Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:02, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена проблемам учета целевой аудитории при создании концепций печатных СМИ. Поэтому объектами исследования в данной работе будут аудитория СМИ, причем аудитория СМИ прежде всего в маркетинговом смысле этого понятия - «целевая аудитория», на которую «настроено» издание, а также особенности изданий, определяющие и формирующие эту настройку на целевую аудиторию с тем, чтобы представители целевой аудитории ответили изданию взаимностью, то есть добровольно потратили на него свое время (всегда) и свои деньги (не всегда, но часто).
Введение
1. Аудитория СМИ как объект социологического исследования
1.1. Аудитория и издание: аспекты взаимоотношений и практика исследований
1.2. Методика аудиторных исследований
1.3. Сегментация аудитории СМИ
2. Маркетинг СМИ. Теория и практика
2.1. Рынок СМИ. Целевая аудитория издания
2.2. Маркетинговые стратегии конкретных изданий
3. Создание концепции печатного СМИ с учетом целевой аудитории
3.1 Необходимость концепции и ее составляющие
3.2. Алгоритм создания концепции издания с учетом целевой аудитории
Заключение
Приложения
Литература
Первую полосу газеты также необходимо оформлять исходя из информационных запросов и потребностей целевой аудитории. Вынося какой-либо материал на первую полосу, издатель дает знак читателю - «это важно, это нужно прочитать». Если читатель читает и соглашается, то материал для первой полосы выбран правильно, если читает и не соглашается или вообще не читает, то, возможно, издание неверно определило свою целевую аудиторию - «в газетах общеинформационных и деловых, для бедных и для богатых, для молодых и для пожилых» первополосные новости будут разными. Возможен даже такой вариант, когда издания для всех вышеперечисленных групп будут открываться одной и той же новостью, но в каждом случае эта новость будет подана по-своему, «смешанная с различными добавками в разных пропорциях». В противном случае «дизайн даст понять читателю, что ценностные критерии его и ваши расходятся, и он перестанет покупать ваше издание».
Разрабатывая аспект продвижения издания, необходимо учитывать, что
конечной целью продвижения любого товара
является создание бренда, то есть переход
от классической схемы «товар-деньги-товар»
в «товар-бренд-душа-деньги-
Итак, в нашем распоряжении имеются составляющие концепции издания, причем как четко описываемые, например, норма площади, отдаваемой под материалы того или иного типа, так и в определенной степени метафизические, например, «лицо газеты». Осталась последняя стадия работы - построение алгоритма, написание перечня рекомендаций по созданию концепции издания с учетом особенностей целевой аудитории..
3. 2. Алгоритм создания концепции издания с учетом целевой аудитории
В данном подпункте
третьей главы наше внимание сфокульсировано
на включении в концепцию издания
Разработке «маркетинговой» концепции
Затем переходят к маркетинговой части концепции издания, стратегии 4Р: «Product» - продукт, «Pricing» - ценообразование, «Place» - места продажи, каналы распространения, «Promotion» - продвижение, формирование каналов коммуникации с покупателями и посредниками129. Далее рассмотрим каждую из составляющих в отдельности:
монополиста» для заданного сегмента или сегментов рынка в качестве поставщика определенной информации. В виду того, что время, отводимое на потребление печатных СМИ, крайне ограничено, подавляющая часть целевой аудитории при наличии нескольких предназначенных для нее изданий выберет одно, которое станет «номером один» в данном сегменте рынка и оттянет на себя основную часть рекламы, предназначенной для данного сегмента130.
Итак, целевая аудитория определена. Для газет это может быть «чисто территориальная» или «территориально-слоевая» аудитория. Для журналов - «просто специализированная» и «узко специализированная». Это связано со спецификой данных видов СМИ. Рынок газет прежде всего территориальный131. Здесь возможны два базовых варианта - газета «для всех» на очень ограниченной территории (город, район, несколько районов) или газета «для определенного сегмента» потребителей, например качественная городская газета крупного города, равно как и бульварная городская газета этого же города. В этом случае издание привязывается не только к территории, но и к социально-демографическим и психографическим характеристикам потребителя. Его уже не надо делать «универсальным», как районную газету, а надо стремиться максимально удовлетворить запросы исключительно своей целевой аудитории, не более того. Крайний случай такой специализации - издаваемые в столицах «деловые» газеты, предназначенные для крайне узкого сегмента аудитории, однако при относительно небольшом тираже перспективные и прибыльные.
В случае с журналами необходимо определиться, предназначено ли издание «для всех», так или иначе затрагиваемых его тематикой, или же оно будет стремиться к достижению узкого сегмента определенной аудитории. В первом случае изданию необходима широта тем, во втором все решает глубина. К примеру, женские журналы «Лиза» и «Cosmopolitan» предназначены, в принципе, для всех женщин. А журналы «9 месяцев» и «Худеем правильно» содержат углубленную информацию о конкретных сторонах жизни женщины. Журнальному изданию необходим «оптимум» тематики, чтобы его «было зачем купить», чтобы широта и глубина подачи информации совпадала с ожиданиями и запросами его аудитории.
Следующий вопрос, с которым необходимо определиться издателю, это критерий «своя-чужая» информация132. Так для районной газеты обзор местных спортивных секций - это «своя» информация. А углубленные рассуждения о достоинствах и недостатках того или иного вида единоборств - это уже «чужая» информация, это подошло бы специализированному спортивному журналу. Равно как для спортивного журнала, к примеру, предназначенного для любителей единоборств, «чужой» окажется детализованная информация о спортивных автомобилях. Издателю нужно четко уяснить место его издания в системе потребления массовой информации его целевой аудиторией, и избегать дублирования уже существующих более доступных каналов, в то же время искать и заполнять «щели», оставленные ими в его новостном поле. Особенно это касается центральных газет, вынужденных конкурировать с телевидением, и поэтому не могущих сводить свою работу к простому информированию о событиях, о которых уже было сказано накануне в вечерних теленовостях. В газете должно быть «еще нечто»: аналитика, документация, подробности, которые не засняты, но хорошо поддаются описанию словами - то, что по своему формату подходит именно для передачи при помощи прессы133.
При планировании содержания необходимо учитывать момент «адресности». Какая-то часть сообщений будет информацией «для всех», какая-то - «для всей целевой аудитории», а еще какая-то - «для узкого сегмента этой аудитории», тех, кто напрямую затронут темой данного сообщения либо кого оно гарантированно может заинтересовать. Касательно последнего типа информации, то в районной газете это могут быть справочные тематические страницы об образовательных и медицинских учреждениях округи, в центральной газете - философско-методический материал о рекомендуемых действиях родителей, дети которых стали наркоманами. Издание должно быть грамотно наполнено материалами с разной, но заранее определенной адресностью134. При этом рекомендуется даже заранее просчитывать поле адресности, в обязательном порядке заготавливать материалы для соответствующего сегмента, чтобы его не потерять. Так
если центральная газета хочет, чтобы ее читали в правительстве, она должна из номера в номер писать о правительстве, отслеживать его деятельность, публиковать информацию даже при условии, что она будет интересна лишь узкому кругу читателей, что рейтинг данных материалов среди читателей издания в целом будет крайне низок.
Необходимо также учесть, что издания, предназначенные для работы, для практической деятельности и издания, потребляемые «из интереса» требуют совершенно разного подхода при представлении одинаковой информации. В первом случае важна точность и основательность, все остальное вторично. Во втором - самым главным становится интерес, убеждение читателя в значимости и эмоциональной привлекательности данного сообщения. Поэтому при создании концепции издания обязателен учет того, кем и с какой целью оно будет потребляться135.
Важно также определиться,
какое место займет издание в семье выписавшего
либо купившего его. Будет ли оно прочтено
другими членами семьи или же оно предназначено
Так как одним из главных мотивов обращения к СМИ являются развлечения, издателю необходимо определить их долю в своем проекте. Крайние полюса здесь - издание чисто развлекательное либо издание предельно серьезное, подразумевающее, что свою порцию развлечений его читатель получит в другом месте либо в другом издании. Нужно определиться с типом развлечений. Так для бульварной газеты отсутствие эротики будет минусом, для качественной наоборот ее наличие может привести к неадекватному восприятию аудиторией имиджа данной газеты. Качественное издание должно развлекать, но делать это также «качественно», через неудачные высказывания политиков или курьезные фотоснимки. А для районной газеты неудачным выходом будет простая перепечатка анекдотов из сборников или сети Интернет. Удачным - поиск смешного и курьезного на «своей» территории.
Издание в глазах читателя - это не только содержание, информация, но и его внешний вид. При выборе издания роль дизайна не меньше роли содержания, а с учетом того, что значительная часть аудитории многих изданий формируется за счет «случайных» покупателей, именно дизайн является определяющим при выборе данного издания в газетном киоске136. Оформление издания должно соответствовать образу изданий данного типа в сознании аудитории. Так если качественные газеты принято издавать форматом А2 или В2137, то появление на прилавке таблоида, заявленного как качественное издание, может быть воспринято неадекватно, и издателю придется тратить дополнительные деньги на продвижение своего необычно сделанного продукта. Равно как и выпуск газеты форматом А4 - аудитория может попросту не понять, что ей предлагают.
Для журналов формат
играет меньшую роль, так как подавляющее
Следующий элемент оформления издания, определяемый его концепцией - это тип верстки. Разновидность верстки определяют прежде всего два параметра: соотношение текстовой и иллюстративной информации, раздел площади между ними, и роль изобразительных элементов по отношению к текстовым. Что касается соотношения иллюстративной и текстовой информации, то на одном полюсе находятся издания, низводящие тексты до «емкой подписи под фотографиями»140, а на другом качественная пресса, в которой площадь, занимаемая текстами, превосходит площадь иллюстраций в разы. Господство текстов в газете может также стать элементом имиджа - так немецкая «Frankfurter Allgemeine Zeitung» традиционно вообще не публикует иллюстрации на первой полосе, она у этого издания сплошь текстовая.
Соотношения ролей
И последний элемент оформления, который также является определяющим при разработке концепции издания с учетом целевой аудитории - это дизайн первой полосы либо, в случае журнала - обложки. Здесь определяющим является способ приобретения издания. Для подписных изданий либо для качественных с устойчивой аудиторией и сформированным имиджем допускается спокойное оформление с вынесением на первую полосу самого важного для целевой аудитории с точки зрения издателя. В случае промаха издателя ждет внутреннее несогласие аудитории с тем, что данный материал действительно важен для нее и достоин вынесения на первую полосу, и, как следствие, в дальнейшем отказ от покупки либо подписки142. На приобретение же конкретного номера дизайн и заголовки первой полосы оказывают весьма малое влияние. А для массового или бульварного издания, равно как и глянцевого журнала «общего интереса» дизайн первой полосы или обложки может явиться определяющим, так как их приобретают, как правило, в розницу, и решение об их приобретении и о выборе именно этого издания из ему подобных принимается непосредственно в момент покупки. Поэтому первая полоса обязана «цеплять» читателя, служить «крючком» для ловли внимания, иначе производство всего остального издания оказывается бессмысленным - читатель не купит его и не прочитает.
Информация о работе Аудитория СМИ как объект социологического исследования