Валеология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 19:48, контрольная работа

Описание работы

Феномен человека, его деятельности и общественных отношений являются предметом исследования огромного множества естественных (биология, генетика, антропология, химия и др.) и общественных (история, философия, социология, психология, экономика и др.) наук. Однако до сих пор человек не может дать окончательные ответы на многие вопросы, касающиеся не только своей сущности, но и бытия. В полной мере это относится к одной из основополагающих сторон его жизни и жизнедеятельности – здоровью. Вместе с тем, сама идея здоровья всегда имела огромную актуальность. Сегодня актуальность эта особенно велика, т.к. качество здоровья испытывает неуклонную тенденцию к ухудшению.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ВАЛЕОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА 5
1.1. ИСТОРИЯ ВАЛЕОЛОГИИ 5
1.2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ВАЛЕОЛОГИИ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ. 11
ГЛАВА 2. ВАЛЕОЛОГИЯ И ЕЕ МЕСТОВ СИСТЕМЕ НАУК 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

ВАЛЕОЛОГИЯ КАК НАУКА.docx

— 52.86 Кб (Скачать файл)

Социальная валеология ставит своей целью изучение здоровья человека в социуме, в его многообразных  и многовариантных отношениях социального  характера с людьми и с обществом. В сфере интересов социальной валеологии и изучение состояния  здоровья в социальных группах (постоянных или временных), как в целом (коллективы, группы), так и каждого из ее элементов.

Вероятно, со временем произойдет и дальнейшая дифференциация валеологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Общая валеология представляет собой основу, методологию валеологии как науки или области знания. Она определяет место валеологии в системе наук о человеке, предмет, методы, цели, задачи, историю ее становления. Сюда же следует отнести и вопросы  биосоциальной природы человека и ее роли в обеспечении здоровья.

Общую валеологию можно рассматривать  как ствол дерева науки, от которого отходят ветви, отрасли валеологии.

Несмотря на свою очевидную  молодость, валеология развивается  довольно динамично. Находясь на стыке  многих наук, валеология своими методологией, проблемами, данными заставляет представителей в системе наук в отдельных  аспектах по-новому взглянуть на их собственные проблемы. Неудивительно  поэтому, что в самой валеологии происходит заметная дифференциация, отражающая специфику интересов  ученых, пришедших в валеологию из различных отраслей наук.

Валеология принципиально  отличается от других наук, изучающих  состояние здоровья человека. Это  отличие заключается в том, что  в сфере интересов валеологии находится здоровье и здоровый человек, в то время как у медицины –  болезнь и больной, а у гигиены  – среда обитания и условия  жизнедеятельности человека. Отсюда исходят и существенные различия в основополагающих посылках каждой из этих наук в предмете, методе, объекте, целях и задачах. Вот почему валеология должна взять основные посылки Сократа ("человек, познай себя") и Конфуция ("человек, сотвори себя"), и  определить свое основное стратегическое положение: "Человек, познай и сотвори  себя!".

Объем информации в мире удваивается каждые 10–12 лет, то есть за указанное время появляется по объему столько новой информации, сколько накопила вся предыдущая история человечества. А это означает, что она расширяет и углубляет  познания человека, раздвигает границы  самого познания. Естественно, что часть новой информации оказывается на стыке наук, часть – выходит за очерченные предметом и методом данной науки границы. Вот почему естественным, диалектичным следует считать появление новых наук, количество которых особенно заметно стало нарастать в последней трети XX столетия.

Наиболее активно дифференцирование  коснулась наук о человеке. Однако в этих науках человек как объект познания рассматривается под различными углами зрения, а потому предметно  разорван на много частей (за исключением, возможно, философии). К сожалению, части  эти обычно почти не стыкуются, так  как представители каждой науки  видят в человеке только свой предмет.

С этих позиций закономерным следует считать появление валеологии. Возможно, ни одна другая наука не впитала  и не впитывает так много данных о многогранном феномене человека из других наук, как валеология. Ее возникновение  стало возможным лишь тогда, когда  уровень знаний о человеке – его  биологии, генетике, физиологии, психологии и многих других сторонах его жизнедеятельности  – не достиг достаточно высокого уровня для создания интегральных знаний по диагностике, прогнозу и управлению состоянием организма и его взаимодействию с окружающей средой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Вайнер Э.Н. Валеология: учебник для вузов /Э.Н. Вайнер. – 5-е изд. – М.: Флинта; Наука, 2007. – 416.

2. Петрушин В.И. Валеология: учебн. Пособие /В.И. Петрушин. – М.: Гардарики, 2003. – 432 с.

3. Кожин А.А. Здоровый  человек и его окружение: учебник  / А.А. Кожин, В.Р. Кучма, О.В.  Сивочалова. – 2-е изд. – М.: Изд-во «Академия», 2008. – 400с.

4. Брехман И.И. Валеология  – наука о здоровье / И.И. Брехман.  – М.: Физическая культура и  спорт, 1980. – 208с.

 

 

 

 

 

 

1 Просим обратить внимание на год издания книги, из которой взят основной материал для статьи. По мере работы на сайтом эти данные будут уточнены, дополнены новыми. Несмотря на это, основные тенденции, которые иллюстрируют цифровые данные, актуальны и до сегодняшнего дня (на 2010 год).  Речь идет о всех приведенных цифровых данных до конца этой главы статьи.

 


Информация о работе Валеология как наука