Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 15:46, курсовая работа
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников и научной литературы. Каждая глава разбита на два параграфа. В первой главе мы раскрыли суть конкуренции в журналистике, виды конкуренции, конкуренцию между коллегами в одном издании, между коллегами разных изданий, а также морально-этические принципы, которые могут нарушаться в то время, когда журналисты конкурируют между собой. Во второй главе мы рассмотрели пример конкуренции печатных изданий России.
Введение……………………………………………………...…….……………...3
Глава I. Сущность конкуренции и морально-этическая проблема в профессиональной журналистике…………………………………………….…5
1.1 Конкуренция в журналистике………………...……………………………...5
1.2 Морально-этические принципы, нарушаемые журналистами в процессе конкуренции ………………………………………...…………………………...16
Глава II. Конкуренция печатных СМИ ………………………………………...21
2.1 Конкуренция печатных изданий в России…………………...…………….21
2.2 Конкуренция печатных изданий и интернета ……..………………………24
Заключение………………...……………………………………………………..27
Список используемых источников и литературы……………………………..29
Журналист, как и любой профессионал, больше заинтересован в конечном результате своей работы, если уверен, что ему за это хорошо заплатят. Материальные стимулы всегда тесно связаны с моральными. Правда, преобладание того или иного вида поощрения зависит от ценностной ориентации личности в данном коллективе. Если сотрудники редакции стремятся повысить свой статус, то для них важнее материальное вознаграждение. Если же они ориентированы на совершенствование своего профессионального мастерства, то для них значимей моральные стимулы. Моральное поощрение, по мнению практиков, оказывает значительное влияние на продуктивность их работы. Подобный факт не удивителен, так как стремление журналистов получить моральную оценку своим способностям — один из ведущих мотивов деятельности. В качестве подобных стимулов в большинстве редакций используют вывешивание публикаций журналиста на Доску лучших материалов, благодарность в приказе редактора, запись в трудовой книжке и т. д. Кроме этих общеизвестных видов поощрения отдельные коллективы учреждают свои собственные призы, почетные грамоты, памятные подарки. Отличившегося корреспондента могут наградить недельным отпуском для работы над интересующей его темой или творческой командировкой.
Умелое сочетание материальных и моральных стимулов позволяет повышать активность журналистов в творческом соперничестве, постоянно поддерживать в них интерес к своей работе, а также с помощью поощрительных призов подтверждать значимость их личных достижений.
К еще одному виду взаимодействия журналистов в процессе совместной деятельности можно отнести конкурентные отношения между сотрудниками редакции. В основе конкурентных отношений всегда лежит определенный мотив. В одном случае он может быть связан с готовностью человека вступить в борьбу за различные сферы влияния, в другом — с желанием добиться каких-то материальных благ, в третьем — со стремлением занять в коллективе более высокое статусное положение. Все эти конкретные мотивы в совокупности представляют одну из радикальных форм человеческой активности. Конкуренция в редакции — процесс сложный. Часто она носит противоречивый характер и в большинстве случаев протекает мирно, но иногда может вылиться в конфликт. Впрочем, на фоне развернувшейся на информационном рынке конкуренции привычные внутриредакционные отношения меняются. Они становятся более жесткими, так как разворачивается борьба не только за место на газетной полосе, но и за отстаивание собственных взглядов, методов работы и т. д., которые прямо или косвенно влияют на характер деятельности журналистов. В этом смысле конкуренция — это своеобразная стратегия установления позитивных отличий в непосредственном соревновании между членами одного коллектива, посредством которого люди могут занять более высокое положение.
Журналисты конкурируют между собой по многим параметрам: по умению генерировать новые идеи, по поиску новых интересных тем, по быстроте реакции на те или иные события, по оригинальности подачи материалов и т. д. Сегодня конкурентные взаимоотношения становятся во многих редакциях определяющими. При этом конкурентные начала в творческом труде журналиста приобретают все большее значение тогда, когда в самом коллективе созданы благоприятные условия для индивидуального самовыражения каждого его члена. При этом внутриредакционная конкуренция, если ее не регулировать, может иметь и негативный характер.
В ходе конкурентной борьбы журналист стремится завоевать признание коллег и влиятельное положение в коллективе. При этом его притязания могут быть определены через те цели, которые он преследует. Эти задачи могут быть легкодоступными, трудными и сверхсложными. Когда у личности завышенные притязания, которые не согласуются с ее способностями, она испытывает психологический дискомфорт. Пытаясь преодолеть этот барьер, человек в одних случаях просто отказывается от борьбы, а в других обходными путями пытается возвыситься над коллегами, требует к себе особого внимания, большего уважения, чем он того заслуживает. Журналисты такого типа, как показывают наши исследования, нередко проявляют скептицизм в отношении всего нового, зависть к чужим достижениям, неприятие своих соперников и т. п. Словом, борясь за свои неосуществимые цели, они способны вступить в конфликт с окружающими.
Творческие конфликты могут возникнуть между журналистами и в процессе выполнения ими срочных редакционных заданий. Игнорирование подобного рода поручений чревато в одних случаях задержкой в выходе номера, в других — срывом запланированной акции, в третьих — сбоем в подаче оперативной информации и т. п. Конфликты, связанные с подобного рода ситуациями, мы относим к объективно целенаправленным. Субъективный характер они приобретают тогда, когда подобные задания становятся объектом сшибки личностных интересов. На практике подобного рода ситуации многовариантны.
Избежать творческих конфликтов в редакционном коллективе, а также создать специальные «рецепты» по их разрешению практически невозможно. Поэтому для многих журналистских коллективов наиболее эффективным средством по ликвидации различных внутриредакционных «очагов напряженности» является проектирование и реализация такого механизма взаимоотношений между журналистами, который позволит более или менее объективно идентифицировать конфликтные ситуации.
Таким образом, знание различных
форм внутриредакционного
Понятие конкуренции на рынке медиасодержания тесно связано с проблемой редкости ресурсов – ограниченности, несоответствия ресурсов тому количеству, которое необходимо для удовлетворения потребностей производства, личности, общества.
Средства массовой информации, как мы уже видели ранее, конкурируют за кошелек и свободное время аудитории. Каждое СМИ стремится по-своему привлечь к себе внимание читателей, чтобы последние могли по своему выбору обменять на него или свое время, или и время и деньги. Словом, не все средства массовой информации «платные», то есть предполагают, что потребитель платит деньги за получение товара, а именно за их содержание. Но во всех случаях аудитория расплачивается другим своим редким ресурсом – временем. Ежедневные газеты, журналы должны быть оплачены из кошельков потребителей. В отличие от них вещательные программы на коммерческих ТВ и радиоканалах, становящиеся все более распространенными бесплатные газеты не требуют от потребителя специальной платы. Но все они нуждаются во внимании и времени потребителей, хотя с точки зрения аудитории различные СМИ весьма отличаются друг от друга именно по стилю потребления.
Вопрос о том, по каким направлениям и как различные СМИ конкурируют друг с другом, самым прямым образом связан с двойственной природой рынка СМИ, с понятиями специфических географических рынков, на которых они действуют. Принципиальным при сравнении различных СМИ является понимание того, до какой степени они одинаковы и заменимы. В экономике довольно часто встречается понятие замещения, т.е. замены производства и потребления одного товара другим, близким ему по свойствам. Товары и услуги, которые могут быть заменены другими, похожими на них, называются заменителями (или субститутами, от англ, substitute – заменитель). Возможность замещения одинаковых и/или различных средств массовой информации друг другом и, следовательно, их конкуренции определяются при раздельном рассмотрении двойного рынка СМИ и затем при анализе замещения на географических рынках. СМИ могут заменять друг друга на рынке содержания (информация в газете, на радио, телевидении), на рынке рекламы (реклама торговых марок в прессе или аудиовизуальных СМИ) и на географическом рынке (при невозможности купить газету в киоске люди могут включить телевизор дома).
Несмотря на то, что в широком смысле все СМИ предоставляют информацию и развлечения (+мнения), каждое из них делает это по-своему. В этом смысле СМИ – не абсолютно взаимозаменяемые товары, так же как и с точки зрения организации досуга не все способы проведения времени абсолютно идентичны: футбольные соревнования не могут быть полностью заменены балетным спектаклем.
Исследования предпочтений аудитории показывают, что газеты и журналы ориентируются на удовлетворение запросов главным образом в сфере информации (в сочетании с анализом этой информации), политических дискуссий и мнений, не упуская, правда, из виду и сферу развлечений. Вещательные СМИ (телевидение, радио, кабельные сети), фильмы, видеокассеты ориентируются на информационные и развлекательные запросы. С этой точки зрения выявляется некое «разделение труда» между печатными и аудиовизуальными СМИ. Тем самым печатные СМИ приобретают большее значение как аналитические «навигаторы» в безбрежном мире новостей и мнений. Однако, несмотря на внешнюю схожесть, даже газеты и журналы не могут полностью заменять друг друга, поскольку они имеют ряд различий, касающихся периодичности выхода, способов подхода к информации и ее изложению, возможностей удовлетворения запросов читателей. Так, ежедневная газета должна принимать во внимание интересы более широкой аудитории, что часто объясняется особенностями ее рекламной политики. Журнал, напротив, только выигрывает, если он обращается к определенному сегменту аудитории, привлекая тематически ограниченную рекламу.
Формы, в которых аудитория потребляет СМИ, также влияют на их рыночные характеристики. Так, время, отводимое на программы радио, ТВ, музыкальные записи, человек может посвятить одновременно и другой деятельности. Для печатных СМИ это невозможно, поэтому аудитория уделяет им гораздо больше внимания.
Различия между СМИ касаются также финансовых аспектов отношений между аудиторией и СМИ. Практически все печатные СМИ, так же как и программы кабельных сетей, походы в театр и кино, оплачиваются из кармана потребителя. Программы ТВ и радио попадают к нему бесплатно, однако он «оплачивает» их своим временем. Замечено, что, когда люди платят за товар или услугу из своего кармана, они заинтересованы в нем сильнее. [4]
Обретение средствами массовой информации независимости от власти, от вмешательства государства в профессиональную деятельность журналистов по праву признается самым заметным результатом демократических преобразований. Пресса стала влиятельной общественной силой. Не случайно рядом с привычными словами "каков народ, таково и правительство" стало утверждение "какова пресса, таково и общество". Это накладывает на журналистов, руководителей редакций и издательств не отчетно-формальную, а нравственную и политическую ответственность.
Именно это стало темой слушаний, которые совместно провели Судебная палата по информационным спорам и Союз журналистов России 15 июня 1995 года. В результате были выработаны рекомендации, охватывающие широкий круг проблем.
Цель рекомендаций: в преддверии важнейших политических событий, каким станут выборы парламента и Президента, в сложной политической обстановке обратить внимание журналистов и руководителей средств массовой информации на их долг доводить до населения полную, объективную и достоверную информацию обо всем, что происходит в стране и мире, осуществлять профессиональный, добросовестный анализ этой информации.
В условиях конкурентной борьбы и далеко еще не обустроенного информационного рынка со стороны многих журналистов и редакций наблюдается забвение самых элементарных норм Закона о средствах массовой информации. Широкое распространение получила недостоверность информации. Иногда это делается преднамеренно, чаще в пылу борьбы за читателя и зрителя. Порой из-за элементарного нежелания проверить достоверность информации, часто - из-за отсутствия доступа к информации, который перекрывает администрация. Даже солидные издания грешат неправомерными сообщениями, заведомым искажением фактического материала ради его сенсационной подачи; замалчиванием невыигрышных фактов и выпячиванием сенсационных. Именно безответственным отношением к достоверности информации продиктовано упразднение во многих средствах массовой информации отделов и бюро проверки. Все это ведет к грубым нарушениям Закона, забвению норм профессиональной этики и наносит ущерб интересам общества.
Закон о средствах массовой информации четко определяет круг публикаций, за содержание которых редакции не несут ответственности. Между тем руководители многих средств массовой информации произвольно расширяют этот круг, включая в него авторские колонки, специальные страницы, отдельные вкладыши, и перекладывают ответственность за содержание персонально на авторов или дочерние редакции. Такая практика противоречит Закону о средствах массовой информации. Редакторы и редакции средств массовой информации несут полную ответственность за все публикуемые материалы, за исключением прямо поименованных в Законе.
Конкуренция и погоня за сенсацией привели к тому, что отечественная журналистика потеряла такие традиционные и популярные жанры, как фельетон, памфлет, психологический очерк. Их место заняли наспех состряпанные заметки, содержащие откровенную грубость, оскорбления, вплоть до употребления "ненормативной лексики". Глубокие и часто опасные журналистские расследования привлекают внимание читателей и зрителей. Но рядом с этим все чаще появляются суррогаты публицистики, сомнительные версии, безответственные прогнозы, высосанные из пальца рейтинги, многочисленные списки "самых богатых" и "самых влиятельных". Сплошь и рядом такие публикации не основываются на серьезных социологических исследованиях; они имеют целью создавать дутые авторитеты или дискредитировать политических соперников. Такие публикации не всегда противоречат нормам закона, но грубо попирают журналистскую этику и дискредитируют средства массовой информации в глазах населения. Некоторые издания, злоупотребляя свободой информации, опускаются до самой настоящей травли видных политиков, должностных лиц, не заботясь о достоверности фактов.