Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 19:17, реферат
Актуальность настоящего исследования связана с необходимостью теоретического осмысления и изучения сравнительного нового явления в системе средств массовой информации – электронные СМИ. А сетевые издания до сих пор остаются подробно не исследованными. Причина тому не только то, что в России существует небольшое количество интернет-изданий, но и тот факт, что изучение Интернета требует специальных профессиональных навыков работы в виртуальном пространстве. Также, до сих пор не существует определенного метода для описания сетевых публикаций, тем более типологии жанров интернет-изданий. Несмотря на устойчивые позиции в списке предпочтений аудитории, электронные СМИ как отдельный тип средств массовой информации недостаточно исследован с научной точки зрения. Основная причина этого - новизна поля, которое сформировалось всего около десяти лет назад.
Очевидным является тот факт, что мировосприятие людей находится сейчас под очень сильным влиянием средств массовой информации, которое носит столь всеохватывающий характер. Некоторые исследователи массовых коммуникаций начали говорить о наступившей эпохе «медиакратии» - власти СМИ, которые уже не только отражают и интерпретируют действительность, но и конструируют ее по собственным правилам. Все это сопровождается и становлением нового мировоззрения, новой мировой культуры. Знания о мире, формирование представлений, ценностей, усвоение норм этики и морали происходит на материалах СМИ. Средства массовой коммуникации в современном мире считаются базовым элементом социализации. Они являются для человека источником знаний о мире (Л.Н Богомолова). [7]
Таким образом, СМИ выступают в качестве одного из основных социализирующих институтов, в качестве наиболее доступного и наиболее влиятельного механизма формирования личности. По глобальности воздействия на личность и возможности способствовать формированию мировоззрения , средства массовой информации, в первую очередь телевидение, можно сравнить только с участием семьи в социализации личности. (Л.В.Брик) [8]
Вся жизнедеятельность людей представляет собой постоянный процесс взаимодействия с внешним миром, который не возможен без информации. Таким образом, информация становится необходимой составляющей всей общественной жизни. Служит фактором его связи с окружающим миром и средством регулирования поведения. В результате, эти процессы усиливают зависимость каждого человека от деятельности СМИ.
Подводя итог, СМИ, – это институт, созданный для информационного обслуживания общества или какой-то его части.
СМИ, как институт занимает главенствующее место в системе формирования многочисленных процессов и аспектов жизнедеятельности современного общества, в том числе и ценностной структуры. Новые установки широко пропагандируются СМИ, их диктуют складывающиеся условия жизни, и в этих условиях вырастает человек с новыми ценностными устремлениями, с новым отношением к себе и окружающим
Роль средств массовой информации в формировании ценностных ориентаций человека, можно сделать следующие выводы:
– интенсивно воздействующие на каждого человека средства массовой информации заняли первостепенное место в бюджете свободного времени человека. Они информируют, воспитывают, развлекают, обучают, изменяют строй мышления человека, стиль восприятия и тип культуры;
– средства массовой информации – мощный канал агитационного и пропагандистского воздействия, имеющий колоссальное значение для идейного воспитания общества;
– в условиях кризиса институтов семьи и образования, СМИ и Интернету предстоит стать новыми факторами формирования социально-позитивных ориентаций человека.
Подводя итог, нельзя однозначно сказать, какую роль играют СМИ в социализации личности (процесс освоения социальных ролей и культурных норм) и формирования ценностных ориентаций. Можно лишь констатировать тот факт, что любой компонент, любая функция средств массовой информации и коммуникации несет в себе и позитивную и деструктивную составляющую. В результате может способствовать как интеграции общества, так и его дезорганизации. Но вопрос о выработке конкретных путей оптимизации процессов спонтанного и целенаправленного воздействия на сознание общества со стороны института современных печатных СМИ, остается открытым.
Делая выводы к первому параграфу, можно отметить следующее:
Конец XX в. ознаменовался небывалым скачком в развитии глобальных информационных и коммуникационных технологий. Сначала, единственным средством информации была устная речь. Затем с изобретением письменности, печатного слова, информация стала массовой. С открытием новых каналов коммуникации, передачи аудио- и видеосигналов, информация приобретает все более общедоступный характер. Это коренным образом повлияло на развитие системы средств массовой информации. Вскоре, появляется радио- и телевещание, основной функцией которых стало производство и распространение массовой информации. Это послужило скачком в развитии коммуникационных технологий. Вслед за радио- и телевещанием были изобретены сетевые технологии, основанные на ином, цифровом, способе передачи информации, которые привели к формированию новой среды для распространения потоков информации. Форма организации таковых каналов передачи информации получила название Интернет.
Интернет, появившись относительно недавно, стал одним из наиболее динамично развивающихся явлений современного общества. С ростом его аудитории, Интернет становится средством не просто массовой, но глобальной коммуникации. Сегодня уже не вызывает удивления домашний компьютер, подключенный к сети Интернет, а использование услуг Интернета стало неотъемлемым явлением жизни современного человека.
Так что же такое интернет? С технической стороны, Интернет — система соединенных компьютерных сетей мирового масштаба, которая предоставляет услуги по обмену данными. Другими словами, Интернет — это сеть сетей, которая объединяет национальные, региональные и местные компьютерные сети, в которых происходит свободный обмен информацией (Я.Н. Засурский) [5]
Но с другой стороны, без какой-либо преувеличения, интернет можно рассматривать как некое глобальное средство массовой информации. Он дает возможность иметь практически мгновенный доступ ко всем источникам информации одновременно и при этом делать индивидуальный выбор.
Таким образом, с другой стороны, интернет - информационное пространство, состоящее из трех компонентов:
• совокупность устройств и правил обмена информацией между ними:
структурный костяк, материальное и программное обеспечение, коммуникационные линии, совокупность технологий передачи информации посредством коммуникационных линий;
• собственно, информация, с которой имеют дело эти устройства – контент или же содержание;
• люди, которые настраивают устройства ради обмена информацией, а затем используют их и отношения, возникающие между ними в процессе этого обмена (социокультурное измерение). (М.М. Лукина) [4]
Основной вклад в становление и развитие Интернета был сделан научными и военными организациями США в годы «холодной войны». Прообразом интернета стала сеть ARPAnet (Агентство исследовательских проектов особой сложности). Сеть ARPAnet, созданная для передачи данных, позволяла стране, которая могла испытать ядерный удар, успешно функционировать и при отключении значительной части этой самой сети. Способ передачи сообщений через сеть определялся семейством протоколов, названных TCP/IP . Отсутствие жесткой системы приоритетов обеспечивало ее неограниченное расширение. А далее случилось то, что определило будущую судьбу Интернета, руководство ARPAnet приняло решение об открытой и бесплатной публикации протоколов TCP/IP.
В 1979 г. на встрече лидеров сетевого рынка было принято решение о финансировании проекта собственной сети Национального Научного Фонда США и соединении этой сети через шлюз с ARPAnet с помощью протоколов TCP/IP. Это событие считается рождением Интернета как сообщества независимых сетей. В последующие годы эту сеть дополнили коммерческие, международные и иные сетевые включения, вместе образующие Интернет.
В результате, интернет стал средством общемирового вещания, механизмом распространения информации, а также средой для сотрудничества и общения людей, охватывающей весь земной шар. Интернет оказался средой для коммуникации в более широком смысле слова, включающей межличностную и публичную формы общения, как индивидуальную, так и групповую.
Таким образом, говоря об истории сети интернет, мы приходим к выводам, что возникновение сети интернет было обусловлено такими внешними предпосылками: технический прогресс, который создал необходимые для ее функционирования технологии, политическая ситуация, экономика, которая сформировала первоначальный спрос на ее услуги, обеспечив тем самым, интернет материальными средствами.
Что же касается истории российских интернет–СМИ, то условно можно выделить четыре периода:
Этот период характеризуется преобладанием авторских ресурсов, незначительным количеством участников на рынке и их низкой активностью.)
Этот период характеризуется ростом активности в медийном секторе, связанным, в первую очередь, с выборами в Государственную Думу РФ (19 декабря 1999 г.) и выборами Президента РФ (26 марта 2000 года). Появляются новые участники, имеющие определенные интересы в СМИ и политике. Существенно увеличился рост вложений в развитие интернет-СМИ.
Это период инвестиционного бума. Он характеризуется выходом на рынок новых участников, которые не имели определенных интересов в политической сфере. В основном это были компании, связанные с западным венчурным капиталом. Этот период характеризуется реализацией в русском интернете примитивно понятой американской модели и развитием крупных информационных ресурсов.
Когда стало известно о закрытии одного из наиболее амбициозных проектов, характерных для третьего периода, – портала «Поле.Ру». Мы стоим на пороге четвертого периода, для которого, вероятно, будут характерны следующие черты: сохранение преобладания новостных ресурсов при возрастании значимости ресурсов комментаторского и смешанного типов, снижение влияния собственно бизнес-групп на медийный сектор.
Интернет — многофункциональная система. Главными его функциями являются:
социальная, приводящая к образованию новых форм коммуникативного поведения в среде, где господствуют горизонтальные связи. Эта функция влияет на кросс-культурные процессы, происходящие в обществе. Серьезным ограничением для расширения контактов является язык;
информационная, особенность которой заключается в том, что информационные контакты протекают в режиме открытости и общедоступности. Почти каждый может получить доступ в Интернет, серьезными ограничениями являются лишь низкий уровень каналов связи и недостаток материальных средств. Информационная функция обеспечивает хранение, механизмы поиска и доступа к имеющейся информации;
экономическая, направленная на
получение коммерческой
Функции Интернета осуществляются через наиболее популярные сетевые службы. формы их организации.
Электронная почта относится к системе индивидуальной коммуникации. Электронная почта используется также информационными агентствами для пересылки пакетов сообщений по адресной рассылке.
IRC (Internet Relay Chat) — интерактивная система коллективной коммуникации, поддерживающая дискуссии в режиме реального времени. С помощью IRC в одной дискуссии могут участвовать одновременно десятки «живых» людей из разных уголков мира, не планируя заранее свое время. Служба IRC часто используется как в развлекательных целях, так и для проведения серьезных международных дискуссий.
WWW («World Wide Web») (в пер. с англ. — «всемирная паутина») — это глобальная гипертекстовая система, которая использует каналы Интернета в качестве среды для пересылки электронных документов. Набор связанных по определенным правилам (протоколам) документов образует гипертекстовое поле данных. В гипертекстовой среде можно перемещаться, активизируя ссылки-гиперсвязи между цепочками документов.
Помимо перечисленных служб, Интернет предлагает пользователям и другие возможности по передаче информации (пересылку факсимильных сообщений с помощью факс-модема, перекачку файлов в режиме on-line с помощью FTP-service, перекачку файлов в режиме off-line с помощью FTP-mail), а также on-line gaming — развлекательную игровую службу в режиме реального времени и многие другие.
Появление Интернета заставляет заново осмыслять ранее сложившиеся понятия и категории в рассуждениях о СМИ, по-иному взглянуть на традиционные коммуникации.
Интернет «играет» с традиционной схемой «источник – сообщение – получатель», иногда сохраняет ее в первоначальном виде, иногда придает ей совершенно новый характер. Коммуникация посредством Интернета может приобретать абсолютно разные формы, Интернет – пространство разных социальных коммуникаций (Лукина)