Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 17:22, контрольная работа
Обращаясь к истории имиджелогии в России, отметим, что понятие «имидж» стало предметом повышенного общественного внимания в конце 80-х годов в связи с новыми социально-экономическими условиями жизни общества. Причем это понятие рассматривалось как средство манипулирования массовым сознанием
Глава 1 Имиджелогия как наука: объект, предмет, методы и задачи исследования
1.1 Тенденции и перспективы развития имиджелогии в России 4...3
1.2. Имидж и имиджмейкеры 9………………………………………10
1.3. Понятие «имидж», его психологическое содержание 11….…..11
1.4 Виды имиджа 16………………………………………………….19
Глава 2 Инструментарий имиджелогии.
1.1 Позиционирование………………………………………………..24
1.2 Манипулирование……………………………………………..….26
1.3 Мифологозация…………………………………………………….27
1.4 Эмоционализация………………………………………………….32
1.5 Формат…………………………………….……………………….34
1.6 Вербализация………………………………………………………36
1.7 Детализация…………………………………………………….…38
1.8 Акцентирование информации…………………………………….39
1.9 Дистанцирование …………………………………………………..40
2.0 Метафоризация……………………………………………….…...41
2.1 Визуализация……………………………………………………….42
2.2 Опрос общественного мнения……………………………………..43
Список литературы………………………………………………………….….44
– продолжение экспериментальной
работы по подготовке на базе профессионального
высшего образования
1.2. Имидж и имиджмейкеры
Имиджмейкер – это профессионал,
занимающийся созданием имиджа кого-
или чего-либо. Практика имиджконсультирования,
сложившаяся в современной
Проблема профессиональной подготовки по предмету «имиджелогия» становится острейшей в современных условиях опережения практики преподавания разработки предметного поля имиджелогии. Сравнение программ обучения имиджелогии в разных учебных заведениях показывает их поверхностный уровень, фактическое отсутствие общих методологических и теоретических позиций у авторов-разработчиков, эклектичность понятийного аппарата, содержательную однобокость, увлеченность практическими технологиями и игнорирование теоретического осмысления материала.
Ситуация осложняется
конфронтационными тенденциями (от
игнорирования существования
В целом в РФ сегодня осуществляют подготовку имиджмейкеров три кафедры имиджелогии в Москве, Астрахани. В Екатеринбурге создан институт имиджелогии. В 1999 году создан первый в России факультет по подготовке профессиональных имиджологов, факультет по «Связям с общественностью» с двумя специализациями – «коммуникационный менеджмент» и «имиджелогия» в институте индустрии Моды.
1.3. Понятие «имидж», его психологическое содержание
Дословный перевод слова
«имидж» – «изображение, подобие,
мысленный образ, представление, символ».
Отметим, что дословный перевод
связывает содержание понятия с
визуальной стороной восприятия человека.
Слово «имидж» в русскоязычном
общении получило распространение
в двух основных значениях: как внешне
наблюдаемый облик и как образ-
Так, справочные издания
раскрывают содержание понятия имидж,
трактуя его как «
Woodword G. C. Politikal Communikation in Amerika. N. V. Praeger, 1985, p. 56); как «мысленное представление чего-то ранее видимого… конкретного или абстрактного, сильно напоминающего …в представлении о другом» (The Randon. House Dictionary of English Language. N. Y., 1973, p. 711). При этом первое определение ограничивает определение имиджа лишь целенаправленно формируемым мнением, второе – приписывает его массовому сознанию, третье – связывает лишь с человеком, четвертое – подчеркивает содержательно-изобразительный характер.
Различные исследователи имиджа дают также достаточно различные его определения.
Известный исследователь имиджа Панасюк А. Ю. понимает под имиджем образ человека, который возникает у других людей [15, с. 9].
Другой исследователь
понятия «имидж» Петрова Е. А.
указывает, что, являясь феноменом
индивидуального, группового или массового
сознания, имидж функционирует как
образ-представление, в котором в
сложной взаимосвязи
Имидж – категория, универсально
применимая к любому объекту, становящемуся
предметом социального
Нефедова И., Власова Е.
дают следующее определение имиджа
– «это проявление внутренних ощущений
и собственных представлений
о себе с учетом стереотипов восприятия
окружающих людей» [10]. Имидж должен
скрывать недостатки и подчеркивать
достоинства. Он может складываться
на основе эмоциональных ролей, которые
люди играют в жизни. И будет меняться
в соответствии с тем, какую социальную
или эмоциональную роль человек
играет или собирается играть в данный
момент. С нашей точки зрения,
такая трактовка имиджа близка к
понятию «стратегическая модель
поведения», которое используется в
психологии делового общения (Г. В. Бороздина).
Под стратегической моделью поведения
понимается «способ поведения человека
в данной ситуации с целью достижения
чего-либо» [6, с. 245]. Использование стратегических
моделей обусловлено
Указанные авторы выделяют
следующие составные части
Пелих А. С., Кизилова Т. Г., Пронченко
А. Г. обозначают имидж как «самопрезентацию,
конструирование человеком
В «Энциклопедии этикета»,
составитель О. И. Максименко, дается
указание на то, что «наш имидж в
большинстве случаев
Орлова Е. А. утверждает, что «имидж – это социальный образ, стремящийся к идеалу» [12]. Он отражается в общественном сознании и общественном бессознательном в результате взаимодействия личности (группы или общности) с данным социальным объектом. Кроме того, автор уточняет, что имидж – сложный, развертывающийся во времени процесс, в ходе которого отражение может становиться все более адекватным отраженному объекту. Психологически этот процесс сходен с построением образа. Формирование имиджа происходит на нескольких уровнях:
– сенсорно-перцептивном – базовом (стереотипно-физиологический);
– представлений образного отражения;
– вербально-логического мышления – понятийном (рациональное познание).
Апраксина М. В. характеризует
имидж как «непосредственное
или преднамеренное создание визуально-аудиального
впечатления о личности или социальной
структуре» [3]. Имидж посредством
впечатления позволяет
Другой исследователь Маркина В. М. [11] подчеркивает, что стержневым в имидже является возможность передать через определенные имидж-сигналы информацию о себе, о своих истинных, глубинных (личностных и профессиональных) устоях, идеалах, планах, деяниях.
Нами были перечислены
определения имиджа, данные разными
исследователями этого
Первый подход связан с рассмотрением имиджа как «набора определенных качеств, т. е. индивидуальности». С такой точки зрения забота об имидже была присуща человеку во все времена. Так, имидж отражался в прозвищах, например, Ярослав Мудрый, Пеппи Длинный Чулок, Иван Грозный, Ричард Львиное Сердце и пр.
Сторонники второго подхода
утверждают, что «имидж» как термин
возник в начале XX века в связи
с развитием средств массовой
информации, в частности телевидения,
поскольку оно потребовало
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
Не существует
единого мнения во взглядах
на сущность имиджа как
Понятие «имидж»
понимается разными авторами
по-разному, однако трактовка,
при любом варианте, отлична от
понимания традиционной для
Можно выделить ряд характеристик имиджа:
– имидж не бывает изолированным,
он изначально включен в своеобразный
«пакет» имиджей, позволяющий реализовывать
его функции, особенно функцию психологической
защиты. Число имиджей зависит
от возраста (критически большое число
имиджей приходится на возраст социализации),
пола (у женщин имиджей пропорционально
больше), имеет пороговый предел
насыщения, связанный с мировоззрением
и мощностью потребности в
личностной самореализации, которая
лишь отчасти удовлетворяется
– классификация и отбор реальных имиджей идет по следующим,
как минимум, критериям: самоощущения;
соответствующих групповых
– имидж имеет инерцию «старения», падения адаптивности (феномен износа имиджа), если не поддерживается усилиями по постоянной его корректировке и контролю эффективности;
– метасистема имиджей равноправна и относительно автономна в
жизни группы, одновременно выражая стороны межличностного общения, бытия групповых норм и ритуалов;
– формирование имиджа возможно
лишь при условии бессознательной
готовности к общению. Частными процессами,
показывающими вызревание такой
готовности, являются: ментальные ориентации
подсознания, уровень тревожности,
фундаментальный
– непосредственной предпосылкой формирования имиджа является не просто индивидуальный социальный опыт, но врожденная ориентация психики на действие, копирование образцов, на переход к творчеству, пониманию, страстям лишь при неудаче стереотипных выборов. В имидже, таким образом, пересекаются линии онто- и филогенеза;
– конкретными психическими механизмами начала строительства
имиджа является воля и переход от восприятия к воле. Необходимость и стабильность имиджей закодирована здесь уже в том, что заведомая неточность и вероятная ошибочность стереотипных выборов во множестве сложных ситуаций допускается как бы «в расчете» на будущую коррекцию групповым общением, имиджем, как механизмами копирования более удачных выборов в группе [23].
Имидж, таким образом, выражает
фундаментальный принцип «
Остановимся на характеристике основных функций имиджа.
Исследователи феномена имиджа выделяют следующие его функции:
– психологической защиты. Она выражает сам потенциал имиджа, возможность, используя его, скрыть свои недостатки, спровоцировав у других фальсифицируемую систему впечатлений; избавиться, хотя бы на некоторое время, от состояний экзистенциальной тревожности; сублимировать свои психические комплексы в систему социально оправданных действий;
– социального тренинга. В одном из своих измерений имидж
представляет собой
– социально-символьного опознавания (идентификации). Имидж
всегда содержит сложные и трудно выполнимые символы готовности человека (или группы) принять «правила игры» не только конкретной общности, но социума вообще. Отсутствие меток такого опознавания вызывает чаще всего отрицание, брезгливость, отторжение;