Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 04:32, курсовая работа
Актуальность «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Древнее изречение Гиппократа в наш век проникновения во все сферы деятельности научно-технического прогресса становится в высшей степени актуальным. Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Особенно тревожно обстоит с этим дело у наших детей. Например, ожирением страдает каждый десятый ребёнок. Для того, чтобы дети росли здоровыми необходимо правильное физическое воспитание, а также соблюдение здорового образа жизни.
Введение
Глава I. Основные составляющие здорового образа жизни
1.1 Качество образования и здоровье детей
1.2 Статистика здоровья детей
1.3 Средства личной гигиены
1.4 Вредные привычки
1.5 Мониторинг здоровья как оценка эффективности образовательного процесса
Глава II. Физическое воспитание как основа здорового образа жизни
2.1 О некоторых возрастных особенностях организма школьников
2.2 Как помогает физическая культура в учёбе
2.3 Влияние физических упражнений на работу сердца, сосудов, органов дыхания и мышц
2.4 Как воспитывать у себя спортивный характер
2.5 Общая характеристика оздоровительной физической культуры
Заключение
Выбор той или иной методики занятий физическими упражнениями с оздоровительной направленностью соотносится с реальной обстановкой, возможностями, запросами, иногда является делом индивидуального вкуса и интереса.
Оздоровительный эффект физических упражнений наблюдается лишь только в тех случаях, когда они рационально сбалансировать по направленности, мощности и объему в соответствии с индивидуальными возможностями занимающихся. Занятия физическими упражнениями активизируют и совершенствуют обмен веществ, улучшают деятельность центральной нервной системы, обеспечивают адаптацию сердечнососудистой, дыхательной и других систем к условиям мышечной деятельности, ускоряют процесс вхождения в работу и функционирования систем кровообращения и дыхания, а также сокращают длительность функционального восстановления после сдвигов, вызванных физической нагрузкой. [6]
Не менее положительное влияние, оказывают регулярные занятия физическими упражнениями (и процедуры лечебной физической культуры) на деятельность органов пищеварения и выделения, улучшается перистальтика желудка и кишечника, повышается их секреторная функция, укрепляется мускулатура передней стенки живота, играющая большую роль в работе кишечника. Более совершенными становятся функции органов выделения, а также желез внутренней секреции.
Кроме оздоровительного эффекта физические упражнения оказывают тренирующее воздействие на человека (повышается умственная и физическая работоспособность), позволяют повысить уровень физических качеств, содействуют формированию и дальнейшему совершенствованию жизненно важных двигательных умений и навыков (плавание, ходьба на лыжах и др.). [6]
Оздоровительное, лечебное и тренирующее влияние физических упражнений на организм становится более эффективным, если они правильно сочетаются с закаливающими средствами в виде водных процедур, солнечных и воздушных ванн, а также массажа.
Таким образом, регулярное применение физических упражнений и закаливающих факторов повышает жизненный тонус организмa занимающихся, его естественный иммунитет, улучшает функции вегетативных систем, работоспособность и предупреждает преждевременное старение. [6]
Содержательные основы оздоровительной физической культуры
В системе оздоровительной физической
культуры выделяют следующие основные
направления: оздоровительно-рекреативное,
оздоровительно-
Оздоровительно-рекреативная физическая культура - это отдых, восстановление сил с помощью средств физического воспитания (занятия физическими упражнениями, подвижные и спортивные игры, туризм, охота, физкультурно-спортивные развлечения). Термин рекреация (от лат. recreatio) означает отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда, тренировочных занятий или соревнований. Чтобы оттенить специфический смысл этого термина в сфере физической культуры, часто говорят «физическая рекреация». [3]
В современном обществе основные функции физической рекреации сводятся к следующему (Ю.Е. Рыжкин, 1999):
- социально-генетическая (механизм усвоения социальноисторического опыта);
- творчески-атрибутивная (позволяет ее рассматривать в развитии и совершенствовании);
- системно-функциональная (раскрывающая физическую рекpeaцию как функцию конкретной социальной системы);
- аксиологическая (ценностно-ориентировочная);
- коммуникативная (важное средство неформального общения людей).
Основными видами физической рекреации являются туризм (пеший, водный, велосипедный), пешие и лыжные прогулки, купание, всевозможные массовые игры: волейбол, теннис, городки, бадминтон, рыбная ловля, охота и др.
По количеству занимающихся рекреационные занятия могут быть индивидуальными и групповыми (семья, группа по интересам и т.д.). [3]
Оздоровительно-
Общее представление о лечении с помощью физических упражнений основывается на факте оздоровления организма, обусловленного улучшением циркуляции крови и снабжением кислородом, как больных, так и здоровых тканей, повышением мышечного тонуса, сокращением жировых запасов и т.д. В зависимости от возрастной градации людей восстановление происходит в одних случаях за счет нормализации функций и систем организма, в других - за счет преимущественного развития компенсаторных реакций.
В оздоровительно-
Оздоровительно-
группы здоровья в коллективах физической культуры, физкультурно-спортивных базах и т.д. [7]
Самостоятельные занятия.
Специфика работы в группах ЛФК рассматривается в соответствующих разделах предмета «Лечебная физическая культура». В рамках ЛФК широко используются лечебная гимнастика, дозированные ходьба, бег, прогулки на лыжах и т.п. Определены двигательные режимы (щадящий, тонизирующий, тренирующий), разработаны организационно-методические формы занятий (урочные, индивидуальные, групповые).
Занятия в группах здоровья носят как обще оздоровительный характер для лиц, не имеющих серьезных отклонений в состоянии здоровья, а также специально направленный характер с учетом специфики заболевания.
Основными средствами занятий являются легкодозируемые по нагрузке упражнения основной гимнастики, плавания, легкой атлетики. Лучший оздоровительный и тонизирующий эффект достигается при комплексном использовании упражнений, желательно разнообразных. [5]
Занятия проводятся по специально разработанным программам под руководством методиста и наблюдением врача.
Индивидуальные занятия реабилитационного типа могут также носить как общеоздоровительный, так и специально направленный характер, укрепляющие наиболее слабые функции и системы организма. Например, при функциональных нарушениях сердечнососудистой и дыхательной систем целесообразно широко использовать физические упражнения аэробного характера.
При самостоятельных занятиях, без непосредственного медицинского контроля максимальная частота сердечнососудистой системы (ЧСС) во время нагрузок не должна превышать 130 уд/мин для людей моложе 50 лет и 120 уд/мин для лиц старше 50 лет (Н. Амосов и др., 1975). [5]
Оздоровительно-
Большую роль в системе подготовки спортсмена играет спортивно-реабилитационная физическая культура. Она направлена на восстановление функциональных и приспособительных возможностей организма после длительных периодов напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно при перетренировке и ликвидации последствий спортивных травм.
Гигиеническая физическая культура - это различные формы физической культуры, включенные в рамки повседневного быта. [5]
Заключение
Вполне естественно, что учащиеся утомляются во время учебной работы. Это объясняется однообразием работы, которое ведет к снижению внимания и работоспособности детей. Для того, чтобы этого не происходило педагоги должны проводить занятия, направленные на формирование физического воспитания. Кроме этого школьникам должны прививать основные концепции здорового образа жизни. Учащимся объяснялось, что выполнение физических упражнений позволит укрепить здоровье, улучшить физическое развитие и подготовленность, только если они будут соблюдать некоторые важные методические правила (системность, постепенность, индивидуальность).
В работе рассмотрена профилактика основных инфекционных заболеваний, профилактика и коррекция заболеваний опорно-двигательного аппарата и др.
Как показывают исследования отечественных и зарубежных авторов, одним из мощных средств профилактики и укрепления здоровья растущего организма детей являются занятия массовыми видами спорта, физической культурой в различных ее формах и сочетаниях, в том числе рекреационной, которые не требуют больших материальных затрат, но при правильной методике проведения занятий дают человеку здоровье, а следовательно, уверенность и оптимизм в достижении поставленных им в жизни целей.
Библеография
1.“Валеологические подходы в формировании здоровья учащихся”. В. И. Харитонов, М. В. Бажанова, А. П. Исаев, Н. З. Мишаров, С. И. Кубицкий; Челябинск-1999 г., (стр. 10-15, 17-23, 26-30, 32-33, 41-46, 116-129) .
2. “Физическая культура и валеология в жизни детей (основы знаний, умений и навыков)“. Мишаров А. З., Камалетдинов В. Г., Харитонов В. И., Кубицкий С. И.; г. Челябинск-1998, (стр. 46-49, 69-78).
3. “ Эффективная методика двигательной подготовки школьников. // Пути повышения физической культуры школьников “ .-Омск: ОГПИ, 1989. -С.13. Жук В. А., Мартыненко И. П.
4. “ Концепция физического воспитания детей и подростков. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка “. -1996. -№1. -С. 5-10. Лях В. И., Мейксон Г. Б., Кофман Л. Б.
5. “ Комплексная оценка уровней физической подготовленности учащейся молодёжи“. Методическое пособие. -Челябинск: ДЦНТИ, 1994. -40 с. Харитонов.
6. Холодов Ж.К, Кузнецов В.С.Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений, - 2-е изд.,испр. И доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
7. Борикова, Л.В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу [Текст] / Л.В.Борикова, Н.А.Виноградова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2002. - 124 с.
8. Методист [Текст]: науч.-метод. журн. / учредитель Изд-ий дом «Методист» . - М., 2006, №3.
9. Лях, В.И. Теория управления двигательными действиями по Н.А.Бернштейну [Текст] / В.И.Лях //Физическая культура в школе. - 2006. - №7. - С. 15-60.
10. Ашмарин Б.А. Теория и методы физического воспитания. Учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов. М. Просвещение, 1984г.
11. Богословский В.П. «Сборник инструктивно-методических материалов по физическому воспитанию», М.Просвещение, 1984г. Журналы «Легкая атлетика» 1985-1988гг.
12. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена, М.Фис.1970.
13. Каменцер М.Г. Урок после урока. М. «Физкультура и спорт».1972.
14. Кузнецова В.И. Развитие двигательных качеств школьника, М, Просвещение, 1967
15. Лупандина Н.А. Развитие основных движений школьников. ФИС, М, 1962.
16. Наталов Г.Г. Введение в физическую культуру, Краснодар, 1995
17. Николаев А.Д. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности. Теория и практика физкультуры, 1997, №6 с.2-10
18. Поцелдем А.А. Формирование у школьников умения и навыков. Ж «Ф.К. в школе», №7, 1962г
19. Сальникова Г.П. Физическое развитие школьников, Просвещение, 1968
20. Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания. М.Фис.1978г.
Приложение
После тренировки
При физической работе мышцы устают и их работоспособность падает. Для восстановления необходим отдых. Причем одним из очень хороших средств восстановления работоспособности мышц является их расслабление. Умение расслаблять мышцы даже на небольшое время улучшает их кровоснабжение и быстро снимает утомление.
Общее правило для упражнений на расслабление: делая вдох, мышцы сначала напрячь, а затем выдох - их расслабить. Вот несколько упражнений для расслабления:
Расслабление мышц рук
1. В позе стоя поднять руки вверх, сжать пальцы в кулаки и предельно напрячь мышцы на 3-4 секунды. Затем максимально расслабить мышцы, сбросить руки вниз и несколько раз помахать ими. Повторить 4 раза.
2. Стоя, слегка наклониться вперед - напрячь и расслабить сразу мышцы рук и плеч и несколько раз встряхнуть кисти рук. Повторить 4 раза.
Расслабление мышц ног
1. Стоя на одной ноге на мыске или небольшом возвышении и держась рукой за опору, поднять другую ногу вперед, оттянуть носок, напрячь на 3-4 секунды все мышцы ноги. Затем, максимально расслабляя мышцы, ногу «уронить» И выполнить ею несколько маховых движений. Повторить 3-4 раза каждой ногой.
2. Лежа на спине, ноги, опираясь о пятки, выпрямить, слегка согнуть в коленях и потряхивать по 10-15 раз поочередно каждой ногой.
Расслабление мышц шеи и туловища
1. Стоя, напрячь мышцы шеи на 2-3 секунды. Затем, расслабляя мышцы, опустить голову вперед, слегка покачать ею. Повторить 3-4 раза.
2. Лечь на спину, руки вдоль туловища. Напрягаясь, приподнять плечи и ноги и через 3-4 секунды максимально расслабиться. Повторить 4 раза.
Прекрасными средствами восстановления являются водные процедуры (душ, баня, купание), а также самомассаж. Не следует забывать и о предварительном массаже перед спортивной тренировкой. Поглаживание, растирание и разминание мышц перед игрой, бегом и т. д. подготовит мышцы к предстоящей работе и предупреждает спортивную травму.
Полученные результаты
Возрастные нормы двигательных(моторных)тестов для оценки физических качеств учащихся (сводный вариант) (В.И.Харитонов.1996).
Возраст (лет) |
(см) |
Быстрота (см) |
Динамическая сила (см) |
Скоростная выносливость (раз) |
Скоростно-силовая выносливость (раз) |
(6-ти минутный бег) (метры) | ||||||
М |
Д |
М |
Д |
М |
Д |
М |
Д |
М |
Д |
М |
Д | |
б |
9 |
13 |
16 |
17 |
25 |
20 |
11 |
9 |
10 |
10 |
650-730 |
550-700 |
7 |
9 |
12 |
16 |
17 |
25 |
20 |
11 |
9 |
13 |
12 |
730-900 |
600-800 |
8 |
8 |
12 |
17 |
19 |
25 |
20 |
12 |
9 |
15 |
14 |
800-950 |
650-850 |
9 |
8 |
14 |
17 |
19 |
30 |
25 |
13 |
10 |
17 |
15 |
850-1000 |
700-900 |
10 |
10 |
15 |
16 |
18 |
30 |
26 |
13 |
10 |
19 |
15 |
900-1050 |
750-950 |
11 |
10 |
16 |
15 |
17 |
30 |
26 |
14 |
11 |
20 |
17 |
1000-1100 |
850-1000 |
12 |
10 |
18 |
15 |
17 |
35 |
27 |
15 |
11 |
22 |
17 |
1100-1200 |
900-1050 |
13 |
9 |
18 |
15 |
17 |
35 |
28 |
16 |
12 |
22 |
17 |
1150-1250 |
950-1100 |
14 |
12 |
20 |
14 |
16 |
40 |
28 |
16 |
13 |
24 |
18 |
1200-1300 |
1000-1150 |
15 |
13 |
21 |
14 |
16' |
42 |
30 |
17 |
14 |
26 |
18 |
1250-1350 |
1050-1200 |
16 |
13 |
21 |
14 |
16 |
43 |
30 |
17 |
14 |
27 |
17 |
1350-1400 |
1050-1200 |
17 |
18 |
21 |
13 |
15 |
44 |
31 |
18 |
15 |
29 |
18 |
1300-1400 |
1150-1200 |
18 |
15 |
17 |
13 |
15 |
50 |
37 |
18 |
.15 |
28 |
19 |
1300-1400 |
1100-1200 |
Информация о работе Влияние здорового образа жизни на физическое развитие школьников