Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 19:17, реферат
Актуальность настоящего исследования связана с необходимостью теоретического осмысления и изучения сравнительного нового явления в системе средств массовой информации – электронные СМИ. А сетевые издания до сих пор остаются подробно не исследованными. Причина тому не только то, что в России существует небольшое количество интернет-изданий, но и тот факт, что изучение Интернета требует специальных профессиональных навыков работы в виртуальном пространстве. Также, до сих пор не существует определенного метода для описания сетевых публикаций, тем более типологии жанров интернет-изданий. Несмотря на устойчивые позиции в списке предпочтений аудитории, электронные СМИ как отдельный тип средств массовой информации недостаточно исследован с научной точки зрения. Основная причина этого - новизна поля, которое сформировалось всего около десяти лет назад.
Интернет является многосторонним СМИ, который создает множество различных форм коммуникации. Согласимся с предложенным М. Моррис делением их на 4 категории: [9 ]
(Например, сеть Юзернет: сводки, листы рассылок, где требуется согласие на рассылки или пароль, для входа в программу, в которой сообщения касаются определенных тем);
(ролевые игры, чаты)
(веб-сайты, ).
Средства коммуникации призваны связывать людей, служить средствами их общения. Массовые коммуникации служат средством связи для массового субъекта. Коммуникация посредством Интернет устроена таким образом, что на одном полюсе действует профессиональный производитель информации, а на другом всегда остается массовый субъект – заранее неопределенное по численности множество анонимных пользователей.
М. Кастельс [2] считает, что назначение Интернета -использование для распространения политических посланий, для организации коммуникации по электронной почте с общественными сетями, для выражения идей и поиска информации. Это средство коммуникации, а не развлечения»
Влияние Интернета на деятельность средств массовой информации уже весьма велико. Интернет позволил многим российским газетам, радиостанциям, телевизионным каналам приобрести доступ к широкой аудитории. Ресурсы Интернета — открытое информационное пространство. Интернет заставляет пересмотреть отношение редакций к рекламе. Таким образом, Интернет дает новые возможности газетам, выводя их за пределы только местных интересов.
С развитием глобальной сети и доступа к ней, Интернет занял особое место среди средств массовой информации. Если еще десятилетие назад всемирную паутину рассматривали и вовсе только, как источник информации, то сегодня мы может констатировать факт рождения нового вида СМИ – сетевых медиа, средой распространения которых стала компьютерная сеть Интернет. С каждым годом, а в последнее время и с каждым месяцем, количество сетевых изданий увеличивается в сотни раз. С появлением глобальной сети возникли и принципиально новые СМИ – электронные газеты.
Основу сетевых средств массовой информации составляют новый вид периодических изданий – сетевые газеты и журналы. И с каждым годом количество таких изданий увеличивается, не смотря на их еще короткую историю. Так почему же возрастает спрос именно на такие издания? Относительно традиционных СМИ Интернет выигрывает сразу по нескольким параметрам
Интернет имеет возможность объединить визуальные, звуковые, печатные и видео-аспекты других СМИ, цена пересылки письма по электронной почте гораздо ниже пересылки с помощью обычной почты.
Интернет обеспечивает необходимой информацией на любом уровне заинтересованности индивидуумов или групп людей; в данном случае доставка может быть обеспечена согласно предпочтению пользователей через персонализацию содержания, рассылку по электронной почте и кабельному телевидению
Интернет предполагает диалог, а не монолог, который подразумевают традиционные СМИ. Взаимодействие, диалог и обратная связь между сотнями пользователей возможны через электронную почту, информационные табло, форумы , чаты и телеконференции.
Интернет дает возможность прямого доступа правительства к населению и наоборот, населения к власти, без вмешательства и манипуляции со стороны СМИ.
Рассмотрим еще один подход. Чем сетевая газета отличается от обычной?
В распоряжении журналистики имеются следующие формы передачи информации:
«Визуальный потенциал новых СМИ еще далеко не исчерпан: фотоизображения меняются все чаще. Графические же элементы обновляются еще реже, так как они должны служить идентификации общей картины сайта (corporate identity). Тексты создаются и оформляются быстрее, чем картинки, и совместно с графическими элементами и картинками конкурируют за место на сильно ограниченной площади экрана монитора.
Одна из главных особенностей сетевых СМИ- гипертекстовые ссылки, которые обеспечивают доступ к архивам и другим электронным ресурсам. Таким образом, читатель имеет дело не с линейным текстом, а с расширенным объемом информации. дизайн гипертекстовых получил широчайшее распространение: простой текст с гиперссылками. Он и является самым информативным элементов
Существуют различные формы представления информации (текстовая, табличная, визуальная – в том числе в видеоформате и аудиоформате). Но из всего этого многообразия форматов представления информации потребителей интересует, в первую очередь текст
Важное преимущество Интернета - неограниченный объем памяти. Обновления следуют одно за другим — но более старую информацию можно архивировать, превращать в базу данных с возможностью легкого открытия. И хотя пользователь имеет доступ к невероятному количеству информации, она предоставляется ему в отсортированном и упорядоченном виде. Архив становится частью общего продукта редакций, доступного в любой момент. При этом информация в он-лайн изданиях может меняться ежечасно и даже поминутно. Речь может идти об оперативном освещении уже не конкретного дня, а конкретных событий. Существуют три возможности такой актуализации:
К сожалению, все вышеперечисленное имеет и свою обратную сторону. Легкость публикации при возможности сохранения анонимности приводит иногда к злоупотреблениям: дезинформации, плагиату, экстремизму, порнографии, скрытой рекламе. Отсюда и доверие большинства читателей к сетевым изданиям невысокое.
Интернет обладает набором средств выразительности, который соединяет в себе достижения практически всех остальных видов СМИ. Вследствие этого можно говорить и о новом виде журналистской деятельности - Интернет-журналистика, как самостоятельный вид СМИ.
Интернет-журналистика – это качественно новый культурный и цивилизационный феномен, представляющий собой деятельность по формированию и представлению информационных образов актуальности, причем носителями этих образов могут быть не только слово, но и картинка, фотография, кино, видео, звук, веб-страница – любой объект, способный выступать в роли носителя информации или текста в широком смысле этого слова. (А.А.Калмыков) [10]
Но следует различать сетевые издания от журналистики, и журналистские издания от интернета. Первые привносят в интернет профессионализм в области слова, но используют возможности коммуникативного пространства лишь частично, оставаясь в вещательной парадигме; вторые, напротив, активно используют все новейшие формы интерактивных коммуникаций, но еще не успели выработать соответствующий этой деятельности языковый стиль и вкус. Но следует отметить, что эти два полюса интернет-журналистики неуклонно сближаются. На этой позиции стоит один из ведущих исследователей журналистики Е.П. Прохоров. [6]
По мнению некоторых экспертов, основными поставщиками информационного содержания являются производители традиционной информации, т.е. издатели печатных СМИ и информационные агентства Однако средства массовой информации представлены в Интернете и другими формами.
Рассмотрим условную классификацию веб-изданий:
Классификатор раздела «Средства массовой
информации» содержит 23 рубрики по разным
видам масс-медиа, включающим сетевые
издания, электронные версии печатных
изданий, а также радио- и телеканалов.
В свою очередь рубрики данного каталога
представляют собой весьма неполный перечень
типологических групп изданий, выделенных
по различным основаниям.
- по характеру каналов вещания (печать, радио, телевидение),
- по аудиторно-демографическим признакам (детские и юношеские издания),
- по содержательным характеристикам (компьютерная, экономическая периодика, литературные журналы, спортивные, рекламно-коммерческие, религиозные издания),
- по географии. распространения (зарубежные и региональные издания).
В отдельную группу выделены общественно-политические издания, научные издания, различающиеся по сферам профессиональных интересов целевых групп, а также виртуальные СМИ, в которую вошли он-лайновые газеты, журналы, Web-сайты. (Я.Н. Засурский) [5]
1) Многоязычные ресурсы (на пяти и более мировых языках);
2) Двуязычные (русско-английские, русско-украинские);
3) Одноязычные
1. Дающие исключительно
2. Исключительно аналитические;
3. Синтетические;
1. Созданные силами одного автора (т. н. авторские).
Существование такого типа средств массовой информации стало возможным только благодаря технологиям Всемирной паутины;
2. Те, которые создаются коллективом редакции (традиционный подход);
3. Смешанный тип
1. Авторство;
2. Технология;
3. Гармония
• принадлежащие государству,
• принадлежащие медийным группам,
• политическим группам,
• бизнес-группам,
• независимые (впрочем, на данный момент не существует сколько-нибудь значимых независимых медийных ресурсов)
1) клоны несетевых изданий;
2) издания, существующие только в интернете;
3) смешанные издания.
1. Информационные (вещательные) технологии
задача издания состоит в информировании посетителей (новостные ленты, сборники обзоров, дневники).