Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 02:49, контрольная работа
Закономерности процессов восстановления (фазность, гетерохронность, неравномерность, избирательность). Факторы, влияющие на скорость восстановления. Методы и средства ускорения процессов восстановления.
1) фазность ВП:
а)быстрое восстановление: при разных видах работы она разная по времени от 1-3-5 мин до 1,5-2 часов
5 ВАРИАНТ - 3
Содержание
Закономерности процессов восстановления (фазность, гетерохронность, неравномерность, избирательность). Факторы, влияющие на скорость восстановления. Методы и средства ускорения процессов восстановления.
1) фазность ВП:
а)быстрое восстановление: при разных видах работы она разная по времени от 1-3-5 мин до 1,5-2 часов
В этой фазе быстро снижаются показатели КТС, ликвидируется лактатный компонент О2-долга.
Б) замедленное восстановление: продолжительность в зависимости от хар-ра работы составляет от 10-15-20 мин до 2-3 суток. Снижение показателей КТС и ликвидация О2-долга замедляется, происходит устранение молочной к-ты, восстановление запасов гликогена. К концу фазы физ. работоспособность возвращается к исходному уровню.
В) сверхвосстановление. Имеет место при адекватной работе, хар-р этой фазы зависит от уровня тренированности спортсмена, объема, интенсивности и направленности работы. У высоквалифицированных спортсменов эта фаза протекает наиболее качественно, т.к. у них наработаны соответствующие условные рефлекс. Однако, с ростом тренированности выход на эту фазу усложняется, поэтому постоянно необходимо увеличивать нагрузку
Г) длинное (позднее восстановление). Характеризуется снижением работоспособности к рабочему уровню. Повторные нагрузки в эту фазу роста тренированности не обеспечивают, а только позволяют сохранять достигнутый уровень.
2) гетерохронность ВП. Восстановление разных ф-ций и показателей орг-ма происходит с различной скорость. Поэтому окончание ВП необходимо определять по возвращению к исходному уровню наиболее медленно восстанавливающихся показатей.
Порядок увеличения продолжительности восстановления: фосфогены, ЧСС, АД, СОК, МОК, концентрация глюкозы крови, гликоген мышц, печени, гормоны, ферменты, белки.
3) избирательность ВП. Восстановление
более активно протекает в
тех системах, которые несли основную
нагрузку при мышечной
4) неравномерность ВП. Существует быстрая и медленная фаза ликвидации О2-долга, восстановительные процессы протекают неравномерно.
Факторы, влияющие на скорость ВП:
1) мощность работы
2) уровень тренированности
3) возраст:
- дети при адекватных
- в период полового созревания
ВП замедляется из-за
- после окончания полового
4) условия окружающей среды (высокие и низкие температуры, высокая влажность, гипоксия замедляют ВП)
Различают три группы средств восстановления:
1) педагогические: грамотно постороенный
тренировочный процесс; подбор нагрузки
с учетом возраста, пола, уровня
тренированности и морфо-
2) психологические: релаксация, медитации, аутотренинг. Самый сильный и мощный психолог в команде – тренер.
3) медико-физиологические (биологические): массаж, электросон, сауна, фармакология, аминокислотные добавки, прием адаптогенов)
Мероприятия, мобилизирующие резервные и иммунные возможности: массаж БАТ; дыхание кислородом; гипоксические тренировки; тепловые процедуры, ультрафиолетовые облучения; адаптогены и препараты быстро снимающие усталость (антигипоксанты: алифен, фироцитон, глицин). Они вызывают срочную мобилизацию.
Утомление – это состояние, возникающее в результате интенсивной или продолжительной работы и сопровождающееся снижением физической работоспособности. Оно является не результатом истощения организма, а сигналом о возможности существенных биохимических и функциональных изменений, вследствие которых автоматически снижается работоспособность и предотвращаются чрезмерные сдвиги.
В зависимости от преобладания содержания работы – умственной или физической – речь идет об умственном или физическом утомлении. Различают также острое и хроническое, общее и локальное, скрытое (компенсируемое) и явное (не компенсируемое) утомление.
Основную роль в развитии утомления при ациклической работе играет изменение функционального состояния нервных центров. Во время спортивных игр, например, снижаются подвижность нервных процессов и возможности вегетативных систем, а также накапливается КД. Во время силовых и скоростно-силовых упражнений снижается мобилизационная возможность нервных центров – способность развивать максимальную деятельность за короткое время. При статических усилиях основной причиной утомления является развитие запредельного торможения в нервных центрах под влиянием мощного потока афферентных импульсов, поступающих от напряженных мышц.
Утомление при статических усилиях наступает быстро, несмотря на кажущуюся иногда легкость упражнения. Так, например, весьма трудно простоять в положении полуприседа в течение 1–2 мин. Вис на перекладине, упор на брусьях, держание угла в висе или упоре также принадлежат к числу трудных упражнений статического характера, которые ограничены во времени. Динамическая работа, при выполнении которой отдельные мышцы несут преимущественно статическую нагрузку, вызывает снижение работоспособности в первую очередь именно этих мышц.
Особое значение в развитии утомления при статических усилиях принадлежит центральной нервной системе. При любой работе динамического характера в центральной нервной системе происходит непрерывное чередование процессов возбуждения и торможения. Такой характер функционирования нервных центров обеспечивает более длительную их работоспособность. При статическом усилии в соответствующих нервных центрах состояние возбуждения поддерживается непрерывно, без ритмического чередования с торможением. Такой характер функционирования нервных центров ведет к быстрому понижению их работоспособности, что, очевидно, обусловливает возникновение в них парабиотического торможения. В результате характер пусковых и регулирующих влияний, идущих из нервных центров к мышцам, быстро изменяется, степень напряжения мышц все более уменьшается и, наконец, статическое усилие прекращается совсем.
Энергетические затраты даже при тяжелых статических усилиях сравнительно невелики; сдвиги со стороны деятельности вегетативных органов невысоки, причем заметное увеличение дыхания и деятельности сердца наблюдается не во время самого усилия, а по прекращении его в восстановительном периоде («феномен статического усилия»). Таким образом, в развитии утомления при статических усилиях ни энергетические затраты сами по себе, ни сдвиги в деятельности вегетативных органов не играют основной роли.
Считалось, что в развитии утомления при статических усилиях основное значение имеет недостаточное кровообращение в длительно напряженных мышцах вследствие механического сдавливания сосудов и бездействия «мышечного насоса». В связи с затрудненным кровообращением в мышцах могут накапливаться недоокисленные продукты в количестве, затрудняющем дальнейший распад энергетических веществ. При исследовании статически напряженных мышц в них не было обнаружено большого количества недоокисленных продуктов распада. Это опровергает предположение, что утомление при статических условиях зависит от недостаточного кровоснабжения статически напряженных мышц. Главнейшее значение в развитии утомления при статических усилиях имеет, как уже было указано выше, изменение функциональных свойств нервных центров.
Иногда статическое напряжение определенных мышц является компонентом динамической работы (например, напряжение мышц спины при беге); при недостаточной тренированности эти мышцы утомляются в первую очередь.
При необходимости в течение длительного времени неподвижно сохранять одну и ту же позу тела происходит утомление статически напряженных мышц, сопровождаемое иногда болевыми ощущениями. Длительное удерживание однообразной позы приводит также к нарушению крово- и лимфообращения и застойным явлениям (скопление венозной крови и лимфы) в наиболее низко расположенных при данном положении частях тела, отмечается общее чувство усталости и понижение работоспособности.
Двигательный навык (ДН) – это новая форма движения или действия, приобретенная в процессе тренировки по механизму временных связей (то есть природа двигательного навыка рефлекторна). Фонд разных ДН в организме состоит, с одной стороны, из врожденных ДН, с другой – из ДН, приобретенных в результате специального обучения в течение индивидуальной жизни. Человек рожается с ограниченным по количеству и сложности фондом двигательного навыка(сосание, глотание, моргание, сгибание и разгибание конечностей в ответ на раздражение и др.). По наследству передается чрезвычайно важное свойство – пластичность нервной системы, что обеспечивает высокую степень тренированности, то есть способности овладевать новыми формами двигательных актов, адекватных измененным условиям жизнедеятельности.
Каждый ДН рассматривают как многокомпонентную систему, состоящую из двигательного (проявляется в структуре самого двигательного акта), вегетативного (связанного со структурой вегетативного обеспечения выполнения движения) и сенсорного (связанного с деятельностью анализаторов) компонентов. В зависимости от вида деятельности значения их изменяются. Например, для бегуна на длинные дистанции важнейшими являются двигательный и вегетативный компоненты, а для гимнаста или фехтовальщика – сенсорный.
В сложном нервном механизме формирования двигательных актов и управления ими важное место принадлежит информации, получаемой из внешней среды и от различных частей тела и систем организма.
Обратные связи и их роль в формировании и совершенствовании техники движений.
Нервная система, вызывая через пусковые двигательные и вегетативные нервы какую-либо деятельность, благодаря наличию обратных связей сразу же начинает получать от управляемых органов (мышц, сердечно-сосудистой системы и т.д.). а также из внешней среды информацию о совершившемся действии. Сигналы обратных связей, являясь важнейшим фактором корреляции движений, поступают в ЦНС через органы чувств и поэтому называются также сенсорными коррекциями (Н. А. Бернштейн).
Различают внутренние обратные связи, которые сигнализируют о характере работы мышц, сердца и других систем организма, и внешние, несущие информацию о деятельности из внешней среды (точность метания, направление движения мяча в футболе, изменение положения тела противника в борьбе и т.д.).
Внутренние обратные связи при выполнении физических упражнений осуществляются преимущественно через двигательную (проприоцептивную), вестибулярную и интероцептивную сенсорные системы, внешние - через зрительную, слуховую и тактильную.
Существенное значение для совершенствования техники движений имеет и так называемая сторонняя информация, получаемая от тренера и других лиц в результате наблюдения за Движениями. Помимо наблюдений в настоящее время широко используется различного рода инструментальная техника, гензометрия, электромиография, цикло- или киносъемки, видеомагнитофонные записи и т. д., позволяющие оценивать пространственные и временные параметры двигательного акта. Особую ценность полученные данные имеют тогда, когда эта информация является "срочной", т. е. используется для улучшения "техники движения непосредственно вовремя выполнения упражнения, или при последующих повторениях его (В. С. Фарфель
Формирование двигательного навыка является сложным процессом. От элементарных умений происходит переход к умениям высшего порядка. Это осуществляется путем превращения элементарного умения в навык, а затем в более совершенное умение. Навыки в системе произвольных движений – это усвоенное умение решать определенную двигательную задачу.
В соответствии с представлениями Крестовникова, Зимкина и других, первая стадия формирования ДН характеризуется иррадиацией нервного процесса и генерализированным внешним ответом, вторая – концентрацией возбуждения, улучшением координации и формированием стереотипных движений, третья – завершением формирования автоматизма и стабилизацией двигательных актов (Солодков, Сологуб, 2003; Фомин, Вавилов, 1991).
На первой стадии формирования двигательного навыка к выполнению движений привлечены большие мышечные группы, движения несогласованны, неэкономны, работоспособность быстро падает. Вторая стадия характеризуется концентрацией возбуждения, движения делаются точнее, деятельность вегетативных систем приходит в соответствие с работой мышц. Эта фаза характеризуется образованием двигательной доминанты, то есть доминирующих нервных центров в ЦНС, играющих координирующую роль в целенаправленной двигательной деятельности. Третья фаза – образование динамического стереотипа, состоящего в физических упражнениях со своеобразной последовательностю фаз движений. Однако внутренняя структура движения (состав мышц, участвующих в двигательном акте, и количество сокращающих двигательных единиц в этих мышцах) может бесконечно меняться. То есть двигательная деятельность человека характеризуется высокой вариативностью. Значительная часть моторных актов новой структуры благодаря высокой пластичности ЦНС осуществляется путем экстраполяции. Она обеспечивает перенос ДН и возможность «с места» осуществлять новые движения. Экстраполяция – это способность нервной системы на основе приобретенного опыта адекватно решать возникающие двигательные задачи. Увеличение фонда усвоенных движений способствует повышению возможности человека без специального обучения правильно решать новые двигательные задачи.