Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе физического воспитания детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в теоретическом анализе психолого-педагогической литературы и разработке комплекса методических мероприятий по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе физического воспитания детей.
Объект – процесс взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Предметом исследования является комплекс методических мероприятий по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в процессе физического воспитания детей будет более эффективным, если:
- будет разработан комплекс методических мероприятий по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в процессе физического воспитания……………………………………...6
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования………………………………………………………………………6
1.2 Особенности взаимодействия ДОУ и семьи в образовательном процессе………………………………………………………………………….13
1.3 Основные методические мероприятия по взаимодействию дошкольного учреждения с семьей в процессе физического воспитания детей……………17
Глава 2. Опытно-поисковая работа по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе физического воспитания…………………………………………….24
2.1 Изучение организации взаимодействия ДОУ и семьи в процессе физического воспитания………………………………………………………..24
2.2 Разработка комплекса методических мероприятий по взаимодействию дошкольного учреждения и семьи в процессе физического воспитания……31
Заключение……………………………………………………………………....36

Файлы: 1 файл

курсовая по физ. (3 курс).docx

— 67.34 Кб (Скачать файл)

День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей  с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной  работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия  по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших  родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). Открытые просмотры очень много  дают родителям: они получают возможность  наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнить его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий.

Широкие возможности для наблюдения предоставляются родителям во время  прогулок детей на участке, в дни  праздников, вечеров развлечений. Эта  форма педагогической пропаганды очень  действенна и помогает педагогическому  коллективу преодолеть еще встречающееся  у родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и  воспитании детей. [1]

В качестве наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями воспитывающих  детей раннего возраста являются родительские собрания. Родительские собрания – действенная форма  общения воспитателя с родителями. Именно на собраниях у воспитателя  есть возможность организованно  ознакомить родителей с содержанием  и методами игры в условиях семьи  и детского сада. Роль воспитателя  – организовать встречу, спланировать ее ход, грамотно расставить акценты  на наиболее значимых вопросах, помочь в разрешении затруднений, подготовить  раздаточный материал, памятки, продумать  практическую часть, подвести итоги  работы, поблагодарить родителей  за активность, желание работать вместе. [14]

Можно проводить тематические родительские собрания по вопросам освоения подвижной  игры. Но открытые просмотры родители не очень любят, поэтому их могут  заменить современные технические  возможности, например, использование  фотоальбомов, стенгазет, записи занятий, игр с детьми или других видов  деятельности на видеопленку. Во-первых, это хорошая «память» для родителей. А во-вторых, видеозапись занятий  и игр с детьми можно показать на родительских собраниях, которая  поможет убедительно подкрепить рассказ воспитателя. [20]

Эффективны и семейные клубы. В  отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения  с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком  клубе людей объединяет общая  проблема и совместные поиски оптимальных  форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. С целью выявления запроса участников и получения дополнительной информации перед началом каждого заседания клуба проводится анкетирование. [16]

Родители, особенно молодые, нуждаются  и в приобретении практических навыков  воспитания детей. Их целесообразно  приглашать на семинары-практикумы. Эта  форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения игры и показать их.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том  и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем  воспитатель может помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы  побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Консультации проводятся как индивидуально, так и для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны: сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие.

Родительские конференции, основная цель которых обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции. К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений и т.п.

Следует серьезно относиться к такой  форме работы, как наглядная пропаганда, правильно осознавать ее роль в педагогическом просвещении родителей, тщательно  продумывая содержание, художественное оформление папок, стремясь к единству текстового и иллюстративного материалов. Значительным подспорьем здесь является библиотека специальной литературы по проблемам развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации  новинок. Большое значение следует  придавать оформлению общих тематических стендов и выставок. К примеру, с большим удовольствием родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде: рисунки, лепка, аппликации и т.д. Можно постоянно  оформлять групповые стенды типа «Для вас, родители», содержащие информацию по двум разделам: повседневная жизнь  группы – различного рода объявления, режим, меню и т.п., и текущая работа по воспитанию детей в детском  саду и семье. В разделе «Советы  и рекомендации» под руководством психолога и социального педагога помещаются рекомендации по различным  вопросам, отчеты членов родительского  комитета о посещениях семей, дежурствах. Тематика материалов стенда должна зависеть как от возрастных особенностей, так  и от особенностей семей. [11]

В настоящее время, в связи с  перестройкой системы дошкольного  воспитания, практические работники  ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы  работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов  и родителей. К примеру, вечера вопросов и ответов представляют собой  концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным  вопросам, которые зачастую носят  дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в  горячее, заинтересованное обсуждение. [8]

Можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как  папки-передвижки. Они помогают при  индивидуальном подходе в работе с семьей. В годовом плане необходимо заранее предусмотреть темы папок, чтобы педагоги могли подобрать иллюстрации, подготовить текстовой материал. Темы папок могут быть разнообразными, например, в папке на тему «Игра детей как средство воспитания»:

1) высказывания классиков педагогики  о назначении игры для развития  и воспитания детей дошкольного  возраста;

2) какие игрушки необходимы ребенку  того или иного возраста, перечень  игрушек и фотографий;

3) как организовать игровой уголок  дома;

4) краткая характеристика видов  игровой деятельности в разном  возрасте, ее роль в нравственном  воспитании, примеры сюжетно-ролевых  игр;

5) рекомендации по руководству  детской игрой в семье;

6) список рекомендуемой литературы.

Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как  «Родительская почта» и «Телефон доверия». Любой член семьи имеет  возможность в короткой записке  высказать сомнения по поводу методов  воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту  и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных  проявлениях детей.

Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Поскольку игры требуют участия  взрослого, это вынуждает родителей  общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с  детьми.

Встречи за «круглым столом» расширяют  воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. Темы встречи  могут быть различными. Беседу следует  начинать активистам-родителям, затем  в нее должны включиться психолог, врач, дефектолог, воспитатели, социальный педагог, остальные родители. В этой форме работы примечательно то, что  практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы.

Главное, чтобы все перечисленные  выше формы работы и рекомендации не навязывались, а вызывали интерес  своей новизной, подавались без штампов, назиданий и нравоучений. Такое  построение работы требует от педагогов  постоянного самообразования и  самосовершенствования.

С введением федеральных государственных  требований меняется стиль отношений  ДОУ и семьи – от «работы» с  родителями до «взаимодействия и  сотрудничества». Авторы ФГТ еще  раз акцентируют внимание педагогов  на том, что ни одно содержание, ни одна задача не будет качественно реализована  без взаимодействия с родителями воспитанников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Опытно-поисковая  работа по взаимодействию ДОУ и  семьи   в процессе физического воспитания

 

2.1 Изучение организации  взаимодействия ДОУ и семьи  в процессе физического воспитания

На современном этапе  развития общества выявлена тенденция  к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах страны. Всемирная организация здравоохранения  определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие человека. Здоровье ребёнка зависит  от ряда факторов: биологических, экологических, социальных гигиенических, а также  от характера педагогических воздействий. [21]

Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и  работоспособность растущего организма, двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так, при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребёнка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия (чрезмерно большая двигательная активность) также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно – сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма ребёнка. Поэтому требуется особое внимание к созданию предпосылок для обеспечения детей рациональным уровнем двигательной активности. [23]

Возрастные и индивидуальные особенности двигательной активности детей в значительной мере определяются как условиями организации деятельности, так и её характером и содержанием. Особенно велика роль целенаправленного руководства двигательной деятельностью детей, воспитывающихся в разных возрастных группах детского сада. Поэтому возникает настоятельная необходимость совершенствования двигательного режима детей в дошкольном учреждении, который будет способствовать воспитанию здорового ребёнка и его разностороннему развитию. В основу разработки двигательного режима должен быть положен ряд принципов (оздоровительная направленность, естественное стимулирование двигательной активности и интеллектуальной активности) с учётом преемственности и своеобразия педагогических воздействий в разных возрастных группах. Среди них важное место отводится принципу индивидуально дифференцированного подхода, который позволяет обеспечить максимальное развитие каждого ребёнка, мобилизацию его активности и самостоятельности. [10]

Двигательный режим в  дошкольном учреждении включает всю  динамическую деятельность детей, как  организованную, так и самостоятельную. При разработке рационального двигательного  режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности  детей в двигательной активности, но и предусмотреть рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. [5]

Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна  и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому  ребёнку. Поэтому педагогам необходимо позаботиться об организации детской  двигательной деятельности, её разнообразии, а также выполнении основных задач  и требований к её содержанию. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей. [9]

Рациональное сочетание  разных видов занятий по физической культуре представляет целый комплекс оздоровительно – образовательных  и воспитательных мероприятий. Содержание и построение занятий разное, каждое из них в той или иной мере имеет свое специфическое название.

Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, прогулки – походы в лес, подвижные игры и физические упражнения на прогулке выполняют организационно-оздоровительные задачи.

Физкультминутка, двигательная разминка снимают утомление у детей и повышают их умственную работоспособность.

На учебных  занятиях дети учатся, приобретают необходимые навыки, умения, знания.

Недели здоровья, физкультурный досуг, спортивные праздники – это активный отдых.

Кружки по интересам развивают двигательные способности и творчество детей.

Индивидуальная  и дифференцированная работа предназначена для коррекции физического и двигательного развития.

Корригирующая гимнастика (назначается врачом) решает лечебно – профилактические задачи и предназначена для детей с ослабленным здоровьем.

Логоритмическая гимнастика необходима для профилактики нарушения речи у детей и развития моторики.

В зависимости от назначения все вышеперечисленные виды занятий, их характер могут меняться и повторяться  с разной периодичностью в течение  дня, недели, месяца, года, составляя  так называемый оздоровительный  двигательный режим дошкольников. [25]

Информация о работе Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе физического воспитания детей