Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 21:36, реферат
Цель курсовой работы – изучить организацию врачебно-педагогического контроля школьников в физическом воспитании.
Цель курсовой работы достигается через решение следующих задач:
раскрыть понятие, функции и методику врачебно-педагогического контроля школьников;
изучить особенности распределение школьников по медицинским группам;
раскрыть особенности врачебно-педагогического контроля школьников.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ДАННЫЕ О ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНТРОЛЕ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Понятие врачебно-педагогического контроля 5
1.2 Задачи врачебно-педагогического контроля школьников 7
1.3 Методика врачебно-педагогического обследования 13
1.4 Оценка состояния здоровья школьников
и распределение школьников по медицинским группам 17
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
КОНТРОЛЯ ШКОЛЬНИКОВ 23
2.1 Анатомо-физиологические особенности школьников 23
2.2 Возрастные различия в реакции организма на физическую нагрузку 24
2.3 Двигательная активность школьников 26
2.4 Особенности питания школьников 28
2.5 Закаливание школьников 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Брестский
государственный университет
КУРСОВАЯ РАБОТА
ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ШКОЛЬНИКОВ
В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
Гончарук Сергей Владимирович,
студент 3 курса, группы 32
Научный руководитель:
Баковец Владимир Степанович
Брест 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ДАННЫЕ О ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНТРОЛЕ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Понятие врачебно-
1.2 Задачи врачебно-
1.3 Методика врачебно-
1.4 Оценка состояния здоровья школьников
и распределение школьников по медицинским группам 17
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВРАЧЕБНО-
КОНТРОЛЯ ШКОЛЬНИКОВ 23
2.1 Анатомо-физиологические особенности школьников 23
2.2 Возрастные
различия в реакции организма
на физическую нагрузку
2.3 Двигательная активность школьников 26
2.4 Особенности питания школьников 28
2.5 Закаливание школьников 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшие в социальном плане оздоровительная и воспитательная функции физической культуры могут быть обеспечены лишь при условии рациональной системы занятий и гигиенического режима, регулярного контроля за здоровьем занимающихся, эффективной организации научно-медицинского обеспечения.
Регулярные
занятия физическими
Подсчитано, что люди, регулярно занимающиеся физическими упражнениями, в 2-3 раза реже болеют сердечно-сосудистыми и другими заболеваниями, имеют меньше потерь дней трудоспособности, легче переносят изменения условий окружающей среды, менее восприимчивы к стрессам.
Но физкультура
и спорт приносят пользу только в
тех случаях, когда их организация
поставлена на твердую научно-медицинскую
основу. Физические упражнения благотворно
влияют на организм только в том
случае, если занятия проводятся с
соблюдением соответствующих
Как научная дисциплина врачебно-педагогический контроль представляет собой самостоятельную отрасль науки, изучающую состояние здоровья, физическое развитие и функциональные возможности лиц систематически занимающихся физическими упражнениями и спортом.
Врачебно-педагогический контроль является важным звеном в научном обосновании теории и практики системы физического воспитания. Вместе с комплексом других научных дисциплин: физиологией, биохимией и гигиеной физических упражнений, спортивной травматологией – врачебный контроль составляет спортивную медицину.
Врачебно-педагогический контроль проводятся не только в практических целях; с каждым годом он все шире и шире используются для разрешения различных вопросов научного исследования. С их помощью осуществляется проверка новых методов и тестов медицинского обследования, разработка специальных методик, апробирование приборов и аппаратов.
Актуальность курсовой работы. Врачебно-педагогический контроль в физическом воспитании содействует эффективному использованию средств и методов физического воспитания для укрепления здоровья, повышения физического развития и физической подготовленности учащихся нашей страны.
Цель курсовой работы – изучить организацию врачебно-педагогического контроля школьников в физическом воспитании.
Цель курсовой работы достигается через решение следующих задач:
В процессе работы использовался метод анализа и обобщения литературных данных.
Структура работы: введение, две главы, одна таблица, заключение, список литературных источников.
Объем
курсовой работы: 33 страницы компьютерного текста.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ДАННЫЕ О ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНТРОЛЕ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие врачебно-педагогического контроля
Основой эффективного врачебно-педагогического контроля за занимающимися физической культурой является правильно организованная система врачебных наблюдений, которая складывается из комплексного их обследования, текущих наблюдений и обследований непосредственно в условиях занятий физическими упражнениями (так называемых врачебно-педагогических наблюдений). Все эти разделы работы врача с физкультурниками тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга и должны представлять собой единый процесс. Вместе с тем каждый из них имеет свои задачи, содержание, организационные формы и методы.
Основой этой системы является комплексное врачебное обследование, которое должно дать наиболее полную характеристику состояния занимающихся и на этой основе решить вопросы допуска к занятиям, определить наиболее адекватные для каждого обследуемого формы занятий, режим и методику [11].
Под врачебно-педагогическими наблюдениями понимаются совместные исследования, проводимые врачом и педагогом (тренером) во время учебно-тренировочных занятий. Эти исследования, осуществляемые в процессе специфической деятельности занимающихся физической культурой, существенно дополняют данные комплексного врачебного обследования и в достаточной мере позволяют:
•
изучить приспособляемость
• уточнить сущность и значимость отклонений в состоянии здоровья организма, обнаруженных при врачебном обследовании и определить, не усиливаются ли они под влиянием физических нагрузок;
• оценить организацию, методику проведения, условия, в которых проводятся занятия (тренировки);
•
сопоставить показатели функционального
состояния организма с
Изучение воздействия на организм нагрузок, выполняемых во время занятий, является надежным средством для решения подчас сложного вопроса о допуске к занятиям физической культурой по обязательной программе учащихся с отклонениями в состоянии здоровья или недостаточно физически подготовленных.
Характер
ответной реакции организма на физические
нагрузки во многом зависит от методики
проведения занятий (последовательности
использования различных
Врачебно-педагогические
наблюдения помогают не только установить
воздействие на организм нагрузки во
время занятий, но и определить влияние
внешней среды, в которой они
проводятся. Оценка степени соответствия
санитарно-гигиенических и
Таким образом, врачебно-педагогические наблюдения представляют собой очень важный раздел спортивной медицины, направленный на совершенствование учебно-тренировочного процесса в целях повышения эффективности занятий. В этом отношении исследования в естественных условиях являются одним из примеров практического осуществления идей профилактической направленности медицины и оздоровительных принципов системы физического воспитания, так как дают возможность разносторонне проанализировать необходимые способы улучшения ее в каждом конкретном случае.
Во врачебно-педагогических наблюдениях изучаются две стороны подготовленности занимающихся физической культурой: двигательная деятельность и функциональные сдвиги, происходящие во время выполнения физической нагрузки. Двигательная деятельность учитывается и анализируется педагогом, функциональные изменения – в основном врачом.
1.2 Задачи врачебно-педагогического контроля школьников
Основными задачами врачебно-педагогического контроля школьников являются: диагностика состояния здоровья; определение и оценка физического развития; определение функционального состояния и индивидуальных особенностей организма; назначение необходимых лечебно-профилактических мероприятий, адекватных средств восстановления, рационального режима питания, личной гигиены; рекомендации по выбору характера занятий, режиму и методике занятий.
Результаты комплексного обследования служат основой для планирования всей последующей работы со школьниками.
Все
это обусловливает
В последние годы усиленно разрабатывается новое направление в спортивной медицине, связанное с проблемой восстановления организма после интенсивных и значительных по объему физических нагрузок, поэтому в качестве одной из задач врачебно-педагогических наблюдений является выбор и обоснование методов и средств, направленных на улучшение восстановительных процессов, повышение работоспособности.
Изучение условий проведения занятий необходимо и для установления степени соответствия их основным гигиеническим нормам и для правильной оценки воздействия физических нагрузок на организм.
Нарушения
санитарно-гигиенических
Одним из важнейших факторов внешней среды, который вызывает существенные сдвиги в организме, является метеорологический, он слагается из сочетаний трех ведущих компонентов: температуры, влажности и скорости движения воздуха.
Охлаждение
вследствие низкой температуры воздуха,
особенно при сильном ветре, может
изменить ряд показателей
В
состоянии покоя нередко
При физической нагрузке, выполняемой в холодную погоду, расход энергии на 10-30% выше, чем при средней температуре окружающего воздуха. Легочная вентиляция и потребление кислорода при этом значительно возрастают, выносливость и мышечная сила к концу работы снижаются на 20-50%. Способность мышц к расслаблению затруднена. Двигательная реакция замедленна, сосудистый тонус и минимальное кровяное давление повышаются более выражено. Работоспособность вследствие этого снижается, а травмы при отсутствии надлежащей разминки, возникают чаще.
При высокой температуре (выше 25 градусов) у школьников, если организм к ней недостаточно приспособлен, даже в состоянии покоя наблюдаются некоторые изменения функциональных показателей гемодинамики (учащение пульса, незначительное повышение максимального и снижение кровяного минимального давления), снижение основного обмена и поглощение кислорода, уменьшение мышечной силы.
Реакция
на небольшую нагрузку обычно не меняется,
при больших физических напряжениях
изменения в организме более
выражены, чем в обычных условиях.
Вследствие повышенного потоотделения
возникает значительная потеря веса.
Организм реагирует на нагрузку резким
учащением пульса; определяется отчетливо
выраженное снижение сосудистого тонуса
до выслушивания «бесконечного тона».
Наблюдаются изменения
Помимо климатических факторов, в процессе врачебно-педагогических наблюдений необходимо следить и за другими гигиеническими условиями, ибо весьма неблагоприятно воздействует на организм слишком малая площадь и кубатура мест занятий и т.д.