Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 08:10, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в исследовании природы и функций экспрессивных средств и их роли в процессе языкового творчества журналистов.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть различные точки зрения ученых, связанные с понятием “экспрессивность”;
2. Определить предназначение экспрессивной функции языка
3. Выявить экспрессивные единицы, используемые периодической публицистикой в различных жанрах
4. Исследовать роль и значение экспрессии в периодической публицистике
Введение.
Экспрессивность является в
настоящее время одной из наиболее
активно исследуемых
Цель курсовой работы заключается в исследовании природы и функций экспрессивных средств и их роли в процессе языкового творчества журналистов.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть различные точки зрения ученых, связанные с понятием “экспрессивность”;
2. Определить предназначение экспрессивной функции языка
3. Выявить экспрессивные единицы, используемые периодической публицистикой в различных жанрах
4. Исследовать роль и значение экспрессии в периодической публицистике
Предмет исследования курсовой работы - единицы эмоционально-экспрессивной лексики, реализуемые на текстовом уровне и функционирующие как средства речевого воздействия на читателя, а также их роль в процессе журналистского творчества, связанного с отображением социальной действительности.
Актуальность:
большим вниманием к исследованию эмоционально-экспрессивной лексики в языке газеты;
модернизацией текстов публицистического характера;
проблемным отношением к понятию “экспрессивность” в современной лингвистике.
Объектом изучения являются газеты «Жизнь», «Российская Газета», «Правда», «Известия», «Московский Комсомолец».
Глава 1. Функции эмоционально-экспрессивной лексики в языке газеты.
Многие слова не только определяют понятия, но и выражают отношение к ним говорящего, особого рода оценочность. Например, восхищаясь красотой белого цветка, можно назвать его белоснежным, белехоньким, лилейным. Эти слова эмоционально окрашены: положительная оценка отличает их от стилистически нейтрального определения белый. Эмоциональная окраска слова может выражать и отрицательную оценку называемого понятия: белобрысый, белесый. Поэтому эмоциональную лексику называют еще оценочной (эмоционально-оценочной).
В то же время следует заметить, что понятия эмоциональности и оценочности не тождественны, хотя и тесно связаны. Некоторые эмоциональные слова (например, междометия) не содержат оценки; а есть слова, в которых оценка составляет суть их смысловой структуры, но они не относятся к эмоциональной лексике: хороший, плохой, радость, гнев, любить, страдать.
Особенностью эмоционально-оценочной лексики является то, что эмоциональная окраска "накладывается" на лексическое значение слова, но не сводится к нему: денотативное значение слова осложняется коннотативным.
В составе эмоциональной лексики можно выделить три группы.
Слова с ярким коннотативным значением, содержащие оценку фактов, явлений, признаков, дающие однозначную характеристику людей: воодушевить, восхитительный, дерзание, непревзойденный, первопроходец, предначертать, провозвестник, самопожертвование, безответственный, брюзга, двурушник, делячество, допотопный, напакостить, опорочить, очковтирательство, подхалим, пустозвон, разгильдяй. Такие слова, как правило, однозначны, выразительная эмоциональность препятствует развитию у них переносных значений.
Многозначные слова, нейтральные в основном значении, получающие качественно-эмоциональный оттенок при переносном употреблении. Так, о человеке определенного характера можно сказать: шляпа, тряпка, тюфяк, дуб, слон, медведь, змея, орел, ворона, петух, попугай; в переносном значении используются и глаголы: пилить, шипеть, петь, грызть, копать, зевать, моргать и др.
Слова с суффиксами субъективной оценки, передающие различные оттенки чувств: сыночек, дочурка, бабуля, солнышко, аккуратненько, близехонько - положительные эмоции; бородища, детина, казенщина - отрицательные. Их оценочные значения обусловлены не номинативными свойствами, а словообразованием, так как эмоциональную окрашенность подобным формам придают аффиксы.
Эмоциональность
речи нередко передается особо
выразительной экспрессивной
Нередко
одно нейтральное слово имеет
несколько экспрессивных
Экспрессия
слова нередко наслаивается на
его эмоционально-оценочное
Слова, близкие
по характеру экспрессивности,
классифицируют на: 1) лексику, выражающую
положительную оценку
На эмоционально-экспрессивную
окраску слова влияет его
Развитию
экспрессивных оттенков в
ЭКСПРЕССИВНОСТЬ (букв. "выразительность", от лат. expressio "выражение"), свойство определенной совокупности языковых единиц, обеспечивающее их способность передавать субъективное отношение говорящего к содержанию или адресату речи, а также совокупность качеств речи или текста, организованных на основе таких языковых единиц.
В основе явления экспрессивности
лежат несколько групп
На возникновение
Единицы языка подразделяются
на системно-языковые носители экспрессивности
и системно-нейтральные единицы
(т.е. слова и выражения, которые
сами по себе не являются носителями экспрессивности,
но могут брать на себя эту функцию
при определенных условиях. При этом
в создании экспрессивности речи
или текста ведущую роль играют не
столько заложенный в системе
экспрессивный потенциал
Итак, в зависимости от характера используемых в коммуникативном акте языковых единиц и характеристик коммуникативной ситуации можно выделить следующие четыре типа реализации экспрессивности:
а) системно-языковые носители экспрессивности употребляются в экспрессивном контексте — реализуется внутрисистемная (или ингерентная, словарная, парадигматическая, фондовая) экспрессивность;
б) системно-нейтральные единицы приобретают свойство экспрессивности в экспрессивном контексте — реализуется контекстуальная (или адгерентная синтагматическая, приобретенная) экспрессивность;
в) системно-языковые носители экспрессивности употребляются в нейтральном контексте — происходит контекстуальная утрата экспрессивности (или псевдоэкспрессивность);
г) системно-нейтральные
единицы употребляются в
Границы между перечисленными
случаями не являются жесткими. Так, многократное
использование системно-
Экспрессивность составляет основную часть коннотативного значения языковых единиц, не входя в их денотативное содержание.
Экспрессивность связана
с рядом лингвистических
Общей задачей экспрессивности
является выражение или стимуляция
субъективного отношения к
Степень экспрессивности (иногда отождествляемая со степенью интенсивности) служит одним из различительных признаков для функциональных разновидностей языка. К функциональным разновидностям, отличающимся высокой экспрессивностью, относятся язык художественной литературы, разговорная речь и публицистика, а также язык рекламы. К функциональным разновидностям, отличающимся низкой экспрессивностью, относятся язык науки и техники, а также официально-деловой язык.
Системно-языковые (или парадигматические)
средства выражения экспрессивности
встречаются на всех уровнях языка.
К фонологическим и просодическим
средствам достижения экспрессивности
относятся, в частности, длительность
звука (Отпусти-ите!), звукопись (Дзынь!
— тихо звякнул телефон) и аллитерация
(четыре черненьких чумазеньких чертенка),
акцентирование (Тáк поступать —
справедливо?! Тщательнéе надо, ребята),
специальные ритмико-
В число морфологических средств внутриязыковой экспрессивности входит широкий арсенал экспрессивных морфем, прежде всего диминутивных (уменьшительных, ласкательных) и аугментативных (увеличительных, огрубляющих) суффиксов — соответственно, суффиксы -к-, -ик, -ишк-, -ечк-, -очк-, -чок, -ул’-, -ус’- и суффиксы -ил-, -ин-, -ищ-, -ух-, -ох-, -ях- и др.). Безаффиксные способы словообразования тоже могут создавать эффект экспрессивности — как, например, в отглагольных существительных топ, хлоп, шлеп.
Лексические носители экспрессивности
включают различные группы экспрессивной
лексики, а также тропы (метафору,
метонимию, гиперболу, литоту и др.).
Некоторые из экспрессивных лексем
имеют однословные нейтральные (стилистически
не окрашенные) соответствия, некоторым
соответствуют нейтральные