Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 19:17, реферат
Актуальность настоящего исследования связана с необходимостью теоретического осмысления и изучения сравнительного нового явления в системе средств массовой информации – электронные СМИ. А сетевые издания до сих пор остаются подробно не исследованными. Причина тому не только то, что в России существует небольшое количество интернет-изданий, но и тот факт, что изучение Интернета требует специальных профессиональных навыков работы в виртуальном пространстве. Также, до сих пор не существует определенного метода для описания сетевых публикаций, тем более типологии жанров интернет-изданий. Несмотря на устойчивые позиции в списке предпочтений аудитории, электронные СМИ как отдельный тип средств массовой информации недостаточно исследован с научной точки зрения. Основная причина этого - новизна поля, которое сформировалось всего около десяти лет назад.
Особенности функционирования СМИ в Интернете.
(На примере электронного СМИ «Комсомольская правда»)
Введение.
С развитием глобальной сети и доступа к ней, Интернет занял особое место среди средств массовой информации. Если еще десятилетие назад всемирную паутину рассматривали и вовсе только, как источник информации, то сегодня мы может констатировать факт рождения нового вида СМИ – сетевых медиа, средой распространения которых стала компьютерная сеть Интернет. С каждым годом, а в последнее время и с каждым месяцем, количество сетевых изданий увеличивается в сотни раз. Наряду с аналогом печатных газет и журналов, в Интернете то и дело появляются исключительно сетевые публикации. Они имеют свои типологические признаки и жанровые особенности.
Актуальность настоящего исследования связана с необходимостью теоретического осмысления и изучения сравнительного нового явления в системе средств массовой информации – электронные СМИ. А сетевые издания до сих пор остаются подробно не исследованными. Причина тому не только то, что в России существует небольшое количество интернет-изданий, но и тот факт, что изучение Интернета требует специальных профессиональных навыков работы в виртуальном пространстве. Также, до сих пор не существует определенного метода для описания сетевых публикаций, тем более типологии жанров интернет-изданий. Несмотря на устойчивые позиции в списке предпочтений аудитории, электронные СМИ как отдельный тип средств массовой информации недостаточно исследован с научной точки зрения. Основная причина этого - новизна поля, которое сформировалось всего около десяти лет назад.
Актуальность избранной тематики прослеживается и в правовой сфере. До сих пор не существует четкого определения, какой информационный ресурс, функционирующий в сети Интернет, можно считать средством массовой информации. Понятие «интернет-СМИ» до сих пор не определено законодательно. В условиях такого правового пространства появляются различные интерпретации онлайновых средств массовой информации, многие из которых не способствуют прояснению сущности этого явления
Объект исследования – электронные СМИ, функционирующие в российском сегменте глобальной сети Интернет.
Предмет исследования – специфика подачи информации, композиционное оформление и смысловое содержание новостных Интернет-сайтов в системе электронных СМИ.
Цель исследования – комплексно исследовать особенности, типологию и специфику электронных СМИ в России (на примере электронного СМИ)
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:
1. Изучить сущность и
2.Охарактеризовать основные
3.Проанализировать
4.Обосновать перспективы
Соответственно поставленной цели и обозначенным задачам были выбраны и методы исследования: теоретические методы (изучение и анализ литературы, обобщение), также метод обобщения, сравнительный анализ. При анализе электронных СМИ- метод контент – анализа
Теоретико-методологическая база исследования: Из наиболее ценных сочинений, посвященных специфике СМИ в Интернете, следует отметить труды отечественных авторов: Калмыков «Интеренет- журналистика», Лукина «СМИ в Интернете», Я.Н. Засурский «Информационное общество, интернет и новые средства массовой информации»
Новизна –(планируется) разработка нового метода для описания сетевых публикаций и типологии жанров интернет-изданий.
СМИ активно вошли в нашу жизнь, и стали неотъемлемой частью современного общества. Сегодня трудно представить человека, не вовлеченного в это медиапространство. Мы не можем прожить и дня без информации. Многие поколения наших предков пользовались единственным средством накопления, хранения и передачи информации – устным словом. Затем распространение печатного слова приобретает массовый характер. Интернет, телевиденье, печатные издания, радио – наши главные источники массовой информации. Массовая информация- предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (ФЗ РФ «О СМИ») [1]
Таким образом, информация становится общедоступной и служит социальным ресурсом. Вследствие этого появляется информационное общество. Информационное (сетевое, постиндустриальное) общество – новая социальная, культурная и экономическая формация, совокупность людей, объединенная и структурированная вокруг информации, ее производства, анализа и использования (М. Кастеллс) [2]
СМИ- периодические печатные издания, радио-теле, видео программы, кинохроникальные программы, иные формы периодического распространения массовой информации. (ФЗ РФ «О СМИ») [1]
Средства массовой коммуникации или же средства массовой информации. Понятия «массовая коммуникация», «массовая информация» активно вошли в язык XX столетия. Это связано, во-первых, с осмыслением социологами особенностей поведения в рамках такого специфического вида социальной общности, как «масса», «толпа», «публика». Во-вторых, с техногенным фактором: появлением принципиально новых средств передачи информации.(Б.Е. Кретов) [3] .
В чем же различие между терминами «средства массовой информации» и «средства массовой информации»? К СМИ относят прессу, телевидение, радиовещание, и с некоторых пор интернет. То есть источники информации специально созданные для того, чтобы люди черпали в них информацию о жизни общества, политике, культуре, экономике, а также об окружающем мире в целом. В то время как термин «средства массовой коммуникации» традиционно имеет более широкое значение, которое включает в себя и средства массовой информации, а также все средства и достижения технологического прогресса, с помощью которых осуществляется общение в современном обществе: телеграф, телефон, радиосвязь, оптоволоконные линии, мобильная связь и т. п.
(М.М. Лукина) [4]
Таким образом, средства массовой информации являются элементом средства массовой коммуникации.
Средства массовой информации, как сложно организованный объект, имеют свою миссию, задачи, функции, и должны отвечать требованиям системного подхода:
сохранять целостный характер,
несмотря на существование
располагать совокупностью компонентов, каждый из которых активно взаимодействует со своей средой и друг с другом на основе присущих СМИ закономерностей;
иметь необходимый набор
функций и так их
структура как способ связи компонентов должна располагать такой совокупностью различных газет, журналов, программ телерадио, которые могут способствовать выполнению этих функций;
СМИ должны быть организованной системой, действующей в соответствии с развитием условий жизни общества, иметь для этого необходимые организационные отношения между участниками массовой информационной деятельности (отношения координации, дисциплины, ответственности и др.). Для осуществления организационных процессов необходимы соответствующие административно-управленческие структуры в составе редакций, издательств и др.
Целостность системы СМИ. (Засурский Я.Н). [5] Формируемые в масштабе всего общества массовые коммуникации, информационные отношения являются основанием целостности системы СМИ:
удовлетворяют информационные потребности личности, различных общественных групп и организаций, содействуя их активному участию в процессах экономической, политической и культурной жизни общества;
обеспечивают взаимодействие, сотрудничество, координацию и разделение труда между ними на основе совместно формируемых моделей поведения каждого социального субъекта;
объективно и полно отражают условия жизни общества;
собирают, производят и распространяют информацию в соответствии с динамикой общественного развития;
привлекают к производству информации все творчески активные силы, которые служат общественному прогрессу, создают и обогащают духовный потенциал общества;
используют для массового
информационного процесса
обеспечивают реализацию
Миссия средств массовой информации. СМИ призваны осуществлять:
Задачи СМИ:
Функции СМИ: (Я.Н Засурский) ). [5]
Классификация СМИ по различным типообразующим факторам.(Прохоров). [6]
Типообразующие факторы:
Главный типообразующий фактор, характеризующийся стремлением собрать вокруг издания или программы аудиторию с определенным набором черт.
Обращение к определенным пластам информации. СМИ может быть по этому признаку универсальным, политическим, монотематическим, политематическим.
Его политическая, экономическая и другая направленность в соответствии с представлением редакции о перспективах развития страны, ее месте и роли в мировом сообществе, линии поведения во внутренних и международных отношениях.
Не существует единой классификации, по которой можно было бы делить все СМИ. Обратимся к некоторым классификациям .
- Печатная пресса – газеты, журналы, еженедельники и т.д
-Аудиовизуальные СМИ- радио, телевиденье, документальное кино, сетевые издания в интернете.
-Информационные службы- телеграфные агентства, рекламное бюро, пресс-службы, агентства по связям с общественность.
- периодически печатные издания
- радиопрограмма
- телепрограмма
- видеопрограмма
- кинохроникальная программа
- сайт в интернете
- новостная лента, рассылаемая по электронной почте.
- подписные печатные издания
- печатные издания, распространяемые в торговой сети
- бесплатные газеты, журналы
- эфирные, теле-радио каналы
- кабельные теле-радио каналы
- спутниковые теле-радио каналы
- СМИ, распространяемые в Интернете
- подписные ленты
- частные СМИ
- государственные или
- СМИ политических партий, общественной или религиозной организации, профсоюзов
- смешанные
- региональное СМИ
-республиканское
- краевое, областное
- городское, районное
- межрегиональное СМИ
- национальное СМИ
- международное
-для этнических общностей
- для профессиональных групп
- для социальных групп
- для возрастных
- для женщин и мужчин,
- для малых групп
-для различных верующих
-для групп населения, выделяемых по другим признакам
Велика роль средств массовой информации как социального посредника, института, устанавливающего связи между всеми частями и элементами общества. СМИ раскрывают перед любой общественной группой, любой социальной структурой возможность обращения к другим членам общества, установления контактов с ними. Особое значение в связи с этим получают СМИ, как инструмент управления обществом. В связи с этим возникла концепция средств массовой информации как «четвертой власти», которая, как и три предыдущих – законодательная, исполнительная и судебная, – также обладает властными функциями. Эта концепция научно не обоснованна и не отражает реальности. СМИ должны быть распределены между государством и обществом. СМИ не в состоянии обеспечить принятие решений, обязательных для их реализации государственными и общественными институтами. Из выше сказанного следует, что СМИ– не власть, но сила. СМИ служит как инструмент, которым пользуются общество и государство. Таким образом, место и роль СМИ в обществе определяет их отношения с другими социальными институтами.