Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 19:48, контрольная работа
Феномен человека, его деятельности и общественных отношений являются предметом исследования огромного множества естественных (биология, генетика, антропология, химия и др.) и общественных (история, философия, социология, психология, экономика и др.) наук. Однако до сих пор человек не может дать окончательные ответы на многие вопросы, касающиеся не только своей сущности, но и бытия. В полной мере это относится к одной из основополагающих сторон его жизни и жизнедеятельности – здоровью. Вместе с тем, сама идея здоровья всегда имела огромную актуальность. Сегодня актуальность эта особенно велика, т.к. качество здоровья испытывает неуклонную тенденцию к ухудшению.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ВАЛЕОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА 5
1.1. ИСТОРИЯ ВАЛЕОЛОГИИ 5
1.2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ВАЛЕОЛОГИИ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ. 11
ГЛАВА 2. ВАЛЕОЛОГИЯ И ЕЕ МЕСТОВ СИСТЕМЕ НАУК 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Валеологии присущи все атрибуты науки: она имеет свой предмет, метод, объект, цели, задачи и т.д. Тем не менее, следует определить общие основы взаимоотношений валеологии как самостоятельной науки (или научного направления) с другими науками, исходя прежде всего из того, что предметом валеологии является здоровье.
Если рассматривать разделы других наук, которые чаще всего пересекаются с валеологией, можно назвать следующие:
Биология (общая биология,
генетика, цитология и др.) исследует
закономерности жизнедеятельности
организмов в филогенезе, формирует
эволюционный взгляд на природу здоровья,
создает целостную картину
Экология обеспечивает научную
основу рационального
Медицина разрабатывает
нормативы обеспечения
Физическое воспитание и
физическая культура определяют закономерности
поддержания и
Психология изучает
Педагогика разрабатывает цели, задачи, содержание и технологии валеологического образования и воспитания, направленных на формирование жизненно устойчивой мотивации на здоровье и на приобщение человека к здоровому образу жизни.
Социология выявляет социальные аспекты поддержания, укрепления и сохранения здоровья и факторов риска здоровья.
Политология определяет роль,
стратегию и тактику
Экономика обосновывает экономические аспекты обеспечения здоровья и, с другой стороны, экономической ценности здоровья в обеспечении благосостояния народа и безопасности государства.
Философия определяет закономерности развития природы и общества, субъектом же и объектом той и другого является человек: воздействуя на природу и общество, он изменяет их, но, в свою очередь, испытывает на себе, в том числе и на своем здоровье, их влияние. Формирование же философского, диалектического мировоззрения человека является весьма существенным фактором в правильной оценке роли здоровья в человеческом бытии.
Культурология определяет цели и пути культурологической подготовки человека, существенной частью которой является валеологическая культура.
История прослеживает исторические корни, преемственность путей, средств и методов поддержания здоровья в мире, регионе, в этносе.
География устанавливает
климатогеографическую и
Разумеется, определенные выше взаимосвязи валеологии не отражают полной картины, так как в количественном отношении таких связей неизмеримо больше и валеология является лишь одной из ветвей той области человеческого знания, которая называется наукой, предметом которой, в свою очередь, является человек.
Связь валеологии с другими науками имеет двухсторонний характер. Используя данные смежных наук, валеология сама может дать весомые результаты для развития и конкретизации проблем человекознания.
Наиболее близкими к валеологии науками все же можно считать медицины и гигиену.
Хотя валеология и имеет
свою сферу деятельности, следует
отметить, что между валеологией
и медицинскими науками в отдельных
аспектах трудно провести четкую грань,
разделяющую их, так что интересы
валеологии порой довольно тесно
взаимно переплетаются с
При этом все в большей степени становится понятным, что идти "от обратного", от болезни к выздоровлению, – а на самом деле именно такой принцип, несмотря на декларируемую идею профилактики, исповедует медицина – и неправильно, и пагубно. Трудность, однако, заключается в том, что методологии здоровья пока не существует. В этом нет ничего удивительного, так как до самого недавнего времени не существовало, как это ни парадоксально, самой науки о здоровье!
В настоящее время в валеологии можно выделить следующие основные направления.
Медицинская валеология определяет
различия между здоровьем и болезнью
и их диагностику, изучает способы
внешнего поддержания здоровья и
предупреждения заболеваний, разрабатывает
методы и критерии оценки состояния
здоровья населения и отдельных
социально-возрастных групп и методы
использования резервных
Вероятно, уже в ближайшее время возможности медицинской валеологии будут значительно расширены в сфере реабилитации, где на смену доминирующим средствам – фармакологии, ножу и покою – все в большей степени будут использоваться функциональные методы и средства. Вполне возможно, что это может привести и к корректировке понятий "здоровье" и "болезнь". Несомненное значение должна приобрести медицинская валеология в подготовке семейных врачей, деятельность которых во многом будет ориентирована на первичную профилактику.
Педагогическая валеология изучает вопросы обучения и воспитания человека, имеющего прочную жизненную установку на здоровье и здоровый образ жизни на различных возрастных этапах развития. Сейчас эта отрасль валеологии развивается наиболее динамично, что обусловлено, по крайней мере, двумя следующими обстоятельствами: 1) потребностью общества в срочных мерах по оздоровлению человека с возможностью наиболее быстрой отдачи; 2) относительной дешевизной введения и реализации валеологических программ в образовательном процессе для находящегося в тяжелых финансовых и экономических условиях государства.
Основными понятиями педагогической валеологии являются валеологическое образование, валеологическое обучение, валеологическое воспитание, валеологические знания, валеологическая культура.
Под валеологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития здоровья человека, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, поведения и деятельности, обеспечивающих ценностные отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей.
Валеологическое обучение есть процесс формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладение умениями сохранения и совершенствования личного здоровья, оценки формирующих его факторов; усвоения знаний о здоровом образе жизни и умений его построения, освоения методов и средств ведения пропагандистской работы по здоровью и здоровому образу жизни.
Валеологическое воспитание
есть процесс формирования ценностно-ориентированных
установок на здоровье и здоровый
образ жизни, построенных как
неотъемлемая часть жизненных ценностей
и общекультурного
Валеологические знания есть совокупность научно обоснованных понятий, идей, фактов, накопленных человечеством в области здоровья и представляющих собой исходную базу для дальнейшего развития науки и самого валеологического знания.
Результатом валеологического
образования должна стать валеологическая
культура человека, предполагающая знание
им своих генетических, физиологических
и психологических
Валеологическое образование
связано и активно
Принципами педагогической валеологии являются общепризнанные принципы педагогики. Кроме того, необходимо дополнить их в применении к валеологии гуманистическим, антропологическим и здравотворческим принципами.
Задачи педагогической валеологии:
Работа с педагогическим составом образовательного учреждения должна проходить в двух направлениях:
Возрастная валеология изучает
особенности возрастного
Дифференциальная валеология
занимается исследованием индивидуально-
Профессиональная валеология
изучает вопросы, связанные с
проблемой профессионального
Специальная валеология исследует влияние различных особых, опасных для жизни человека и экстремальных факторов на здоровье человека и критерии безопасности этих факторов, определяет методы и средства сохранения и восстановления здоровья в течение и в результате воздействия таких факторов. Специальная валеология тесно связана с дисциплиной "основы безопасности жизнедеятельности".
Семейная валеология изучает
роль и место семьи и каждого
из ее членов в формировании здоровья,
разрабатывает рекомендации путей
и средств обеспечения здоровья
каждого из поколений и всей семьи
в целом. Видимо, этот раздел валеологии
имеет большое будущее, так как
формирование здоровья – от подготовки
к деторождению до воспитания осознанного
отношения к здоровью – наиболее
целенаправленно и
Экологическая валеология исследует
влияние природных факторов и
последствий антропогенных