Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе физического воспитания детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в теоретическом анализе психолого-педагогической литературы и разработке комплекса методических мероприятий по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе физического воспитания детей.
Объект – процесс взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Предметом исследования является комплекс методических мероприятий по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в процессе физического воспитания детей будет более эффективным, если:
- будет разработан комплекс методических мероприятий по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в процессе физического воспитания……………………………………...6
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования………………………………………………………………………6
1.2 Особенности взаимодействия ДОУ и семьи в образовательном процессе………………………………………………………………………….13
1.3 Основные методические мероприятия по взаимодействию дошкольного учреждения с семьей в процессе физического воспитания детей……………17
Глава 2. Опытно-поисковая работа по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе физического воспитания…………………………………………….24
2.1 Изучение организации взаимодействия ДОУ и семьи в процессе физического воспитания………………………………………………………..24
2.2 Разработка комплекса методических мероприятий по взаимодействию дошкольного учреждения и семьи в процессе физического воспитания……31
Заключение……………………………………………………………………....36

Файлы: 1 файл

курсовая по физ. (3 курс).docx

— 67.34 Кб (Скачать файл)

Понятия теории и методики физического воспитания, их содержание, возникшее в разные исторические эпохи развития общества, постоянно  совершенствуются, углубляются, уточняются по мере развития науки. [13]

Под методами физического  воспитания понимаются способы применения физических упражнений.

В физическом воспитании применяются  две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

К специфическим методам  физического воспитания относятся:

  1. методы строго регламентированного упражнения;
  2. игровой метод (использование упражнений в игровой форме);
  3. соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

С помощью этих методов  решаются конкретные задачи, связанные  с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием  физических качеств.

Общепедагогические методы включают в себя:

  1. словесные методы;
  2. методы наглядного воздействия.

Ни одним из методов  нельзя ограничиваться в методике физического  воспитания как наилучшим. Только оптимальное  сочетание названных методов  в соответствии с методическими  принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического  воспитания.

Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация  упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается  в том, что каждое упражнение выполняется  в строго заданной форме и с  точно обусловленной нагрузкой.

Методы строго регламентированного  упражнения обладают большими педагогическими  возможностями. Они позволяют:

1) Осуществлять двигательную  деятельность занимающихся по  твердо предписанной программе  (по подбору упражнений, их связкам,  комбинациям, очередности выполнения  и т.д.);

2) Строго регламентировать  нагрузку по объему и интенсивности,  а также управлять ее динамикой  в зависимости психофизического  состояния занимающихся и решаемых  задач;

3) Точно дозировать интервалы  отдыха между частями нагрузки;

4) Избирательно воспитывать  физические качества;

5) Использовать физические  упражнения в занятиях с любым  возрастным контингентом;

6) Эффективно осваивать  технику физических упражнений  и т.д.

Применение общепедагогических методов в физическом воспитании зависит от содержания учебного материала, дидактических целей, функции, подготовки занимающихся, их возраст, особенностей личности и подготовки преподавателя-тренера  наличия материально – технической  базы, возможностей ее использования. [21]

Анализ научно-методической литературы, приведенной в конце работы, многочисленные педагогические наблюдения показывают, что физическое воспитание – первая ступень комплексной системы воспитания дошкольников. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности.

Вместе с тем, анализ литературы  свидетельствует, что традиции  физического  воспитания в современной семье  изучены слабо. Однако семья, как  многогранная система в своем  воздействии на формирование основ  физической культуры ребенка имеет  огромное влияние, что доказывается отечественными и зарубежными исследователями. Именно поэтому, проблема взаимодействия ДОУ с родителями, поиск эффективных  форм и методов была, есть и будет  актуальной. Особенно актуальной она  становится, когда мы говорим об оздоровительной деятельности в  семье. В законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Особенности  взаимодействия ДОУ и семьи  в образовательном процессе

 

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка  необходимо их взаимодействие. Создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой. Ведь часть времени активного бодрствования дети проводят в семье, и на родителей ложится особая ответственность за организацию физкультурно-оздоровительной работы с ними. [17]

Особенно актуальной в настоящее  время является проблема взаимодействия образовательного учреждения и родителей  по формированию семейных традиций, передаваемых младшему поколению в различных  формах физического воспитания, а  также создание адекватной возрасту и индивидуальным особенностям ребенка  предметно-развивающей среды в  домашних условиях. Основными компонентами предметно-развивающей среды, обеспечивающей физическое воспитание детей дома, являются физкультурно-оздоровительные комплексы "Домашний стадион", мячи, санки, велосипеды и лыжи. Но большинство родителей в силу различных причин не могут успешно организовать двигательную деятельность своих детей в соответствии с учетом их возраста и индивидуальных особенностей. Некоторые взрослые предпочитают занимать позицию стороннего наблюдателя или "контролера". [26]

Физическое воспитание дошкольников – сложный процесс. Усвоение техники  выполнения физических упражнений первоначально  осуществляется на специально организованных физкультурных занятиях, но в дальнейшем ребенок использует эти движения в повседневной жизни, в самостоятельной  деятельности, поэтому привычка действовать  определенным образом успешно складывается только при тесном взаимодействии воспитателя по физической культуре, воспитателя группы и семьи.[19]

Движения — естественный стимул жизнедеятельности организма, тренировка всех его систем и органов. Благодаря  движению повышается общий жизненный  тонус, возрастают работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням. В первые семь лет жизни у детей  формируются важнейшие двигательные навыки, закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности, создаются решающие предпосылки всестороннего развития личности.[12]

Движение оказывает существенное влияние и на развитие интеллекта ребенка. Болезненный, отстающий в  физическом развитии ребенок быстрее  утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Именно в этот период осуществляются наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и  их функций, закладывается база для  всестороннего развития физических и духовных способностей.[21]

Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребенка  каждого возрастного периода, теория физического воспитания предусматривает  требования научно обоснованной программы  всего воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания (двигательные умения и навыки, физические качества, некоторые элементарные знания), усвоение которой обеспечивает детям  необходимый уровень физической подготовленности для поступления  в школу.

Для того чтобы эта работа была эффективна, необходимо ясно представлять, какого рода отдача ожидается от каждого  из них. При этом роль воспитателя  по физической культуре представляется достаточно сложной и разнообразной. Предусматривается соблюдение строгой  последовательности при усвоении детьми программы с учетом возрастных особенностей и возможности ребенка каждого  периода его жизни, состояния  нервной системы и всего организма  в целом. Превышения требований, ускорение  темпа обучения детей, минуя промежуточные  звенья программы, следует считать недопустимым, так как это вызывает непосильное напряжение организма, наносящие вред здоровью и нервно-психическому развитию детей. Физическое воспитание в то же время комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Во всех формах организации физического воспитания детей (занятия, подвижные игры, самостоятельная двигательная активность и так далее) внимание руководителя физического воспитания направляется на воспитание сознательно действующего, в меру своих возрастных возможностей ребенка, успешно овладевающего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружающем, активно преодолевать встречающиеся трудности, проявляющего стремление к творческим поискам. [22]

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми в результате исследований, охватывающих многообразные  стороны воспитания ребенка. Данные исследований, проверенные в массовой практике детских учреждений, вводятся в программы, учебные пособия, учебники и в практическую работу с детьми, содействуя прогрессу всего воспитательно-образовательного процесса. Осуществлять физическое воспитание детей, это значит:

1. Уметь анализировать и оценивать  степень физического здоровья  и двигательного развития детей;

2. Формулировать задачи физического  воспитания на определенный период (например, на учебный год) и определять первостепенные из них с учетом особенностей каждого из детей;

3. Организовать процесс воспитания  в определенной системе, выбирая  наиболее целесообразные средства, формы и методы работы в  конкретных условиях;

4. Проектировать желаемый уровень  конечного результата, предвидя  трудности на пути к достижению  целей;

5. Сравнивать достигнутые результаты  с исходными данными и поставленными  задачами;

6. Владеть самооценкой профессионального  мастерства, постоянно совершенствуя  его.

Чрезвычайно важна в воспитании детей роль здорового образа жизни семьи. Элементарные знания о слагаемых здорового образа жизни (рациональное питание, соблюдение режима труда и отдыха, достаточная двигательная активность, использование закаливающих средств, умение правильно, без нервного напряжения организовать своё поведение) доступны уже самым маленьким детям. [9]

Таким образом, хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом  общего развития человека. Физкультурно-оздоровительная  работа в дошкольном учреждении должна быть нацелена на поиск резервов полноценного физического развития детей и  формирование основ здорового образа жизни. На конкретных примерах надо убеждать родителей, что любой ребёнок, даже родившийся ослабленным, может и должен стать физически крепким, гармонически развитым, если приложить к этому усилия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Основные методические мероприятия по взаимодействию дошкольного учреждения с семьей в процессе физического воспитания детей

 

Просвещение родителей, повышение  их грамотности в вопросах физического  воспитания и укрепления здоровья дошкольников может осуществляться в разнообразных  формах.

Дошкольные учреждения разнообразны, работают по различным программам и  методикам, поэтому разнообразны формы  и методы взаимодействия дошкольных учреждений с семьями – как  уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.

В этих целях хорошо используются:

– информация в родительских уголках, в папках передвижках, в библиотеке детского сада;

– различные консультации, устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физическому  образованию, а также родителей  с опытом семейного воспитания;

– семинары-практикумы, деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных  записей бесед с детьми;

– «открытые дни» родителей с  просмотром и проведением разнообразных  занятий в физкультурном зале, на стадионе, закаливающих и лечебных процедур;

– совместные физкультурные досуги, праздники;

– анкетирование и тестирование родителей по вопросу воспитания здорового ребенка. Анкетирование  является одной из интересных форм работы с родителями. Оно помогает лучше узнать детей, интересы их родителей, собрать мнения и пожелания о  своей работе. По результатам анализа  анкетных данных в каждой группе воспитателями  может быть создана картотека  семей воспитанников, куда заносятся  сведения о составе семьи, социальном положении, взаимоотношениях родителей с ребенком, интересах и хобби.

Рассмотрим основные формы взаимодействия ДОУ и семьи, воспитывающих детей  раннего дошкольного возраста.

В качестве взаимодействия дошкольного  учреждения с родителями детей можно  использовать посещение семей с  целью выяснения состояния условий  для игровой деятельности ребенка, наличие игрушек и выявления  их места в жизни малыша. Посещение  семьи ребенка много дает для  ее изучения, установления контакта с  ребенком, его родителями, выяснения  условий воспитания. Профессиональный социальный педагог уже с первого  посещения семьи увидит, какие  взаимоотношения преобладают между  ее членами, каков психологический  климат, в условиях которого происходит развитие ребенка. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут  понять психологический климат семьи. При каждом последующем посещении  семьи воспитатель или социальный педагог должен заранее определить конкретные цели и задачи, связанные  с особенностями развития и воспитания ребенка, с типом семьи. Чтобы  посещение на дому было эффективней, необходимо информировать родителей  не только о времени посещения, но и о его основной цели. Практика показывает, что в таком случае беседа и наблюдения проходят более  результативно. [18]

Информация о работе Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе физического воспитания детей