Влияние здорового образа жизни на физическое развитие школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 04:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Древнее изречение Гиппократа в наш век проникновения во все сферы деятельности научно-технического прогресса становится в высшей степени актуальным. Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Особенно тревожно обстоит с этим дело у наших детей. Например, ожирением страдает каждый десятый ребёнок. Для того, чтобы дети росли здоровыми необходимо правильное физическое воспитание, а также соблюдение здорового образа жизни.

Содержание работы

Введение
Глава I. Основные составляющие здорового образа жизни
1.1 Качество образования и здоровье детей
1.2 Статистика здоровья детей
1.3 Средства личной гигиены
1.4 Вредные привычки
1.5 Мониторинг здоровья как оценка эффективности образовательного процесса
Глава II. Физическое воспитание как основа здорового образа жизни
2.1 О некоторых возрастных особенностях организма школьников
2.2 Как помогает физическая культура в учёбе
2.3 Влияние физических упражнений на работу сердца, сосудов, органов дыхания и мышц
2.4 Как воспитывать у себя спортивный характер
2.5 Общая характеристика оздоровительной физической культуры
Заключение

Файлы: 1 файл

144337.rtf

— 469.46 Кб (Скачать файл)

Достичь всего этого помогут регулярные физические упражнения, а сниженная двигательная активность (так называемая гипокинезия) и ограничение мышечных усилий (гиподинамия) могут вызвать ряд заболеваний. Вот пример. Для изучения влияния гипокинезии на человека группа исследуемых находилась на постельном режиме полтора месяца. В итоге у всех снизились мышечная масса, объем крови, сила сердечных сокращений, наличие кальция в костном скелете. [4]

 

2.2 Как помогает физическая культура в учебе

 

К настоящему времени наукой доказано, что регулярные физические нагрузки усиливают работу сердца, кpoвенocных сосудов, органов дыхания, Повышают обмен веществ, укрепляют костно-мышечную систему.

Во-первых, регулярные занятия физической культурой и спортом укрепляют здоровье и повышают закаленность организма. Юные спортсмены не боятся резких охлаждений, меньше болеют простудными заболеваниями: ангиной, бронхитом, катаром, гриппом. Поэтому они реже пропускают уроки в школе и не отстают в учебе.

Во-вторых, как уже говорилось, под влиянием физических упражнений улучшается физическое развитие, увеличивается объем грудной клетки и становится более глубоким вдох и выдох, возрастает содержание гемоглобина в крови. Все это способствует лучшему питанию нервной системы и особенно головного мозга кислородом. Поэтому повышается не только физическая, но и умственная работоспособность. За примерами не надо далеко ходить: и в вашей школе ребята, которые хорошо учатся, наверняка занимаются также и спортом, они физически развиты и закалены. [3]

3анятия различны по видами спорта, включают несколько этапов: начальную подготовку, учебно-тренировочный этап и, наконец, период спортивного совершенствования; Каждый из вас, решивший серьезно заниматься спортом, последовательно пройдет все этапы и, в конце концов, может достигнуть высшего спортивного мастерства. 

Продолжительность каждого из этих этапов равна в cpeднем - 3 годам и зависит от многих причин: индивидуальных способностей, физического развития, состояния физических качеств, (силы, выносливости, скорости, ловкости и др.) от успешности овладения техникой данного вида спорта, строгого соблюдения режима дня, питания, сна и т. д. 

С учетом особенностей организма детей и подростков установлены возрастные нормы для начала занятий различными видами спорта на этапах начальной учебно-тренировочной подготовки и в период спортивного совершенствования.

Эти нормы основаны на научных данных возрастных особенностях развития двигательных качеств. Поэтому, например, для младших школьников, у которых хорошо совершенствуется быстрота, ловкость и гибкость, рекомендуются такие виды спорта, как: спортивная гимнастика, плавание, прыжки в воду, фигурное катание, теннис и др. Для подростков, у которых активно развиваются сила и выносливость, доступны систематические занятия лыжами, легкой атлетикой, волейболом, борьбой и т.д. В более, старшем возрасте можно приступить к занятиям греблей, боксом, велоспортом, тяжелой атлетикой, т.е. теми видами спорта, где требуется большая сила и выносливость. [3]

 

 

2.3 Влияние физических упражнений на работу сердца, сосудов, органов дыхания и мышц

 

Сердце и сосуды выполняют очень важную роль - они обеспечивают перенос кислорода и питательных веществ к органам и тканями вывод из них продуктов жизнедеятельности (шлаков).

При выполнении физической нагрузки работа сердца существенно меняется: возрастает частота сердечных сокращений и увеличивается объем крови, выталкиваемой сердцем за одно сокращение. [6]

Так, например, у детей 12-13 лет частота сокращений, равная в покое 70-75 ударам в минуту, может во время больших нагрузок повыситься до 160-180 ударов в минуту. Увеличивается и объем крови, выталкиваемой сердцем. В результате всего этого количество крови, перекачиваемое сердцем, может повыситься в 6 -10 раз. [6]

Какие же изменения наступают в работе сердца юных спортсменов в результате систематических тренировок? В покое сердце тренированного подростка по сравнению с нетренированным работает более экономно, и частота его сердечных сокращений реже. Но зато во время интенсивных занятий пульс и количество крови, выбрасываемое сердцем заодно сокращение, достигают больших величин. Следовательно, обеспечивается и лучшее кровоснабжение работающих органов и тканей.  

Регулярные занятия физическими упражнениями повышают силу межреберных дыхательных мышц и диафрагмы, увеличивают подвижность грудной клетки и тем самым повышают дыхательный объем легких. Одним из показателей дыхания принято считать жизненную емкость легких (ЖЕЛ), которая измеряется количеством максимально выдыхаемого воздуха после полного вдоха. Так, у школьников, не занимающихся спортом, ЖЕЛ составляет около 2,5 литров, а у юных спортсменов достигает 4 литров и при регулярных физических упражнениях возрастает способность выполнять работу и в условиях, когда в организме возникает обмен кислорода. [6]

Как же правильно дышать? Обычно следует дышать ритмично носом, для того чтобы воздух очищался, увлажнялся и согревался. Но при выполнении интенсивных физических упражнений, когда резко усиливается потребность в кислороде, можно дышать и через рот. При выполнении сложных упражнений дыхание затрудняется. Чтобы не появилась одышка, и не наступило утомление, используйте такой прием: сделайте вдох перед выполнением упражнения и выдох в конце его при возвращении в исходное положение.

Надо помнить, что главный регулятор дыхания - содержащийся в крови углекислый газ. При увеличении его концентрации в крови он повышает активность дыхательного центра в головном мозгу. К недостатку кислорода этот центр менее чувствителен. Вот почему нельзя и даже опасно делать многократные вдохи и выдохи перед нырянием. Такое дыхание приводит к резкому уменьшению углекислого газа в крови. А во время плавания под водой при задержанном дыхании кислород быстро используется организмом и его содержание так снижается, что можно потерять сознание.

Исследования юных спортсменов говорят о том, что в результате регулярных тренировок повышается прочность суставов, связок, а под влиянием специальных упражнений - и их эластичность и гибкость. [6]

Что же происходит под влиянием тренировок в мышцах?

Известно, что в них увеличивается число мышечных волокон, причем каждое волокно становится толще. Это и обеспечивает прирост мышечной силы. Под влиянием физических упражнений в мышцах повышается содержание миоглобина, способного легко соединяться с кислородом крови и отдавать его тканям мышц во время работы. В результате тренировок в мышцах возрастает количество капилляров и улучшается их снабжение с питательными веществами и кислородом. Это необходимо знать, если вы хотите серьезно регулярно заниматься физическими упражнениями.

Мы уже говорили о положительном воздействии регулярных физических упражнений на организм человека и его работоспособность. Но не стоит забывать и о том, что физические упражнения улучшают внешний вид человека систематические занятия физической культурой и спортом помогут устранить нарушения осанки. А кому из вас не хочется иметь красивую фигуру, широкие плечи, хорошо развитую мускулатуру? У людей, имеющих все это, отлично работают внутренние органы, и прежде всего сердце, кровеносные сосуды и легкие. Поэтому у них хорошее самочувствие, бодрое, жизнерадостное настроение. [2]

 

2.4 Как воспитывать у себя спортивный характер

 

Воспитать спортивный характер, можно лишь регулярно занимаясь физкультурой и спортом. И те, кому это удается, добиваются, как правило, успехов не только в спорте, но и в учебе, труде, становятся достойными защитниками нашей Родины.

Одно из проявлений спортивного характера - воля. Воля воспитывается при преодолении трудностей (пусть даже не очень больших, как например связанных с соблюдением режима дня, режима тренировок, преодолением иногда нежелания начать выполнение физических упражнений из-за плохого настроения или отсутствия интереса). Волевые качества развиваются, когда вы сами постепенно усложняете себе задачи во время тренировки: понемногу увеличиваете число повторений упражнения, удлиняете дистанцию. Старайтесь сегодня и завтра прыгнуть немного дальше, пробежать быстрее, выполнить упражнение точнее, чем вчера. [4]

Одним из проявлений воли является стойкость. Стойкий человек отличается выдержкой, упорством в достижении спортивных успехов, стремлением к победе, мужеством во время соревнований и в других жизненных ситуациях. Для развития стойкости надо научиться преодолевать утомление, уметь заставить себя после неудачи добиваться хорошего и даже лучшего спортивного результата. И как здесь не вспомнить спортивный подвиг чемпиона мира в прыжках в высоту В.Брумеля, который после очень тяжелой травмы ног восстановил свою спортивную форму и с успехом выступал в соревнованиях.

Человек со спортивным характером целеустремлен - он всегда и во всем стремится доводить начатое дело до конца. Для воспитания этой черты характера очень важно расширять свои знания в области физической культуры, по-настоящему понимать, что дают для здоровья и физического совершенства регулярные физические упражнения и занятия спортом. Надо также научиться критически, оценивать результаты каждой тренировки, выяснять причины не только ошибок, но и своих спортивных успехов. [4]

Подростки иногда склонны переоценивать свои силы и возможности. И отличие подростка со спортивным характером в том, что он умеет правильно выбирать трудные, но посильные задачи и цели. Он может удержать себя от необдуманных и рискованных поступков, которые могут причинить вред здоровью или нарушить физическую подготовленность. Поэтому при тренировках всегда следует учитывать свои возможности, соблюдать постепенность при увеличении интенсивности и продолжительности физических нагрузок, чередовать физический труд с отдыхом. Вот тут-то и пригодятся знания в области физической культуры, советы учителя физической культуры, тренера и врача.

Результаты регулярных занятий физической культурой и спортом обязательно положительно скажутся на спортивных результатах, которые мы рекомендуем записывать в дневнике самоконтроля или, например, в табличке, форма которой приведена ниже. [5]

Предмет «физическая культура» и его значение в комплексной оценке качества образования

Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении.

 

 

2.5 Общая характеристика оздоровительной физической культуры

 

В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения и продолжительности жизни. По данным различных исследований, лишь около 10% молодежи имеют нормальный уровень физического состояния и здоровья, Продолжительность жизни сократилась на 79 лет, в результате снижается и производственный потенциал общества (Г.А Кураев). [6]

Чтобы Физическая культура оказывала положительное влияние на здоровье человека, необходимо соблюдать определенные правила:

1) средства и методы физического воспитания должны изменяться только такие, которые имеют научное обоснование их оздоровительной ценности;

2) физические нагрузки обязаны планироваться в соответствии с возможностями учеников;

3) в процессе использования всех форм физической культуры необходимо обеспечить регулярность и единство врачебного, педагогического контроля и самоконтроля. Периодичность и содержание врачебно-педагогического контроля зависят от форм занятий физическими упражнениями, величины физической нагрузки и других факторов.

Оздоровительная направленность как важнейший принцип системы физического воспитания

Суть данного принципа заключается в том, что физическая культура должна содействовать укреплению здоровья.

Наукой доказано, что здоровье человека только на 10-15%: зависит от деятельности учреждений здравоохранения, на 15-20% от генетических факторов, на 20-25% - от состояния окружаю щей среды и на 50-55% - от условий и образа жизни.[6]

Проблема движения и здоровья имела достаточную актуальность еще в Древней Греции и в Древнем Риме. Так, греческий философ Аристотель (IV в. до н.э.) высказывал мысль о том, что ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие. Великий врач Гиппократ не только широко использовал совершенствовать функциональные возможности организма, повышая его работоспособность и сопротивляемость неблагоприятным воздействиям;

- компенсировать недостаток двигательной активности, возникающей в условиях современной жизни.  

Ведущая роль в оптимизации физкультурно-оздоровительноro процесса отводится проектированию различных физкульрно-оздоровительных систем на основе научно обоснованных и адекватных соотношений внешних и внутренних факторов развития человека.[6]

К настоящему времени разработан и практически апробирован целый ряд авторских комплексов и программ физических упражнений оздоровительной направленности, которые предназначены для широкого использования.

Основные их достоинства - доступность, простота реализации и эффективность. Это, прежде всего:

- контролируемые беговые нагрузки (система Купера);

- режим 1000 движений (система Амосова);

- 10000 шагов каждый день (система Михао Икаи);

- бег ради жизни (система Лидьярда);

- всего 30 мин спорта в неделю на фоне повседневной естественной физической нагрузки, учитывая правила: если можешь сидеть, а не лежать - сиди, если можешь стоять, а не сидеть стой, если можешь двигаться - двигайся (система Моргауза); [6]

- произвольное поочередное сокращение мышц тела без изменения их длины в течение всей «бодрствующей» части суток (скрытая изометрическая гимнастика по Томпсону);

- калланетика: программа из 30 упражнений для женщин с акцентом на растяжение (система Пинкней Каллане) и т.д.

В настоящее время появились новые направления оздоровительной физической культуры, дающие несомненный оздоровительный эффект. К ним можно причислить оздоровительную аэробику и ее разновидности: степ, слайд, джаз, аква или гидроаэробику, танцевальную аэробику (фанк-аэробику, сити-джем, хип-хоп и др.), велоаэробику, аэробику с нагрузкой (небольшой штангой), акваджогинг, шейпинг, стретчинг и т.д. [6]

В России разработана и внедрена в практику методология программирования физкультурных занятий оздоровительной направленности, основанная на энергетических критериях эффективности занятий и имитационного и компьютерного моделирования процесса выполнения упражнений с проверкой их соответствия энергетическим возможностям конкретного человека или гомогенной по энергетическим возможностям группы людей (В. И. Бондин, 1999).

Информация о работе Влияние здорового образа жизни на физическое развитие школьников