Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 14:30, курсовая работа
Цель исследования состоит в теоретическом анализе психолого-педагогической литературы и разработке комплекса методических мероприятий по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе физического воспитания детей.
Объект – процесс взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Предметом исследования является комплекс методических мероприятий по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в процессе физического воспитания детей будет более эффективным, если:
- будет разработан комплекс методических мероприятий по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в процессе физического воспитания……………………………………...6
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования………………………………………………………………………6
1.2 Особенности взаимодействия ДОУ и семьи в образовательном процессе………………………………………………………………………….13
1.3 Основные методические мероприятия по взаимодействию дошкольного учреждения с семьей в процессе физического воспитания детей……………17
Глава 2. Опытно-поисковая работа по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе физического воспитания…………………………………………….24
2.1 Изучение организации взаимодействия ДОУ и семьи в процессе физического воспитания………………………………………………………..24
2.2 Разработка комплекса методических мероприятий по взаимодействию дошкольного учреждения и семьи в процессе физического воспитания……31
Заключение……………………………………………………………………....36
Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, необходимо определить приоритеты в режиме дня.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой.
С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей в дошкольном учреждении необходимо внедрять дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносить нетрадиционные формы и методы их проведения. К таким занятиям относятся: оздоровительный бег на воздухе, пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, гимнастика после дневного сна, двигательная разминка во время перерыва между занятиями при открытых фрамугах, индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию двигательной активности детей на вечерней прогулке, прогулки – походы в лес, корригирующая гимнастика в сочетании с гидромассажем и сухим массажем тела. [27]
Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей. Предлагаем проводить занятия по физической культуре не менее трёх раз в неделю в первой половине дня (одно на воздухе) по подгруппам. Формирование подгрупп должно осуществляться с учётом трёх основных критериев: состояния здоровья, уровня двигательной активности и физической подготовленности.
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она даёт широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребёнка. Продолжительность её зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью детей должно быть построено с учётом уровня двигательной активности.
Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре немаловажное значение отводится активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям, в которых могут принимать участие родители и дети соседнего ДОУ. К таким занятиям относятся неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе и воде, игры – соревнования, спартакиады.
Все эти виды занятий по физической культуре догоняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребёнка в течение всего времени пребывания его в дошкольном учреждении. При этом следует помнить, что двигательная активность оптимальна в том случае, когда её основные параметры (объём, продолжительность, интенсивность) соответствуют индивидуальным данным физического развития и двигательной подготовленности детей, а также когда обеспечивается её соответствие условиям среды (природной, предметной, социальной), правилам чередования напряжений и отдыха, постепенного увеличения физических нагрузок.
Одна из важнейших задач педагога – вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. В связи с этим по вопросам физического воспитания детей в МДОУ ЦРР ДС №85 г.Челябинска проводятся лекции, беседы, консультации, родительские собрания и конференции.
При проведении тематических бесед с родителями, им даются тренинговые игровые упражнения и задания. Так, родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, выбирают более удачные, заменяют нежелательные конструктивными. Или родители должны определить, почему неконструктивны такие слова, обращенные к ребенку: «Стыдно!», «Меня не устраивают твои «хочу», мало ли, что ты хочешь!». Когда родитель моделирует собственное поведение, его взгляд на воспитательную проблему расширяется. Он может даже поставить под сомнение свое прежнее представление о проблеме.
Общение, при котором родители
отвечают на вопросы педагога и друг
друга не позволяет решать задачи,
связанные с осознанием родителями
себя в роли воспитателя. Причина
в том, что, стараясь представить
себя в наилучшем свете, мамы и
папы тщательно контролируют свои высказывания,
подавляя естественность и спонтанность
своего поведения. Родитель, вовлекаемый
в игровой тренинг, начинает заново
открывать для себя радость общения
с ребенком. Обсуждение разных точек
зрения на вопрос настраивает родителей
на размышление. Побуждение родителей
к обмену опытом активизирует их потребность
анализировать собственные
Среди бесед по физическому развитию детей, проводимых сотрудниками МДОУ ЦРР ДС №85 с родителями, можно выделить следующие:
– «Развитие движений у детей дошкольного возраста»;
– «Каким видом спорта можно заниматься?»;
– «Рациональная организация двигательной активности»;
– «Подвижные игры» и др.
Родителям рекомендуется выписывать или регулярно читать такие периодические журналы, как «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Игра и дети» и др.
На специальных стендах детского сада регулярно вывешиваются стенные газеты, в которых отображаются как свежие, интересные и полезные материалы по физическому воспитанию детей, так и краткие конспекты бесед и консультаций, ранее проводимых с родителями или планирующихся.
Один раз в году организуются спортивные соревнования, в которых одновременно принимают участие родители, дети, воспитатели – «Здравствуй, Спортландия!».
Таким образом, осознавая важность взаимосвязи семьи и ДОУ по физическому воспитанию детей, персонал МДОУ ЦРР ДС №85 г.Челябинска использует все доступные средства для наиболее эффективного взаимодействия детского сада с родителями, укрепления их взаимосвязи в деле воспитания дошкольников. МДОУ ЦРР ДС №85 г.Челябинска перенимает и творчески использует передовой опыт других дошкольных учреждений. При этом учитывается, что физическое воспитание – это не только занятие физкультурой, а целая система организации двигательной деятельности детей дома и в детском саду.
2.2 Разработка
комплекса методических
Дифференцированный подход при
организации работы с родителями
– необходимое звено в системе
мер, направленных на повышение их педагогических
знаний и умений. Для осуществления
дифференцированного подхода
Такая дифференциация помогает найти нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье.
Дифференциация должна проводиться на основе тестирования, анкетирования, по определенной программе изучения семьи:
1. Структура семьи (сколько
человек, возраст, образование,
2. Стиль и фон семейной
жизни: какие впечатления
3. Социальный статус матери, отца в семье, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребенка.
4. Воспитательный климат
семьи, наличие или отсутствие
домашней педагогической
После изучения семей необходимо
составление “социального паспорта”
с целью корректировки
Изучение семьи воспитанника позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. Но следует помнить, что изучение семьи – дело деликатное, тонкое, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. [23]
Для выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие методы:
1. Анкетирование родителей;
2. Анкетирование воспитателей;
3. Тестирование родителей;
4. Индивидуальные беседы с родителями;
5. Индивидуальные беседы с детьми;
6. Посещение семьи ребенка;
7. Изучение тестов-рисунков детей типа “Мой дом”, “Моя семья”;
8. Наблюдение за ребенком
в сюжетно-ролевой игре “Семья”
9. Наблюдение воспитателем за взаимоотношением родителей и детей во время приема и ухода детей;
10. Моделирование игровых и проблемных ситуаций и т.д.
Для выявления педагогической культуры родителей можно предложить следующую анкету:
1. На основе каких знаний
Вы воспитываете своего
а) слушаете передачи по радио и телевидению;
б) посещаете лекции для родителей;
в) на основе рекомендаций педагогов;
г) используете жизненный опыт.
2. Какие методы в воспитании
Вы считаете наиболее
а) поощрение;
б) наказание;
в) требование;
г) приучение.
3. Какие виды поощрения Вы используете чаще всего?
а) словесная похвала;
б) подарки;
в) ласки.
4. Какие виды наказания
наиболее действенны в
а) физическое наказание;
б) словесная угроза;
в) лишение развлечения;
г) проявление вами обиды.
С целью выявления степени участия родителей в воспитательном процессе используются тесты следующего типа:
1. Нравится ли Вам ваш малыш?
2. Слушаете ли Вы, что ребенок говорит?
3. Смотрите ли Вы на малыша, когда он говорит?
4. Стараетесь ли Вы создать у ребенка ощущение значимости того, что он говорит?
5. Поправляете ли Вы речь ребенка?
6. Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки?
7. Хвалите ли Вы малыша, обнимаете ли вы его?
8. Смеетесь ли Вы вместе с малышом?
9. Отводите ли Вы каждый день время для чтения ребенку и бесед с ним?
10. Играете ли Вы с малышом в какие-нибудь игры? и т.п.
По результатам диагностики
для выявления категорий
1 категория: родителей этой категории отличает высокий уровень эмоционально-нравственной культуры. Он выражен в стиле семейного воспитания, в манере общения взрослых с детьми. Родители принимают ребенка как личность, считаясь с его интересами и увлечениями. В этих семьях родители стремятся к единству педагогических требований. Серьезно относясь к воспитанию, эти семьи легко идут на контакт с психологами и социальными педагогами, стремясь расширить свои познания в области педагогики и детской психологии.
2 категория: в среднем уровень образованности и культуры родителей также высокий. Но, в отличие от первой категории, акцентирование внимания идет на материальную обеспеченность. Вместе с тем проявляется безразличие к интересам и увлечениям детей. В неадекватных формах общения с ребенком проявляется недостаток эмоционально-нравственной культуры родителей. В таких семьях часты нарушения стилей семейного воспитания.