Врачебно-педагогический контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 21:36, реферат

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить организацию врачебно-педагогического контроля школьников в физическом воспитании.
Цель курсовой работы достигается через решение следующих задач:
раскрыть понятие, функции и методику врачебно-педагогического контроля школьников;
изучить особенности распределение школьников по медицинским группам;
раскрыть особенности врачебно-педагогического контроля школьников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ДАННЫЕ О ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНТРОЛЕ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Понятие врачебно-педагогического контроля 5
1.2 Задачи врачебно-педагогического контроля школьников 7
1.3 Методика врачебно-педагогического обследования 13
1.4 Оценка состояния здоровья школьников
и распределение школьников по медицинским группам 17
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
КОНТРОЛЯ ШКОЛЬНИКОВ 23
2.1 Анатомо-физиологические особенности школьников 23
2.2 Возрастные различия в реакции организма на физическую нагрузку 24
2.3 Двигательная активность школьников 26
2.4 Особенности питания школьников 28
2.5 Закаливание школьников 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Файлы: 1 файл

Врач-пед контр.docx

— 64.46 Кб (Скачать файл)

У подростков среднего развития наблюдается  более совершенный уровень регуляции функций по сравнению с акселерантами. После физической нагрузки у них отмечается повышение максимального и отчетливо выраженное снижение минимального давления, восстановление исходного уровня пульса и артериального давления наступает раньше [9].

Выносливость  организма к продолжительной  работе при умеренной нагрузке наиболее высокая у подростков среднего физического  развития; силовая выносливость выше у акселерированных.

У юношей и девушек физические нагрузки, особенно с большой мощностью  работы, очень часто сопровождаются дистонической реакцией, т.е. значительным повышением максимального кровяного  давления и длительным звучанием  бесконечного тона (связано с увеличением  пульсового давления, стремительностью систолы). Восстановление происходит быстро [3].

 

2.3 Двигательная активность школьников

 

Очень малое количество выпускников средних школ здоровы, больше имеют те или иные отклонения состояния здоровья от нормы. Одной  из причин такого неблагополучия является пониженная двигательная активность (гиподинамия). Нормой суточной двигательной активности школьников 11-15 лет является наличие (20-24)% динамической работы в дневном распорядке, то есть 4–5 уроков физкультуры в неделю. При этом суточный расход энергии должен составлять 3100-4000 ккал.

Два урока физкультуры в неделю (даже сдвоенные) компенсируют ежедневный дефицит двигательной активности лишь на 11%. Для нормального развития девочек необходимо 5–12 ч в неделю, а мальчиков – 7–15 ч занятий физическими упражнениями разного характера (уроки физкультуры, физкультпаузы, танцы, активные перемены, игры, физический труд, утренняя гимнастика и т.п.). Интенсивность ежедневных занятий должна быть достаточно высокой (средняя ЧСС при этом – 140-160 уд/мин).

Важным  участком работы школьных медицинских  работников является врачебно-педагогический контроль за занимающимися, который  должен охватывать все формы физического  воспитания в школе – уроки  физкультуры, занятия в спортивных секциях, самостоятельные игры на большой  перемене и т.д. И главное –  определение влияния занятий  физкультурой на организм школьника.

Между двигательной активностью и здоровьем детей существует прямая связь. Движение – залог здоровья – это аксиома. Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности.

В детском и подростковом возрасте двигательную активность можно условно  разделить на три вида: активность в процессе физического воспитания; физическую активность во время обучения, общественно-полезную и трудовую деятельность; спонтанную физическую активность в  свободное время. Все эти части тесно связаны между собой.

Для контроля за двигательной активностью  используют хронометраж (определение  ее продолжительности и вида, одновременно учитывая длительность перерыва, отдыха и пр.), шагометрию (подсчитывают движения с помощью специальных приборов – шагомеров) и др. Шагомер прикрепляют к поясу и по показанию счетчика определяют количество километров, пройденных за день. За рубежом разработаны электрошагомеры, которые вмонтированы в подошву обуви. При каждом касании земли в специальном устройстве возникают электрические сигналы, по которым миниатюрный счетчик подсчитывает число шагов и энергию, затраченную при ходьбе (беге). По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) суммарная величина двигательной активности представлена таким образом: занятия в школе (4-6 ч), легкая активность (4-7 ч), умеренная (2,5-6,5 ч), высокая (0,5 ч). К этому показателю прибавляют величину энергозатрат на суточный рост (ее максимум приходится на возраст 14,5 лет).

Следует отметить, что и недостаток движений (гиподинамия), и их избыток (гиперкинезия) отрицательно влияют на здоровье школьников.

Летом, для обеспечения школьникам условий  для достаточной двигательной активности, следует шире использовать подвижные игры, плавание, корригирующие упражнения для нормализации осанки и свода стоп [10].

 

2.4 Особенности питания школьников

 

Правильно организованное (в количественном и  качественном отношении) питание детей является обязательным условием их нормального физического развития и играет важную роль в повышении работоспособности и сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям. Преобладание в пище детей углеводов ведет к различным заболеваниям (диабету, ожирению, снижению иммунитета, кариозности зубов и др.).

Питание школьников связано с анатомо-физиологическими особенностями растущего организма  и условиями деятельности учащихся. Повышенная калорийность питания у  детей по сравнению со взрослыми объясняется интенсивным обменом веществ, большей подвижностью, соотношением между поверхностью тела и его массой (у детей на 1 кг веса приходится большая наружная поверхность, чем у взрослых, а потому они быстрее охлаждаются и, соответственно, теряют больше тепла).

Расчеты показывают, что на 1 кг веса тела приходятся следующие размеры поверхности кожи: у ребенка 1 года – 528 см2, 6 лет – 456 см2, 15 лет – 378 см2, у взрослых – 221 см2.

Усиленные теплопотери требуют большей  калорийности питания. С учетом относительной поверхности тела на 1 кг веса взрослому необходимо получить в сутки 42 ккал, детям 16 лет – 50 ккал, 10 лет – 69 ккал, 5 лет – 82 ккал.

Потребность в жирах у школьников также  увеличивается, так как они содержат жирорастворимые витамины А, Д, Е, К.

Наиболее  благоприятным условием для роста  и развития является соотношение, когда на 1 г белка приходится 1 г жира. Потребление углеводов в младшем возрасте меньше, чем в старшем, в то время как потребление белков с возрастом увеличивается. Избыток углеводов в питании так же вреден, как и недостаток (излишки идут на отложение жира; снижается иммунитет; дети-сластены больше подвержены простудным заболеваниям, а в дальнейшем не исключено заболевание диабетом).

У детей потребность во всех витаминах  повышена, они более чувствительны  к их недостатку, чем взрослые. Так, недостаток витамина А вызывает приостановку роста, снижение веса и пр., а при  недостатке витамина Д возникает  рахит (витамин Д регулирует фосфорно-кальциевый обмен). Недостаток ультрафиолета и витамина Д ведет к рахиту, кариесу зубов и пр.

Питание в школе разных возрастных групп  должно строиться дифференцированно, с учетом физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии. Порции не должны быть слишком объемными. Большое значение имеют школьные завтраки, которые своевременно удовлетворяют потребность в еде и оказывают положительное влияние на самочувствие и успеваемость в течение дня. Калорийность завтрака в городских школах должна составлять примерно 25% общей калорийности суточного рациона, а в сельской местности при отдаленности жилья – 30-35%.

Длительные  перерывы в приеме пищи и еда всухомятку наносят существенный вред здоровью школьника [12].

2.5 Закаливание школьников

 

Закаливание школьников проводится по системе гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных метеорологических факторов (холод, тепло, радиация, перепады атмосферного давления и т.п.). Это своего рода тренировка организма с использованием целого ряда процедур.

При проведении закаливания необходимо соблюдать ряд условий: систематичность и постепенность, учет индивидуальных особенностей, состояния здоровья, возраста, пола и физического развития; использование комплекса закаливающих процедур, то есть применение разнообразных форм и средств (воздух, вода, солнце и др.); сочетание общих и локальных воздействий.

В процессе закаливания школьники  осуществляют самоконтроль, а родители следят за реакциями ребенка на закаливающие процедуры, оценивают их переносимость и эффективность.

Средства  закаливания: воздух и солнце (воздушные  и солнечные ванны), вода (души, ванны, полоскания горла и др.).

Последовательность  выполнения закаливающих водных процедур: обтирание, обливание, прием ванн, купание в бассейне, растирание снегом и т.д.

Приступая к закаливанию детей и подростков, необходимо помнить, что у детей  высокая чувствительность (реакция) к резкой смене температур. Несовершенная  терморегуляционная система делает их беззащитными перед переохлаждением  и перегреванием.

Приступать  к закаливанию можно практически  в любом возрасте. Лучше начинать летом или осенью. Эффективность процедур увеличивается, если их проводить в активном режиме, то есть в сочетании с физическими упражнениями, играми и т.п.

При острых заболеваниях и обострении хронических  заболеваний проводить закаливающие процедуры нельзя [10]. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Основой врачебно-педагогического контроля за занимающимися физической культурой  является правильно организованная система врачебных наблюдений, которая  складывается из комплексного их обследования, текущих наблюдений и обследований непосредственно в условиях занятий  физическими упражнениями (так называемых врачебно-педагогических наблюдений).

Врачебно-педагогический контроль за физическим воспитанием  школьников включает:

  • Медицинское обследование с целью распределения детей на группы для занятий физической культурой;
  • Систематическую оценку адекватности и оздоровительной направленности физических нагрузок для детей и подростков разных медицинских групп во время уроков физкультуры;
  • Оценку двигательного режима в целом: занятий, двигательного отдыха в режиме дня, физкультминутки на занятиях, между занятиями, двигательная активность на прогулках, после занятий и т.д.;
  • Санитарно-гигиенический и врачебно-педагогический контроль за местами занятий физической культурой;
  • Контроль за оформлением медицинской и педагогической документации: индивидуальная карта ребёнка, листок здоровья класса, утверждение списков детей и подростков, допущенных к туристским походам, участию в физкультурных мероприятиях - праздниках здоровья.

Основными задачами врачебно-педагогического  контроля школьников являются: диагностика  состояния здоровья; определение  и оценка физического развития; определение  функционального состояния и  индивидуальных особенностей организма; назначение необходимых лечебно-профилактических мероприятий, адекватных средств восстановления, рационального режима питания, личной гигиены; рекомендации по выбору характера  занятий, режиму и методике занятий.

Методика  комплексного врачебного обследования основывается на общих принципах  физиологии и клинической медицины. В то же время она имеет и  свои специфические особенности, обусловленные  необходимостью исследовать человека применительно к его двигательной деятельности, выявить функциональное состояние, функциональные резервы  организма, а нередко и ранние признаки нарушений, которые могут  быть вызваны как обычными для  человека заболеваниями, так и нерациональным режимом физических нагрузок.

Администрация общеобразовательного учреждения совместно  с медицинскими работниками учреждений здравоохранения систематически, не реже 1 раза в месяц, осуществляют врачебно-педагогический контроль за организацией и проведением  всех форм физического воспитания учащихся. На основании результатов медицинского обследования распределение учащихся на группы (основная, подготовительная, специальная, лечебной физкультуры) проводится ежегодно до 1 сентября и оформляется  приказом по общеобразовательному учреждению.

Важным  участком работы школьных медицинских  работников является врачебно-педагогический контроль за занимающимися, который  должен охватывать все формы физического  воспитания в школе – уроки  физкультуры, занятия в спортивных секциях, самостоятельные игры на большой  перемене и т.д. И главное –  определение влияния занятий  физкультурой на организм школьника.

Правильно организованное питание детей является обязательным условием их нормального физического развития и играет важную роль в повышении работоспособности и сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям. Закаливание школьников проводится по системе гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных метеорологических факторов. Это своего рода тренировка организма с использованием целого ряда процедур.

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Агаджанян Н.Л. Биоритмы, спорт, здоровье / Н.Л. Агаджанян, Н.Н. Шабатура. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 207 с.
  2. Граевская, Н.Д. Спортивная медицина / Н.Д. Граевская, Т.Н. Долматова. – М.: Советский спорт, 2004. – 360 с.
  3. Дубровский, В.И. Спортивная медицина. Учебник для студентов вузов / В.И. Дубровский. - М.: ВЛАДОС, 1998 – 512 с.
  4. Коваленко, В.Н. Методика врачебно-педагогических наблюдений / В.Н. Коваленко, Л.И. Жариков. – Минск: Полымя, 1969. – 283 с.
  5. Макарова, Г.А. Спортивная медицина / Г.А. Макарова. – М.: Советский спорт, 2003. – 480 с.
  6. Медико-педагогический контроль за организацией учебно-воспитательного процесса в начальной школе: метод. рекомендации / авт.-сост. К. С. Фарино, Л. Ф. Кузнецова, Н. Ф. Фарино и др. – Минск: ред. науч.-метод. журн. «Начальная школа», 2003. – 56 с.
  7. Настольная книга учителя физической культуры / под ред. Л.Б. Кофмана. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 280 с.
  8. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровления / под ред. Г. Н. Сердюковской. – М.: Медицина, 1995. – 121 с.
  9. Спортивная медицина / под ред. Чоговадзе А.В., Бутченко Л.А. – М.: Медицина, 1984. – 383 с.
  10. Спортивная медицина / под ред. В.Л. Карпмана. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 304 с.
  11. Чоговадзе, А.В. Врачебный контроль в физическом воспитании и спорте / А.В. Чоговадзе, М.М. Круглый. – М.: Медицина, 1977. – 175 с.
  12. Янсон, Ю.А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект / Ю.А. Янсон. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 624 с.

Информация о работе Врачебно-педагогический контроль