Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 14:08, курс лекций
Занятия по литературному редактированию проводятся вузах на факультетах, готовящих журналистов, редакторов издательских работников. Методика преподавания предмет различная: в Московском государственном университете им Ломоносова литературному редактированию посвящаются практические занятия в течение года, а в Московском государственном университете печати два года изучается редакционная подготовка изданий, включающая литературное редактирование за составную часть работы редактора над рукописью. Лекционный курс по литературному редактированию читается в Московском гуманитарном институте им. Е.Р. Дашковой.
ЛЕКЦИЯ 1. 6
Литературное редактирование как учебная дисциплина. Общие проблемы литературного редактирования. 7
2. Определение дисциплины. Редакторская подготовка изданий – сложный процесс. 9
3. Литературное редактирование как один из аспектов издательской деятельности. 11
4. Становление литературного редактирования в России. 11
5. Задачи литературного редактирования текста. 14
6. Оценка логических качеств текста. 17
ЛЕКЦИЯ 2 20
Работа редактора над композицией произведения. 20
1. С чего начинается редактирование произведения 20
2. Особенности редакторского чтения рукописи 21
4. Особенности построения публицистических текстов 23
5. Работа редактора над устранением недостатков композиции 27
6. Практические задания для закрепления темы 30
ЛЕКЦИЯ 3 36
Проблема классификации функционально-смысловых типов речи. Редакторская оценка описания 36
1. Выделение функционально-смысловых типов речи 36
2. Описание. Общая характеристика 39
3. Описания в художественной речи и публицистике 43
4. Статические и динамические описания 45
5. Композиционное включение описаний в другие тексты 46
6. Практические задания для закрепления темы 47
ЛЕКЦИЯ 4 50
Редакторская оценка различных типов повествования 50
1. Повествование как функционально-смысловой тип речи 51
2. Сфера использования повествования в разных функциональных стилях и жанрах 51
3. Способы передачи последовательности событий, действий, явлений в повествовании 53
4. Эпические, сценические и биографические повествования 60
5. Практические задания для закрепления темы 63
ЛЕКЦИЯ 5 67
Критерии редакторской оценки рассуждения, объяснения, инструктирования. Сочетание разных типов речи в одном тексте 67
1. Определение рассуждения как фунционально-смыслового типа речи 67
2. Эксплицитная и имплицитная формы построения рассуждения 69
3. Умозаключение как основа рассуждения 71
4. Дедуктивный и индуктивный методы построения рассуждений 72
5. Разные формы рассуждений: доказательство (прямое и косвенное), объяснение 75
6. Объяснение как способ изложения материала 78
7. Определение, его виды 80
8. Инструктирование как особый способ организации текста 83
9. Сочетание разных типов речи в одном тексте 83
10. Практические задания для закрепления темы 84
ЛЕКЦИЯ 6. 88
Правка текста при литературном редактировании. Вычитка и сокращение текста 88
1. Правка текста в процессе литературного редактирования. Виды правки. 88
2. Правка-вычитка. 90
3. Корректурные знаки, используемые при разных видах правки. 91
4. Правка-сокращение. Общая характеристика этого вида правки. 100
5. Методика выполнения правки-сокращения. 101
6. Практические задания для закрепления темы. 104
ЛЕКЦИЯ 7. 108
Правка-обработка и правка-переделка в процессе литературного редактирования. 108
1. Общие требования к редактору, выполняющему правку-обработку. 109
3. Применение правки-обработки при редактировании текстов, принадлежащих к разным функциональным стилям. 116
И.Б. ГОЛУБ
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ РЕДАКТИРОВАНИЮ
Высшее образование
Москва Айрис Пресс
2004
Содержание
От автора 5
ЛЕКЦИЯ 1. 6
Литературное редактирование
как учебная дисциплина. Общие
проблемы литературного редактирования.
2. Определение дисциплины. Редакторская подготовка изданий – сложный процесс. 9
3. Литературное редактирование
как один из аспектов
4. Становление литературного редактирования в России. 11
5. Задачи литературного редактирования текста. 14
6. Оценка логических качеств текста. 17
ЛЕКЦИЯ 2 20
Работа редактора над композицией произведения. 20
1. С чего начинается редактирование произведения 20
2. Особенности редакторского чтения рукописи 21
4. Особенности построения публицистических текстов 23
5. Работа редактора над устранением недостатков композиции 27
6. Практические задания для закрепления темы 30
ЛЕКЦИЯ 3 36
Проблема классификации
функционально-смысловых типов
1. Выделение функционально-
2. Описание. Общая характеристика 39
3. Описания в художественной
речи и публицистике
4. Статические и динамические описания 45
5. Композиционное включение описаний в другие тексты 46
6. Практические задания для закрепления темы 47
ЛЕКЦИЯ 4 50
Редакторская оценка
различных типов повествования
1. Повествование как
функционально-смысловой тип
2. Сфера использования
повествования в разных
3. Способы передачи
последовательности событий,
4. Эпические, сценические
и биографические
5. Практические задания для закрепления темы 63
ЛЕКЦИЯ 5 67
Критерии редакторской оценки рассуждения, объяснения, инструктирования. Сочетание разных типов речи в одном тексте 67
1. Определение рассуждения
как фунционально-смыслового
2. Эксплицитная и имплицитная
формы построения рассуждения
3. Умозаключение как основа рассуждения 71
4. Дедуктивный и индуктивный
методы построения рассуждений
5. Разные формы рассуждений: доказательство (прямое и косвенное), объяснение 75
6. Объяснение как способ изложения материала 78
7. Определение, его виды 80
8. Инструктирование как
особый способ организации
9. Сочетание разных типов речи в одном тексте 83
10. Практические задания для закрепления темы 84
ЛЕКЦИЯ 6. 88
Правка текста при литературном редактировании. Вычитка и сокращение текста 88
1. Правка текста в
процессе литературного
2. Правка-вычитка. 90
3. Корректурные знаки, используемые при разных видах правки. 91
4. Правка-сокращение. Общая
характеристика этого вида
5. Методика выполнения правки-сокращения. 101
6. Практические задания для закрепления темы. 104
ЛЕКЦИЯ 7. 108
Правка-обработка и правка-переделка в процессе литературного редактирования. 108
1. Общие требования
к редактору, выполняющему
3. Применение правки-обработки
при редактировании текстов,
Приступая к правке-обработке текста, литературный редактор должен учитывать особенности жанра. Одни требования предъявляются к литературной форме информационных жанров (заметка, репортаж, отчет, интервью), отличающихся некоторой сухостью, ограниченностью экспрессивных элементов речи; иной подход – к стилю аналитических жанров (корреспонденция, статья, обзор, письмо, обозрение), характеризующихся более свободным обращением с языковым материалом, широким привлечением разговорных средств, образной речи. И совсем особое отношение должно быть к редактированию художественно-публицистических жанров (очерк, зарисовка, фельетон, памфлет), которые отражают своеобразие индивидуально-авторского стиля и нередко не терпят вмешательства литературного редактора. Обращение к таким сильным средствам эмоционального воздействия, как тропы, риторические фигуры, прямая и несобственно-прямая речь и другие, доступно лишь самому автору, который вряд ли согласится передать это право литературному редактору. 118
4. Правка-переделка. 122
Неотредактированный текст: 122
5. Практические задания для закрепления темы. 124
Неотредактированный текст 124
ЛЕКЦИЯ 8. 127
Работа редактора над лексикой рукописи. Оценка словоупотребления. Устранение лексических ошибок. 127
1. Слово – основа для понимания текста. 128
2. Лексические замены
в процессе авторедактирования.
3. Анализ словоупотребления. Устранение лексических ошибок разного характера. 131
4. Употребление слова
без учета семантики.
Отредактированный вариант 132
6. Логические ошибки как результат неправильного словоупотребления. 134
7. Проблема лексической сочетаемости. 137
8. Речевая избыточность и ее проявление. 139
9. Речевая недостаточность. 143
Неотредактированный вариант 147
ЛЕКЦИЯ 9. 149
Критерии редакторской оценки лексической синонимии, антонимии, паронимии, парономазии. Стилистическая оценка многозначности слов и явления омонимии. 149
1. Лексическая синонимия
– источник богатства и
2. Стилистические функции синонимов в тексте. 151
3. Ошибки при употреблении синонимов в речи. 154
4. Лексическая антонимия
как проявление системных
5. Стилистическое использование антонимов в художественных и публицистических текстах. 158
6. Ошибки при употреблении антонимов в речи. 161
7. Понятие паронимии и парономазии. 162
8. Стилистическое использование
паронимов и созвучных слов.
9. Смешение паронимов. Ошибки, вызванные парономазией. 165
10. Стилистическая оценка многозначности слов и явления омонимии. 167
11. Ошибки, возникающие из-за употребления многозначных слов и омонимов. 170
12. Практические задания для закрепления темы. 171
Лекция 10. 174
Работа редактора с разностильной лексикой, используемой в публицистической речи. 174
1. Стилистическое расслоение русской лексики. 175
2. Использование разностильной
лексики в публицистической
3. Стилистическая оценка
лексики ограниченного
4. Употребление терминов
в научно-популярных текстах.
5. Псевдонаучность изложения. 186
6. Стилистическая оценка устаревших слов в публицистическом тексте. 187
7. Оценка канцеляризмов и речевых штампов. Речевые стандарты. 189
8. Практические задания для закрепления темы. 195
ЛЕКЦИЯ 11. 202
Критерии редакторской оценки иноязычных слов, неологизмов. 202
1. Приток иноязычных слов в русский язык. 202
2. Стилистическая характеристика заимствований. 205
3. Речевые ошибки, возникающие при употреблении иностранных слов. 207
4. Стилистическая правка
текстов с неоправданным
5. Состав неологизмов в современном русском языке. 218
6. Стилистическая оценка новых слов. 224
7. Отказ от употребления
неологизмов при
8. Практические задания для закрепления темы. 227
ЛЕКЦИЯ 12. 230
Работа редактора над фразеологическими средствами языка. 230
1. Основные типы
2. Особенности строения
и употребления фразеологизмов.
3. Стилистическое использование
фразеологизмов журналистами
4. Фразеологическое новаторство журналистов и писателей 237
5. Речевые ошибки при
употреблении фразеологизмов
6. Анализ стилистической правки ошибок, связанных с употреблением фразеологизмов 245
7. Практические задания для закрепления темы 248
ЛЕКЦИЯ 13 255
Работа редактора над лексическими средствами образной речи 255
1. Понятие образности речи 255
2. Основные лексические образные средства, используемые в публицистике 256
3. Критерии редакторской
оценки тропов в
4. Ошибки при употреблении лексических образных средств 265
5. Анализ редакторской обработки очерка 269
6. Отредактированный текст 273
7. Практические задания для закрепления темы 275
Лекция 14 285
ЛЕКЦИЯ 14 285
Критерии редакторской оценки фоники текста 285
1. Значение звуковой организации речи. Требование благозвучия 285
2. Стремление к благозвучию
речи при стилистической
3. Усиление звуковой
выразительности речи в
4. Случайные звуковые
повторы в прозаических
5. Устранение недостатков фоники при стилистической правке текста 304
6.Практические задания для закрепления темы 310
Лекция 15 318
Критерии редакторской оценки использования имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений 318
1. Имена существительные
как средство образной конкрети
2. Устранение морфолого-
3. Экспрессивная функция прилагательных 329
4. Устранение морфолого-
5. Место числительных в публицистических текстах 334
6. Критерии редакторской
оценки использования
7. Устранение ошибок
при употреблении числительных
8. Стилистическое использование местоимений 343
9. Устранение ошибок при употреблении местоимений 347
10. Практические задания для закрепления темы 350
Лекция 16 355
ЛЕКЦИЯ 16. 355
Критерии редакторской оценки использования глагольных форм 355
1. Место глагола в
сравнении с другими частями
речи в публицистическом стиле
2. Глагол как средство предметно-образной конкретизации повествования 358
3. Стилистическое использование
грамматических категорий
4. Устранение ошибок, возникающих при употреблении глаголов 366
5. Причастие — особая глагольная форма и его стилистическая оценка 374
6. Устранение ошибок,
возникших при употреблении
7. Стилистическая оценка деепричастия как глагольной формы 382
8. Практические задания для закрепления темы 388
Лекция 17 393
Работа редактора над синтаксическими конструкциями при редактировании рукописи 393
1. Многообразие синтаксических
конструкций в русском языке
2. Стилистическая оценка
параллельных синтаксических
3. Использование параллельных
синтаксических конструкций
6. Практические задания для закрепления темы 422
Лекция 18 429
Достижение ясности синтаксических конструкций при литературном редактировании 429