Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 15:16, реферат
Закаливание имеет цель повысить сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. В первую очередь закаливание действует, конечно, на простудные заболевания. Почему именно на них? Все просто. Потому что закаливание вырабатывает устойчивость организма к переохлаждению, а именно переохлаждение и вызывает простудные заболевания.
Однако существует контрастное закаливание как переходная ступень между традиционным и интенсивным закаливанием. Это контрастные ножные ванны, контрастное обтирание, контрастный душ, сауна, русская баня и др. Наиболее распространенным методом для детей является контрастное обливание ножек. Необходимо соблюдать правило - нельзя обливать холодные ноги холодной водой, то есть ноги предварительно нужно согреть. В ванну ставят два таза так, чтобы вода покрывала ноги до середины голени. В одном из них температура воды всегда равна 38 - 40 С, а в другом (в первый раз) на 3 - 4 С ниже. Ребенок сначала погружает ноги в горячую воду на 1 - 2 минуты (топчет ими), затем в прохладную на 5 – 20С. Число попеременных погружений 3 - 6. Каждые 5 дней температуру воды во втором тазике понижают на 1С и доводят до 18 - 10 С. У здоровых детей заканчивают процедуру холодной водой, а у ослабленных - горячей. Контрастное обтирание для усиления воздействия можно проводить с настоем трав. Для более интенсивного охлаждения используют настой мяты. Сухую траву с цветами заливают кипятком из расчета 4 столовые ложки на 1 л, настаивают 30 минут, фильтруют, охлаждают до 20 - 22С. Горячий настой готовят с разогревающими растениями: тимьяном, тысячелистником, пижмой, сосновыми и еловыми иголками. Их берут по 2 столовые ложки на 1 л кипятка, настаивают, фильтруют, подогревают до 38 - 40 С.Сначала растирают ручку ребенка полотенцем, смоченным в холодном настое, затем другой рукавичкой, смоченной в горячем растворе, а после этого сухим полотенцем растирают ручку до покраснения. Так проводят процедуру со второй ручкой, ногами, туловищем. У более старших и закаленных детей при наличии положительных эмоций можно постепенно повышать температуру горячего настоя до 40 - 42 С, а холодного снизить до 4 - 6 С.
Более старшим детям контрастные
ножные ванны можно заменить контрастным
душем: экспозиция горячей воды 40 - 50
С в течение 1 мин, затем в течение
10 – 20С проводят обливание холодной
водой с минимальной
Вначале охлаждение лучше проводить обливанием, затем холодным душем, позднее - купанием в холодной воде, в том числе и в проруби, обтиранием снегом. Постепенно количество заходов в парную увеличивают до 4 - 5. В русской бане часто на раскаленные камни льют не простую воду, а банные коктейли в виде ароматического настоя трав. Например, для антисептического эффекта используют в равных пропорциях мяту, шалфей, тимьян, лист эвкалипта; с успокаивающей целью - тимьян, мяту, душицу, ромашку, березовые почки, зеленую хвою ели; тонизирующее действие оказывают почки тополя (1 часть), цветочные корзинки пижмы обыкновенной (2 части), листья зубовки (1 часть); улучшают дыхание листья березы, дуба, липы, трава душицы, тимьяна. Широко используют в русской бане веники, причем каждый веник вызывает специфический эффект. Например, березовый веник оказывает болеутоляющее, успокаивающее и бронхолитическое действие, дубовый - успокаивающее, противовоспалительное, липовый -бронхолитическое, мочегонное, а также помогает при головной боли, простудных заболеваниях, пихтовый - помогает при радикулитах, невралгии, ольховый при миалгии, рябиновый - оказывает возбуждающее действие и т.д. Контрастное закаливание эффективнее закаливания только холодом. Для этого вида закаливания используют обливание из ведра водой температуры 3 - 4 С, купание в ледяной воде в течение 1 - 4 минут в домашней ванне и, как высшую форму закаливания, зимнее плавание («моржевание»). Страх перед применением этих видов закаливания у взрослых и детей старшего возраста преувеличен из-за незнания и неправильных выводов в крайне немногочисленных научных публикациях. Если родители настаивают на проведении таких видов закаливания, долг медицинского работника состоит не в том, чтобы запретить категорически, так как в большинстве подобных случаев родители все равно их будут проводить, а в том, чтобы настойчиво рекомендовать те правила, о которых было сказано в начале главы, особенно учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и постепенное увеличение дозы раздражающего воздействия.
Комплексное применение закаливания
Комплексное применение закаливающий мероприятий и физических упражнений в режиме дня детей.
Закаливание является частью физического воспитания. Закаливание, так же как и физические упражнения, должно проводиться систематически и прочно войти в распорядок дня ребенка. Рациональная организация режима отвечает потребностям и возможностям ребенка на каждом этапе его развития.
Под режимом понимается определенная
система распределения во времени
и последовательности сна и бодрствования,
приемов пищи и различной деятельности.
Рационально составленный режим
соответствует физиологическим
возможностям ребенка и потребностям
его всестороннего развития, а
потому оказывает оздоровляющее, благотворное
влияние. То, что ребенок привыкает
в определенное время есть, спать,
активно действовать, создает наиболее
благоприятные физиологические
условия, готовность организма в
определенное время к выполнению
того или иного режимного момента.
Так, если ребенок всегда ест в
одно и то же время, его пищеварительный
тракт именно к этому времени
готов к перевариванию пищи. Потребляемая
ребенком пища в этот момент попадает
в благоприятные условия, лучше
переваривается и усваивается.
Закаливающие процедуры, проводимые всегда
в одно время и в одной и той же обстановке,
также гораздо более эффективны в результате
появления и закрепления условных связей.
Благодаря четкому соблюдению режима
вырабатывается динамический стереотип
взаимодействия внутренних органов и
воспитывается определенный стереотип
поведения ребенка. С возрастом изменяется
интенсивность жизненных процессов в
организме, ритм физиологических функций
и соответственно изменяется режим дня
ребенка.
В детских учреждениях придается большое
значение рациональной организации режима
дня и строгому его выполнению. При воспитании
в семье необходимо также уделять должное
внимание режиму дня ребенка дошкольного
возраста.
Программа охватывает четыре
ступени физического и
Гигиенические требования при проведении занятий
Закаливание организма неразрывно
связано с физическими
Специфика того или иного метода закаливания и сопровождающих его физических упражнений требует особой формы одежды.
При занятиях в летнее время
одежда состоит из майки и трусов,
в прохладную погоду используется хлопчатобумажный
или шерстяной трикотажный
Таким образом, закаливание
– важное средство профилактики негативных
последствий охлаждения организма
или действия высоких температур.
Систематическое применение закаливающих
процедур снижает число простудных
заболеваний в 2-5 раз, а в отдельных
случаях почти полностью
Заключение
Закаливание ребенка имеет
огромную роль в формировании здоровья
детей. Закаливание водой, воздухом,
солнцем - все это приводит к закаляющим
свойствам, главное правильно выбрать
методику закаливания, иначе процедуры
могут привести к негативным последствияс.
Окружающий мир, в том числе и специально
создаваемые воздействия в целях закаливания,
воспринимается органами чувств и через
центральную нервную систему влияет как
на деятельность внутренних органов, так
и на весь организм в целом. Возникает
напряжение вегетативных функций, так
называемое состояние стресса. При этом
происходит мобилизация всех защитных
сил организма: соответствующая координация
основных функций жизнеобеспечения (дыхания,
кровообращения, основного обмена), перестройка
процессов терморегуляции, повышение
иммунных свойств крови и др. Все это в
совокупности обеспечивает способность
человека не заболеть, сохранить свою
физическую и психическую работоспособность
даже при внезапном и неблагоприятном
изменении внешних условий. В детском
возрасте это имеет особо важное значение.
При повторении одних и тех же раздражений
скорость ответных реакций организма
увеличивается, круг вовлекаемых в реакцию
органов и систем суживается, ограничиваясь
только теми из них, функция которых предупреждает
появление неблагоприятного для всего
организма эффекта от действия данного
раздражителя. Отмеченная особенность
нервной системы лежит в основе механизма
закаливания — повторное применение в
малых количествах неблагоприятно действующих
раздражителей вырабатывает необходимую
защитную реакцию всего организма. Этот
процесс совершенствования безусловных
рефлексов зависит от возраста и связанного
с ним уровня развития центральной нервной
системы, а также и от ее качественных
особенностей: силы, подвижности, уравновешенности
нервных процессов — возбуждения и торможения.
Список использованной литературы