Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 14:30, курсовая работа
Цель исследования состоит в теоретическом анализе психолого-педагогической литературы и разработке комплекса методических мероприятий по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе физического воспитания детей.
Объект – процесс взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Предметом исследования является комплекс методических мероприятий по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в процессе физического воспитания детей будет более эффективным, если:
- будет разработан комплекс методических мероприятий по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в процессе физического воспитания……………………………………...6
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования………………………………………………………………………6
1.2 Особенности взаимодействия ДОУ и семьи в образовательном процессе………………………………………………………………………….13
1.3 Основные методические мероприятия по взаимодействию дошкольного учреждения с семьей в процессе физического воспитания детей……………17
Глава 2. Опытно-поисковая работа по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе физического воспитания…………………………………………….24
2.1 Изучение организации взаимодействия ДОУ и семьи в процессе физического воспитания………………………………………………………..24
2.2 Разработка комплекса методических мероприятий по взаимодействию дошкольного учреждения и семьи в процессе физического воспитания……31
Заключение……………………………………………………………………....36
Понятия теории и методики физического воспитания, их содержание, возникшее в разные исторические эпохи развития общества, постоянно совершенствуются, углубляются, уточняются по мере развития науки. [13]
Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений.
В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).
К специфическим методам физического воспитания относятся:
С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.
Общепедагогические методы включают в себя:
Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.
Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.
Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями. Они позволяют:
1) Осуществлять двигательную
деятельность занимающихся по
твердо предписанной программе
(по подбору упражнений, их связкам,
комбинациям, очередности
2) Строго регламентировать
нагрузку по объему и
3) Точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки;
4) Избирательно воспитывать физические качества;
5) Использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом;
6) Эффективно осваивать технику физических упражнений и т.д.
Применение общепедагогических
методов в физическом воспитании
зависит от содержания учебного материала,
дидактических целей, функции, подготовки
занимающихся, их возраст, особенностей
личности и подготовки преподавателя-тренера
наличия материально –
Анализ научно-методической литературы, приведенной в конце работы, многочисленные педагогические наблюдения показывают, что физическое воспитание – первая ступень комплексной системы воспитания дошкольников. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности.
Вместе с тем, анализ литературы свидетельствует, что традиции физического воспитания в современной семье изучены слабо. Однако семья, как многогранная система в своем воздействии на формирование основ физической культуры ребенка имеет огромное влияние, что доказывается отечественными и зарубежными исследователями. Именно поэтому, проблема взаимодействия ДОУ с родителями, поиск эффективных форм и методов была, есть и будет актуальной. Особенно актуальной она становится, когда мы говорим об оздоровительной деятельности в семье. В законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте.
1.2 Особенности взаимодействия ДОУ и семьи в образовательном процессе
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой. Ведь часть времени активного бодрствования дети проводят в семье, и на родителей ложится особая ответственность за организацию физкультурно-оздоровительной работы с ними. [17]
Особенно актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия образовательного учреждения и родителей по формированию семейных традиций, передаваемых младшему поколению в различных формах физического воспитания, а также создание адекватной возрасту и индивидуальным особенностям ребенка предметно-развивающей среды в домашних условиях. Основными компонентами предметно-развивающей среды, обеспечивающей физическое воспитание детей дома, являются физкультурно-оздоровительные комплексы "Домашний стадион", мячи, санки, велосипеды и лыжи. Но большинство родителей в силу различных причин не могут успешно организовать двигательную деятельность своих детей в соответствии с учетом их возраста и индивидуальных особенностей. Некоторые взрослые предпочитают занимать позицию стороннего наблюдателя или "контролера". [26]
Физическое воспитание дошкольников – сложный процесс. Усвоение техники выполнения физических упражнений первоначально осуществляется на специально организованных физкультурных занятиях, но в дальнейшем ребенок использует эти движения в повседневной жизни, в самостоятельной деятельности, поэтому привычка действовать определенным образом успешно складывается только при тесном взаимодействии воспитателя по физической культуре, воспитателя группы и семьи.[19]
Движения — естественный стимул
жизнедеятельности организма, тренировка
всех его систем и органов. Благодаря
движению повышается общий жизненный
тонус, возрастают работоспособность,
выносливость, устойчивость к болезням.
В первые семь лет жизни у детей
формируются важнейшие
Движение оказывает
Познавая и учитывая закономерности
потенциальных возможностей ребенка
каждого возрастного периода, теория
физического воспитания предусматривает
требования научно обоснованной программы
всего воспитательно-
Для того чтобы эта работа была
эффективна, необходимо ясно представлять,
какого рода отдача ожидается от каждого
из них. При этом роль воспитателя
по физической культуре представляется
достаточно сложной и разнообразной.
Предусматривается соблюдение строгой
последовательности при усвоении детьми
программы с учетом возрастных особенностей
и возможности ребенка каждого
периода его жизни, состояния
нервной системы и всего
Теория физического воспитания
детей дошкольного возраста непрерывно
развивается и обогащается
1. Уметь анализировать и
2. Формулировать задачи
3. Организовать процесс
4. Проектировать желаемый
5. Сравнивать достигнутые
6. Владеть самооценкой
Чрезвычайно важна в воспитании детей роль здорового образа жизни семьи. Элементарные знания о слагаемых здорового образа жизни (рациональное питание, соблюдение режима труда и отдыха, достаточная двигательная активность, использование закаливающих средств, умение правильно, без нервного напряжения организовать своё поведение) доступны уже самым маленьким детям. [9]
Таким образом, хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении должна быть нацелена на поиск резервов полноценного физического развития детей и формирование основ здорового образа жизни. На конкретных примерах надо убеждать родителей, что любой ребёнок, даже родившийся ослабленным, может и должен стать физически крепким, гармонически развитым, если приложить к этому усилия.
1.3 Основные методические мероприятия по взаимодействию дошкольного учреждения с семьей в процессе физического воспитания детей
Просвещение родителей, повышение их грамотности в вопросах физического воспитания и укрепления здоровья дошкольников может осуществляться в разнообразных формах.
Дошкольные учреждения разнообразны, работают по различным программам и методикам, поэтому разнообразны формы и методы взаимодействия дошкольных учреждений с семьями – как уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.
В этих целях хорошо используются:
– информация в родительских уголках, в папках передвижках, в библиотеке детского сада;
– различные консультации, устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физическому образованию, а также родителей с опытом семейного воспитания;
– семинары-практикумы, деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми;
– «открытые дни» родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе, закаливающих и лечебных процедур;
– совместные физкультурные досуги, праздники;
– анкетирование и тестирование родителей по вопросу воспитания здорового ребенка. Анкетирование является одной из интересных форм работы с родителями. Оно помогает лучше узнать детей, интересы их родителей, собрать мнения и пожелания о своей работе. По результатам анализа анкетных данных в каждой группе воспитателями может быть создана картотека семей воспитанников, куда заносятся сведения о составе семьи, социальном положении, взаимоотношениях родителей с ребенком, интересах и хобби.
Рассмотрим основные формы взаимодействия ДОУ и семьи, воспитывающих детей раннего дошкольного возраста.
В качестве взаимодействия дошкольного
учреждения с родителями детей можно
использовать посещение семей с
целью выяснения состояния