мере это относится к одной
из основополагающих сторон его жизни
и жизнедеятельности –
Валеология – относительно молодая наука. Термин этот в 1980 г. предложил российский ученый И.И. Брехман, который одним из первых заострил внимание на необходимости разработки основ новой науки о здоровье. Термин «валеология» - производное от латинского valeo – "здоровье" или "быть здоровым". Вскоре термин стал общепринятым, а валеология как наука и как учебная дисциплина получает все более широкое признание в мире.
Валеология - межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности. Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека.
Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.
Предметом валеологии являются индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.
Объект валеологии – практически
здоровый, а также находящийся
в состоянии предболезни
Методом валеологии является исследование путей повышения резервов здоровья человека, которое включает в себя поиск средств, методов и технологий формирования мотивации на здоровье, приобщение к здоровому образу жизни и т.д. Здесь важную роль играют качественная и количественная оценка здоровья и резервов здоровья человека, а также исследование путей их повышения. Если качественную оценку здоровья традиционно в своей практике использует медицина, то количественная оценка здоровья каждого конкретного человека является сугубо специфичной для валеологии и успешно развивает и дополняет качественный анализ. Благодаря этому специалист и сам данный человек приобретают возможность динамической оценки уровня своего здоровья и проведения соответствующих корректив своего образа жизни.
Основной целью валеологии служат максимальное использование унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне адаптации организма к условиям внутренней и внешней среды. В теоретическом плане цель валеологии – изучение закономерностей поддержания здоровья, моделирование и достижение здорового образа жизни. В практическом плане цель валеологии можно видеть в разработке мер и определении условий для сохранения и укрепления здоровья.
Основные задачи валеологии:
1. Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека.
2. Формирование установки на здоровый образ жизни.
3. Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни.
Отношение человека к своему
здоровью часто определялось способностью
к выживанию, к выполнению своего
биологического и социального предназначения.
Разумеется, такое отношение
В первобытном мире, когда
человек был беззащитен перед
силами природы, здоровье он связывал
с милостью богов, а болезнь –
с происками злых духов, поэтому
надежды возлагались на амулеты,
а сами меры по охране здоровья существовали
в виде религиозных обрядов. Однако
человек наблюдал за своей жизнью
и делал выводы, отмечал причинно-следственные
связи между здоровьем, образом
жизни, факторами риска, целебными
и оздоравливающими свойствами различных
средств и т.д. Уже тогда была
отмечена зависимость состояния
человека от той физической работы,
которую ему приходилось
В рабовладельческом обществе началась систематизация знаний, касающихся здоровья человека. Усилия предпринимались для создания оздоровительных систем, примером чему, в частности, являются дошедшие до нас руководства по здоровью: китайское "Конг-фу" (около 2600 лет до н.э.), индийская "Аюрведа" (около 1800 лет до н.э.), "О здоровом образе жизни" Гиппократа (около 400 лет до н.э.), системы оздоровления, существовавшие в Спарте, и другие. Эти системы уже тогда имели основной своей идеей не лечение болезней, а формирование, сохранение и укрепление здоровья, а при его нарушении – использование резервных возможностей организма для восстановления здоровья.
Отношение к здоровью принципиально
стало меняться по мере развития медицины.
Увеличивая комфортность своего существования,
человек все меньше стал уделять
внимания своему здоровью и все больше
уповать на врачей. Так медицина
теряла свое оздоровительное и
Так, Абу Али ибн-Сина (980–1037 гг.) в своем "Каноне врачебной науки" указывал как на наиболее эффективный путь к долголетию сохранение здоровья, а не лечение болезней.
Выдающиеся умы, такие как Френсис Бекон, М.В. Ломоносов, М.Я. Мудров и другие, в своих работах неоднократно подчеркивали, что приоритет в отношении к здоровью должен быть отдан именно здоровью и профилактике болезней, однако по этому пути развитие науки не пошло.
В истории СССР, по-видимому,
заслуживает упоминания ориентация
на профилактику инфекционных и паразитарных
заболеваний, связанная с деятельностью
наркома здравоохранения Н.А. Семашко.
Организованные под его руководством
противоэпидемические мероприятия
способствовали резкому возрастанию
средней продолжительности
В последние десятилетия ситуация, однако, изменилась: рост благосостояния людей, разработка высокоэффективных промышленных технологий, нарушенная, экология и другие объективные факторы привели к тому, что образ жизни современного человека все в большей степени стал провоцировать гиподинамию, переедание, психическое перенапряжение и т.д. Это выдвинуло на одно их первых мест в причинах смертности заболевания, связанные именно с образом жизни человека.
Именно отсутствие личных
мотивов в сохранении здоровья привело
к тому, что в настоящее время
во всем мире все большую тревогу
специалистов вызывает тенденция к
его ухудшению. Россия и Украина
являются странами, где ухудшение
состояния здоровья населения приобрело
катастрофический характер, о чем
свидетельствует повышение
Особенно тревожное положение
складывается со здоровьем детей. Тревожная
статистика катастрофического состояния
здоровья новорожденных во многом обусловлена
неподготовленностью –
Динамика общей заболеваемости
школьников всех возрастов характеризуется
неуклонным ростом хронических форм
заболеваний. Особенно высокими темпами
у школьников растут хронические
болезни систем кровообращения, крови
и кроветворных органов, костно-мышечной,
эндокринной и мочеполовой
В структуре заболеваемости школьников подавляющая часть патологии приходится на долю болезней органов дыхания.
С возрастом в процессе
обучения в школе прогрессивно нарастает
число заболеваний кожи, зрения;
травм. Очень высоки данные по таким
заболеваниям, как тонзиллит, гайморит,
кариес, являющихся первопричиной развития
хронических заболеваний
Несмотря на прослеживающуюся
в мире (не являются исключением
Россия и Украина) на протяжении последних
30–40 лет акселерацию, в настоящее
время в России число школьников,
соответствующих по физиологическим
нормам своему биологическому возрасту,
снизилось до 40–50%, а число детей
с нормальным физическим развитием
снизилось до 13%. В тоге только 6–8%
выпускников полной общеобразовательной
школы могут считаться
В общих тенденциях роста
заболеваемости особое место принадлежит
подростковому возрасту. В биологическом
отношении он является одним из критических,
характеризующихся мощными
Отсутствие знаний по культуре здоровья и/или пренебрежение здоровьем ведут к тому, что 40% школьников не знают, что такое здоровый образ жизни, 85% не занимаются физической культурой и спортом, около 50% (преимущественно подростков и старшеклассников) уже пробовали наркотики, 70% познали "животный" секс, на 45% возросла заболеваемость гонореей у юношей и девушек 14–16 лет. В конечном итоге темпы возрастания смертности в подростковом возрасте сравнимы с этим показателем для возрастной группы 65–70лет.
Низкий уровень здоровья
выпускников школы самым
Естественным следствием
отмеченных изменений в состоянии
здоровья детей и молодежи являются
статистические данные о смертности
и продолжительности жизни
В череде политических и
социально-экономических