Валеология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 19:48, контрольная работа

Описание работы

Феномен человека, его деятельности и общественных отношений являются предметом исследования огромного множества естественных (биология, генетика, антропология, химия и др.) и общественных (история, философия, социология, психология, экономика и др.) наук. Однако до сих пор человек не может дать окончательные ответы на многие вопросы, касающиеся не только своей сущности, но и бытия. В полной мере это относится к одной из основополагающих сторон его жизни и жизнедеятельности – здоровью. Вместе с тем, сама идея здоровья всегда имела огромную актуальность. Сегодня актуальность эта особенно велика, т.к. качество здоровья испытывает неуклонную тенденцию к ухудшению.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ВАЛЕОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА 5
1.1. ИСТОРИЯ ВАЛЕОЛОГИИ 5
1.2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ВАЛЕОЛОГИИ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ. 11
ГЛАВА 2. ВАЛЕОЛОГИЯ И ЕЕ МЕСТОВ СИСТЕМЕ НАУК 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

ВАЛЕОЛОГИЯ КАК НАУКА.docx

— 52.86 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. ВАЛЕОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА 5

1.1. ИСТОРИЯ  ВАЛЕОЛОГИИ 5

1.2. ОСНОВНЫЕ  ПОНЯТИЯ ВАЛЕОЛОГИИ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ. 11

ГЛАВА 2.  ВАЛЕОЛОГИЯ И ЕЕ МЕСТОВ СИСТЕМЕ НАУК 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Феномен человека, его деятельности и общественных отношений являются предметом исследования огромного  множества естественных (биология, генетика, антропология, химия и  др.) и общественных (история, философия, социология, психология, экономика  и др.) наук. Однако до сих пор человек  не может дать окончательные ответы на многие вопросы, касающиеся не только своей сущности, но и бытия. В полной мере это относится к одной  из основополагающих сторон его жизни  и жизнедеятельности – здоровью. Вместе с тем, сама идея здоровья всегда имела огромную актуальность. Сегодня  актуальность эта особенно велика, т.к. качество здоровья испытывает неуклонную тенденцию к ухудшению.

Валеология – относительно молодая наука. Термин этот в 1980 г. предложил  российский ученый И.И. Брехман, который одним из первых заострил внимание на необходимости разработки основ новой науки о здоровье. Термин «валеология» - производное от латинского valeo – "здоровье" или "быть здоровым". Вскоре термин стал общепринятым, а валеология как наука и как учебная дисциплина получает все более широкое признание в мире.

Валеология - межнаучное направление  познаний о здоровье человека, о  путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности. Как учебная  дисциплина она представляет собой  совокупность знаний о здоровье и  о здоровом образе жизни человека.

Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному  здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.

Предметом валеологии являются индивидуальное здоровье и резервы  здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.

Объект валеологии – практически  здоровый, а также находящийся  в состоянии предболезни человек  во всем безграничном многообразии его  психофизиологического, социокультурного и других аспектов существования. Именно такой человек оказывается вне  сферы интересов здравоохранения  до тех пор, пока он не перейдет в  разряд заболевших людей. Имея же дело со здоровым или находящимся в  группе риска человеком, валеология использует функциональные резервы  человеческого организма для  сохранения здоровья преимущественно  через приобщение к здоровому  образу жизни.

Методом валеологии является исследование путей повышения резервов здоровья человека, которое включает в себя поиск средств, методов  и технологий формирования мотивации  на здоровье, приобщение к здоровому  образу жизни и т.д. Здесь важную роль играют качественная и количественная оценка здоровья и резервов здоровья человека, а также исследование путей  их повышения. Если качественную оценку здоровья традиционно в своей  практике использует медицина, то количественная оценка здоровья каждого конкретного  человека является сугубо специфичной  для валеологии и успешно развивает  и дополняет качественный анализ. Благодаря этому специалист и  сам данный человек приобретают  возможность динамической оценки уровня своего здоровья и проведения соответствующих  корректив своего образа жизни.

Основной целью валеологии служат максимальное использование  унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание  на высоком уровне адаптации организма  к условиям внутренней и внешней  среды. В теоретическом плане  цель валеологии – изучение закономерностей  поддержания здоровья, моделирование  и достижение здорового образа жизни. В практическом плане цель валеологии можно видеть в разработке мер  и определении условий для  сохранения и укрепления здоровья.

 

Основные задачи валеологии:

1. Исследование и количественная  оценка состояния здоровья и  резервов здоровья человека.

2. Формирование установки  на здоровый образ жизни.

3. Сохранение и укрепление  здоровья и резервов здоровья  человека через приобщение его  к здоровому образу жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ВАЛЕОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

1.1. ИСТОРИЯ ВАЛЕОЛОГИИ

 

Отношение человека к своему здоровью часто определялось способностью к выживанию, к выполнению своего биологического и социального предназначения. Разумеется, такое отношение соответствовало  уровню знаний об особенностях анатомии и физиологии человека, о факторах, вызывающих болезни, методах их лечения  и профилактики.

В первобытном мире, когда  человек был беззащитен перед  силами природы, здоровье он связывал с милостью богов, а болезнь –  с происками злых духов, поэтому  надежды возлагались на амулеты, а сами меры по охране здоровья существовали в виде религиозных обрядов. Однако человек наблюдал за своей жизнью и делал выводы, отмечал причинно-следственные связи между здоровьем, образом  жизни, факторами риска, целебными  и оздоравливающими свойствами различных  средств и т.д. Уже тогда была отмечена зависимость состояния  человека от той физической работы, которую ему приходилось выполнять  для сохранения жизни – своей, семьи, общины, к которой он принадлежал. В это время лечебная медицина вряд ли имела большое значение, так как без достаточных знаний о причинах и механизмах нарушений  и заболеваний человек больше полагался на возможности самого организма, чем на собственное вмешательство  в течение заболевания.

В рабовладельческом обществе началась систематизация знаний, касающихся здоровья человека. Усилия предпринимались  для создания оздоровительных систем, примером чему, в частности, являются дошедшие до нас руководства по здоровью: китайское "Конг-фу" (около 2600 лет  до н.э.), индийская "Аюрведа" (около 1800 лет до н.э.), "О здоровом образе жизни" Гиппократа (около 400 лет до н.э.), системы оздоровления, существовавшие в Спарте, и другие. Эти системы  уже тогда имели основной своей идеей не лечение болезней, а формирование, сохранение и укрепление здоровья, а при его нарушении – использование резервных возможностей организма для восстановления здоровья.

Отношение к здоровью принципиально  стало меняться по мере развития медицины. Увеличивая комфортность своего существования, человек все меньше стал уделять  внимания своему здоровью и все больше уповать на врачей. Так медицина теряла свое оздоровительное и профилактическое значение и все больше специализировалась на лечении болезней. Способствовала этому и своеобразная изоляция дальневосточных  государств (в частности, Китая и  Индии), сохранивших на протяжении тысячелетий  богатейший опыт оздоровительных систем. С другой стороны, и на протяжении последующих веков появлялись отдельные  ученые, обращавшие внимание на проблемы здоровья.

Так, Абу Али ибн-Сина (980–1037 гг.) в своем "Каноне врачебной  науки" указывал как на наиболее эффективный путь к долголетию сохранение здоровья, а не лечение болезней.

Выдающиеся умы, такие  как Френсис Бекон, М.В. Ломоносов, М.Я. Мудров и другие, в своих работах  неоднократно подчеркивали, что приоритет  в отношении к здоровью должен быть отдан именно здоровью и профилактике болезней, однако по этому пути развитие науки не пошло.

В истории СССР, по-видимому, заслуживает упоминания ориентация на профилактику инфекционных и паразитарных заболеваний, связанная с деятельностью  наркома здравоохранения Н.А. Семашко. Организованные под его руководством противоэпидемические мероприятия  способствовали резкому возрастанию  средней продолжительности жизни  граждан страны за счет устранения массовых инфекционных заболеваний, дававших высокую смертность: чумы, холеры, оспы, тифа и других. Благодаря его деятельности медицинская система СССР в 1968 году ООН была признана лучшей в мире.

В последние десятилетия  ситуация, однако, изменилась: рост благосостояния людей, разработка высокоэффективных  промышленных технологий, нарушенная, экология и другие объективные факторы привели к тому, что образ жизни современного человека все в большей степени стал провоцировать гиподинамию, переедание, психическое перенапряжение и т.д. Это выдвинуло на одно их первых мест в причинах смертности заболевания, связанные именно с образом жизни человека.

Именно отсутствие личных мотивов в сохранении здоровья привело  к тому, что в настоящее время  во всем мире все большую тревогу  специалистов вызывает тенденция к  его ухудшению. Россия и Украина  являются странами, где ухудшение  состояния здоровья населения приобрело  катастрофический характер, о чем  свидетельствует повышение заболеваемости и смертности, снижение рождаемости  и продолжительности жизни.

Особенно тревожное положение  складывается со здоровьем детей. Тревожная  статистика катастрофического состояния  здоровья новорожденных во многом обусловлена  неподготовленностью – физической, психологической, моральной, социальной – их родителей. Прослеживающиеся в  дошкольном возрасте функциональные нарушения  здоровья во многом связаны с нездоровым образом жизни родителей. Это  неблагоприятно сказывается на адаптации  детей к школьным нагрузкам и  является причиной дальнейшего ухудшения  здоровья и плохой успеваемости. 1За период обучения в школе число здоровых детей сокращается в 4–5 раз, особенно в 5–6 классах, когда повышенная учебная нагрузка совпадает с критическими изменениями в организме детей, связанными с половым созреванием. Все более тревожная информация поступает из инновационных школ (гимназии, лицеи, специализированные школы и др.) с усложненными учебными планами и программами, где общая заболеваемость в 2–2,5 раза выше, чем в обычных школах.

Динамика общей заболеваемости школьников всех возрастов характеризуется  неуклонным ростом хронических форм заболеваний. Особенно высокими темпами  у школьников растут хронические  болезни систем кровообращения, крови  и кроветворных органов, костно-мышечной, эндокринной и мочеполовой систем.

В структуре заболеваемости школьников подавляющая часть патологии  приходится на долю болезней органов  дыхания.

С возрастом в процессе обучения в школе прогрессивно нарастает  число заболеваний кожи, зрения; травм. Очень высоки данные по таким  заболеваниям, как тонзиллит, гайморит, кариес, являющихся первопричиной развития хронических заболеваний сердечно-сосудистой, мочеполовой, двигательной и других систем. Серьезными нарушениями отличается и психоэмоциональная сфера здоровья школьников. У многих детей диагностируется  по 2–3 патологии.

Несмотря на прослеживающуюся в мире (не являются исключением  Россия и Украина) на протяжении последних 30–40 лет акселерацию, в настоящее  время в России число школьников, соответствующих по физиологическим  нормам своему биологическому возрасту, снизилось до 40–50%, а число детей  с нормальным физическим развитием  снизилось до 13%. В тоге только 6–8% выпускников полной общеобразовательной  школы могут считаться здоровыми.

В общих тенденциях роста  заболеваемости особое место принадлежит  подростковому возрасту. В биологическом  отношении он является одним из критических, характеризующихся мощными эндокринными перестройками, делающими организм подростка особенно чувствительным к воздействию вредоносных факторов, в частности, – к вредным для  здоровья привычкам. Вместе с тем, исследования показывают, что уровень алкоголизации  среди мальчиков в ряде регионов России колеблется от 72 до 92%, а среди  девочек – от 80 до 94%. К 11 классу курят  около половины юношей и четвертая  часть девушек. До 37% подростков в возрасте 12–18 лет употребляют анаболики. В 1995 г. зарегистрировано около 20 тыс. подростков, больных сифилисом.

Отсутствие знаний по культуре здоровья и/или пренебрежение здоровьем  ведут к тому, что 40% школьников не знают, что такое здоровый образ  жизни, 85% не занимаются физической культурой  и спортом, около 50% (преимущественно  подростков и старшеклассников) уже  пробовали наркотики, 70% познали "животный" секс, на 45% возросла заболеваемость гонореей у юношей и девушек 14–16 лет. В  конечном итоге темпы возрастания  смертности в подростковом возрасте сравнимы с этим показателем для  возрастной группы 65–70лет.

Низкий уровень здоровья выпускников школы самым непосредственным образом сказывается на производственном потенциале и обороноспособности страны. Все большая часть призванных на службу в армию возвращается обратно  по состоянию здоровья.

Естественным следствием отмеченных изменений в состоянии  здоровья детей и молодежи являются статистические данные о смертности и продолжительности жизни граждан  России. Закономерным итогом роста  смертности в нашей стране является снижение прогнозируемой продолжительности  жизни населения. За последнее десятилетие  произошло резкое снижение ее показателей  – на 6,1 года у женщин и на 11 лет  – у мужчин. Вместе с тем неуклонно  растет количество людей пенсионного  возраста – в настоящее время  оно приближается к 25% всего населения  России.

В череде политических и  социально-экономических преобразований последних десятилетий проблемы здоровья оказались на задворках  интересов государства. Ничтожная  часть валового национального продукта выделяется у нас в стране на нужды  здравоохранения. Перевод медицины на страховые механизмы оказался неподготовленным, в силу чего население  стало меньше доверять и как следствие  – меньше обращаться к фактически оставшейся для них все той  же "бесплатной" медицине. Результатом  же является то, что в значительном числе случаев своевременно не диагностированное заболевание не получает должного лечения и переходит в хроническую форму.

Информация о работе Валеология как наука