Закаливание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 15:16, реферат

Описание работы

Закаливание имеет цель повысить сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. В первую очередь закаливание действует, конечно, на простудные заболевания. Почему именно на них? Все просто. Потому что закаливание вырабатывает устойчивость организма к переохлаждению, а именно переохлаждение и вызывает простудные заболевания.

Файлы: 1 файл

закаливание.docx

— 61.16 Кб (Скачать файл)

Однако существует контрастное  закаливание как переходная ступень  между традиционным и интенсивным  закаливанием. Это контрастные ножные ванны, контрастное обтирание, контрастный  душ, сауна, русская баня и др. Наиболее распространенным методом для детей  является контрастное обливание  ножек. Необходимо соблюдать правило - нельзя обливать холодные ноги холодной водой, то есть ноги предварительно нужно согреть. В ванну ставят два таза так, чтобы вода покрывала ноги до середины голени. В одном из них температура воды всегда равна 38 - 40 С, а в другом (в первый раз) на 3 - 4 С ниже. Ребенок сначала погружает ноги в горячую воду на 1 - 2 минуты (топчет ими), затем в прохладную на 5 – 20С. Число попеременных погружений 3 - 6. Каждые 5 дней температуру воды во втором тазике понижают на 1С и доводят до 18 - 10 С. У здоровых детей заканчивают процедуру холодной водой, а у ослабленных - горячей. Контрастное обтирание для усиления воздействия можно проводить с настоем трав. Для более интенсивного охлаждения используют настой мяты. Сухую траву с цветами заливают кипятком из расчета 4 столовые ложки на 1 л, настаивают 30 минут, фильтруют, охлаждают до 20 - 22С. Горячий настой готовят с разогревающими растениями: тимьяном, тысячелистником, пижмой, сосновыми и еловыми иголками. Их берут по 2 столовые ложки на 1 л кипятка, настаивают, фильтруют, подогревают до 38 - 40 С.Сначала растирают ручку ребенка полотенцем, смоченным в холодном настое, затем другой рукавичкой, смоченной в горячем растворе, а после этого сухим полотенцем растирают ручку до покраснения. Так проводят процедуру со второй ручкой, ногами, туловищем. У более старших и закаленных детей при наличии положительных эмоций можно постепенно повышать температуру горячего настоя до 40 - 42 С, а холодного снизить до 4 - 6 С.        

Более старшим детям контрастные  ножные ванны можно заменить контрастным  душем: экспозиция горячей воды 40 - 50 С в течение 1 мин, затем в течение 10 – 20С проводят обливание холодной водой с минимальной температурой 10 - 15 С. Чередуют 5 - 10 раз. В сауне (суховоздушной  бане) используется высокая температура  воздуха в парной (около 60 - 90 С) с  низкой влажностью и охлаждением  в бассейне с температурой воды 3 - 20С, а зимой купание в снегу. При отсутствии противопоказаний, но при желании родителей ребенок может посещать сауну с 3 - 4 лет, 1 раз в неделю, вначале в виде одного захода на 5 - 7 минут при температуре в парной около 80С на высоте верхней полки. Затем можно довести до трехкратного посещения парной на 10 минут с последующим охлаждением. Во многих регионах нашей страны широко используется закаливающий эффект русской бани. Основой его является строгое соблюдение контрастного цикла: нагревание - охлаждение - отдых. Формула закаливающего цикла - 1: 1: 2, то есть париться и принимать прохладный душ нужно примерно одинаковое время, а отдыхать в два раза дольше. Для детей раннего возраста, только привыкающих к русской бане, достаточно одного цикла. В парильном отделении вначале следует находиться не более 3 - 5 минут, через несколько посещений можно увеличить время до 5 - 10 минут.        

Вначале охлаждение лучше  проводить обливанием, затем холодным душем, позднее - купанием в холодной воде, в том числе и в проруби, обтиранием снегом. Постепенно количество заходов в парную увеличивают  до 4 - 5. В русской бане часто на раскаленные камни льют не простую  воду, а банные коктейли в виде ароматического настоя трав. Например, для антисептического эффекта используют в равных пропорциях мяту, шалфей, тимьян, лист эвкалипта; с  успокаивающей целью - тимьян, мяту, душицу, ромашку, березовые почки, зеленую  хвою ели; тонизирующее действие оказывают  почки тополя (1 часть), цветочные  корзинки пижмы обыкновенной (2 части), листья зубовки (1 часть); улучшают дыхание листья березы, дуба, липы, трава душицы, тимьяна. Широко используют в русской бане веники, причем каждый веник вызывает специфический эффект. Например, березовый веник оказывает болеутоляющее, успокаивающее и бронхолитическое действие, дубовый - успокаивающее, противовоспалительное, липовый -бронхолитическое, мочегонное, а также помогает при головной боли, простудных заболеваниях, пихтовый - помогает при радикулитах, невралгии, ольховый при миалгии, рябиновый - оказывает возбуждающее действие и т.д.  Контрастное закаливание эффективнее закаливания только холодом. Для этого вида закаливания используют обливание из ведра водой температуры 3 - 4 С, купание в ледяной воде в течение 1 - 4 минут в домашней ванне и, как высшую форму закаливания, зимнее плавание («моржевание»). Страх перед применением этих видов закаливания у взрослых и детей старшего возраста преувеличен из-за незнания и неправильных выводов в крайне немногочисленных научных публикациях. Если родители настаивают на проведении таких видов закаливания, долг медицинского работника состоит не в том, чтобы запретить категорически, так как в большинстве подобных случаев родители все равно их будут проводить, а в том, чтобы настойчиво рекомендовать те правила, о которых было сказано в начале главы, особенно учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и постепенное увеличение дозы раздражающего воздействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комплексное применение закаливания

 

Комплексное применение закаливающий мероприятий и физических упражнений в режиме дня детей.

Закаливание является частью физического воспитания. Закаливание, так же как и физические упражнения, должно проводиться систематически и прочно войти в распорядок дня  ребенка. Рациональная организация  режима отвечает потребностям и возможностям ребенка на каждом этапе его развития.

Под режимом понимается определенная система распределения во времени  и последовательности сна и бодрствования, приемов пищи и различной деятельности. Рационально составленный режим  соответствует физиологическим  возможностям ребенка и потребностям его всестороннего развития, а  потому оказывает оздоровляющее, благотворное влияние. То, что ребенок привыкает  в определенное время есть, спать, активно действовать, создает наиболее благоприятные физиологические  условия, готовность организма в  определенное время к выполнению того или иного режимного момента. Так, если ребенок всегда ест в  одно и то же время, его пищеварительный  тракт именно к этому времени  готов к перевариванию пищи. Потребляемая ребенком пища в этот момент попадает в благоприятные условия, лучше  переваривается и усваивается. 
Закаливающие процедуры, проводимые всегда в одно время и в одной и той же обстановке, также гораздо более эффективны в результате появления и закрепления условных связей. Благодаря четкому соблюдению режима вырабатывается динамический стереотип взаимодействия внутренних органов и воспитывается определенный стереотип поведения ребенка. С возрастом изменяется интенсивность жизненных процессов в организме, ритм физиологических функций и соответственно изменяется режим дня ребенка. 
В детских учреждениях придается большое значение рациональной организации режима дня и строгому его выполнению. При воспитании в семье необходимо также уделять должное внимание режиму дня ребенка дошкольного возраста.

Программа охватывает четыре ступени физического и психического развития: ранний возраст — от рождения до 2 лет (первая и вторая группы); младший  дошкольный возраст — от 2 до 4 лет (первая и вторая группы); средний  дошкольный возраст — от 4 до 5 лет; старший дошкольный возраст —  от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гигиенические требования при проведении занятий

 

Закаливание организма неразрывно связано с физическими упражнениями. Физические упражнения значительно  расширяют функциональные возможности  всех систем организма, повышают его  работоспособность. Их оздоровительный  и профилактический эффект связан с  повышенной физической активностью, усилением  функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ.  

Специфика того или иного  метода закаливания  и сопровождающих его физических упражнений требует особой формы одежды.

При занятиях в летнее время  одежда состоит из майки и трусов, в прохладную погоду используется хлопчатобумажный или шерстяной трикотажный спортивный костюм. Во время занятий зимой  используется спортивная одежда с высокими теплозащитными и ветрозащитными свойствами. Для обеспечения гигиены тела при занятиях физическими упражнениями необходимо, чтобы спортивная одежда была изготовлена из тканей, обладаюших следующими свойствами: гигроскопичность, вентилируемость, ветроустойчивость, теплозащитность и др. Обувь должна быть легкой, эластичной и хорошо вентилируемой. Она должна быть удобной, прочной и хорошо защищать стопу от повреждений. Важно, чтобы спортивная обувь и носки были чистыми и сухими во избежание потертостей, а при низкой температуре воздуха – обморожения. В зимнее время года рекомендуется непромокаемая обувь, обладающая высокими теплозащитными свойствами.

Таким образом, закаливание  – важное средство профилактики негативных последствий охлаждения организма  или действия высоких температур. Систематическое применение закаливающих процедур снижает число простудных заболеваний в 2-5 раз, а в отдельных  случаях почти полностью исключает  их.

 

Заключение

 

Закаливание ребенка имеет  огромную роль в формировании здоровья детей. Закаливание водой, воздухом, солнцем - все это приводит к закаляющим свойствам, главное правильно выбрать  методику закаливания, иначе процедуры  могут привести к негативным последствияс. Окружающий мир, в том числе и специально создаваемые воздействия в целях закаливания, воспринимается органами чувств и через центральную нервную систему влияет как на деятельность внутренних органов, так и на весь организм в целом. Возникает напряжение вегетативных функций, так называемое состояние стресса. При этом происходит мобилизация всех защитных сил организма: соответствующая координация основных функций жизнеобеспечения (дыхания, кровообращения, основного обмена), перестройка процессов терморегуляции, повышение иммунных свойств крови и др. Все это в совокупности обеспечивает способность человека не заболеть, сохранить свою физическую и психическую работоспособность даже при внезапном и неблагоприятном изменении внешних условий. В детском возрасте это имеет особо важное значение. 
При повторении одних и тех же раздражений скорость ответных реакций организма увеличивается, круг вовлекаемых в реакцию органов и систем суживается, ограничиваясь только теми из них, функция которых предупреждает появление неблагоприятного для всего организма эффекта от действия данного раздражителя. Отмеченная особенность нервной системы лежит в основе механизма закаливания — повторное применение в малых количествах неблагоприятно действующих раздражителей вырабатывает необходимую защитную реакцию всего организма. Этот процесс совершенствования безусловных рефлексов зависит от возраста и связанного с ним уровня развития центральной нервной системы, а также и от ее качественных особенностей: силы, подвижности, уравновешенности нервных процессов — возбуждения и торможения.

Список использованной литературы

 

  1. Артюхова Ю. Как закалить свой организм, Минск, 1999
  2. Иванченко В. Г. тайны русского закала, Москва, 1991
  3. Ильинич В. И. Физическая культура студента, Москва, 2000
  4. Колесников В.С. Закаливание в теории. М., 2006
  5. Лаптев А. П. Закаливайтесь на здоровье, Москва, 1991
  6. Марьина Ю.В. Закаливание ребенка. М., 2006
  7. Мильнер Е. Г. Формула жизни, Москва, 1991
  8. Осипов В.Т. Принципы закаливания детей. М., 2007
  9. Попов С. Н. Лечебная физическая культура, Москва, 1978
  10. Толкачев Б. С. Физкультурный заслон ОРЗ, Москва, 1988
  11. Ягодкин Н.С. Закаляем ребенка. М., 2005

Информация о работе Закаливание