Закаливание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 15:16, реферат

Описание работы

Закаливание имеет цель повысить сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. В первую очередь закаливание действует, конечно, на простудные заболевания. Почему именно на них? Все просто. Потому что закаливание вырабатывает устойчивость организма к переохлаждению, а именно переохлаждение и вызывает простудные заболевания.

Файлы: 1 файл

закаливание.docx

— 61.16 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 
          Давно известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% - от состояния окружающей среды, 8-12% - от уровня здравоохранения и 50-70% - от образа жизни.                    

 Здоровый образ жизни  - это рациональное питание, занятие  спортом, отказ от алкоголя  и курения и многое другое. Важную роль играет и закаливание.  Закаливание -  это научно-обоснованная система использования физических факторов внешней среды для повышения сопротивляемости организма к простудным и инфекционным заболеваниям. Закаливание – обязательный элемент физического воспитания, особенно важный для молодежи, так как имеет большое значение для укрепления здоровья, увеличения работоспособности, улучшения самочувствия, настроения и бодрости. Закаливание, как фактор повышения сопротивляемости организма к различным метеорологическим условиям, использовалось с древних времен.

Многие привыкли думать, что закаливание организма это  только лишь обливание холодной водой. И они заблуждаются. Закаливание  это целый спектр мероприятий, который  включает в себя воздушные и солнечные  ванны, ножные ванны, обтирание, купания  в открытых водоемах, контрастные  процедуры и даже хождение босиком  тоже есть закаливание.

Закаливание имеет цель повысить сопротивляемость организма к неблагоприятным  воздействиям внешней среды. В первую очередь закаливание действует, конечно, на простудные заболевания. Почему именно на них? Все просто. Потому что  закаливание вырабатывает устойчивость организма к переохлаждению, а  именно переохлаждение и вызывает простудные заболевания. А также закаливание  оказывает оздоровляющее действие на организм, повышает тонус нервной  системы, улучшает кровообращение, нормализует  обмен веществ, увеличивает жизненную  емкость легких, мышечную силу, нормализует артериальное давление и другое.

Закаливание надо производить, используя все доступные мероприятия  в комплексе. Важно для достижения эффекта закаливания, чтобы один и тот же прием повторялся не один раз. Закаливание следует усиливать  постепенно. Закаливание обязательно  следует производить с учетом индивидуальных особенностей личности и здоровья. И, самое главное, закаливание  должно носить постоянный характер. Научно доказано, что если закаливание проводилось  в течение 2-3 месяцев и затем  было прекращено, то закаленность организма  исчезает уже через месяц! Поэтому  при длительных перерывах в закаливающих процедурах, закаливание начинают снова  с исходных температур. 

Выбранная мною тема «Здоровый  образ жизни. Система закаливания  важное условие для воспитания здорового  ребенка», является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.

Цель работы рассмотреть  особенности системы закаливания  для воспитания здорового ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История закаливания

 

 

     Закаливание как средство  повышения защитных сил организма  возникло в глубокой древности.  Практически во всех культурах  разных стран мира закаливание  использовалось как профилактическое  средство укрепления человеческого  духа и тела.     

 Большое внимание физическим  упражнениям, закаливанию и гигиене  тела уделялось в Древней Греции  и Древнем Риме. Здесь существовал  культ здоровья и красоты тела, поэтому в систему физического  воспитания закаливание входило  как неотъемлемая составная часть.     

 Закаливание в этих  странах преследовало цель укрепления  здоровья, так и выработку у  человека способности переносить  всевозможные лишения. По свидетельству  Плутарха, закаливание мальчиков  в Древней Спарте начиналось  с самого раннего возраста.   С семи лет воспитание продолжалось в общественных домах во все более суровых условиях: их стригли наголо, заставляли ходить босиком в любую погоду, а в теплое время года обнаженными.   Когда детям исполнялось 12 лет, им выдавали плащ, который они должны были носить круглый год.  Горячей водой им разрешали мыться всего несколько раз в году. И в зрелые годы люди должны были жить так, как предписывал обычай.    

 Большое внимание в  Спарте уделялось и физическому  развитию женщин. Как и мужчины,  они «также упражнялись в беге, борьбе, бросании диска и копья,  чтобы их тела были сильны  и крепки и чтобы такими  же были и рождаемые ими  дети, - пишет Плутарх. – Закаленные  такими упражнениями, они легче  могли вынести муки деторождения  и выйти из них здоровыми».    

 Древние римляне   в значительной степени заимствовали и трансформировали древнегреческую культуру. У них важнейшим закаливающим средством была баня. Римские бани, или термы, представляли собой просторные и весьма вместительные здания, построенные из великолепных сортов мрамора (термы Диоклетиана (505-506 гг.) вмещали 3500 купающихся).      

 В термах имелись  помещения для раздевания, гимнастических  упражнений и массажа, здесь  были горячая баня, бассейны с  теплой   и холодной водой, души, широко использовались песочные и грязевые ванны. На крышах многих терм устраивались площадки  для приема солнечных ванн.    

 Закаливание как профилактическое  средство широко рекомендовали  такие видные ученые древности,  как Гиппократ, Демокрит, Асклепиад и другие.    

 Гиппократ писал: «Что  касается состояния погоды на  каждый день, то холодные дни  укрепляют тело, делают его упругим  и удобоподвижным».    

 Одним из средств  закаливания является пребывание  под солнечными лучами. Целительное  действие солнечных лучей было  хорошо известно в Древнем  Египте, о чем свидетельствуют  надписи на стенах древних  храмов. Первым же врачом, рекомендовавшим  применение с лечебной целью  солнечных ванн, был Гиппократ.    

 В Древнем Китае  профилактика болезней и укрепление  здоровья  носили государственный характер. «Мудрый, - говорилось в «Трактате о внутреннем», - лечит ту болезнь, которой еще нет в теле человека, потому что применять лекарства, когда болезнь уже началась, это все равно, что начинать копать колодец, когда человека уже мучит жажда, или ковать оружие, когда противник уже начал бой. Разве это не слишком поздно?».   Поэтому в древнекитайской медицине большое внимание уделялось мероприятиям, способствовавшим укреплению здоровья.   Важнейшими средствами для этого считались физические упражнения, водные процедуры, солнечное облучение, массаж, лечебная гимнастика, диета.    

 Одним из важнейших  направлений в медицине Древней  Индии было предупреждение заболеваний,  использование различных упражнений, например йоги, направленных на  поддержание и укрепление здоровья, достижение нравственного и психологического равновесия. Исходя из учения о трех "«органических жидкостях"» ( желчь, слизь, воздух) и 5 космических элементах (земля, вода, огонь, воздух и эфир – источник света), древние индусы определяли здоровье как результат равномерного их смещения, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума.  Поэтому усилия врачей направлялись на уравновешивание нарушенного соотношения жидкостей и элементов. Об  использовании воды в Древней Индии с целью укрепления здоровья человека говорится в священных индусских книгах «Веды»: «Целебен поток воды, вода охлаждает жар лихорадки, целебна от всех болезней, излечение приносит тебе течение воды».    

 Особое значение закаливанию  придавалось на Руси. Здесь оно  носило массовый характер. «Русские  – крепкий, сильный, выносливый  народ, способный легко переносить  и стужу, и жару.   Вообще в России люди здоровые, доживающие до глубокой старости и редко болеющие», - писал секретарь гольштейнского посольства в Москве Адам Олеарий.    

 Издавна славянские  народы Древней Руси использовали  для укрепления здоровья баню  с последующим растиранием снегом  или купанием в реке или  озере в любое время года. Баня  выполняла лечебную и оздоровительную  функции. Особое внимание закаливанию  уделялось в русской армии,  где для «крепости и здравия  тела» также широко использовалась  русская баня.

Русским врачам, писателям, деятелям науки принадлежит ведущая  роль в разработке методики закаливания  и её научное обоснование.      Их взгляды на роль закаливания в укреплении здоровья человека исходили из признания определяющей роли факторов внешней среды в жизнедеятельности организма, его зависимости от условий, в которых он существует и развивается. Так А.Н. Радищев в работе «О человеке, о его смертности и бессмертии», вышедшей в XVIII веке, писал: «Все действует на человека. Пища его и питание, внешняя стужа и теплота, воздух и даже самый свет».

Закаливание как важное условие для воспитания здорового  ребенка

 

 

 Здоровье человека на 50-70 % зависит  от образа жизни (на 10-20% - от наследственности, на 10-20% - от состояния окружающей среды, на 8-12% - от уровня здравоохранения), а  в понятие «здоровый образ  жизни» входит и закаливание (учитывая так же рациональное питание, занятие  спортом, отказ от алкоголя и других вредных привычек), которое, как фактор повышения сопротивляемости, чрезвычайно  актуально не только для детей  раннего возраста (в связи с  большим ростом числа болеющих, особенно в возрасте до 3-х лет), но и для  людей старшего возраста, которые  также подвержены различным заболеваниям, избежать которых можно с помощью  солнца, воды и воздуха, -с помощью  закаливания.         

Закаливание- это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды.          

Закаливание как фактор повышения  сопротивляемости организма к различным  метеорологическим условиям использовалось с древних времен. Дошедший до нас  опыт закаливания насчитывает свыше  тысячи лет. Абу Али ибн-Сина (Авиценна) в VIII-IX веках создал "Канон врачебной науки". Он разделил медицину на теоретическую и практическую, а последнюю - на науку сохранения здоровья и науку лечения больного тела. В одной из глав своего труда Авиценна говорит о купании в холодной воде, в том числе и детей раннего возраста, а также о методах подготовки к своеобразному закаливанию путешественников в условиях жаркой пустыни и зимней непогоды. Древнейший русский летописец Нестор в Х веке описывал, как начинал парить в бане и купать в холодной воде младенцев сразу после рождения. И так - в течение нескольких недель, а затем при каждом нездоровье. Скифы, по свидетельству Геродота и Тацита, купали своих новорожденных в холодной воде. Якуты натирали новорожденных снегом и обливали холодной водой несколько раз в день. Жители Северного Кавказа два раза в день обмывали детей ниже поясницы очень холодной водой начиная с первого дня жизни.Основоположник отечественной медицины С.Г. Зыбелин (1735 - 1802 гг.) в "Слове о вреде, проистекающем от содержания себя в теплоте излишней" (1773г.) писал: "Весьма полезно ... мыть младенцев холодной водою для приведения в крепость и для предупреждения многих болезней".         

Начинать закаливать ребенка следует  с самого раннего возраста, когда  организм малыша пребывает в периоде  формирования. Важно постепенно приучать к условиям изменяющейся внешней  среды, и не только здоровых, но и  слабых детей.         

Следует стремиться, чтобы занятия с детьми приносили им удовольствие, радость. Серьезным фактором поддержания жизнедеятельности детей является свежий воздух. Потребность ребенка в кислороде очень велика, за сутки он пропускает через легкие больше воздуха, чем взрослый. Из этого следует, что свежий воздух дома, частые прогулки с ребенком, сон на открытом воздухе, воздушные ванны закаляют организм, укрепляют его. Помещение, где находится ребенок, следует часто проветривать. Огромное значение имеет сплошное проветривание, ребенка же, конечно, следует на это время выносить. Если температура воздуха очень низкая и форточку нельзя держать все время открытой, помещение проветривают, открывая форточку на 15-20 минут. При закаливании на открытом воздухе нужно учитывать не только температуру воздуха, но и его влажность, силу ветра и другие показатели. Влажность воздуха и ветер усиливают действие воздуха, при этом количество тепла, что теряется организмом, сильно увеличивается. Пребывание ребенка на свежем воздухе является хорошим средством, усыпляющим ребенка. Ребенок получает крепкий освежающий сон, продолжительной пребывание на свежем воздухе само по себе является прекрасным средством профилактики рахита, повышается сопротивляемость верхних дыхательных путей и легких, предотвращающее заболевания гриппом и воспалением легких.         

Медицинских противопоказаний от закаливания  нет, только острые лихорадочные заболевания. Ошибочно мнение, что закаливающие процедуры не рекомендованы ослабленным  детям. Задача медицинского работника, например, состоит в правильном подборе  и дозировании этих процедур индивидуально  для каждого ребенка.        

Необходимо соблюдать основные правила закаливания:

1. Систематическое использование закаливающих процедур во все времена года, без перерывов.

2. Постепенное увеличение дозы раздражающего действия.

3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей организма ребенка.

4. Все закаливающие процедуры должны проводиться на фоне положительных эмоций.

Нарушение этих правил приводит к  отсутствию положительного эффекта  от закаливающих процедур, а иногда и к гиперактивациинейроэндокринной системы и последующему ее истощению. Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные. Общие включают правильный режим дня, рациональное питание, занятия физкультурой. К специальным закаливающим процедурам относятся закаливания воздухом (воздушные ванны), солнцем (солнечные ванны) и водой (водные процедуры).

Информация о работе Закаливание