Модальность текста. Виды модальности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Текст должен быть целостным, ярко выраженным и для этого вводится понятие модальности. Модальность в языкознании - это понятийная категория, которая выражает отношение говорящего к содержанию высказывания, а так же целевую установку речи, отношение содержания высказывания к действительности. Модальность может иметь значение утверждения, приказания, пожелания, допущения, достоверности, ирреальности и другого. Модальность выражается различными грамматическими и лексическими средствами: специальными формами наклонений, модальными глаголами, другими модальными словами, интонационными средствами. Модальность на данный момент – предмет дискуссии в научном мире

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…...2
ГЛАВА 1.
Общие положения модальности…………………………………………………2
Концепция модальности …………………………………………………..2
Актуализационные категории модуса ……....………………………..…..3
Квалификативные категории модуса ………………………………….....3
Квалификативные категории модуса ……………………………......4
5 Способы выражения………………………………………..………….....4
Модальность и наклонение…………………………………………..…....5
Термины из общего понятия…………………..……………….…….……5
ГЛАВА 2 . Авторская модальность в тексте. Образ автора……………….…. 6
Заключение………………………………………………………………………22
Библиографический список……………………………………

Файлы: 1 файл

Модальность текста.docx

— 61.87 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра теории и практики журналистской работы

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Модальность текста. Виды модальности

 

 

 

 

Работу выполнила____________________________Курило Юлия Юрьевна

факультет журналистики, спец. 030901.65 – «издательское дело и редактирование», 1 курс, ОФО

Научный руководитель ______________________Мороз Олег Николаевич

доктор филологических наук.

 

 

 

Краснодар, 2010 

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…...2

ГЛАВА 1.

Общие положения модальности…………………………………………………2

    1. Концепция модальности …………………………………………………..2
    2. Актуализационные категории модуса ……....………………………..…..3
    3. Квалификативные категории модуса ………………………………….....3
    4. Квалификативные категории модуса ……………………………......4
    5. 5 Способы выражения………………………………………..………….....4
    6. Модальность и наклонение…………………………………………..…....5
    7. Термины из общего понятия…………………..……………….…….……5

ГЛАВА 2 . Авторская модальность в тексте. Образ автора……………….…. 6

Заключение………………………………………………………………………22

Библиографический список……………………………………………………23

 

Введение:

Текст должен быть целостным, ярко выраженным и для этого вводится понятие модальности. Модальность  в языкознании - это понятийная категория, которая выражает отношение говорящего к содержанию высказывания, а так  же  целевую установку речи, отношение  содержания высказывания к действительности. Модальность  может иметь значение утверждения, приказания, пожелания, допущения, достоверности, ирреальности и другого.  Модальность выражается различными грамматическими и лексическими средствами: специальными формами наклонений, модальными глаголами, другими модальными словами, интонационными средствами.  Модальность на данный момент –  предмет дискуссии в научном  мире. Следует отметить, что в  практике лингвистических исследований границы употребления термина «модальность»  утратили определенность.

Цели: Рассмотрение модальности как приема выражения оценки, отношения, а так же изучение  модальности, как авторского инструмента, создания цельного текста.

Структурно курсовая работа представлена введением, двумя главами, заключением, и библиографическим  списком.

 

Глава 1. Общие положения модальности:

Модальность — семантическая  категория, которая выражает отношение  говорящего к содержанию его высказывания, целевую установку речи, отношение  содержания высказывания к действительности. Модальность является языковой универсалией, принадлежит к числу основных категорий естественного языка.

Понятие модальность пришло из классической формальной логики, откуда лингвистика заимствовала и другие понятия.

1.1 Концепция модальности

Разрабатывая теорию высказывания, швейцарский лингвист Шарль Балли отметил, что в высказывании можно выделить два элемента: основное содержание (диктум) и индивидуальную оценку излагаемых фактов (модус). Балли позаимствовал термины диктум (лат. dictum — слово, выражение) и модус (лат. modus — способ) из схоластики и использовал их для обозначения объективной и субъективной части суждения.

1.2 Актуализационные категории модуса

Актуализационные категории модуса выражают отношение сообщения (пропозитивного содержания) к действительности. К ним относятся:

  • модальность со стороны действительности:
    • Модальность действительности означает, что содержание высказывается с точки зрения говорящего лица, соответствует объективной реальности, т.е. субъект воспринимает сообщаемое, как реальный и достоверный факт.
    • Модальность недействительности наоборот означает, что содержание сообщаемого не соответствует объективной реальности. Субъект воспринимает сообщаемое как нереальное, т.е. как возможное, желаемое, предположительное, сомнительное и т.д. Модальность недействительности подразделяется на следующие семантические виды:
      • модальность необходимости и долженствования (дебитивная модальность)
      • модальность возможности и невозможности (потенциальная модальность)
      • предположительная (гипотетическая) модальность
      • побудительная (императивная) модальность
      • модальность намерения (интенциональная модальность)
      • желательная (оптативная) модальность
  • персонализация — отношение действия, признака к субъекту ситуации, которым может быть говорящий (1 лицо), адресат (2 лицо) и не участвующий в акте коммуникации (3 лицо).
  • временная локализация — фиксация события на временной оси или отсутствие такой фиксации. Точка отсчета — момент речи. Временная локализация проявляется в противопоставлении: сейчас - до - после.
  • пространственная локализация (необязательное) — фиксация события в пространстве общения или за его пределами, которая выражается в оппозициях: здесь-там, сюда-туда, отсюда-оттуда.

1.3 Квалификативные  категории модуса

Квалификативные категории  модуса выражают отношение говорящего к событиям и информации о них. К квалификативным категориям относятся:

  • авторизация — это квалификация информации с точки зрения источников ее сообщения. Она проявляется в оппозиции: свое/чужое.
  • персуазивность — (от лат. persuasio — уговаривание, мнение) — это квалификация информации с точки зрения степени ее достоверности, проявляется в оппозиции: достоверно/недостоверно.
  • оценочность (необязательное) — выражение положительного или отрицательного отношения говорящего к пропозитивному содержанию; oбщая оценка ситуации, лица, предмета по параметрам: хорошо/плохо (качественная оценка), много/мало (количественная оценка).

1.4 Социальные  категории модуса

Социальные категории  модуса — выражение отношения говорящего к собеседнику: почтительное — фамильярное, официальное — дружеское. В зависимости от отношения к собеседнику различаются ситуации равенства: сверху вниз, снизу вверх. К проявлениям социальных категорий относятся всевозможные оговорки, пометы, используемые для введения необычных выражений.

1.5 Способы выражения

Модальность может выражаться различными грамматическими и лексическими средствами:

  • специальными формами наклонений
    • в русском языке — изъявительное, повелительное и сослагательное, а также независимый инфинитив (Отдохнуть бы!)
    • в английском — Imperative и Subjunctive Mood и др.;
  • модальными словами:
    • вводными и наречиями — кажется, пожалуй
    • модальными глаголами:
      • в английском — can, may, should и must,
      • в немецком — müssen, können,
      • в русском — хочу, могу, должен, обязан, надо, можно и т. п.
  • интонационными средствами.

1.6 Модальность  и наклонение

Иногда термин модальность  выступает как синоним термина  «наклонение».  Чаще  всего, эти понятия разграничивают, считая модальность семантической категорией (относящейся не только к глаголу и могущей не иметь в языке обязательного выражения), а наклонение — грамматической категорией глагола (которая может и потерять связь с модальностю.)

Пример:  конъюнктив, в латинском и французском языках, диктуемый в ряде случаев только синтаксическими правилами.

Дискуссии о модальности  в смысле грамматической категории ведутся в нескольких проблемных направлениях по вопросам:

  • О способах выражения модальных значений;
  • О составе модальных значений (включать или нет в состав модальных значений утверждение/отрицание, повествовательность, вопросительность, побудительность);
  • О том, насколько «модально» повелительное наклонение.

В отечественной синтаксической науке сложились две основных точки зрения на модальность:

  1. Модальность считается грамматической категорией, характеризующей содержание предложения с позиции реальности/ирреальности;
  2. Модальность означает грамматикализованное отношение говорящего, к действительности.

1.7 Термины из  общего понятия:

  1. диктум – содержание определенного высказывания, противопоставленное модусу.
  2. модус – определенная оценка высказывания, которая дается с той или иной точки зрения.
  3. лингвистика – наука о языке. Так же – языкознание.
  4. схоластика – тип религиозной философии.
  5. пропозитивное содержание – семантический инвариант, общий для модального и коммуникативного парадигма предложения.
  6. конъюнктив – сослагательное (условное) наклонение глагола (в лингвистике).
  7. грамматическая категория – замкнутая система взаимоисключающих, а так же противопоставленных друг другу грамматических значений.

 

Глава 2. Авторская модальность в тексте. Образ автора.

Очень важно изучение речевой  организации текста (выявление единиц текста, которые являются основными). Изучение будет полным и адекватным, при условии, что мы не оставляем  без внимания понятие (очень важное для текстобразования, и текстовосприятия) авторская модальность. Которая является скрепляющей все единицы текста в единое смысловое и структурное целое.

Модальность на уровне предложения-высказывания достаточно изучена и определяется обычно как категория, выражающая отношение  говорящего к содержанию высказывания (это субъективная модальность) и  отношение последнего к действительности (это объективная модальность). В  первом случае модальность создается  специфическими модальными словами, частицами, междометиями (к счастью, к сожалению, увы, ведь и другие); во втором случае модальность создается прежде всего формами наклонения глаголов и словами, выражающими значение утверждения, возможности, пожелания, приказания. Объективная модальность, по сути, отражает как говорящий квалифицирует действительность – как реальную или ирреальную, возможную, желаемую и др. Таким образом, модальность реализуется на лексическом, грамматическом и интонационном уровне.

Однако категория модальности  может быть вынесена за пределы предложения-высказывания: в текст и речевую ситуацию. Тогда прагматика данной категории  значительно расширяется и на передний план выдвигается сам акт  коммуникации, т.е. взаимоотношения  автора и читателя.

Восприятие личности автора через формы ее воплощения в тексте – процесс двунаправленный. Он сориентирован  на взаимоотношения автора и читателя. Модальность текста – это выражение  в тексте отношения автора к сообщаемому, его концепции, точки зрения, позиции, его ценностных ориентаций, сформулированных ради сообщения их читателю.

Эта авторская оценка изображаемого  всегда связана с поиском адекватных способов выражения. Способы выражения этого отношения и оценки могут быть различными, избирательными для каждого автора и разновидности текста. Они мотивированы и целенаправленны. Над выбором этих способов всегда, таким образом, стоит какая-то неречевая задача, реализация которой и создает свою модальность текста. Общая модальность, как выражение отношения автора к сообщаемому, заставляет воспринимать текст не как сумму отдельных единиц, а как цельное произведение. Такое восприятие основывается не на рассмотрении качеств отдельных речевых единиц, а на установлении их функций в составе целого. В таком случае личностное отношение автора воспринимается как «концентрированное воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур...» (В.В. Виноградов).

Таким образом, текст нельзя понимать узко, только как формальную организацию тема-рематических последовательностей (сочетание высказываний). Текст действительно состоит из этих последовательностей, но он есть нечто большее: текст есть единство формальных и содержательных элементов с учетом целевой установки, интенции автора, условий общения и личностных ориентации автора – научных, интеллектуальных, общественных, нравственных, эстетических и др.

С категорией модальности  тесно связано понятие «образа  автора» – конструктивного признака текста. Это понятие давно известно филологической науке. Особенно много  внимания уделил его раскрытию В.В. Виноградов еще в 30-е годы XX в. Многие обращались к этому понятию, однако до сих пор полной ясности здесь нет.

Понятие «образ автора» высвечивается  при выявлении и вычленении других понятий, более определенных и конкретных: производитель речи, субъект повествования. Вершиной этого восхождения и  оказывается образ автора. Производитель речи – субъект повествования – образ автора – такая иерархическая расчлененность помогает постижению сущности искомого понятия, т.е. образа автора.

Информация о работе Модальность текста. Виды модальности