Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 22:05, курсовая работа
Текст должен быть целостным, ярко выраженным и для этого вводится понятие модальности. Модальность в языкознании - это понятийная категория, которая выражает отношение говорящего к содержанию высказывания, а так же целевую установку речи, отношение содержания высказывания к действительности. Модальность может иметь значение утверждения, приказания, пожелания, допущения, достоверности, ирреальности и другого. Модальность выражается различными грамматическими и лексическими средствами: специальными формами наклонений, модальными глаголами, другими модальными словами, интонационными средствами. Модальность на данный момент – предмет дискуссии в научном мире
Введение……………………………………………………………………..…...2
ГЛАВА 1.
Общие положения модальности…………………………………………………2
Концепция модальности …………………………………………………..2
Актуализационные категории модуса ……....………………………..…..3
Квалификативные категории модуса ………………………………….....3
Квалификативные категории модуса ……………………………......4
5 Способы выражения………………………………………..………….....4
Модальность и наклонение…………………………………………..…....5
Термины из общего понятия…………………..……………….…….……5
ГЛАВА 2 . Авторская модальность в тексте. Образ автора……………….…. 6
Заключение………………………………………………………………………22
Библиографический список……………………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра теории и практики журналистской работы
Курсовая работа
Модальность текста. Виды модальности
Работу выполнила______________
факультет журналистики, спец. 030901.65 – «издательское дело и редактирование», 1 курс, ОФО
Научный руководитель ______________________Мороз Олег Николаевич
доктор филологических наук.
Краснодар, 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1.
Общие положения модальности………………………
ГЛАВА 2 . Авторская модальность в тексте. Образ автора……………….…. 6
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………23
Введение:
Текст должен быть целостным, ярко выраженным и для этого вводится понятие модальности. Модальность в языкознании - это понятийная категория, которая выражает отношение говорящего к содержанию высказывания, а так же целевую установку речи, отношение содержания высказывания к действительности. Модальность может иметь значение утверждения, приказания, пожелания, допущения, достоверности, ирреальности и другого. Модальность выражается различными грамматическими и лексическими средствами: специальными формами наклонений, модальными глаголами, другими модальными словами, интонационными средствами. Модальность на данный момент – предмет дискуссии в научном мире. Следует отметить, что в практике лингвистических исследований границы употребления термина «модальность» утратили определенность.
Цели: Рассмотрение модальности как приема выражения оценки, отношения, а так же изучение модальности, как авторского инструмента, создания цельного текста.
Структурно курсовая работа представлена введением, двумя главами, заключением, и библиографическим списком.
Глава 1. Общие положения модальности:
Модальность — семантическая категория, которая выражает отношение говорящего к содержанию его высказывания, целевую установку речи, отношение содержания высказывания к действительности. Модальность является языковой универсалией, принадлежит к числу основных категорий естественного языка.
Понятие модальность пришло из классической формальной логики, откуда лингвистика заимствовала и другие понятия.
1.1 Концепция модальности
Разрабатывая теорию высказывания, швейцарский лингвист Шарль Балли отметил, что в высказывании можно выделить два элемента: основное содержание (диктум) и индивидуальную оценку излагаемых фактов (модус). Балли позаимствовал термины диктум (лат. dictum — слово, выражение) и модус (лат. modus — способ) из схоластики и использовал их для обозначения объективной и субъективной части суждения.
1.2 Актуализационные категории модуса
Актуализационные категории модуса выражают отношение сообщения (пропозитивного содержания) к действительности. К ним относятся:
1.3 Квалификативные категории модуса
Квалификативные категории модуса выражают отношение говорящего к событиям и информации о них. К квалификативным категориям относятся:
1.4 Социальные категории модуса
Социальные категории модуса — выражение отношения говорящего к собеседнику: почтительное — фамильярное, официальное — дружеское. В зависимости от отношения к собеседнику различаются ситуации равенства: сверху вниз, снизу вверх. К проявлениям социальных категорий относятся всевозможные оговорки, пометы, используемые для введения необычных выражений.
1.5 Способы выражения
Модальность может выражаться различными грамматическими и лексическими средствами:
1.6 Модальность и наклонение
Иногда термин модальность выступает как синоним термина «наклонение». Чаще всего, эти понятия разграничивают, считая модальность семантической категорией (относящейся не только к глаголу и могущей не иметь в языке обязательного выражения), а наклонение — грамматической категорией глагола (которая может и потерять связь с модальностю.)
Пример: конъюнктив, в латинском и французском языках, диктуемый в ряде случаев только синтаксическими правилами.
Дискуссии о модальности в смысле грамматической категории ведутся в нескольких проблемных направлениях по вопросам:
В отечественной синтаксической науке сложились две основных точки зрения на модальность:
1.7 Термины из общего понятия:
Глава 2. Авторская модальность в тексте. Образ автора.
Очень важно изучение речевой организации текста (выявление единиц текста, которые являются основными). Изучение будет полным и адекватным, при условии, что мы не оставляем без внимания понятие (очень важное для текстобразования, и текстовосприятия) авторская модальность. Которая является скрепляющей все единицы текста в единое смысловое и структурное целое.
Модальность на уровне предложения-высказывания достаточно изучена и определяется обычно как категория, выражающая отношение говорящего к содержанию высказывания (это субъективная модальность) и отношение последнего к действительности (это объективная модальность). В первом случае модальность создается специфическими модальными словами, частицами, междометиями (к счастью, к сожалению, увы, ведь и другие); во втором случае модальность создается прежде всего формами наклонения глаголов и словами, выражающими значение утверждения, возможности, пожелания, приказания. Объективная модальность, по сути, отражает как говорящий квалифицирует действительность – как реальную или ирреальную, возможную, желаемую и др. Таким образом, модальность реализуется на лексическом, грамматическом и интонационном уровне.
Однако категория модальности
может быть вынесена за пределы предложения-
Восприятие личности автора через формы ее воплощения в тексте – процесс двунаправленный. Он сориентирован на взаимоотношения автора и читателя. Модальность текста – это выражение в тексте отношения автора к сообщаемому, его концепции, точки зрения, позиции, его ценностных ориентаций, сформулированных ради сообщения их читателю.
Эта авторская оценка изображаемого всегда связана с поиском адекватных способов выражения. Способы выражения этого отношения и оценки могут быть различными, избирательными для каждого автора и разновидности текста. Они мотивированы и целенаправленны. Над выбором этих способов всегда, таким образом, стоит какая-то неречевая задача, реализация которой и создает свою модальность текста. Общая модальность, как выражение отношения автора к сообщаемому, заставляет воспринимать текст не как сумму отдельных единиц, а как цельное произведение. Такое восприятие основывается не на рассмотрении качеств отдельных речевых единиц, а на установлении их функций в составе целого. В таком случае личностное отношение автора воспринимается как «концентрированное воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур...» (В.В. Виноградов).
Таким образом, текст нельзя понимать узко, только как формальную организацию тема-рематических последовательностей (сочетание высказываний). Текст действительно состоит из этих последовательностей, но он есть нечто большее: текст есть единство формальных и содержательных элементов с учетом целевой установки, интенции автора, условий общения и личностных ориентации автора – научных, интеллектуальных, общественных, нравственных, эстетических и др.
С категорией модальности
тесно связано понятие «образа
автора» – конструктивного
Понятие «образ автора» высвечивается при выявлении и вычленении других понятий, более определенных и конкретных: производитель речи, субъект повествования. Вершиной этого восхождения и оказывается образ автора. Производитель речи – субъект повествования – образ автора – такая иерархическая расчлененность помогает постижению сущности искомого понятия, т.е. образа автора.