Возникновение религии и спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2015 в 21:52, реферат

Описание работы

Охота создала особые свойства в природе человека, влияя на его физическое строение, и изощрила многие его способности: дальнозоркость, меткость глаза, осторожность, наблюдательность и т. д. Охота в первобытном обществе требовала, прежде всего, развития таких двигательных навыков, которые можно назвать естественными: бег, лазанье, прыжки, переноска тяжестей и т. д. Находясь все время в условиях воздействия естественных сил природы, человек закалялся в борьбе с нею. Эта суровая повседневная борьба за существование требовала от человека высокоразвитых физических качеств и разносторонней двигательной деятельности.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ Религия и спорт.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

Мифология и скульптура, хотя и были посвящены религиозной тематике, в конечном счете, отражали потребности реальной жизни, потребности рабовладельческого общества, где самым важным считались физическая подготовленность человека, его физическое развитие. Государства вели беспрерывные войны, поэтому главной фигурой был воин, а телесные упражнения – общественным делом, которое поддерживалось официальной религией греческого общества.  

5. Спорт и раннее  христианство 

Раннее христианство во многом отличалось от позднейшего, зафиксированного в догматах Никейского собора. Оно не знало ни догматов, ни этики официального христианства, являясь религией страждущих масс, рабов и бедняков, жизнь которых была невыносимой, а положение – бесправным. Выход из такой жизни был найден в другом – загробном – мире. Продолжение существования души после смерти и было основой новой религии.

Раннее христианство не имело никакого влияния на официальную религию рабовладельческих государств, на ее пышные культы, празднества, в том числе и на состязания. Это была пассивная религия, не нацеливающая верующих на борьбу в этой жизни, а вселяющая надежду на загробную жизнь. После того, как бремя войны было переложено на плечи профессионалов-наемников, интерес к занятиям физическими упражнениями повсеместно падает. Более состоятельные слои стали игнорировать утомительные тренировки в беге, борьбе и других воинских упражнениях, предпочитая в лучшем случае легкие гимнастические упражнения и бани. Простой народ, доведенный до разорения, не испытывал желания заниматься своим физическим совершенствованием. Падение интереса к физической подготовке человека-воина, защитника государства нашло отражение в изобразительном искусстве Рима и Греции. На место могучего атлета приходит новый идеал мужчины - хрупкого и изнеженного. Одним из средств удержания в повиновении народа и армии были зрелища, устраиваемые императорами и аристократией по различным поводам. Эти зрелища мало напоминали спортивные состязания, в них ценились главным образом сильные ощущения и количество затраченных на них средств – чем больше гладиаторов, редкостных диких или дрессированных зверей, а также состязавшихся колесниц выпускали на арену, тем большим был восторг зрителей.

 
  Постепенно христианство становится силой, с которой римские императоры были вынуждены считаться и которая в результате была использована для укрепления их власти. Правящая верхушка Рима нуждалась в такой религии, которая санкционировала бы ее господство над всеми народами империи. Такой общегосударственной религией, освящавшей императорскую власть, и стало, в конце концов, христианство. В начале IV в. н. э. возник прочный союз империи с христианством, император Константин пришел к мысли, что вместо того, чтобы бороться с христианской церковью, лучше использовать ее в интересах государства. В 313 г. был издан так называемый Миланский эдикт, даровавший свободу вероисповедания христианам и возвращавший им все конфискованные ранее церкви и церковное имущество, из гонимого учения христианство стало государственной религией, из “церкви боящейся” - “церковью торжествующей”. Христианство окончательно перестает быть религией рабов и угнетенных, оно превращается в религию, при помощи которой господствующие классы держат в повиновении народ.  

Став ведущей религией, христианство вступило в противоречие со всеми существовавшими до него религиями. Борьба велась с не меньшим ожесточением, чем борьба против самого христианства в период его зарождения. Начиная борьбу против язычества, христианская церковь выступила, прежде всего, против культовых обрядов, как символа веры в языческих богов, а так как античные состязания являлись частью религиозных празднеств, справляемых в честь языческих богов, церковь повела борьбу и против них. Эта борьба освящалась религиозной христианской моралью. Против “языческих” праздников и состязаний были направлены выступления первых теоретиков христианства: Иоанна Златоуста, Киприна Карфагенского и Тертуллиана. Киприн писал: "Какая срамота в самих состязаниях! Мужчина лежит под мужчиной, бесстыдно обнявшись и сцепившись друг с другом. Высматривают, кто победит, но, прежде всего, побежден уже стыд". Наиболее откровенны и "обоснованны" высказывания о состязаниях Тертуллиана. Он писал в своем трактате "О зрелищах": "Нельзя без срама смотреть на все, что происходит на стадионе: на кулачный бой, на попирание ногами, на пощечины и другие буйства, обезображивающие лицо человека, созданного по образу божию. Благоговея к религии, ты не станешь одобрять безумного бега, бешеных движений, сопровождающих метание диска, равно как и других движений, одно другого сумасброднейших. Уважая стыдливость, ты не будешь выставлять на показ телесных сил, служащих единственно тщеславию тех, кто их употребляет, и к унижению тех, против кого они направлены. Нет, люди, занимающиеся подобного рода делами, заслуживают только одно наше осуждение. Вообще борьба есть изобретение сатаны. Он начал ее с тех пор, как искусством своим поверг ниц наших прародителей. Движение борцов не что иное, как вертки, похожие на извивания адской змеи".

Положение христианских церквей в эпоху раннего средневековья на Западе и Востоке предопределило и различие в их взглядах, в том числе на состязания и физические упражнения. Христианство в Византии в идеологической и социально-политической жизни общества с самого начала стало союзником и опорой государства, находясь в большой зависимости от императорской власти. А так как состязания были прочно укоренившимся обычаем, вошедшим в официальную символику императорской власти, то церковь никаких действенных мер против состязаний не предпринимала, хотя в догматах и проповедях осуждала эти зрелища.

6. Классовое отношение  церкви к физическому воспитанию   

В середине XI в. происходит окончательный раздел христианской церкви на католическую и православную. Отныне между ними четко поделены сферы влияния. В странах Западной Европы господствующей становится католическая церковь, Русь, некоторые страны Европы и народы Закавказья оказываются под влиянием православия. Обе церкви представляют собой разновидности христианства. Обе признают основные его догмы и обряды. Однако католицизм имеет ряд особенностей в вероучении, культе, организации. 
   В период развитого феодализма происходит консолидация и юридическое оформление господствующего класса в привилегированные сословия. Складывается общественный наследственный слой – рыцарство, а позднее – дворянство. Высшее и среднее духовенство, также являвшееся крупным землевладельцем, составляло другое господствующее сословие. Третье сословие представлял народ – простолюдины, крепостные и свободные крестьяне, не пользующиеся никакими правами, кроме права работать на господина. Каждое из этих сословий в области физического воспитания имело свои упражнения, свои состязания, отличающиеся друг от друга. К каждому из них церковь имела особое отношение, определяемое, прежде всего, классовым подходом. С одной стороны, проповедники вещали о греховности тела, с другой – церковь поддерживала физические упражнения рыцарей, запрещала и в то же время была вынуждена мириться с народными состязаниями. Единственным видом состязаний, который официально признавался церковью, были ордалии – "божьи суды", известные еще со времен рабовладельческого общества.   

В средние века складывается система физического воспитания феодалов. Каждый рыцарь должен был уметь ездить верхом, плавать, владеть оружием, охотиться, стрелять из лука, играть в мяч и танцевать. Церковь всячески поощряла эти занятия –  и это понятно. Рыцари составляли основную силу феодальной армии, способную подавлять народные волнения или вести захватнические войны. Так, все захватнические походы западноевропейских феодалов на Восток проходили под идейным руководством католической церкви, под лозунгом освобождения Палестины из-под власти мусульман. Во время этих крестовых походов римская церковь призывала всех верующих христиан опоясаться мечом и двинуться в далекие заморские страны для спасения гроба господня. Именно этим можно объяснить снисходительное отношение католической церкви к состязаниям рыцарей – турнирам. Рыцарские турниры организовывались в Европе в течение пяти столетий. Однако с XIV в. турниры постепенно утрачивают свое значение, как, соответственно, и вся рыцарская система физического воспитания. Это было связано с изобретением огнестрельного оружия, против которого рыцарское вооружение было бессильно, а рыцарские доспехи становились лишь обузой.  

Классовое отношение церкви к физическому воспитанию можно проследить на примере воспитания некоторой части самих служителей церкви. В частности, речь идет о воспитании членов монашеского ордена иезуитов. Этот орден имел свои учебные заведения. Располагались они, как правило, в хороших зданиях, в них строго соблюдались чистота и порядок, очень большое внимание уделялось физическому воспитанию, осуществляемому с помощью физических упражнений, игр и состязаний. 
   Иное отношение сложилось у церкви к народным праздникам и состязаниям, которые своими корнями уходили в седую, дофеодальную древность. Одни из них были связаны с языческими культам, мифами, празднествами, другие носили чисто светский характер. Так, в странах Европы майский праздник, или Троица, был пережитком поклонения деревьям. В деревне водружалось большое майское дерево, которое выбиралось общиной. Все ветви с него обрывались, оставалась только верхушка, на которую в дополнение к разноцветным лентам и тканям вешали колбасы, пироги и яйца. Молодежь изо всех сил старалась завоевать награды. Вымазанные жиром столбы, которые встречались на ярмарках в более поздние времена, являются пережитком этих майских столбов прошлого. На майских праздниках нередко устраивались соревнования в беге к этому дереву или скачки на конях. Многие состязания сохранились как часть культовых праздников, связанных с сельскохозяйственными работами: проводы зимы и встреча весны; праздники, посвященные окончанию полевых работ, и т. д. На Руси проводы зимы в древности заключались в разнообразных обрядовых действиях магическо-религиозного характера, которые известны нам под названием масленицы. На масленицу сжигали соломенное чучело, пекли жертвенный хлеб - блины, по домам ходили ряженые. На протяжении многих веков масленица сохраняет характер народного гуляния, сопровождающегося пиршествами, играми, катанием на санях с гор, ездой на лошадях, кулачными боями "стенка на стенку".  

Христианская церковь долгое время пыталась бороться с народными праздниками и связанными с ними состязаниями и играми. Так, в Англии под давлением церкви королевская власть неоднократно запрещала игры в мяч. На Руси в XIV в. было издано церковное уложение, которое было направлено против “эллинских беснований”. В принятом на церковном соборе в 1551 г. "Стоглаве" – своде законов, который навязывался русскому народу в качестве устава повседневной жизни русского общества – две главы посвящены запретам занятий физической культурой. Они были отнесены к разряду религиозных преступлений. В "Домострое", написанном в 1580 г. при непосредственном участии церкви, всякие народные игры и забавы порицались. Даже шахматы были объявлены бесовским делом, а игроки обвинялись как люди, продавшие душу сатане.  

Несмотря на гонения официальной церкви, состязания продолжали жить в гуще народа. Языческие праздники оставались настолько живучими в народе, что церковь была вынуждена пойти по пути не полного искоренения языческих обрядов, а по пути их “обезвреживания”, приспособления к христианским праздникам. В христианские понятия и представления заметно вошли элементы языческого земледельческого культа: весна трансформировалась в Богородицу, приезжающую на Благовещение на сохе; святые Илья, Егорий и Никола - в покровителей сельскохозяйственных работ и паломников-земледельцев. Традиционные народные обряды приурочивались к дням церковного календаря.  

Итак, христианство уничтожило античную культуру – официальную культуру рабовладельческого общества, его господствующих классов. Оно запретило культы, зрелища и состязания (в последний раз Олимпийские игры древности были проведены в 393 г.). Но христианская церковь ничего не смогла сделать с народными состязаниями, с народными физическими упражнениями, которые передавались из поколения в поколение на протяжении всей истории человечества независимо от того, какой строй господствовал в обществе.

8. XIX век - век коренного изменения отношения церкви к спорту  

Изменение отношения церкви к спортивным состязаниям в XIX и начале XX в. связано с двумя факторами: упадком влияния церкви в общественной жизни и бурным развитием спорта. В докапиталистических формациях церковь выступала как главная идеологическая сила, которая санкционировала и освящала существующие порядки. С победой капитализма положение церкви и ее организаций изменилось. Наука, искусство, философия начали вырываться из религиозных пут, оказывая все возрастающее воздействие на жизнь общества. В ряде стран церковь отделяется от государства, теряя при этом правовые функции.  

В первой половине XIX в. спортом занимались лишь немногие. Он был уделом главным образом представителей имущих классов и сосредоточивался в основном в учебных заведениях. С середины же века начинается бурное распространение спорта в Англии, где в 40-х годах, наконец, был снят запрет на публичные игры. Из Англии спорт начал шествие по всем странам мира. В 1850 г. за пределами Англии существовало лишь несколько дюжин спортивных клубов, а в 60-х годах не было такой страны на всех континентах, за исключением Африки, где бы не пустила корни какая-либо форма современной спортивной деятельности. Стали проводиться международные соревнования по конным кроссам и стрельбе. Молодежь Европы была охвачена горячкой велосипедных состязаний. Наряду с получившим распространение в Голландии скоростным бегом на коньках, стали популярными лыжные соревнования в Скандинавских странах. Спорт получает признание не только в учебных заведениях, но и среди рабочей молодежи. В Европе и Соединенных Штатах Америки создаются, хотя еще немногочисленные, рабочие спортивные союзы.  

Видя растущую популярность спорта и тягу молодежи к занятиям физическими упражнениями, церковь решила использовать это явление в своих интересах. Наиболее активно повела себя протестантская церковь. Свободная от догмата о греховности тела, свойственного католицизму, она приступает к созданию организаций, сыгравших значительную роль в развитии спорта и привлечении к нему молодежи. Речь идет о создании Ассоциации молодых христиан. Из всех клерикальных организаций, которые культивировали и культивируют физические упражнения, эта организация является самой значительной. В Ассоциации молодых христиан раньше, чем в каких-либо других организациях, физическое воспитание было использовано, по признанию американского теоретика спорта Р. Т. Мак-Кензи, "не только для общего воспитания, но и для закрепления своего влияния на молодежь".  

Первая организация молодых христиан возникла в Англии в 1844 г. Ее создал мелкий лондонский служащий Георг Вильям, который за "заслуги перед человечеством" в 1894 г. был посвящен в рыцари, а после смерти похоронен рядом с национальными британскими героями – адмиралом Нельсоном и Веллингтоном.   

Признанная и поддержанная английской буржуазией, эта организация насчитывала уже в 1851 г. 8 обществ в Лондоне и 16 в различных частях королевства. Эти организации объединяли около 2700 человек, влияние Ассоциации молодых христиан проникало и в другие страны. Накануне первой мировой войны число привлеченных в Ассоциацию уже достигло 600 тыс. человек, а имущество оценивалось в сумму, приближающуюся к 9 млн фунтов стерлингов. В Париже на конференции было провозглашено создание Всемирного Альянса Ассоциации молодых христиан – единого международного центра, который мог бы скоординировать и направить деятельность национальных ассоциаций, а также способствовать созданию новых организаций в разных странах. Стремясь оказывать влияние на более широкие слои молодежи, Ассоциация объединяет приверженцев всех трех разновидностей христианства: протестантов, католиков, православных - и даже допускает членство представителей других религий и неверующих. В России такая Ассоциация существовала с 1862 по 1918 г.  

Информация о работе Возникновение религии и спорта