Особенности функционирования СМИ в Интернете. (На примере электронного СМИ «Комсомольская правда»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 19:17, реферат

Описание работы

Актуальность настоящего исследования связана с необходимостью теоретического осмысления и изучения сравнительного нового явления в системе средств массовой информации – электронные СМИ. А сетевые издания до сих пор остаются подробно не исследованными. Причина тому не только то, что в России существует небольшое количество интернет-изданий, но и тот факт, что изучение Интернета требует специальных профессиональных навыков работы в виртуальном пространстве. Также, до сих пор не существует определенного метода для описания сетевых публикаций, тем более типологии жанров интернет-изданий. Несмотря на устойчивые позиции в списке предпочтений аудитории, электронные СМИ как отдельный тип средств массовой информации недостаточно исследован с научной точки зрения. Основная причина этого - новизна поля, которое сформировалось всего около десяти лет назад.

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ).doc

— 655.00 Кб (Скачать файл)

Особенности функционирования СМИ в Интернете.

(На примере электронного СМИ  «Комсомольская правда»)

Введение.

С развитием глобальной сети и доступа к ней, Интернет занял особое место среди средств массовой информации. Если еще десятилетие назад всемирную паутину рассматривали и вовсе только, как источник информации, то сегодня мы может констатировать факт рождения нового вида СМИ – сетевых медиа, средой распространения которых стала компьютерная сеть Интернет. С каждым годом, а в последнее время и с каждым месяцем, количество сетевых изданий увеличивается в сотни раз. Наряду с аналогом печатных газет и журналов, в Интернете то и дело появляются исключительно сетевые публикации. Они имеют свои типологические признаки и жанровые особенности.

        Актуальность настоящего исследования связана с необходимостью теоретического осмысления и изучения сравнительного нового явления в системе средств массовой информации – электронные СМИ. А сетевые издания до сих пор остаются подробно не исследованными. Причина тому не только то, что в России существует небольшое количество интернет-изданий, но и тот факт, что изучение Интернета требует специальных профессиональных навыков работы в виртуальном пространстве. Также, до сих пор не существует определенного метода для описания сетевых публикаций, тем более типологии жанров интернет-изданий. Несмотря на устойчивые позиции в списке предпочтений аудитории, электронные СМИ как отдельный тип средств массовой информации недостаточно исследован с научной точки зрения. Основная причина этого - новизна поля, которое сформировалось всего около десяти лет назад.

Актуальность избранной тематики прослеживается и в правовой сфере. До сих пор не существует четкого определения, какой информационный ресурс, функционирующий в сети Интернет, можно считать средством массовой информации. Понятие «интернет-СМИ» до сих пор не определено законодательно. В условиях такого правового пространства появляются различные интерпретации онлайновых средств массовой информации, многие из которых не способствуют прояснению сущности этого явления

      Объект исследования – электронные СМИ, функционирующие в российском сегменте глобальной сети Интернет.

    Предмет исследования – специфика подачи информации, композиционное оформление и смысловое содержание новостных Интернет-сайтов в системе электронных СМИ.

     Цель исследования – комплексно исследовать особенности, типологию и специфику электронных СМИ в России (на примере электронного СМИ)

Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:

1. Изучить сущность и классификация  электронных СМИ.

2.Охарактеризовать основные особенности  электронных СМИ, их отличие от  печатных СМИ.

3.Проанализировать становление, основные  тенденции развития и специфику  контента российских интернет-сайтов в системе электронных СМИ.

4.Обосновать перспективы развития  новостных сайтов в российском  Интернете.

Соответственно поставленной цели и обозначенным задачам были выбраны и методы исследования: теоретические методы (изучение и анализ литературы, обобщение), также  метод обобщения, сравнительный анализ. При анализе электронных СМИ-  метод контент – анализа

 

Теоретико-методологическая база исследования: Из наиболее ценных сочинений, посвященных специфике СМИ в Интернете, следует отметить труды отечественных авторов: Калмыков «Интеренет- журналистика», Лукина «СМИ в Интернете», Я.Н. Засурский «Информационное общество, интернет и новые средства массовой информации»

 

Новизна –(планируется)  разработка нового  метода для описания сетевых публикаций и типологии жанров интернет-изданий.

 

 

    1. Что такое СМИ вообще?

 

  СМИ активно вошли в нашу жизнь, и стали неотъемлемой частью современного общества. Сегодня трудно представить человека, не вовлеченного в это медиапространство. Мы не можем прожить и дня без информации. Многие поколения наших предков пользовались единственным средством накопления, хранения и передачи информации – устным словом. Затем распространение печатного слова приобретает массовый характер. Интернет, телевиденье, печатные издания, радио – наши главные источники  массовой информации. Массовая информация- предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио, аудиовизуальные и  иные сообщения и материалы (ФЗ РФ «О СМИ») [1]

Таким образом, информация становится общедоступной и  служит социальным ресурсом. Вследствие этого появляется информационное общество. Информационное (сетевое, постиндустриальное) общество – новая социальная, культурная и экономическая формация, совокупность людей, объединенная и структурированная вокруг информации, ее производства, анализа и использования  (М. Кастеллс) [2]

СМИ- периодические печатные издания, радио-теле, видео программы, кинохроникальные программы, иные формы периодического распространения массовой информации. (ФЗ РФ «О СМИ») [1]

Средства массовой коммуникации или же средства массовой информации. Понятия «массовая коммуникация», «массовая информация» активно вошли в язык XX столетия. Это связано, во-первых, с осмыслением социологами особенностей поведения в рамках такого специфического вида социальной общности, как «масса», «толпа», «публика».  Во-вторых, с техногенным фактором: появлением принципиально новых средств передачи информации.(Б.Е. Кретов) [3] .

В чем же различие между терминами «средства массовой информации» и «средства массовой информации»? К СМИ относят прессу, телевидение, радиовещание, и с некоторых пор интернет. То есть источники информации специально созданные для того, чтобы люди черпали в них информацию о жизни общества, политике, культуре, экономике, а также об окружающем мире в целом. В то время как термин «средства массовой коммуникации» традиционно имеет более широкое значение, которое включает в себя и средства массовой информации, а также все средства и достижения технологического прогресса, с помощью которых осуществляется общение в современном обществе: телеграф, телефон, радиосвязь, оптоволоконные линии, мобильная связь и т. п.

(М.М. Лукина) [4]

Таким образом, средства массовой информации являются элементом  средства массовой коммуникации.

   Средства массовой информации, как сложно организованный объект,  имеют свою миссию, задачи, функции, и должны отвечать требованиям системного подхода:

 сохранять целостный характер, несмотря на существование разнообразных, отличающихся друг от друга  СМИ, формируя единое информационное пространство для всех членов общества, постоянное информационное взаимодействие в общественной системе;

 располагать совокупностью  компонентов, каждый из которых активно взаимодействует со своей средой и друг с другом на основе присущих СМИ закономерностей;

 иметь необходимый набор  функций и так их реализовывать, чтобы удовлетворить информационные потребности личности, различных групп населения, общества в целом;

 структура как способ связи  компонентов должна располагать такой совокупностью различных газет, журналов, программ телерадио, которые могут способствовать выполнению этих функций;

        СМИ должны быть организованной системой, действующей в соответствии с развитием условий жизни общества, иметь для этого необходимые организационные отношения между участниками массовой информационной деятельности (отношения координации, дисциплины, ответственности и др.). Для осуществления организационных процессов необходимы соответствующие административно-управленческие структуры в составе редакций, издательств и др.

Целостность системы СМИ. (Засурский Я.Н). [5] Формируемые в масштабе всего общества массовые коммуникации, информационные отношения являются основанием целостности системы СМИ:

 удовлетворяют информационные  потребности личности, различных  общественных групп и организаций, содействуя их активному участию в процессах экономической, политической и культурной жизни общества;

 обеспечивают взаимодействие, сотрудничество, координацию и разделение труда между ними на основе совместно формируемых моделей поведения каждого социального субъекта;

 объективно и полно отражают  условия жизни общества;

 собирают, производят и распространяют  информацию в соответствии с динамикой общественного развития;

 привлекают к производству  информации все творчески активные силы, которые служат общественному прогрессу, создают и обогащают духовный потенциал общества;

 используют для массового  информационного процесса современные информационные и коммуникационные технологии;

 обеспечивают реализацию многообразных функций СМИ в соответствии с процессами их актуализации, ростом информационных потребностей членов общества.

Миссия средств массовой информации. СМИ призваны осуществлять:

    • Поиск
    • Получение
    • Передача
    • Производство
    • Распространение информации

 

Задачи СМИ:

    • Пропагандистские
    • Идеологические
    • Агитационные
    • Воспитательные

 

Функции СМИ: (Я.Н Засурский) ). [5]

    • Информационные
    • Аналитические
    • Развлекательные

 

Классификация СМИ по различным типообразующим факторам.(Прохоров). [6]

Типообразующие факторы:

    • Аудиторная направленность

Главный типообразующий фактор, характеризующийся стремлением собрать вокруг издания или программы аудиторию с определенным набором черт.

    • Проблемно-тематическая направленность

Обращение к определенным пластам информации. СМИ может быть по этому признаку универсальным, политическим, монотематическим, политематическим.

    • Социальная позиция СМИ

Его политическая, экономическая и другая направленность в соответствии с представлением редакции о перспективах развития страны, ее месте и роли в мировом сообществе, линии  поведения во внутренних и международных отношениях.

Не существует единой классификации, по которой можно было бы делить все СМИ. Обратимся к некоторым классификациям .

    • По типу коммуникативного средства

- Печатная пресса – газеты, журналы, еженедельники и т.д

-Аудиовизуальные СМИ- радио, телевиденье, документальное кино, сетевые издания в интернете.

-Информационные службы- телеграфные агентства, рекламное бюро, пресс-службы, агентства по связям с общественность.

    • По форме подачи массовой информации:

- периодически печатные издания

- радиопрограмма

- телепрограмма

- видеопрограмма

- кинохроникальная программа

- сайт в интернете

- новостная лента, рассылаемая  по электронной почте.

    • По способу распространения:

- подписные печатные издания

- печатные издания, распространяемые в торговой сети

- бесплатные газеты, журналы

- эфирные, теле-радио каналы

- кабельные теле-радио каналы

- спутниковые теле-радио каналы 

- СМИ, распространяемые в Интернете 

- подписные ленты информационных  агентств (по сети Интернет или по электронной почте)

      • По типу собственника:

- частные СМИ

- государственные или муниципальные 

- СМИ политических партий, общественной  или религиозной организации, профсоюзов

- смешанные

    • По территории распространения:

- региональное СМИ

-республиканское

- краевое, областное

- городское, районное

- межрегиональное СМИ 

- национальное СМИ

- международное

    • По характеру аудитории

-для этнических общностей

- для профессиональных групп

- для социальных групп

- для возрастных

- для женщин и мужчин,

- для малых групп

-для различных верующих

-для групп населения, выделяемых  по другим признакам

   

    Велика роль средств массовой информации как социального посредника, института, устанавливающего связи между всеми частями и элементами общества. СМИ раскрывают перед любой общественной группой, любой социальной структурой возможность обращения к другим членам общества, установления контактов с ними. Особое значение в связи с этим получают СМИ, как инструмент управления обществом. В связи с этим возникла концепция средств массовой информации как «четвертой власти», которая, как и три предыдущих – законодательная, исполнительная и судебная, – также обладает властными функциями. Эта концепция научно не обоснованна и не отражает реальности. СМИ должны быть распределены между государством и обществом.  СМИ не в состоянии обеспечить принятие решений, обязательных для их реализации государственными и общественными институтами. Из выше сказанного следует, что  СМИ– не власть, но сила. СМИ служит как инструмент, которым пользуются общество и государство. Таким образом, место и роль СМИ в обществе определяет их отношения с другими социальными институтами.

Информация о работе Особенности функционирования СМИ в Интернете. (На примере электронного СМИ «Комсомольская правда»)