Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 04:32, курсовая работа
Актуальность «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Древнее изречение Гиппократа в наш век проникновения во все сферы деятельности научно-технического прогресса становится в высшей степени актуальным. Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Особенно тревожно обстоит с этим дело у наших детей. Например, ожирением страдает каждый десятый ребёнок. Для того, чтобы дети росли здоровыми необходимо правильное физическое воспитание, а также соблюдение здорового образа жизни.
Введение
Глава I. Основные составляющие здорового образа жизни
1.1 Качество образования и здоровье детей
1.2 Статистика здоровья детей
1.3 Средства личной гигиены
1.4 Вредные привычки
1.5 Мониторинг здоровья как оценка эффективности образовательного процесса
Глава II. Физическое воспитание как основа здорового образа жизни
2.1 О некоторых возрастных особенностях организма школьников
2.2 Как помогает физическая культура в учёбе
2.3 Влияние физических упражнений на работу сердца, сосудов, органов дыхания и мышц
2.4 Как воспитывать у себя спортивный характер
2.5 Общая характеристика оздоровительной физической культуры
Заключение
Размещено на http://www.allbest.ru/
Государственное образовательное учреждение
Ярославской области
Рыбинский педагогический колледж
физическое воспитание школьник здоровый
Специальность 050720 Физическая культура
Допустить к защите
Зам. Директора по учебной работе
_________________Л.А.Смирнова
«___»______________2009 год
Влияние здорового образа жизни на физическое развитие школьников
Выполнила: студентка 4Кгруппы
Смирнова Екатерина Викторовна
Научный руководитель: преподаватель
Трусов Михаил Васильевич
Рыбинск
2009 год
Содержание
Глава I. Основные составляющие здорового образа жизни
1.1 Качество образования и здоровье детей
1.2 Статистика здоровья детей
1.3 Средства личной гигиены
1.4 Вредные привычки
1.5 Мониторинг здоровья как оценка эффективности образовательного процесса
Глава II. Физическое воспитание как основа здорового образа жизни
2.1 О некоторых возрастных особенностях организма школьников
2.2 Как помогает физическая культура в учёбе
2.3 Влияние физических упражнений на работу сердца, сосудов, органов дыхания и мышц
2.4 Как воспитывать у себя спортивный характер
2.5 Общая характеристика оздоровительной физической культуры
Заключение
Введение
Актуальность «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Древнее изречение Гиппократа в наш век проникновения во все сферы деятельности научно-технического прогресса становится в высшей степени актуальным.
Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Особенно тревожно обстоит с этим дело у наших детей. Например, ожирением страдает каждый десятый ребёнок. Для того, чтобы дети росли здоровыми необходимо правильное физическое воспитание, а также соблюдение здорового образа жизни.
В этой работе освещаются вопросы физического воспитания и здорового образа жизни учащихся.
Целью данной работы является приобщение учащихся к физической культуре, к здоровому образу жизни, а также подготовка учащихся к жизни и к выполнению социальных функций.
В рамках этой поставленной цели решаются следующие конкретные задачи:
1. Оздоровительные задачи физического воспитания.
2.Образовательные задачи физического воспитания.
3. Воспитательные задачи физического воспитания.
Объект исследования - Физическое развитие школьников.
Предмет - Влияние здорового образа жизни на физическое развитие школьников.
Теоретическая значимость работы заключается в разработке программ, комплексных упражнений необходимых для физического воспитания учащихся, а также методов, направленных на формирование ЗОЖ - здорового образа жизни.
Методы - Анализ научно-методической литературы.
Научная новизна заключается в разработке конкретных валеологических программ, повышающих общий культурный, физический уровень, способствующий выбору здорового образа жизни, с целью укрепления и сохранения здоровья учащихся в процессе обучения.
Практическая значимость работы заключается в применении разработанных методов с учащимися и в рассмотрении полученных результатов.
Глава I. Основные составляющие здорово образа жизни
1.1 Качество образования и здоровье детей
В век глобальной интернетизации количество непрерывно возникающей новой информации превышает человеческие возможности ее усвоения. Научный прогресс смещает центр тяжести нагрузки человека с физической сферы на психическую и умственную. Как никогда возрастает роль физической культуры в обеспечении жизнедеятельности человека. [9]
Однако отношение большинства участников образовательного процесса к предмету «физическая культура», единственному, формирующему у учащихся жизненно необходимые физические качества, способствующие через разнообразную двигательную активность гармоничному физическому развитию и, как следствие, профилактике заболеваемости, оставляет желать лучшего. Поэтому одна из основных задач управления системой образования - приведение процесса обучения в соответствие с состоянием здоровья учащихся. А это невозможно сделать без модернизации образования в сфере физической культуры и физического воспитания, без изменения статуса предмета и учителя физической культуры. [9]
Сегодня в России что ни образовательное учреждение, то инновационная экспериментальная площадка. Однако нигде не обеспечен мониторинговый контроль того, С какими показателями здоровья мы получаем детей в начале года и какими они становятся в результате инноваций. Известно, что большинство инновационных образовательных учреждений ухудшают здоровье детей. По информации начальника управления Министерства Образования Российской Федерации Д. Шилова, заболеваемость в гимназиях в 2 раза выше, чем, в обычных школах, 40% инновационных программ приходится на 6% одаренных детей и на 10-15% детей, имеющих высокие учебные достижения. Стремление к дальнейшему усложнению учебных программ, которые стареют быстрее, чем нарастает объем информации, ведет к учебным перегрузкам, стрессам, негативно сказывается на здоровье учащихся. Процесс обучения становится фактором риска, тогда как в Законе Российской Федерации «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
К сожалению, забота о здоровье многомиллионной армии обучающихся не стала приоритетом национальных проектов «Образование» и «Здоровье». То же самое можно сказать о рассматриваемом Рособрнадзором Министерства Образования и науки Российской Федерации совместно с Государственной Думой законопроекте о создании общероссийской системы оценки качества образования». В большинстве выступлений качество образования отождествляется с качеством обученности по результатам Единого государственного экзамена и других методик. Но разве можно считать качественным образование, наносящее ущерб здоровью детей? [9]
В условиях, когда на протяжении последних десятилетий сохраняется устойчивая тенденция ухудшения здоровья детей и подростков (увеличение заболеваемости по всем классам болезней, ухудшение физического развития, снижение уровня физической подготовленности на фоне выраженной гипокинезии и гиподинамии школьников), нельзя говорить о качественном образовании. [9]
Длительный 10-летний период школьного образования превращает школу в главное место управления здоровьем учащихся. Если раньше врачи констатировали, что здоровье детей ухудшается из-за неудовлетворительной организации учебного процесса (недостаточная освещенность классных помещений, плохая проветриваемость, неправильная форма и величина школьных столов, перегрузка учебными занятиями), то в современной школе к этим недостаткам добавились множество других факторов риска, влияющих на здоровье (компьютеризация, интенсификация обучения, снижение двигательной активности). Испытывать социальный информационный стресс стали не только школьники, живущие в условиях систематической интеллектуальной нагрузки, но и дошкольники, ее раньше не имевшие. Ведь для них неизбежной становится интенсивная подготовка к школе в связи с усложнением школьных программ, освоение современной технологии быта, приобщение к домашнему компьютеру. Организм дошкольника, рассчитанный на значительные объемы двигательной активности, работает с большой недогрузкой. Это способствует гиподинамии, ослаблению мышечной системы организма человека. Низкие функциональные возможности детей не только свидетельствуют о неблагоприятном, влиянии факторов среды обитания, но и позволяют считать неэффективными принимаемые меры в плане формирования здорового образа жизни учащихся. [9]
На совершенствование внутришкольной среды, защиту ребенка от ее неблагоприятных факторов, создание комфортных условий для процесса обучения, от которых зависят учебные достижения и здоровье школьников. Направлена модернизация системы российского образования, в том числе, в сфере физического воспитания детей и подростков, укрепление и сохранении здоровья - важнейшая задача государственной политики в области обновления образования, ее решение должно сыграть роль в сохранении нации, ее генофонда. В реализации этого положения ведущая роль принадлежит физической культуре. Из всех школьных предметов он прививает ребенку сознательное и грамотное отношение к своему телу, своему здоровью, стремится к накоплению и развитию практического опыта, Это единственная учебная дисциплина, которая традиционно входит в базовое содержание образования дошкольников, школьников, студентов, всех учащихся. [9]
Эффективное использование возможностей предмета «физическая культура» способствует физическому развитию человека, совершенствованию двигательных качеств, укреплению его здоровья. На этот учебный предмет и следует перенести акцент с лечебных, оздоровительных, физиотерапевтических и других медицинских мероприятий, особенно характерных для инновационных учебных заведений, использующих их как способ снижения отрицательных влияний нетрадиционно организованного учебного процесса. Преподаватель физической культуры, используя методику комплексной оценки физического развития и физической подготовленности, поможет ученику освоить простейшие тесты для самоконтроля здоровья, научит измерению; расчету и оценке индивидуальных достижений, отслеживанию их в мониторинге. Только такой личностно-ориентированный подход к учащемуся может сформировать мотивацию к занятиям физической культурой.
Здоровье нации - категория экономическая, политическая, определяющая социальную стабильность. От него зависит трудовой потенциал страны и ее обороноспособность. Только здоровые люди могут производить материальные блага успешно учиться и стать работоспособными специалистами. Без них невозможен ни научно-технический прогресс, ни успехи в экономике и других отраслях хозяйствования. [9]
1.2 Статистика здоровья детей
За годы реформирования государственной системы демографическая ситуация в России заметно ухудшилась. Растет смертность и заболеваемость: снижается рождаемость и трудоспособный возраст. В начале XXI в. Россия отстает по продолжительности жизни от десятка наиболее развитых стран мира: мужчины - на 15-19 лет, женщины - на 7-12 лет. Уровень рождаемости суммарный коэффициент рождаемости не превышает 1,35 при 2,15, необходимых для простого воспроизводства населения. Родительское поколение замещается детьми лишь на 60%. Общество стареет. [8]
В Российской Федерации продолжается процесс ухудшения состояния здоровья детей. На международном конгрессе «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI в.», проходившем в Москве в мае 2004 г. («Физическая культура в школе», NQ 8, 2004. - С. 8), было обнародовано и доказано катастрофическое состояние здоровья детей и подростков. Здоровых учащихся к окончанию общеобразовательных школ - менее 10% от общего числа выпускников. Функциональные отклонения у детей до 14 лет за последнее десятилетие увеличилось на 85%, хронические заболевания - на 84%. Только один дошкольник из трех приходит в школу здоровым. За время обучения в школе в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза - органов пищеварения и опорнодвигательного аппарата (сутулость, плоскостопие, искривление позвоночника), в 2 раза увеличивается число нервно-психических расстройств как результат хронического стресса и функциональных нарушений сердечнососудистой системы. В подтверждение приводятся следующие цифры: если в 60-е годы старшеклассники распределялись по группам здоровья так: 1 группа - 36,5%, II группа - 23,5%, III группа - 40%, то в 2000 г.: 1 группа - , 2,3%, II группа - 28,7%, III группа - 69%. К началу XXI в. отмечается лавинообразное падение числа здоровых детей. В московских школах их не более 2-5%. Не в лучшую сторону изменяются морфологические показатели: во всех возрастных группах масса тела теперь ниже в среднем на 7-9 кг. [8]
Правдивость этих исследований подтверждается результатами ежегодного призыва выпускников школ в Российскую армию. Средний уровень физической подготовленности в 10-11-х классах равняется примерно 70-80% того, что было 20-25лет назад. Нормативы комплекса ГТО недоступны большинству старшеклассников. Общая заболеваемость учащихся l1-х классов в 2 раза выше, чем учеников 1-2-х классов (В.Д. Сонькин). Гиподинамия из-за увлечения телепередачами, компьютерными играми, Интернетом стала массовым явлением. Например, в Китае у двух миллионов молодых людей 17-20 лет выявлена болезнь, названная «интернетной зависимостью» [8]
По данным Институт Возрастной Физиологии Российской Академии Образования, недопустимо низкая двигательная активность отмечена у 25% учащихся. У 35% она не соответствует оптимуму, способствующему гармоничному развитию и сохранению здоровья ребенка. Здоровью школьников не способствуют и значительные учебные перегрузки, а также рост асоциальных явлений в молодежной среде, вызванных нерациональной организацией досуга. Результата мониторинга московских старшеклассников и студентов первых курсов начального и среднего профессионального образования, полученные в 2005 г. Национальным научным центром наркологии Министерства здравоохранения РФ свидетельствуют:
регулярно курят,- 40%;
употребляют пиво - 38%;
употребляют вино - 18%;
употребляют крепкие напитки - 15%;
пробовал и наркотики - 25%.
Министерство обороны Российской Федерации сообщает, что 70% призывников имеют опыт употребления наркотиков. Формирование зависимости и болезни приходится на 18 лет, пик - на возраст студенчества. Неумеренные амбиции и стремление к быстрым учебным достижениям затмевают для отдельных педагогов и родителей заботу о сохранении и укреплении здоровья детей.[8]
Тревожная статистика состояния здоровья озвучена на заседании Госсовета по физической культуре и спорту, созданного при Президенте России. Более 50% юношей и девушек, окончивших школу, уже имеют по 2-3 хронических заболевания. Лишь 15% выпускников можно считать здоровыми. Более 30% юношей не могут быть призваны в армию. За время обучения в вузе здоровье студентов ухудшается, и по прогнозу число посещающих спецмедгруппу может достигнуть 50%. На первом месте, болезни сердечнососудистой системы, на втором - опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз и т.п.), на третьем - органов дыхания, т.е. заболевания, наиболее значимые для обеспечения жизнедеятельности. От внезапной остановки сердца ежегодно в Российской Федерации умирает 250 тысяч человек (Бокерия), а затраты на здравоохранение в РФ составляют 3%от ВВП, тогда как в США - 18% (Рошаль). [8]
Анализ функционального состояния студентов выявил, что их здоровье характеризуется следующими цифрами:
Информация о работе Влияние здорового образа жизни на физическое развитие школьников