Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 08:10, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в исследовании природы и функций экспрессивных средств и их роли в процессе языкового творчества журналистов.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть различные точки зрения ученых, связанные с понятием “экспрессивность”;
2. Определить предназначение экспрессивной функции языка
3. Выявить экспрессивные единицы, используемые периодической публицистикой в различных жанрах
4. Исследовать роль и значение экспрессии в периодической публицистике
Синтаксические средства
экспрессивности включают типизированные
модификации строевых синтаксических
единиц, обладающие экспрессивным значением.
Это — амплификация, бессоюзие
и многосоюзие, изменение порядка
слов, параллельные синтаксические конструкции,
синтаксические повторы, эллипсис и
др. Особую группу типизированных модификаций
составляют риторические фигуры (анаподотон,
анжамбеман, гомеотелевтон, зевгма, хиазм,
эналлага, эпимона и др.) и некоторые
нарушения синтаксического
Носителями экспрессивности могут быть также единицы структуры текста. Это варьирование формы повествования (от первого лица, безличное повествование и др.), анафорика, параллелизм структуры разных частей текста и др.
Наряду с системно-языковыми для создания экспрессивности используются паралингвистические средства: мимика и пантомимика (жестикуляция), громкость и тембр голоса в устной речи и иконические средства (пиктограммы, рисунки) в письменных текстах.
Элементы теории экспрессивности в лингвистике появились в конце 19 в. в работах А.А.Потебни и Ж.Вандриеса. Эти исследователи связывали экспрессивность с аффективностью. Позднее К.О.Эрдман выделял в качестве дополнительного компонента значения слова "побочный смысл", отвечающий современному представлению об экспрессивности. Особенный интерес к экспрессивности пробудился к середине 20 в. (монографии Ш.Балли, Я.Зимы, В.А.Звегинцева, А.И.Ефимова, статьи Е.М.Галкиной-Федорук, Л.М.Васильева и других исследователей, в которых было продолжено теоретическое осмысление категории экспрессивности).
В современном русском языкознании выделяется два основных подхода к исследованию экспрессивности: функционально-стилистический или речеведческий (М.Н.Кожина, Н.М.Павлова, Т.Г.Хазагеров и др.) и семантический (Л.М.Васильев, Н.А.Лукьянова, Т.В.Матвеева, В.Н.Телия и др.). Существует также точка зрения, что экспрессивность, в силу размытости ее границ, следует заменить более четко определенной лингвистической категорией (В.Д.Девкин).
Из перспектив дальнейшего исследования экспрессивности можно указать на детальное описание арсенала экспрессивных средств каждого уровня языка. Серьезная работа в этом направлении уже ведется (ср. монографии Н.А.Лукьяновой, А.П.Сковородникова, Т.В.Матвеевой). Необходима также инвентаризация наиболее типичных случаев реализации контекстуальной экспрессивности. Эта задача становится выполнимой с использованием современных компьютерных технологий. Относительно перспектив межуровневого описания средств экспрессии существуют различные мнения. Некоторым исследователям оно представляется малоперспективным (Ю.М.Скребнев). Тем не менее, если учесть современную тенденцию к выделению новых исследовательских дисциплин на стыке традиционных наук, можно предположить возникновение более широкой, выходящей за пределы межуровневого описания языка дисциплины — экспрессологии, задачей которой могла бы быть интеграция результатов исследования экспрессивности в языкознании, психолингвистике, литературоведении и поэтике, искусствоведении, психологии, биологии и генетике (в последней экспрессивность означает выраженность признака, носителем которого является определенный ген).
Прежде чем говорить подробно о жанрах газеты, следует разобраться в самом понятии жанра. В искусствознании, в литературоведении, в теории журналистики и публицистики жанр-одно из сложнейших понятй. Отсутствует общепринятое определение жанра, ведутся споры о его сущности, природе. Так, общая теория жанров рассматривает жанр как тип художественной формы, как исторически складывающийся тип произведения, как единство структурно-композиционных признаков, специфичных именно для данного жанра.Обращаясь к тем или иным конкретным явлениям общественной жизни, природы и т.п., искусство вырабатывает специфичные нормы отражения этих явлений( роды и жанры), постепенно изменяющиеся в зависимости от изменения исторических условий, но сохраняющие все же известную устойчивость и преемственность.
Функциональный стиль, существующий
реально как совокупность жанров,
представляет собой научную абстракцию
более высокого порядка, чем жанр.
Функциональный стиль “задает” общую
установку использования языковых средств
и способ речевой организации. Иными словами,
в функциональном стиле выделяются языковая
и речевая стороны, регулярно проявляющиеся
во всех жанрах данного стиля. Таким образом,
функциональный стиль выступает как фактор,
объединяющий жанры, организующий их в
систему. “Жанры служат удовлетворению
целого комплекса общественных потребностей,-
пишет акад. Д.С. Лихачев,- и существуют
в связи с этим в строгой зависимости друг
от друга. Жанры составляют определенную
систему в силу того, что они порождены
общей совокупностью причин и потому еще,
что они вступают во взаимодействие, поддерживают
существование друг друга и одновременно
конкурируют друг с другом”. Здесь справедливо
подчеркиваются экстралингвистическая
основа система жанров. Но не меньшее значении
имеет и другая сторона системности (служащая
отражением первой)-функционально-
Газетно-публицистический стиль,
выделяющийся среди других стилей прежде
всего социально-оценочнным характером
использования языка, формирует
собственную более или менее
устойчивую характерную газетно-
Каждый функциональный стиль характеризуется определенным общим способом организации речи, дифференцируемых по жанрам. Газетно-публицистическая речь-это прежде всего речь эмоционально-личностная, в которой образ автора совпадает с производителями речи, что создает особый, своеобразный строй речи-открытой, эмоциональной, “авторской”.
Итак, рассмотрим каковы же
особенности эмоционально-
Фельетон – жанр художественной публицистики. Это одна из главных характерологических черт жанра. В фельетоне главенствует та же самая коммуникативная цель – оказать образно-эмоциональное воздействие на читателя, что и в других художественно публицистических жанрах.
В фельетоне реализуются
все основные функции речи: информационная
(фельетон информирует о событиях,
фактах реальной жизни, на основе которых
и строится фельетонное повествование);
эстетическая (фельетон оценивает происходящее
с эстетических позиций и, самое
главное, стремится оказать образно-
Фельетон – жанр с ярко
выраженным личностным отношением к
изображаемому, поэтому одним из
основных составляющих этого жанра
можно назвать образ автора. Образ
автора может совпадать с образом
рассказчика (если фельетонное повествование
ведется от лица автора) или существенно
отличаться от него (если события в
фельетоне преподносит
Что может стать предметом
фельетона? Любой соответствующим
образом осмысленный и
Хроника-это один из видов информации, причем не более простой на вид. Обычно это короткое сообщение небольшого размера ( от 2 до 10-15 строк), содержащее какую-нибудь важную новость. Информационные жанры довольно многообразны. Наряду с хроникой различают короткую информацию (заметка), расширенную, отчет, репортаж, путевые заметки, отчет, репортаж, интервью и т.д.Хроникальная информация относится к области книжно-письменной речи. Поэтому многие признаки последней характеризуют хроникальную информацию.
В хроникальной информации
значительную роль играет
Например, слово «режим»,
в значении « государственный
строй, образ правления». Это слово
употреблялось с отрицательной
экспрессией для обозначения
реакционных социальных порядков: «Тайваньский
режим», «расистский режим Смита».
Такой же устойчивый характер носит
употребление слова «акция»: «Несколько
дней тому назад парижане были свидетелями
чрезвычайно крупной по масштабам
профилактической полицейской акции».
Как показывают примеры, в нейтральных
контекстах, а тем более для
обозначения положительных
В стиле хроникальной информации выделяются такие же слова, обладающие постоянной эмоциональной окраской положительного характера. Например «дело» в сочетании с существительным в родительном падеже( «дело мира», «дело борьбы, свободы чести, геройства») «патриоты» ( «молодые патриоты Адена»), «форум» («форум народов трех континентов») и др.
Интервью- распространенный информационный жанр газеты. Его цель-сообщить мнение людей о событиях, рассказать читателям о трудовых задачах коллективов, работе новаторов производства и творческих успехах, планах артистов, художников, писателей, изложить суждение общественных деятелей в вопросах внешней и внутренней политики и т.д. Журналиста может интересовать не только рассказ интервьюируемого, но и его личность, его вкусы и интересы, то есть субъективные характеристики. Интервью-это рассказ авторитетного лица( что уже обеспечивает интерес к интервью, связанный с внутренним миром человека, его оценкой объекта беседы. Ведь одно и то же событие, одно и то же явление может быть по-разному осознано, оценивая разными людьми. Их мнение всегда очень интересует читателей, и беседа журналиста с каким-либо лицом представляет большой общественный интерес.
Репортаж. Среди исследователей нет единства в вопросе , и что представляет собой описываемый жанр. Одни считают, что это живо написанная информация, например “Под репортажем как особым жанром понимаются газетные и журнальные материалы информационного характера, которые дают читателю наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица”.
Другие сближают репортаж
с корреспондентом А.Назым
Репортаж становится одним из ведущих газетных жанров, сочетающих в себе, с одной стороны, строгую документальность, объективность, протокольность отображения действительности (и это сближает его с информационными жанрами), с другой стороны- живописность, эмоциональность, сочность и яркость изображения, что связано с самым существенным качеством жанра, которое можно назвать репортажностью в собственном смысле слова.Автором репортажа может быть только человек, сам наблюдавший или наблюдающий событие, а нередко и учавствующий в нем. Отсюда-возможность и необходимость авторской оценки происходящего, личного отношения к изображаемым событиям, другими словами, использование всех многообразны средств, которые дают в результате так называемый эффект присутствия.
Лексика репортажа не есть
однородное явление. В нем, как и
в других газетных жанрах, представлена
преимущественно нейтральная
Для репортажа прежде всего
характерно взаимодействие нейтральной
лексики с разговорной, нередко
эмоционально сильно окрашенной. Разговорная
лексика-непременный элемент
Большая или меньшая насыщенность разговорной лексикой и синтаксической конструкции определяется тематикой репортажа, предметом изображения, особенностями индивидуальной манеры журналиста.