Валеология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 19:48, контрольная работа

Описание работы

Феномен человека, его деятельности и общественных отношений являются предметом исследования огромного множества естественных (биология, генетика, антропология, химия и др.) и общественных (история, философия, социология, психология, экономика и др.) наук. Однако до сих пор человек не может дать окончательные ответы на многие вопросы, касающиеся не только своей сущности, но и бытия. В полной мере это относится к одной из основополагающих сторон его жизни и жизнедеятельности – здоровью. Вместе с тем, сама идея здоровья всегда имела огромную актуальность. Сегодня актуальность эта особенно велика, т.к. качество здоровья испытывает неуклонную тенденцию к ухудшению.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ВАЛЕОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА 5
1.1. ИСТОРИЯ ВАЛЕОЛОГИИ 5
1.2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ВАЛЕОЛОГИИ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ. 11
ГЛАВА 2. ВАЛЕОЛОГИЯ И ЕЕ МЕСТОВ СИСТЕМЕ НАУК 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

ВАЛЕОЛОГИЯ КАК НАУКА.docx

— 52.86 Кб (Скачать файл)

 

ГЛАВА 2. ВАЛЕОЛОГИЯ И ЕЕ МЕСТОВ СИСТЕМЕ НАУК

 

Валеологии присущи все  атрибуты науки: она имеет свой предмет, метод, объект, цели, задачи и т.д. Тем  не менее, следует определить общие  основы взаимоотношений валеологии как самостоятельной науки (или  научного направления) с другими  науками, исходя прежде всего из того, что предметом валеологии является здоровье.

Если рассматривать разделы  других наук, которые чаще всего  пересекаются с валеологией, можно  назвать следующие:

Биология (общая биология, генетика, цитология и др.) исследует  закономерности жизнедеятельности  организмов в филогенезе, формирует  эволюционный взгляд на природу здоровья, создает целостную картину биологического мира.

Экология обеспечивает научную  основу рационального природопользования, исследует характер взаимоотношений "общество - человек – среда" и разрабатывает оптимальные модели их построения, формирует знания об аспектах зависимости здоровья от окружающей среды.

Медицина разрабатывает  нормативы обеспечения здоровья, обосновывает систему знаний и практической деятельности по укреплению и сохранению здоровья, по предупреждению и лечению  заболеваний. Те разделы медицины, которые  наиболее тесно пересекаются с валеологией, можно считать: науку о болезнях (патологию), науку о здоровой среде  обитания (гигиену), науку о механизмах выздоровления (саногенез) и науку  об общественном здоровье (санологию).

Физическое воспитание и  физическая культура определяют закономерности поддержания и совершенствования  физического развития и физической подготовленности человека как неотъемлемых характеристик здоровья.

Психология изучает закономерности психического развития человека, состояние  психики в различных условиях жизнедеятельности, психологические аспекты обеспечения здоровья.

Педагогика разрабатывает  цели, задачи, содержание и технологии валеологического образования и  воспитания, направленных на формирование жизненно устойчивой мотивации на здоровье и на приобщение человека к здоровому  образу жизни.

Социология выявляет социальные аспекты поддержания, укрепления и  сохранения здоровья и факторов риска  здоровья.

Политология определяет роль, стратегию и тактику государства  в обеспечении и формировании здоровья своих граждан.

Экономика обосновывает экономические  аспекты обеспечения здоровья и, с другой стороны, экономической  ценности здоровья в обеспечении  благосостояния народа и безопасности государства.

Философия определяет закономерности развития природы и общества, субъектом  же и объектом той и другого  является человек: воздействуя на природу  и общество, он изменяет их, но, в  свою очередь, испытывает на себе, в  том числе и на своем здоровье, их влияние. Формирование же философского, диалектического мировоззрения  человека является весьма существенным фактором в правильной оценке роли здоровья в человеческом бытии.

Культурология определяет цели и пути культурологической подготовки человека, существенной частью которой  является валеологическая культура.

История прослеживает исторические корни, преемственность путей, средств  и методов поддержания здоровья в мире, регионе, в этносе.

География устанавливает  климатогеографическую и социально-экономическую  специфику региона и взаимоотношения  человека со средой обитания в аспекте  адаптации человека и обеспечения  здорового образа жизни.

Разумеется, определенные выше взаимосвязи валеологии не отражают полной картины, так как в количественном отношении таких связей неизмеримо больше и валеология является лишь одной из ветвей той области человеческого  знания, которая называется наукой, предметом которой, в свою очередь, является человек.

Связь валеологии с другими  науками имеет двухсторонний  характер. Используя данные смежных  наук, валеология сама может дать весомые  результаты для развития и конкретизации  проблем человекознания.

Наиболее близкими к валеологии науками все же можно считать  медицины и гигиену.

Хотя валеология и имеет  свою сферу деятельности, следует  отметить, что между валеологией  и медицинскими науками в отдельных  аспектах трудно провести четкую грань, разделяющую их, так что интересы валеологии порой довольно тесно  взаимно переплетаются с интересами, например, гигиены, санологии.

При этом все в большей  степени становится понятным, что  идти "от обратного", от болезни  к выздоровлению, – а на самом  деле именно такой принцип, несмотря на декларируемую идею профилактики, исповедует медицина – и неправильно, и пагубно. Трудность, однако, заключается  в том, что методологии здоровья пока не существует. В этом нет ничего удивительного, так как до самого недавнего времени не существовало, как это ни парадоксально, самой  науки о здоровье!

В настоящее время в  валеологии можно выделить следующие  основные направления.

Медицинская валеология определяет различия между здоровьем и болезнью и их диагностику, изучает способы  внешнего поддержания здоровья и  предупреждения заболеваний, разрабатывает  методы и критерии оценки состояния  здоровья населения и отдельных  социально-возрастных групп и методы использования резервных возможностей организма для устранения начавшейся болезни, исследует внешние и  внутренние факторы, угрожающие здоровью, разрабатывает рекомендации по обеспечению здоровья и здорового образа жизни человека.

Вероятно, уже в ближайшее  время возможности медицинской  валеологии будут значительно расширены  в сфере реабилитации, где на смену  доминирующим средствам – фармакологии, ножу и покою – все в большей  степени будут использоваться функциональные методы и средства. Вполне возможно, что это может привести и к  корректировке понятий "здоровье" и "болезнь". Несомненное значение должна приобрести медицинская валеология в подготовке семейных врачей, деятельность которых во многом будет ориентирована  на первичную профилактику.

Педагогическая валеология изучает вопросы обучения и воспитания человека, имеющего прочную жизненную  установку на здоровье и здоровый образ жизни на различных возрастных этапах развития. Сейчас эта отрасль  валеологии развивается наиболее динамично, что обусловлено, по крайней мере, двумя следующими обстоятельствами: 1) потребностью общества в срочных мерах по оздоровлению человека с возможностью наиболее быстрой отдачи; 2) относительной дешевизной введения и реализации валеологических программ в образовательном процессе для находящегося в тяжелых финансовых и экономических условиях государства.

Основными понятиями педагогической валеологии являются валеологическое  образование, валеологическое обучение, валеологическое воспитание, валеологические  знания, валеологическая культура.

Под валеологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития здоровья человека, направленный на формирование системы  научных и практических знаний и  умений, поведения и деятельности, обеспечивающих ценностные отношения  к личному здоровью и здоровью окружающих людей.

Валеологическое обучение есть процесс формирования знаний о закономерностях  становления, сохранения и развития здоровья человека, овладение умениями сохранения и совершенствования  личного здоровья, оценки формирующих его факторов; усвоения знаний о здоровом образе жизни и умений его построения, освоения методов и средств ведения пропагандистской работы по здоровью и здоровому образу жизни.

Валеологическое воспитание есть процесс формирования ценностно-ориентированных  установок на здоровье и здоровый образ жизни, построенных как  неотъемлемая часть жизненных ценностей  и общекультурного мировоззрения. В процессе валеологического образования  у человека развивается эмоциональное  и вместе с тем осознанное отношение  к здоровью, основанное на положительных  интересах и потребностях, стремление к совершенствованию собственного здоровья и к бережному отношению  к здоровью окружающих людей, к развитию своего творчества и духовного мира, к осознанному восприятию и отношению  к социуму.

Валеологические знания есть совокупность научно обоснованных понятий, идей, фактов, накопленных человечеством  в области здоровья и представляющих собой исходную базу для дальнейшего  развития науки и самого валеологического знания.

Результатом валеологического образования должна стать валеологическая  культура человека, предполагающая знание им своих генетических, физиологических  и психологических возможностей, методов и средств контроля, сохранения и развития своего здоровья, умение распространять валеологические знания на окружающих.

Валеологическое образование  связано и активно взаимодействует  с другими видами образования: умственным, физическим, профессиональным, политическим и другими. Такое взаимодействие способствует более эффективному выполнению функций каждого из указанных  видов образования, специфической  подготовке людей (и прежде всего  детей и молодежи) к выполнению своих личностных и социальных обязанностей в обществе.

Принципами педагогической валеологии являются общепризнанные принципы педагогики. Кроме того, необходимо дополнить их в применении к валеологии гуманистическим, антропологическим и здравотворческим принципами.

Задачи педагогической валеологии:

  1. Воспитание у детей стойкой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни на основе освоения ими знаний о приоритете здоровья и механизмах жизнедеятельности организма человека.
  2. Обучение детей средствам и методам оценки своего физического состояния и использования функциональных возможностей организма и естественных средств оздоровления для поддержания своего здоровья.
  3. Валеологическая оценка и динамический контроль уровня соматического здоровья учащихся и организация работы по их оздоровлению через систему занятий физическими упражнениями, психокоррекцию, психолого-педагогические консультации и т.п.
  4. Валеологическая оценка организации и содержания образовательного процесса в образовательном учреждении и его соответствующая коррекция.
  5. Работа с родителями с целью создания благоприятных условий для здоровья учащихся в семье.

Работа с педагогическим составом образовательного учреждения должна проходить в двух направлениях:

  1. Создание коллектива единомышленников-педагогов для осуществления всестороннего валеологического обучения и воспитания учащихся;
  2. Валеологическое образование педагогов, которые сами являются одной из самых опасных профессиональных групп риска.

Возрастная валеология изучает  особенности возрастного становления  здоровья человека, его взаимоотношения  с факторами внешней и внутренней среды в различные возрастные периоды и адаптацию к условиям жизнедеятельности. На каждом возрастном этапе состояние любой из систем организма соответствует реализации генетической программы именно для  этого периода развития. То есть речь идет о том, что оценка уровня здоровья и отдельных его показателей должна быть динамичной, осуществляемой с позиций возрастного развития индивида, а не относиться к каким-либо усредненным эталонам взрослого возраста.

Дифференциальная валеология занимается исследованием индивидуально-типологических особенностей здоровья, построенных  на генетической и фенотипической оценке индивида; разрабатывает методологию  построения индивидуальных программ изменения  количества и качества здоровья.

Профессиональная валеология изучает вопросы, связанные с  проблемой профессионального тестирования и профессиональной ориентации, построенных  на научно обоснованных методах оценки индивидуальных типологических свойств  личности. Кроме того, она рассматривает  особенности влияния профессиональных факторов на здоровье человека, определяет методы и средства профессиональной реабилитации как в процессе трудовой деятельности, так и в течение  всей жизнедеятельности.

Специальная валеология исследует  влияние различных особых, опасных  для жизни человека и экстремальных  факторов на здоровье человека и критерии безопасности этих факторов, определяет методы и средства сохранения и восстановления здоровья в течение и в результате воздействия таких факторов. Специальная  валеология тесно связана с дисциплиной "основы безопасности жизнедеятельности".

Семейная валеология изучает  роль и место семьи и каждого  из ее членов в формировании здоровья, разрабатывает рекомендации путей  и средств обеспечения здоровья каждого из поколений и всей семьи  в целом. Видимо, этот раздел валеологии имеет большое будущее, так как  формирование здоровья – от подготовки к деторождению до воспитания осознанного  отношения к здоровью – наиболее целенаправленно и последовательно  может осуществляться именно в семье.

Экологическая валеология исследует  влияние природных факторов и  последствий антропогенных изменений  в природе на здоровье человека, определяет поведение человека в  складывающихся условиях внешней среды  с целью сохранения здоровья. Вмешательство  человека в естественное развитие природы  создает все более отчетливые противоречия между ней и человеческим организмом, представляющим собой продукт  биологической эволюции. В связи  с этим валеология должна, с одной  стороны, изучать характер влияний  измененной окружающей среды на здоровье человека, а с другой – разрабатывать  рекомендации об оптимальном, с точки  зрения здоровья, поведении человека в складывающихся условиях.

Информация о работе Валеология как наука