Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 21:36, реферат
Цель курсовой работы – изучить организацию врачебно-педагогического контроля школьников в физическом воспитании.
Цель курсовой работы достигается через решение следующих задач:
раскрыть понятие, функции и методику врачебно-педагогического контроля школьников;
изучить особенности распределение школьников по медицинским группам;
раскрыть особенности врачебно-педагогического контроля школьников.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ДАННЫЕ О ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНТРОЛЕ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Понятие врачебно-педагогического контроля 5
1.2 Задачи врачебно-педагогического контроля школьников 7
1.3 Методика врачебно-педагогического обследования 13
1.4 Оценка состояния здоровья школьников
и распределение школьников по медицинским группам 17
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
КОНТРОЛЯ ШКОЛЬНИКОВ 23
2.1 Анатомо-физиологические особенности школьников 23
2.2 Возрастные различия в реакции организма на физическую нагрузку 24
2.3 Двигательная активность школьников 26
2.4 Особенности питания школьников 28
2.5 Закаливание школьников 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
В настоящее время достаточно хорошо разработаны и официально утверждены нормативы санитарных требований к местам и условиям проведения занятий. При выявлении каких-либо несоответствий врач и педагог должны добиваться их устранения. Контролю врача подлежит также спортивный инвентарь, одежда и обувь занимающихся.
Для оценки организации занятий необходимо выяснить следующие данные:
• правильность комплектования учебных групп по возрасту, уровню подготовленности, состоянию здоровья, физическому развитию;
•
наличие конспекта и его
•
количество занятий в неделю, их
продолжительность и
•
разносторонность и последовательность
в овладении учебным
• правильность расписания занятий в соответствии с трудовой нагрузкой, отдыхом, сном, питанием и т.д.
При
изучении методики проведения занятий
обращается внимание на построение отдельных
частей его, подбор упражнений по их физиологической
направленности, последовательность включения
упражнений разного характера; на объем,
интенсивность и плотность
При проведении врачебно-педагогических наблюдений в общеобразовательных школах необходимо выяснить, как ведется обучение детей правильному дыханию, как осуществляется формирование правильной осанки, как реализуется задача всестороннего физического развития занимающихся и т.д..
Для
изучения содержания и методики проведения,
учебных или тренировочных
При наблюдениях за отдельными занимающимися проводится детальный хронометраж, фиксируется длительность выполнения каждого упражнения и продолжительность пауз между ними. На основании полученных данных высчитывается плотность занятия. В школе она должна быть равна 60-75%.
Важным
критерием оценки содержания занятия
является регистрация частоты пульса
и дыхания, величина артериального
давления после выполнения отдельных
нагрузок (физических упражнений) с
вычерчиванием физиологических
кривых, характеризующих степень
изменения функций
Изучение воздействия учебных нагрузок на организм осуществляется:
• в состоянии относительного покоя;
• непосредственно в процессе занятия;
• через некоторое время после занятий.
Исходное
состояние необходимо определить в
связи с тем, что его особенности
могут существенно повлиять на реакцию
организма при нагрузке. Изучение
реакции на нагрузку проводится после
выполнения наиболее интенсивных упражнений
(например, после повторения отрезков
дистанции, серии метаний, определенных
периодов игры и пр.) и основных частей
занятия. Причем, чем чаще исследуются
более информативные
Определение
уровня общей подготовленности и
специальной тренированности
Обоснование планирования учебного процесса базируется на выяснении следующих вопросов: о допустимости объема нагрузки, рациональном построении занятий; чередовании работы и отдыха (продолжительности интервалов между упражнениями, занятиями).
Вопрос
о допустимом объеме нагрузки решается
на основании выявления
Суждение о рациональном построении занятия основывается на оценке физиологических кривых пульса, артериального давления и дыхания.
Оптимальная
продолжительность пауз между упражнениями
устанавливается путем
1.3 Методика врачебно-педагогического обследования
Методика
комплексного врачебного обследования
основывается на общих принципах
физиологии и клинической медицины.
В то же время она имеет и
свои специфические особенности, обусловленные
необходимостью исследовать человека
применительно к его
Оздоровительный эффект занятий физической культурой обеспечивается лишь при полном соответствии применяемых нагрузок функциональным возможностям организма. Поэтому врачебное обследование школьников должно быть особенно тщательным, комплексным, с тем, чтобы обеспечить своевременное выявление всех, даже незначительных, недочетов в их здоровье и физическом развитии, а также уровня функциональных возможностей организма.
Комплексность обеспечивается за счет организации всестороннего клинического обследования с одновременным использованием методов функциональной диагностики, отражающих как состояние отдельных (главным образом основных для обеспечения двигательной деятельности) органов и систем, так и их взаимосвязи, обусловленные состоянием центральной нервной системы и регуляторных механизмов.
Содержание комплексного врачебного обследования включает: анамнез (общий и спортивный); общий врачебный осмотр и физикальное обследование; определение и оценка физического развития (соматоскопия и антропометрия); рентгеноскопия грудной клетки (или флюрография); клинический анализ крови и мочи; функциональное исследование основных систем, обеспечивающих спортивную работоспособность (главным образом, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, нервно-мышечного аппарата и анализаторов) в состоянии относительного покоя; функциональные пробы [4].
По задачам и организации выделяют следующие виды обследования: первичные, повторные (этапные) и дополнительные.
Первичное обследование проводится перед началом занятий, а в дальнейшем – перед началом каждого учебного года. Его задачи наиболее обширны (определение состояния здоровья с выявлением всех имеющихся недочетов, уровня физического развития и функционального состояния с тем, чтобы решить вопросы допуска, спортивной ориентации или выбора адекватных форм занятий, наметить план лечебно-профилактической работы с каждым обследуемым, определить индивидуальные особенности режима и методики занятий), а потому оно должно быть наиболее полным, что в наибольшей степени может быть обеспечено в условиях лечебно-профилактического учреждения.
Повторные (этапные) обследования проводятся периодически (2-4 раза в год в зависимости от возраста, состояния здоровья). Задача этапного обследования – определить воздействие принятой системы подготовки на организм занимающегося, оценить становление и развитие его тренированности. При этом выясняются перенесенные за это время травмы и заболевания, проверяются выполнение и эффективность сделанных ранее назначений, вносятся (при необходимости) соответствующие коррективы в методику занятий физической культурой.
Дополнительное
врачебное обследование проводится
перед возобновлением занятий после
перенесенных заболеваний, травм, перенапряжения,
а также по направлению педагогов
при появлении признаков
На основании обследования составляется заключение о состоянии занимающихся с необходимыми рекомендациями для преподавателя и самого ученика.
Для
изучения реакции организма на нагрузки
во время занятий проводится опрос
о субъективных ощущениях, осуществляется
наблюдение за внешними признаками утомления,
применяются разнообразные
К
числу наиболее простых, доступных
при работе в любых условиях, но
достаточно информативных методов
выявления изменений
В целом все методы медицинского обследования можно разбить на две группы:
1)
позволяющие характеризовать
2)
используемые непосредственно
В первую группу входят спирометрия, динамометрия, функциональные пробы, электрокардиография, лабораторные исследования крови и мочи и ряд других; во вторую – учет изменения пульса, артериального давления, дыхания, телеэлектрокардиография и пр.
Врачебно-педагогические наблюдения проводятся не только в практических целях; с каждым годом они все шире и шире используются для разрешения различных вопросов научного исследования. С их помощью осуществляется проверка новых методов и тестов медицинского обследования, разработка специальных методик, апробирование приборов и аппаратов [1].
Врачебно-педагогический контроль осуществляет и школьный врач (или медицинская сестра), который также определяет интенсивность урока физкультуры (по пульсу, частоте дыхания и внешним признакам утомления), достаточна ли разминка, соблюдены ли принципы распределения детей на медицинские группы (иногда детей с теми или иными отклонениями в состоянии здоровья отстраняют от занятий, но еще хуже, когда они занимаются вместе со здоровыми детьми).
Врач (медсестра) следит за соблюдением ограничений в занятиях того или иного школьника, имеющего отклонения в физическом развитии (нарушение осанки, плоскостопие и др.).
Об интенсивности нагрузки на уроках физкультуры судят по моторной плотности урока физкультуры, физиологической кривой урока по пульсу и внешним признакам утомления.
Эффект от физкультуры минимален, если нагрузка слишком мала, с большими перерывами между подходами к снарядам, когда пульс ниже 130 уд/мин и т.д.
Кроме того, врач (медсестра) и учитель физкультуры перед допуском к занятиям должны тестировать школьников, перенесших те или иные заболевания. Тестирующей нагрузкой может быть степ-тест, подъем на гимнастическую скамейку в течение 30 с с подсчетом пульса до и после восхождения. Учитель физкультуры должен знать сроки допуска к занятиям физкультурой после перенесенных заболеваний.
Примерные сроки освобождения от уроков физкультуры: ангина – 14-28 дней, следует опасаться резких переохлаждений; бронхит – 7-21 день; отит – 14-28 дней; пневмония – 30-60 дней; плеврит – 30-60 дней; грипп – 14-28 дней; острый неврит, пояснично-крестцовый радикулит – 60 и более дней; переломы костей – 30-90 дней; сотрясение головного мозга – 60 и более дней; острые инфекционные заболевания – 30-60 дней.
Важная
форма работы врача и учителя
физкультуры – профилактика спортивных
травм при занятиях физкультурой.
Основными причинами
1.4 Оценка состояния здоровья школьников
и распределение школьников по медицинским группам
По итогам комплексного врачебного обследования составляется развернутое заключение, содержащее оценку состояния занимающегося физической культурой и вытекающие из этого рекомендации.