Актуальные проблемы современности и журналистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Средства массовой информации играют важную роль в освещении экологических катастроф современности. Любое событие, создающее угрозу окружающей среде, растительному и животному миру, людям, проживающим вблизи эпицентра, в считанные часы становится достоянием мировой общественности. С развитием современных информационных технологий становится все труднее скрыть какое-либо серьезное происшествие, а появление так называемой «мобильной журналистики» сократило время появления соответствующей информации в СМИ до нескольких минут.

Содержание работы

Введение3
Глава 1. Экологические катастрофы современности и журналистское сообщество
1.1. Экологические катастрофы: эволюция представлений о проблеме4
1.2. Международная федерация экологических журналистов как средство предотвращения глобальной экологической катастрофы
Глава 2. Специфика изображения экологических катастроф в отечественных и зарубежных СМИ (на примере катастрофы в Керченском проливе
2.1. Отражение трагедии в Керченском проливе в отечественных СМИ
2.2. Экологическая катастрофа в Керченском проливе в зеркале мировых средств массовой информации
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Курсовые.doc

— 471.00 Кб (Скачать файл)

Освещение

Свет является необходимым условием для получения изображения. С  помощью света опытный оператор может выявить и подчеркнуть, либо смягчить, уменьшить, самые разные нюансы настроений и чувств, вызываемых той или иной “картинкой”, один и тот же план (кадр) может вызвать совершенно различное (вплоть до полярно противоположного) впечатление. Искусство освещения практически не поддается техническому совершенствованию и целиком зависит от способностей и профессиональной подготовки оператора (и осветителя, если таковой участвует в работе). Применительно к операторскому искусству свет имеет ряд функций. Первая функция света - свет есть условие наличия изобразительной информации. С появлением света в полной до того темноте “появляются” те или иные предметы, пропадает свет - “пропадают” и предметы. Вторая функция света - выявление цвета предметов. Для точного определения цвета того или иного предмета нужно необходимое и достаточное количество света. Необходимое - это тот минимум освещения, ниже которого можно ошибиться в определении цвета того или иного объекта, предмета. Достаточное - это максимум освещения, при котором цвет воспринимается адекватно, а при большем освещение начинается цветоискажение (например, при вспышке молнии или при работе электросварки цвета предметов выбеливаются из-за переосвещения). Третья функция - выявление формы, объема, рельефа и фактуры предметов, создание ощущения пространства и движения. Четвертая функция - эмоциональное воздействие света. Пасмурная погода вызывает настроения грусти, печали, напротив, яркий солнечный день способствует эмоциональному подъему, оптимистическому настроению. В кино и иногда в телевидении использование возможностей освещения создавать контраст: яркое освещение, красота солнечного дня противопоставляется трагичности собственно информации, тем самым усиливается эмоциональное воздействие на зрителя произведением в целом. Применительно к телевидению свет разделяют на несколько видов. Главный - фронтальное освещение. Источник света находится позади видеокамеры. Минимальны контрастность и цветоискажение. Главный недостаток - фронтальный (лобовой) свет слабо подчеркивает объем предметов, так как тени, выделяющие форму и придающие объекту пространственность, скрыты от наблюдателя (оператора). Диагональное освещение предполагает, что источник света находится под углом в 30-60 градусов к оптической оси объектива видеокамеры. Диагональное освещение имеет большие преимущества перед фронтальным и боковым (90 градусов) освещением, именно при этом освещении максимально выявляются и подчеркиваются формы и рельеф объекта и особенно человеческого лица благодаря более выразительной раскладке светотеней. Объем предметов выявляется наилучшим образом. В студийных условиях для смягчения контрастов светотени и добавочной моделировки формы используются дополнительные источники света или отражатели. В операторской практике также существует понятие контровое освещение. Это тот случай, когда источник света находится сзади объекта съемки. Его характеристики - световой контур объекта и блики, сильно увеличенная контрастность. Следует помнить, что кадры, снятые в контровом свете, плохо монтируются с кадрами, снятыми при фронтальном и диагональном освещении. Для достижения стилевого единства свето- и цветотонального решения в материалах съемки очень важна также спектральная стабильность света во всех монтажных кадрах. В пасмурную погоду небо, затянутое облаками, создает равномерное бестеневое (тональное) освещение. Горизонтальные поверхности предметов, расположенные перпендикулярно к падающему отвесно свету, получают более интенсивное освещение, нежели вертикальные поверхности, на которые свет попадает под углом. Изображение получается тональным, то есть, построенным только на цветотональных контрастах, а оттого более мягким, благоприятно воспринимаемым человеческим зрением. Влажная воздушная среда смягчает и растушевывает естественные цвета ("акварельный" эффект) на дальних планах, подчеркивая глубину пространства. Блики на мокрых поверхностях дополнительно способствуют выявлению формы предметов. В практике применяется также понятие режимного освещения (или режимного времени). Режимное время - это 30-4-минутный отрезок времени в момент захода солнца. Солнце зашло, а сумерки еще не наступили. Тени сгущаются. Пространство как бы намечено, но светом уже прорисовывается слабее и слабее. Освещенность падает с каждой минутой. Съемка в условиях режима может мотивироваться чисто художественными требованиями, либо, в репортажной практике, - событиями. При монтаже репортажа нельзя забывать, что солнце заходит в конце дня, а не наоборот, то есть, кадры, снятые "в режиме" не логично применять раньше (по ходу репортажа) тех, что были сняты при ярком солнце, приберегите их для использования в конце репортажа.

Построение кадра. Правило "тройного деления"

Если композиционно разделить  экран по вертикали или по горизонтали  на четное количество частей (пополам, на четыре равные части), результат, как правило, получается скучным. В соответствии с правилом «тройного деления», экран мысленно делится на три равное части по вертикали и по горизонтали. Основные объекты в таком случае располагаются в местах пересечения этих линий. Это, конечно, очень механическое правило. В действительности, на положение объектов в кадре влияют их размеры, форма, яркость, взаимодействие с фоном, относительная важность, и так далее.

Баланс

Если в кадре находится сразу  несколько объектов, общее впечатление  будет изменяться в зависимости  от размеров и яркости каждого  из них. Очевидно, что крупный объект, расположенный далеко от камеры, на экране может выглядеть меньше, чем  крохотный объект, придвинутый к камере вплотную. Важны именно относительные размеры в кадре. Если, например, у одной стороны рамки крупный объект, то его можно уравновесить несколькими небольшими объектами, расположенными у противоположной ее стороны. Все зависит от относительных размеров, яркости и расстояния до центра кадра. Таким образом, секрет удачного баланса изображения в кадре - в том, чтобы избегать монотонных и повторяющихся композиций, неизменно помещающих главный объект съемки в центр плана. Стремиться надо к равновесию всех объектов, попавших в кадр, варьируя их композицию и учитывая их пропорции и относительную яркость.

Ракурс

Позиция камеры относительно объекта  съемки довольно сильно влияет на то, каким  этот объект увидят зрители, и какое  впечатление он на них произведет. Чем меньше выглядит объект в кадре, тем незначительнее он кажется и тем труднее разглядеть его отдельные детали. При этом более заметным становится окружающий фон. В результате, внимание зрителя может полностью переключиться с самого объекта на его "окружение". Кадры, снятые крупным планом, позволяют дополнительно выделить объект. Однако при этом необходимо позаботиться о том, чтобы этот объект на экране не оказался слишком крупным, иначе он будет производить подавляющее впечатление. Кадры, снятые крупным планом, часто утрачивают реальный масштаб и заставляют зрителей забывать о настоящих размерах и пропорциях увеличенного пространства. Если смотреть на какой-нибудь объект сверху вниз, то он кажется не таким внушительным, как при взгляде на него снизу вверх. Даже небольшое смещение камеры вверх или вниз от уровня глаз способно изменить впечатление от объекта съемки, хотя в большинстве случаев при съемке под очень острым вертикальным углом эффект получается излишне драматичным, происходит переизбыток экспрессии.

Принцип оси

Если зритель, увидев, какой-то персонаж с левой стороны экрана, в следующем  кадре обнаруживает его справа, это  сбивает. Чтобы этого не происходило, между двумя объектами или  вдоль направления движения объекта  съемки проводят воображаемую линию (ось). Камеры должны находится строго по одну сторону от этой оси. «Можно пересекать эту ось при непрерывной съемке с движения, можно вести съемку вдоль нее, можно поменять направление самой оси, изменив расположение людей в кадре, но если вы склеите планы, снятые камерами, находящимися по разные стороны от оси, у вас получится зеркальный, "перевернутый" переход или "переброска". При съемке репортажа одной камерой старайтесь не забывать этого правила непосредственно на съемках, ну, а уж если сняли что-то, идущее вразрез, откажитесь от каких-то кадров при монтаже»

Кадр. План. Основные виды съемок

Среди основных дефиниций операторского  и режиссерского дела важнейшее  место занимает понятие кадр. В  кино и телевидении кадр - это  изображение части пространства, заключенное в рамках экрана и видимое в каждый данный момент. В силу того, что телевизионное действие имеет не только пространственные, но и временные характеристики, понятие "кадр" подразумевает и протяженность во времени, то есть, длительность пребывания изображения на экране. Кадром называют также часть телевизионного произведения, снятую в отрезок времени непрерывной работы камеры. В сочетании с временными характеристиками говорят о длинном кадре, коротком кадре, микрокадре. В практике многих телестудий в последние годы получило распространение смешение понятий "план" и "кадр", говоря "план", подразумевают протяженность во времени ("длинный план", "короткий план"), хотя в этих случаях следовало бы говорить о "кадре".

План - это масштаб изображения, характеристика кадра. Понятие "план" выражает степень величины объекта съемки, зависит от расстояния между объективом видеокамеры и объектом съемки и от фокусного расстояния объектива, регулируемого трансфокатором видеокамеры. Наиболее употребительное деление планов - на три вида: общий, средний и крупный. Более точное - на шесть видов: - дальний план (объект и окружающая его обстановка); - общий (объект в полную величину); - средний план (условно - человек до колен); - поясной план (человек по пояс); - крупный план (голова человека); - макроплан (деталь, например, глаза). Важнейшим элементом любого кадра является наличие action'а, действия, пусть даже и минимального. В плоскости таких динамических характеристик обычно выделяется четыре самостоятельных вида съемок:

1. Статичный кадр. Наименее желателен  к применению. В кадре нет движения. Этот вид съемки допустим только  в особых случаях. Например, при  съемке таблички у входа в  здание, какого-либо текста и т.д.  То есть, в тех случаях, когда  кадр содержит информацию, необходимую зрителю, которую он должен прочитать. Иногда снимая статичным кадром человека можно попытаться таким образом передать его особое состояние, однако, ограниченность хронометража кадров в репортажных жанрах редко позволяет использовать статичный кадр в таких целях. Впрочем, такой кадр относился бы уже к разряду психологических, практически неприменяемых в репортажной практике. Изредка статичный план может служить для усиления текста: показать разруху, отсутствие жизни, безмолвие. Правда, и в этом случае имеет право присутствовать в кадре движущийся объект: например, качающееся на ветру дерево. Важно одно - кадр телевизионный это не фотография, несмотря на генетическую общность, это уже разные жанры визуальной информации.

2. Динамичный план. Жестко стоящая камера, неизменное фокусное расстояние объектива, в кадре присутствует естественное движение. Наиболее предпочтительный вид съемки в репортажных жанрах.

3. Искусственный динамичный план. Эффект движения создается в  результате движения камеры (панорама) или изменения фокусного расстояния объектива (отъезд-наезд). В репортаже относительно чаще приемлема короткая панорама. Панорама должна быть законченной: начав движение от какого-то объекта, показ которого соответствует содержанию сюжета, камера должна остановиться на другом объекте аналогичного свойства. Например: от говорящего человека к слушающему. Другой пример: вам необходимо обозначить местность путем показа адресного плана и в то же время в тексте идет, скажем, речь о том, что в этой местности отсутствует движение (предположим, на границе закрыт контрольно-пропускной пункт), либо, напротив, жизнь вернулась в свое русло и движение есть. В этой ситуации очень показательно применение панорамы от таблички указателя населенного пункта (или направления на населенный пункт) на дорогу. Либо в обратном порядке. В зависимости от текста, дорога в момент нахождения ее кадре должна быть либо пустынной, либо по ней обязательно должны двигаться автомашины. Пример использования трансфокатора объектива. У крыльца административного здания проходит митинг. Митингующие обращаются к президенту. Есть табличка: "Президент Киргизской Республики", либо "Администрация Президента". Правомочен отъезд от таблички к общему плану митингующих - правда, такой план необходимо снимать с высокой точки, в ином случае от митингующих останутся одни спины. И в любом случае следующим планом при монтаже необходимо, вероятно показать лица участников митинга. Более простой пример: адрес столицы республики. Фиксированный общий план "Белого Дома", затем наезд на герб и флаг (либо что-то одно) на здании. Имеет право быть и отъезд в обратном порядке. Выбор для использования в сюжете отъезда или наезда зависит уже от общей композиции материала, от того, в какой его части вы этот план захотите использовать.

4. Комбинированный динамичный план. Комбинация реального и искусственного  движения. Самое простое - сопровождение  камерой движущегося объекта.  Иногда используется и сочетание  двух последних видов съемки, причем, объединяющее и панораму, и работу трансфокатора объектива. Едва ли не самый сложный в исполнении, но в то же время этим планом можно дать очень большое количество видеоинформации. Если оператору удалось снять его технически совершенно, если информационное наполнение кадра соответствует тексту, и все элементы этого кадра равноценны, таким кадром можно заменить сразу несколько обычных.

Панорама может быть только строго горизонтальной или строго вертикальной (очень редкий случай). Панорама "по диагонали", под углом, категорически запрещена. При съемках панорамы или с использованием трансфокатора необходимо сделать несколько дублей с различной скоростью движения камеры или трансфокатора. Неизвестно, какой длительности план понадобится при монтаже. Вообще же, использовать эффекты движения камеры или изменения фокусного расстояния объектива следует только в случае явной необходимости.

Если такие планы (с работающим трансфокатором или движением самой  камеры) занимают более 50% телевизионного материала (не считая массовых съемок) или более 10% новостного сюжета, это является творческим браком. Использование этих приемов отвлекает зрителя от восприятия основного содержания сюжета. Такие приемы лучше всего применять не чаще 1-2 раз в новостном сюжете и исключительно для того, чтобы подчеркнуть какие-то детали видеоряда. В любом случае, это не хуже можно сделать путем последовательного использования крупного, среднего и общего планов. Снятые планы обязательно должны быть длиннее, чем они будут использованы в реальности. Причин этому несколько: необходим запас длины ленты для наложения управляющего (служебного) сигнала ; запас дает возможность выбора при монтажном редактировании по содержанию; в случае необходимости можно использовать в разных местах различные по содержанию и по масштабу фрагменты плана; это страхует на случай обнаружения брака на пленке. Из тех же соображений съемка одного и того же объекта по возможности должна проводиться в двух-трех ракурсах.

Запись звука

Звук, который регистрирует во время  внестудийной записи микрофон, передается на видеомагнитофон камеры через соответствующий вход звукового сигнала. На профессиональной видеокамере таких входов два, каждый соответствует отдельной дорожке или каналу звукозаписи. Эти каналы обозначаются как "канал 1" и "канал 2", или "левый" и "правый". Типы дорожек звукозаписи различаются в зависимости от формата видеопленки, с которым вы работаете. Звук может записываться на линейные или продольные звуковые дорожки с помощью одной или нескольких стационарных аудиоголовок. У большинства малоформатных систем две продольные звуковые дорожки. Разницы между первым и вторым аудиоканалом нет, просто дорожки занимают разные участки ленты. В остальном, запись на любой из этих каналов не отличается от записи на другой ни по количественным, ни по качественным характеристикам. Системы, записывающие звук в режиме "hi-fi", пишут на пленке звук вместе с видео на наклонных магнитных строчках. В системах этого типа вращающиеся головки видеозаписи могут служить также и для звукозаписи, либо же для звукозаписи используется отдельная вращающаяся аудиоголовка. Качество звукозаписи значительно возрастает по сравнению с записью на продольные дорожки, потому что скорость пленки относительно вращающейся головки выше, чем относительно стационарной. Кроме того, некоторые малоформатные системы (в частности, 8 мм/Hi-8) способны записывать звук в режиме высокой точности, пользуясь цифровым кодированием в процессе, известном как импульсно-кодовая модуляция (ИКМ).

Информация о работе Актуальные проблемы современности и журналистика