Врачебно-педагогический контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 21:36, реферат

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить организацию врачебно-педагогического контроля школьников в физическом воспитании.
Цель курсовой работы достигается через решение следующих задач:
раскрыть понятие, функции и методику врачебно-педагогического контроля школьников;
изучить особенности распределение школьников по медицинским группам;
раскрыть особенности врачебно-педагогического контроля школьников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ДАННЫЕ О ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНТРОЛЕ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Понятие врачебно-педагогического контроля 5
1.2 Задачи врачебно-педагогического контроля школьников 7
1.3 Методика врачебно-педагогического обследования 13
1.4 Оценка состояния здоровья школьников
и распределение школьников по медицинским группам 17
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
КОНТРОЛЯ ШКОЛЬНИКОВ 23
2.1 Анатомо-физиологические особенности школьников 23
2.2 Возрастные различия в реакции организма на физическую нагрузку 24
2.3 Двигательная активность школьников 26
2.4 Особенности питания школьников 28
2.5 Закаливание школьников 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Файлы: 1 файл

Врач-пед контр.docx

— 64.46 Кб (Скачать файл)

Заключение  должно включать в себя следующие  разделы: оценку состояния здоровья, оценку физического развития, оценку функционального состояния, допуск к занятиям, рекомендации по организации и проведению лечебно-профилактических и восстановительных мероприятий, рекомендации по режиму и методике занятий, назначение на очередное или дополнительное обследование.

Оценка  состояния здоровья школьников – основная часть заключения. Заключение «здоров» может быть дано лишь при отсутствии каких-либо (даже незначительных) отклонений и жалоб. При выявлении же каких-либо нарушений в здоровье указывается диагноз заболевания с полной его характеристикой – форма, стадия, течение, этиология, степень компенсации.

Оценка  физического развития производится на основании наружного осмотра, показателей антропометрии и  дополнительных исследований. Физическое развитие оценивается при этом как  правильное или неправильное (при  наличии каких-либо дефектов телосложения и осанки).

Оценка  функционального состояния производится на основании анализа и сопоставления  всех проведенных исследований в  состоянии мышечного покоя и  при функциональных пробах и тестах. Функциональное состояние может  быть оценено в заключении как  хорошее, удовлетворительное или с  нарушениями (утомление).

Допуск  к занятиям определяется на основании  проводимого обследования с учетом показаний и противопоказаний (в  том числе временного характера  в связи с перенесенными заболеваниями  или травмой) к занятиям той или  иной формой физической культуры (массовая физкультурно-оздоровительная работа, группы здоровья, занятия по обязательной учебной программе).

Рекомендации  по лечебно-профилактическим и реабилитационным мероприятиям дают при наличии каких-либо нарушений в здоровье. Хорошие  показатели здоровья и функционального  состояния свидетельствуют об адекватности используемых занимающимися нагрузок и режима.

Если  при обследовании выявлены какие-либо неблагоприятные изменения, необходим  тщательный анализ режима физической подготовки и внесения в него определенных изменений в соответствии с показателями состояния каждого обследуемого. Это может касаться характера, объема и интенсивности нагрузок, их чередования с отдыхом, продолжительности и характера последнего, введения либо исключения каких-либо упражнений, частоты соревнований, изменения условий занятий, общего режима жизни занимающегося и т.п.

На  основе медицинского обследования, врачебно-педагогических наблюдений и других данных о состоянии  здоровья, физического развития, и  подготовленности делается медицинское  заключение, по которому школьники  распределяются для практических занятий  по программе физического воспитания на три медицинские группы, характеристики которых приведены в таблице.

 

Таблица - Распределение школьников по медицинским группам

Название группы

Медицинская характеристика группы

Допускаемая физическая нагрузка

 

 

 

1. Основная

Лица без отклонения в состоянии  здоровья, а также лица, имеющие  незначительные отклонения в состоянии  здоровья при достаточном физическом развитии и физической подготовленности

Занятия по учебной программе физического  воспитания в полном объёме, занятия в одной из спортивных секций, участие в соревнованиях

 

 

 

2. Подготовит.

Лица без отклонения в состоянии  здоровья, а также лица, имеющие  незначительные отклонения в состоянии  здоровья с недостаточным физическим развитием и недостаточной физической подготовленности

Занятия по учебным программам физического  воспитания при условии более  постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений с предъявлением  организму повышенных требований. Дополнительные занятия для повышения уровня физической подготовленности и физического  развития

 

 

 

3. Специальная

Лица, имеющие отклонения в состоянии  здоровья, постоянного или временного характера, требующих ограничения  физических нагрузок, допущенных к  выполнению учебной производственной работы

Занятия по специальным учебным программам


 

В отдельных случаях при выраженных нарушениях функции опорно-двигательного (паралич, порезы и др.) аппарата и  значительных нарушениях здоровья, препятствующих групповым занятиям в условиях учебного заведения, школьники направляются для обязательных занятий лечебной физкультуры в лечебно-профилактические учреждения [7].

Перевод школьники из одной медицинской группы в другую производится после дополнительного обследования.

Врачебное обследование школьников-спортсменов, имеющих I разряд или выше, осуществляется непосредственно врачебно-физкультурным диспансером, где заводится карточка диспансерного.

Врачами врачебно-физкультурного диспансера проводится углубленное обследование состояния  тренированности школьника-спортсмена. И на основании этого обследования делается медицинское заключение, даются рекомендации тренеру по планированию и проведению тренировочного процесса.

При повторных медицинских обследованиях  в медицинском заключении указывается  какие сдвиги произошли в здоровье и состоянии тренированности  со времени предыдущего обследования, какие изменения нужно сделать в режиме и методике занятий, какие лечебно-профилактические мероприятия провести.

Преподаватели физического воспитания должны строить  свою работу с учетом медицинского заключения.

Администрация общеобразовательного учреждения совместно  с медицинскими работниками учреждений здравоохранения систематически, не реже 1 раза в месяц, осуществляют врачебно-педагогический контроль за организацией и проведением всех форм физического воспитания учащихся. На основании результатов медицинского обследования распределение учащихся на группы (основная, подготовительная, специальная, лечебной физкультуры) проводится ежегодно до 1 сентября и оформляется приказом по общеобразовательному учреждению.

Уроки физической  культуры с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, проводятся вместе с учащимися основной медицинской группы согласно рекомендациям врача.

Уроки физической культуры с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (далее СМГ), проводятся педагогическими работниками, прошедшими специальную подготовку на курсах повышения квалификации.

Уроки с учащимися СМГ могут планироваться в расписании учебного дня до или после уроков первой смены, а также до начала уроков второй смены.

При наличии необходимых условий (материальная база, педагогические кадры) уроки с учащимися СМГ могут быть организованы одновременно с уроками по учебному предмету «Физическая культура и здоровье». Например, один учитель проводит урок по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», а другой – урок с учащимися СМГ этого же класса.

Уроки с учащимися  СМГ должны быть организованы с начала учебного года и продолжаться в течение всего учебного года. Недопустимо объединять уроки СМГ или проводить их в два дня подряд.

Комплектование СМГ на начало учебного года проводится медицинским работником на основании результатов предыдущего углубленного медосмотра учащихся (в прошедшем учебном году) с учетом изменений, произошедших за период летних каникул. 

Наполняемость СМГ должна быть 8-12 учащихся. При наполняемости СМГ менее восьми человек уроки с учащимися могут быть организованы за счет часов учебного плана, выделяемых на проведение факультативных занятий. В исключительных случаях, если в учреждении образования всего 7 и менее учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, они на основании приказа по учреждению образования допускаются к занятиям на уроках физической культуры и здоровья со всем классов под строгим контролем учителя по индивидуальному заданию, составленному согласно вышеуказанной программе.

Количество  СМГ на начало каждого полугодия утверждается приказом директора общеобразовательного учреждения на основании сведений, представляемых медицинским работником. Учет проведенных занятий с учащимися СМГ ведется в отдельном журнале или в классном журнале любого класса на страницах, отведенных для факультативных занятий.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к СМГ и  группе ЛФК, а также временно освобожденные  от занятий, присутствуют на них и могут быть привлечены учителем к не противопоказанным им видам учебной деятельности.  

В классном журнале в начале каждой четверти напротив фамилии учащихся, которые  отнесены по состоянию здоровья к  СМГ или группе ЛФК, делается запись «СМГ» или «ЛФК». Учащимся, полностью освобождённым по состоянию здоровья от занятий на уроках и не отнесенным ни к одной из медицинских групп, в классном журнале в графах для четвертных, годовых отметок вносится запись «освобожден(а)» [3].

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

2.1 Анатомо-физиологические особенности школьников

 

Организм школьника  по своим анатомо-физиологическим  и функциональным возможностям отличается от организма взрослого человека. Дети более чувствительны к факторам внешней среды (перегревание, переохлаждение и др.) и хуже переносят физические перегрузки. Поэтому правильно спланированные занятия, дозированные по времени и сложности, способствуют гармоничному развитию школьника, и, напротив, ранняя специализация, достижение результатов любой ценой часто ведут к травматизму и серьезным заболеваниям, тормозят рост и развитие.

У детей младшего школьного возраста (7–11 лет) еще недостаточно твердая костная система, поэтому возможность нарушения их осанки наибольшая. В этом возрасте часто наблюдаются искривления позвоночника, плоскостопие, приостановка роста и другие нарушения.

Крупные мышцы развиваются быстрее малых, отчего дети затрудняются выполнять  мелкие и точные движения, у них  недостаточно развита координация. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Отсюда – недостаточная устойчивость внимания и более быстрое наступление утомления. В связи с этим при занятиях спортом или на уроке физкультуры следует умело сочетать нагрузки и отдых.

В начальных классах особенно важна  профилактика утомления. Нужны правильный режим дня, закаливающие процедуры (душ, прогулки на улице в любую  погоду), игры, утренняя гимнастика, в  школе – гимнастика до занятий, уроки физкультуры, физкультурные минутки между уроками и т.п.

В среднем школьном возрасте (12-16 лет) дети имеют почти оформленную  костную систему. Но окостенение  позвоночника и таза еще не закончено, нагрузки на силу и выносливость переносятся плохо, а потому большие физические нагрузки недопустимы. Сохраняется опасность возникновения сколиозов, замедления роста, особенно если школьник занимается штангой, прыжками, спортивной гимнастикой и др.

Мышечная  система в этом возрасте характеризуется  усиленным ростом (развитием) мышц и увеличением их силы, особенно у мальчиков. Совершенствуется координация движений.

Этот  возраст связан также с началом  полового созревания, которое сопровождается повышенной возбудимостью нервной  системы и ее неустойчивостью, что  неблагоприятно сказывается на приспособляемости  к физическим нагрузкам и процессам  восстановления. Поэтому при проведении занятий рекомендуется и необходим строго индивидуальный подход к занимающимся.

В старшем школьном возрасте (17–18 лет) формирование костной и мышечной систем почти завершается. Отмечается усиленный рост тела в длину, особенно при занятии играми (волейбол, баскетбол, прыжки в высоту и др.), увеличивается масса тела, растет становая сила. Интенсивно развивается мелкая мускулатура, совершенствуется точность и координация движений [5].

На  рост и развитие школьников существенное влияние оказывает двигательная активность, питание, а также закаливающие процедуры.

 

2.2 Возрастные различия в реакции организма на физическую нагрузку

 

Физиологические механизмы, обеспечивающие приспособление организма к меняющимся условиям внешней среды в различных  периодах развития человека имеют свои особенности. Они проявляются в  характере реакции сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем на физические нагрузки, используемые в учебных и тренировочных занятиях. Имеются определенные возрастные различия в типе реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузки, которые выражаются разным соотношением частоты пульса, максимального и минимального кровяного давления.

У детей после занятий физическими  упражнениями, как правило, имеет  место нормотонический тип реакции. При небольшой нагрузке наблюдается  невысокий подъем пульса и незначительное повышение максимального кровяного  давления. Если воздействие нагрузки весьма значительное, то приспособление к ней осуществляется преимущественно  за счет увеличения частоты сердечных  сокращений.

Работоспособность и функциональные сдвиги у подростков тесно связаны с особенностями  их развития. Изучение организма подростков гармонично развитых (акселерированных по росту, весу и срокам полового созревания), акселерированных только по росту, без  должного полового созревания (они  отстают в весе, узкогруды, малосильны и невыносливы), а также подростков среднего развития и с некоторым  его отставанием выявил ряд закономерностей.

При выраженной акселерации (гармоничной) в ответ на физическую нагрузку у  подростков значительно повышается максимальное артериальное давление и  мало снижается минимальное (но тип  реакции нормотонический). Частота  сердечных сокращений сопряжена  с уровнем подъема максимального  давления.

У подростков, акселерированных главным  образом по росту, в ответ на нагрузку значительно учащается пульс  и наступает, так называемая вегетососудистая дистония с нарушением регуляции  сосудистого тонуса. Она выражается в длительном «застывании» повышенных уровней пульса и артериального  давления после нагрузки и в неустойчивости артериального давления.

Информация о работе Врачебно-педагогический контроль