Значение и роль физической культуры для человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 23:33, реферат

Описание работы

В данной работе автор изучил такое понятие как - физическая форма, выяснил, что
хорошая физическая форма человека слагается из нескольких компонентов:
• выносливость,
• ловкость,
• мышечная сила,
• гибкость.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………… 3
Значение и роль физической культуры для человека……………………………………………………..4
Значение физических упражнений для формирования скелета мышц…………………………5
Спортивная подготовка………………………………………………………………………………………………… 7
Преимущество хорошей физической формы………………………………………………………………….8
Оценки физического развития, функционального состояния и самоконтроль………….9
Методы определения физических нагрузок………………………………………………………………….14
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………16
Список литературы……………………………………………………………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

физическая форма.docx

— 39.84 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………   3

Значение и  роль физической культуры для человека……………………………………………………..4

Значение физических упражнений для  формирования скелета мышц…………………………5

Спортивная подготовка…………………………………………………………………………………………………  7

Преимущество хорошей физической формы………………………………………………………………….8

Оценки физического развития, функционального  состояния и самоконтроль………….9

Методы определения физических нагрузок………………………………………………………………….14

Заключение………………………………………………………………………………………………………………………16

Список литературы……………………………………………………………………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Физическая  форма - это показатель состояния  здоровья человека. Что бы улучшить свое физическое состояние очень  важно выбрать соответствующие, оптимальные нагрузки. Они будут  зависеть от индивидуальных целей, возможностей, состояния здоровья.

Различают:

1) Реабилитации после перенесения различных заболеваний, включая хронические;

2) Восстановительно-оздоровительную деятельность, целью которой является снятие физического и эмоционального напряжения;

3) Улучшение спортивной формы и общей физической подготовки. В процессе происходит развитие возможностей организма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Значение  и роль физической культуры для человека.

Значение физической культуры и  спорта для здоровья, развития и  общего состояния человека трудно преувеличить. С малых лет родители, педагоги, средства массовой информации - радио  и телевидение - внушают ребенку  уникальную полезность физической активности и побуждают детей активно  заниматься спортом. В этом возрасте занятия спортом проходят как  правило под наблюдением опытных  тренеров и специалистов, следящий за правильным и гармоничным развитием  растущего организма. В школьном возрасте эту роль в основном выполняют  учителя физической культуры в школе.

 

К 16-ти годам самосознание человека достаточно сформировывается. Именно с этого момента игровой характер занятия спортом превращается в  серьезное и полное осознание  индивида всей полезности и радости, которую приносят ему физические упражнения. Он осознает, что ловкость, гибкость и изящество прекрасны, а они так же, как энергичность и сила, развиваются в результате занятий спортом.

 

Кроме того, есть еще один положительный аспект: спорт помогает встретится с интересными людьми, налаживать дружеские взаимоотношения, испытывать радость общения и чувствовать себя раскованным и обновленным. Вместе с этим приходит и необходимость самостоятельной оценки своих физических возможностей и, в соответствии с этим , реально рассчитывать свои силы.

 

Хотелось бы еще упомянуть, что  физические нагрузки, активное движение очень благотворно сказываются  на успехах в умственном труде, что  отнюдь не лишнее для учащихся, студентов, рабочих и служащих, и даже пенсионерам.

 

Человеку, хоть раз испытавшему  заряд энергии и бодрости, приливающих  к телу после физической активности, очень трудно в дальнейшем себя этого  лишить  (естественно, если в борьбу не вступает такой отрицательный фактор, как лень ). Поэтому и в 20, и в 30, и в 50, и даже в 70 лет человек стремится к спорту. Естественно, 60-летний дедушка не сможет так же быстро и долго бегать трусцой, как он это делал в свои 20. А если в 20 он этого вообще не делал? Здесь можно употребить достаточно избитую фразу : “ Лучше поздно, чем никогда! “ Но дело вовсе не в этом. Заниматься спортом можно начать в любом возрасте, только делать это надо с умом и с расчетом. Наверняка у того же дедушки найдется с десяток различных болезней и заболеваний. Поэтому обще принятые упражнения и нагрузки ( они даются на среднего здорового человека ) будут не приемлемы.

 

Занятия физической культурой - это  прежде всего профилактика различных  заболеваний и в первую очередь  гипертонии и ишемической болезни  сердца. Эти болезни требуют длительного  лечения. Но, увы, оно не всегда ведет  к выздоровлению. Значительно большой  эффект дает их профилактика.

 

Для того, чтобы добиться профилактического  эффекта, необходимо заниматься физической культурой не менее 2-х раз в  неделю по 30 минут с высокой интенсивностью, подходящей именно для конкретного  возраста занимающегося, при условии, что в выполнении упражнений будут  участвовать не менее 23 мышц всего  тела. Для предупреждения болезней опорно-двигательного аппарата (позвоночника, суставов) следует делать гимнастические упражнения, которые выполняются с участием всех суставов да еще с большей амплитудой.

 

В процессе занятия физическими  упражнениями повышается работоспособность.

Об этом де свидетельствует возрастающая способность человека выполнять  большую работу за определенный промежуток времени. С нарастанием работоспособности  в состоянии мышечного покоя  уменьшается частота сердечных  сокращений. Человек начинает больше работать, но при этом меньше устает. Отдых и прежде всего сон используется организмом полностью.

 

 

 

 

Значение физических упражнений для формирования скелета мышц.

 

Мощность и величина мышц находятся  в прямой зависимости от упражнений и тренировки. В процессе работы усиливается кровоснабжение мышц, улучшается регуляция их деятельности нервной  системой, происходит рост мышечных волокон, т.е. увеличивается масса мускулатуры. Способность к физической работе, выносливость являются результатом  тренировки мышечной системы. Увеличение двигательной активности детей и  подростков приводит к изменениям в  костной системе и более интенсивному росту их тела. Под влиянием тренировки кости становятся более крепкими и устойчивыми к нагрузкам  и травмам. Физические упражнения и  спортивная тренировка, организованные с учетом возрастных особенностей детей  и подростков, способствуют устранению нарушений осанки. Скелетные мышцы  оказывают влияние на течение  обменных процессов и на осуществление  функций внутренних органов. Дыхательные  движения осуществляются мышцами груди  и диафрагмой, а мышцы брюшного пресса способствуют нормальной деятельности органов брюшной полости, кровообращения и дыхания. Сейчас все уже знают, что малоподвижный образ жизни - гипокинезия - вреден здоровью. Избыточная масса, развивающийся склероз и  связанные с ним сердечно-сосудистые нарушения - следствия гопокинезии. Разносторонняя мышечная деятельность повышает работоспособность организма. При этом уменьшаются энергетические затраты организма на выполнение работы. При систематическом выполнении физических нагрузок формируются более  совершенный механизм дыхательных  движений. Увеличивается глубина  дыхания, повышается использование  кислорода тканями организма. Под  влиянием тренировок увеличивается  жизненная емкость легких. Кровеносные  сосуды в процессе тренировки становятся более эластичными, что улучшает условия передвижения крови. Если человек  малоподвижен по роду свой работы, не занимается спортом и физической культурой, то в среднем и пожилом возрасте эластичность и сократительная способность  его мышц снижается. Мышцы становятся дряблыми. В результате слабости мышц брюшного пресса происходит опущение внутренних органов и нарушается функция желудочно-кишечного тракта. Слабость мышц спины вызывает изменение  осанки. Постепенно развивается сутулость. Нарушается координация движений. Для  нашего времени характерны широкие  возможности повышения уровня физического  развития человека. Нет возрастного  предела для занятий физической культурой. В пожилом возрасте систематическое  выполнение физических упражнений препятствует отложению солей в суставах, способствует сохранению их подвижности, укрепляет связочный аппарат и мускулатуру. При этом двигательные навыки сохраняются на высоком уровне, пожилые люди с возрастом не теряют уверенности в движениях. Упражнения являются эффективным средством совершенствования двигательного аппарата человека. Они лежат в основе любого двигательного навыка и умения. Под влиянием упражнений формируются законченность и устойчивость всех форм двигательной деятельности человека. Физиологический смысл упражнения сводится к образованию динамического стереотипа. В начальный период выполнения упражнения имеет место широко распространенное возбуждение в коре больших полушарий головного мозга. В деятельное состояние вовлекается большое число мышц, движения ученика неловки, суетливы, хаотичны. При этом сокращаются многочисленные мышечные группы, часто не имеющие никакого отношения к данному двигательному акту. Вследствие этого развивается торможение, снижается мышечная работоспособность. По мере упражнений широко распространенное корковое возбуждение концентрируется, образуется очаг стационарного возбуждения, концентрированного в ограниченной группе мышц, непосредственно связанных с данными упражнением или двигательным актом, отчего движения становятся более четкими, свободными, координированными и более экономичными в смысле затрат времени и энергии На заключительной стадии образуется устойчивый стереотип, по мере повторения упражнения движения становятся автоматизированными, хорошо координированными, и они выполняются только за счет сокращения тех групп мышц, которые необходимы для данного двигательного акта. При помощи систематической тренировки достигается увеличение мощности и полезного действия мышц тела. Это увеличение достигается, с одной стороны, благодаря развитию мышц, участвующих в данной работе ( тренируемые мышцы увеличиваются в объеме, в связи с чем возрастает их сила), а также в результате изменений, которые претерпевают сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Дыхание у тренированных людей в покое более редкое и доходит до 8-10 в мин по сравнению с 16-20 у нетренированных. Уменьшение частоты дыхания сопровождается углублением дыхания, поэтому вентиляция легких не уменьшается. При мышечной работе легочная вентиляция может доходить до 120 л в минуту. У тренированных людей увеличение вентиляции совершается за счет углубления дыхания, тогда как у нетренированных - за счет учащения дыхания, которое остается поверхностным. Углубленное дыхание тренированных людей способствует лучшему насыщению крови кислородом. У тренированных людей происходит уменьшение числа сердечных сокращений, но увеличивается систолический (ударный) и минутный объем крови при незначительном учащении работы сердца. У нетренированных людей минутный объем увеличивается за счет учащения сердечной деятельности при незначительном повышении систолического объема.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спортивная подготовка

 

Спортивная подготовка (тренировка) — это целесообразное использование  знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.

 

В настоящее время спорт развивается  по двум направлениям, имеющим различную  целевую направленность, — массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели и задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между  ними не существует из-за естественного  перехода части тренирующихся из массового спорта в «большой»  и обратно.

 

Цель спортивной подготовки в сфере  массового спорта — укрепить здоровье, улучшить физическое состояние и  активный отдых.

 

Цель подготовки в сфере спорта высших достижений — добиться максимально  высоких результатов в соревновательной деятельности.

 

Однако, что касается средств, методов, принципов спортивной подготовки (тренировки), то они аналогичны как в массовом спорте, так и в спорте высших достижений. Принципиально общей  является и структура подготовки спортсменов, тренирующихся и функционирующих  в сфере массового спорта и  спорта высших достижений.

 

Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический, тактический  и психический элементы.

 

Под технической подготовленностью  следует понимать степень освоения спортсменом техники системы  движений конкретного вида спорта. Она тесно связана с физическими, психическими и тактическими возможностями  спортсмена, а также с условиями  внешней среды. Изменения правил соревнований, использование иного  спортивного инвентаря заметно  влияет на содержание технической подготовленности спортсменов.

 

В структуре технической подготовленности всегда присутствуют так называемые базовые и дополнительные движения.

 

К базовым относятся движения и  действия, составляющие основу технической  оснащенности данного вида спорта. Освоение базовых движений является обязательным для спортсмена, специализирующегося  в данном виде спорта.

 

К дополнительным относятся второстепенные движения и действия, элементы отдельных  движений, которые не нарушают его  рациональность и в то же время  характерны для индивидуальных особенностей данного спортсмена.

 

Физическая подготовленность —  это возможности функциональных систем организма. Она отражает необходимый  уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.

 

Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, насколько он овладеет средствами спортивной тактики (например, техническими приемами, необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной).

 

Психическая подготовленность по своей  структуре неоднородна. В ней  можно выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую  и специальную психическую подготовленность.

 

Волевая подготовленность связана  с такими качествами, как целеустремленность (ясное видение перспективной  цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску  в сочетании с обдуманностью  решений), настойчивость и упорство (способность мобилизовать функциональные резервы, активность в достижении цели), выдержку и самообладание (способность  управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность. Некоторые их этих качеств могут  быть изначально присущи тому или  другому спортсмену, но большая их часть воспитывается и совершенствуется в процессе регулярной учебно-тренировочной  работы и спортивных соревнований.

 

В структуре специальной психической  подготовленности спортсмена следует  выделить те стороны, которые можно  совершенствовать в ходе спортивной подготовки:

 

▪ устойчивость к стрессовым ситуациям тренировочной и соревновательной деятельности;

 

▪ кинестетические и визуальные восприятия двигательных действий и окружающей среды;

 

▪  способность к психической регуляции движений, обеспечение эффективной мышечной координации;

 

▪  способность воспринимать, организовывать и 'перерабатывать информацию в условиях дефицита времени;

 

способность к формированию в структурах головного мозга опережающих  реакций, программ, предшествующих реальному  действию.

 

 

 

 

Преимущество хорошей физической формы

 

Пребывание в хорошей физической форме гарантирует вам множество  преимуществ и выгод. Наиболее очевидные  из них следующие:

 

1) повышается эффективность выступлений  на соревнованиях и в спаррингах;

 

2) улучшается деятельность сердечно-сосудистой  системы и снижается риск сердечно-сосудистых  заболеваний;

 

3) повышается устойчивость к  стрессовым ситуациям;

Информация о работе Значение и роль физической культуры для человека