Значение и роль физической культуры для человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 23:33, реферат

Описание работы

В данной работе автор изучил такое понятие как - физическая форма, выяснил, что
хорошая физическая форма человека слагается из нескольких компонентов:
• выносливость,
• ловкость,
• мышечная сила,
• гибкость.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………… 3
Значение и роль физической культуры для человека……………………………………………………..4
Значение физических упражнений для формирования скелета мышц…………………………5
Спортивная подготовка………………………………………………………………………………………………… 7
Преимущество хорошей физической формы………………………………………………………………….8
Оценки физического развития, функционального состояния и самоконтроль………….9
Методы определения физических нагрузок………………………………………………………………….14
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………16
Список литературы……………………………………………………………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

физическая форма.docx

— 39.84 Кб (Скачать файл)

 

4) стабилизируется вес;

 

5) улучшается сон и пищеварение;

 

6) увеличивается уверенность в  собственных силах;

 

7) снижается риск получения травм;

 

8) повышается удовольствие от  занятий любой деятельностью;

 

9) повышается самооценка;

 

10) повышается самодисциплина.

 

 

 

Оценки физического развития, функционального состояния и самоконтроль.

 

Занятия физическими упражнениями являются очень сильным средством  изменения физического и психического состояния человека. Правильно организованные занятия укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность, совершенствуют функциональные системы  организма человека.

 

Для примера возьмем сердечно-сосудистую систему и ее основной орган –  сердце. Как уже отмечалось, ни один орган не нуждается столь сильно в тренировке и не поддается ей столь легко, как сердце. Работая  с большой нагрузкой, сердце неизбежно  тренируется. Расширяются границы  его возможностей, и оно приспосабливается  к переброске намного большего количества крови, чем это может сделать  сердце нетренированного человека.

 

В процессе регулярных занятий физическими  упражнениями, спортом, как правило, происходит увеличение размеров сердца, причем различные формы двигательной активности имеют и различные  возможности по совершенствованию  сердца.

 

Вместе с тем необходимо понимать, что бесконтрольное и бессистемное использование средств физической культуры неэффективно, а в некоторых  случаях может нанести непоправимый вред здоровью, и примеров этому  каждый может привести множество.

 

Исключить все условия, при которых  может иметь место отрицательное  воздействие занятий физическими  упражнениями, спортом, призваны мероприятия  контроля и самоконтроля самих занимающихся.

 

Целью контроля является оптимизация  процесса занятий физическими упражнениями на основе объективной оценки состояния  организма.

 

Диагностика состояния организма  при занятиях физической культурой  включает в себя различные виды контроля: врачебный, педагогический, но особое место занимает самоконтроль.

 

 

 

Физическое развитие, методы оценки

 

Как уже отмечалось, физическое развитие – это изменение форм и функций  организма человека в течение  его жизни.

 

Определить уровень и особенности  физического развития можно, прежде всего, с помощью антропометрии.

 

Антропометрия – система измерений  и исследований в антропологии линейных размеров и других физических характеристик  тела.

 

Антропометрические измерения  проводят по общепринятой методике с  использованием специальных, стандартных  инструментов. Измеряются: рост стоя и  сидя, вес тела, окружность шеи, грудной  клетки, талии, живота, плеча, предплечья, бедра, голени, ЖЕЛ, становая сила и  сила мышц кисти, диаметры – плечевой, грудной клетки и тазогребневой, жироотложение.

 

Уровень физического развития оценивается  с помощью трех методов: антропометрических стандартов, корреляции и индексов.

 

Антропометрические стандарты  – это средние значения признаков  физического развития, полученные при  обследовании большого контингента  людей, однородного по составу (возрасту, полу, профессии и т.д.). Средние величины (стандарты) антропометрических признаков определяются методом математической статистики. Для каждого признака вычисляют среднюю арифметическую величину (М – mediana) и средне-квадратичное отклонение (S – сигма), которое определяет границы однородной группы (нормы). Так, например, если средний рост студентов 173 (М) ± 6 (S) см, то большинство обследованных (68–75)%  имеют рост в пределах от 167 (173- 6) см до 179 (173+6) см.

 

Для оценки, сначала определяется отличие показателей обследуемого от аналогичных стандартных. Например, обследуемый студент имеет рост 181,5 см, а средний показатель по стандартам (173 см при S = ±  6), значит рост данного  студента на 8,5 см больше среднего. Затем  полученная разница делится на показатель S. Оценка определяется в зависимости  от величины полученного частного: меньше - 2,0 (очень низкое); от - 1,0 до - 2,0 (низкое); от - 0,6 до - 1,0 (ниже среднего); от - 0,5 до +0,5 (среднее); от + 0,6 до +1,0 (выше среднего); от +1,0 до +2,0 (высокое), больше +2,0 (очень высокое).

 

В нашем примере получаем частное 8,5:6,0=1,4. Следовательно, рост обследуемого студента соответствует оценке “высокий”.

 

Индексы физического развития. Это  показатели физического развития, представляющие соотношение различных антропометрических признаков, выраженных в априорных  математических формулах.

 

Метод индексов позволяет делать ориентировочные  оценки изменений пропорциональности физического развития. Индекс –  величина соотношения двух или нескольких антропометрических признаков. Индексы  построены на связи антропометрических признаков (веса с ростом, жизненной  емкостью легких, силой и т. п.) Разные индексы включают разное число признаков: простые (два признака), сложные –  больше. Наиболее часто встречающиеся  индексы.

 

Ростовой индекс Брока-Бругша. Для  получения должной величины веса вычитается 100 из данных роста до 165 см; при росте от 165 до 175 см – 105, а  при росте 175 см и выше – 110. Полученная разность и считается должным  весом.

 

Весоростовой индекс (Кетле) определяется делением данных веса (в г) на данные роста (в см). Средними показателями считаются 350–400 г у мужчин и 325–375 г у женщин.

 

 

Функциональные состояние  и пробы

 

Функциональное состояние –  комплекс свойств, определяющий уровень  жизнедеятельности организма, системный  ответ организма на физическую нагрузку, в котором отражается степень  интеграции и адекватности функций  выполняемой работе.

 

При исследовании функционального  состояния организма, занимающегося  физическими упражнениями, наиболее важны изменения систем кровообращения и дыхания, именно они имеют основное значение для решения вопроса  о допуске к занятиям спортом  и о “дозе” физической нагрузки, от них во многом зависит уровень  физической работоспособности.

 

Важнейший показатель функционального  состояния сердечно-сосудистой системы  – пульс (частота сердечных сокращений) и его изменения.

 

Пульс покоя: измеряется в положении  сидя при прощупывании височной, сонной, лучевой артерий или по сердечному толчку по 15-секундным отрезкам 2–3 раза подряд, чтобы получить достоверные  цифры. Затем делается перерасчет на 1 мин. (число ударов в минуту).

 

ЧСС в покое в среднем у  мужчин (55–70) уд./мин., у женщин – (60–75) уд./мин. При частоте свыше этих цифр пульс считается учащенным (тахикардия), при меньшей частоте  – (брадикардия).

 

Для характеристики состояния сердечно-сосудистой системы имеют также большое  значение данные артериального давления.

 

Артериальное давление. Различают  максимальное (систолическое) и минимальное (диастолическое) давления. Нормальными  величинами артериального давления для молодых людей считаются: максимальное от 100 до 129 мм рт. ст., минимальное  – от 60 до 79 мм рт. ст.

 

Артериальное давление от 130 мм рт. ст. и выше для максимального и  от 80 мм рт. ст. и выше для минимального называется гипертоническим состоянием, соответственно ниже 100 и 60 мм рт. ст. –  гипотоническим.

Для характеристики сердечно сосудистой системы большое значение имеет  оценка изменений работы сердца и  артериального давления после физической нагрузки и длительность восстановления. Такое исследование проводится с  помощью различных функциональных проб.

 

Функциональная проба – неотъемлемая часть комплексной методики врачебного контроля лиц, занимающихся физической культурой и спортом. Применение таких проб необходимо для полной характеристики функционального состояния  организма занимающегося и его  тренированности. Результаты функциональных проб оцениваются в сопоставлении  с другими данными врачебного контроля. Нередко неблагоприятные  реакции на нагрузку при проведении функциональной пробы являются наиболее ранним признаком ухудшения функционального  состояния, связанного с заболеванием, переутомлением, перетренированностью.

 

 

Приводим наиболее часто встречающиеся  функциональные пробы, используемые в спортивной практике, а также пробы, которые можно использовать при самостоятельных занятиях физической культурой.

20 приседаний за 30 с. Занимающийся  отдыхает сидя 3 мин. Затем подсчитывается  ЧСС за 15 с с пересчетом на 1 мин. (исходная частота). Далее выполняются  20 глубоких приседаний за 30 с,  поднимая руки вперед при каждом  приседании, разводя колени в  стороны, сохраняя туловище в  вертикальном положении. Сразу  после приседаний, в положении  сидя, вновь подсчитывается ЧСС  в течение 15 с с пересчетом  на 1 мин. Определяется увеличение  ЧСС после приседаний сравнительно  с исходной в % . Например, пульс  исходный 60 уд./мин., после 20 приседаний 81 уд./мин., поэтому (81–60) : 60 ґ 100 = 35% .

 

 

 

Самоконтроль

 

Самоконтроль – это самостоятельное  наблюдение за состоянием своего здоровья, физическим развитием, функциональным состоянием организма, физической подготовленностью и их изменениями под влиянием занятий физическими упражнениями и спортом.

 

Самоконтроль является существенным дополнением к врачебному и педагогическому  контролю, но ни в коем случае их не заменяет. Самоконтроль может носить врачебный или педагогических характер, а может включать в себя и то, и другое. Данные самоконтроля оказывают  большую помощь преподавателю в  регулировании физической нагрузки, а врачу – своевременно сигнализируют  об отклонениях в состоянии здоровья.

 

К субъективным показателям самоконтроля относятся: самочувствие, настроение, наличие или отсутствие болевых  или других неприятных ощущений, сон, аппетит, отношение к занятиям и  др.

 

К объективным показателям самоконтроля относятся частота пульса, вес, сила мышц, жизненная емкость легких, спортивные результаты и др.

 

Наиболее удобная форма самоконтроля – это ведение дневника, содержание и построение которого может быть различным. Он включает как субъективные, так и объективные показатели самоконтроля. При занятиях физической культурой по учебной программе, а также при самостоятельных  занятиях можно ограничиться такими показателями, как самочувствие, сон, аппетит, болевые ощущения, пульс, вес, тренировочные нагрузки, нарушение  режима, спортивные результаты.

 

Самочувствие является субъективной оценкой состояния организма, отмечается хорошее, удовлетворительное и плохое. При плохом самочувствии фиксируется  характер необычных ощущений.

 

Сон. В дневнике отмечается продолжительность  и глубина сна, его нарушения (трудное  засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и др.).

 

Аппетит отмечается хороший, пониженный, чрезмерный. Различные отклонения в  состоянии здоровья быстро отражаются на аппетите, поэтому его существенные изменения, как правило, являются результатом  переутомления, заболевания или  несоблюдения правил культуры питания.

 

Пульс – важный показатель состояния  организма. Обычно на учебных занятиях по физической культуре частота пульса при средней нагрузке достигает 130–150 уд./мин. На спортивных тренировках, при значительных физических нагрузках  частота пульса доходит до 180–200 уд./мин. и более. После большой  физической нагрузки пульс приходит к исходным величинам через 20–30, иногда через 40–50 мин.

 

Если в указанное время после  учебно-тренировочного занятия пульс  не возвращается к исходным величинам, это свидетельствует о наступлении  большого утомления в связи с  недостаточной физической подготовленностью  или наличием каких-то отклонений в  состоянии организма.

 

Для оценки деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы можно  применять различные функциональные пробы, а их результаты записывать в  дневник самоконтроля.

 

Вес тела рекомендуется определять утром натощак, в одном и том  же костюме. В первом периоде тренировки вес обычно снижается, затем стабилизируется  и в дальнейшем за счет прироста мышечной массы несколько увеличивается. При резком снижении веса следует  обратиться к врачу.

 

Тренировочные нагрузки основной части  занятия и нарушение режима вместе с другими показателями дают возможность  объяснить различные отклонения в состоянии организма.

 

Болевые ощущения: в мышцах, голове, в правом или левом боку и в  области сердца могут наступать  при нарушениях режима дня при  общем утомлении организма, формировании тренировочных нагрузок и т. п. Боли в мышцах на начальном этапе занятий  явление закономерное. Во всех случаях  продолжительных болевых ощущений следует обратиться к врачу.

 

Наблюдение за спортивными результатами является важным пунктом самоконтроля, которое показывает правильность применения средств и методов занятий  и тренировок, и может выявить  дополнительные резервы для роста  физической подготовленности.

Информация о работе Значение и роль физической культуры для человека