Особенности функционирования СМИ в Интернете. (На примере электронного СМИ «Комсомольская правда»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 19:17, реферат

Описание работы

Актуальность настоящего исследования связана с необходимостью теоретического осмысления и изучения сравнительного нового явления в системе средств массовой информации – электронные СМИ. А сетевые издания до сих пор остаются подробно не исследованными. Причина тому не только то, что в России существует небольшое количество интернет-изданий, но и тот факт, что изучение Интернета требует специальных профессиональных навыков работы в виртуальном пространстве. Также, до сих пор не существует определенного метода для описания сетевых публикаций, тем более типологии жанров интернет-изданий. Несмотря на устойчивые позиции в списке предпочтений аудитории, электронные СМИ как отдельный тип средств массовой информации недостаточно исследован с научной точки зрения. Основная причина этого - новизна поля, которое сформировалось всего около десяти лет назад.

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ).doc

— 655.00 Кб (Скачать файл)

    Интернет является многосторонним СМИ, который создает множество различных форм коммуникации. Согласимся с предложенным М. Моррис делением их на 4 категории: [9 ]

  1. асинхронная коммуникация «один на один» (электронные письма);
  2. асинхронная коммуникация «многих с многими»

(Например, сеть Юзернет: сводки, листы рассылок, где требуется согласие на рассылки или пароль, для входа в программу, в которой сообщения касаются определенных тем);

  1. синхронная коммуникация «один на один», «один и несколько», «один с несколькими» строятся вокруг какой-либо конкретной темы,

(ролевые игры, чаты)

  1. асинхронная коммуникация, где обычно пользователь пытается разыскать сайт для получения определенной информации и здесь можно встретить коммуникацию «многие и один», «один на один», «один и многие»

(веб-сайты, ).

      Средства коммуникации призваны связывать людей, служить средствами их общения. Массовые коммуникации служат средством связи для массового субъекта. Коммуникация посредством Интернет устроена таким образом, что на одном полюсе действует профессиональный производитель информации, а на другом всегда остается массовый субъект – заранее неопределенное по численности множество анонимных пользователей.

М. Кастельс [2] считает, что назначение Интернета -использование для распространения политических посланий, для организации коммуникации по электронной почте с общественными сетями, для выражения идей и поиска информации. Это средство коммуникации, а не развлечения»

Влияние Интернета на деятельность средств массовой информации уже весьма велико. Интернет позволил многим российским газетам, радиостанциям, телевизионным каналам приобрести доступ к широкой аудитории. Ресурсы Интернета — открытое информационное пространство. Интернет заставляет пересмотреть отношение редакций к рекламе. Таким образом, Интернет дает новые возможности газетам, выводя их за пределы только местных интересов.

        С развитием глобальной сети и доступа к ней, Интернет занял особое место среди средств массовой информации. Если еще десятилетие назад всемирную паутину рассматривали и вовсе только, как источник информации, то сегодня мы может констатировать факт рождения нового вида СМИ – сетевых медиа, средой распространения которых стала компьютерная сеть Интернет. С каждым годом, а в последнее время и с каждым месяцем, количество сетевых изданий увеличивается в сотни раз. С появлением глобальной сети возникли и принципиально новые СМИ – электронные газеты.

   Основу сетевых средств массовой информации составляют новый вид периодических изданий – сетевые газеты и журналы. И с каждым годом количество таких изданий увеличивается, не смотря на их еще короткую историю. Так почему же возрастает спрос именно на такие издания? Относительно традиционных СМИ Интернет  выигрывает  сразу по нескольким параметрам

  • Мультимедиа

Интернет имеет возможность объединить визуальные, звуковые, печатные и видео-аспекты   других СМИ, цена пересылки письма по электронной почте гораздо ниже пересылки с помощью обычной почты.

  • Персонализация

Интернет обеспечивает необходимой информацией  на любом уровне  заинтересованности индивидуумов или групп людей; в данном случае доставка может быть обеспечена  согласно предпочтению пользователей через  персонализацию содержания, рассылку  по электронной почте и кабельному телевидению

  • Интерактивность

Интернет предполагает диалог, а не монолог, который подразумевают традиционные СМИ. Взаимодействие, диалог и обратная связь между сотнями пользователей возможны через  электронную почту, информационные табло, форумы , чаты  и телеконференции.

  • Отсутствие посредников

 Интернет дает возможность  прямого доступа правительства  к населению и наоборот, населения  к власти, без вмешательства и  манипуляции со стороны СМИ.

 

 

Рассмотрим еще один подход. Чем сетевая газета отличается от обычной?  

  •   Во-первых: жанр "сетевой" прессы определяется спецификой Сети как медийной среды и особенностями восприятия информации с экрана монитора.

В распоряжении журналистики имеются следующие формы передачи информации:

  • текст - единовременно передает не очень много информации, но использует силу других элементов (схемы, звуки и др.);
  • фото — представляет запечатленные детали событий, наглядно их фиксируя;
  • звук — воздействуя эмоционально, усиливает влияние текстов, фото или видеосюжетов;
  • видеосюжеты — темы, освещаемые в фоторяде, могут быть представлены в видеороликах;
  • анимация — эрзац-видео, при загрузке требуется большая мощность.

«Визуальный потенциал новых СМИ еще далеко не исчерпан: фотоизображения меняются все чаще. Графические же элементы обновляются еще реже, так как они должны служить идентификации общей картины сайта (corporate identity). Тексты создаются и оформляются быстрее, чем картинки, и совместно с графическими элементами и картинками конкурируют за место на сильно ограниченной площади экрана монитора.

        Одна из  главных особенностей сетевых  СМИ- гипертекстовые ссылки, которые обеспечивают доступ к архивам и другим электронным ресурсам. Таким образом, читатель имеет дело не с линейным текстом, а с расширенным объемом информации. дизайн гипертекстовых получил широчайшее распространение: простой текст с гиперссылками. Он и является самым информативным элементов

  • Во-вторых: многочисленные формы обратной связи (гостевые книги, форумы, конференции, интерактив) дают читателю возможность участвовать в производстве информационного продукта и размывают грань между автором и читателем. Содержательное качество интерактивной журналистики обеспечивается одномоментностью или близкой сопряженностью во времени действий по производству, обработке, распространению и корректировке информационного потока, связанного с реакцией потенциальной целевой аудитории.

Существуют различные формы представления информации (текстовая, табличная, визуальная – в том числе в видеоформате и аудиоформате). Но из всего этого многообразия форматов представления информации потребителей интересует, в первую очередь текст

    • В-третьих: сетевые СМИ обладают целым рядом преимуществ по сравнению с печатной прессой. Это возможность незамедлительной публикации материалов, благодаря которой сетевые издания оказываются оперативнее, ведь оперативность газеты ограничена сроком выхода номера. Оперативность же сетевого издания вообще ничем не ограничена.

Важное преимущество Интернета - неограниченный объем памяти. Обновления следуют одно за другим — но более старую информацию можно архивировать, превращать в базу данных с возможностью легкого открытия. И хотя пользователь имеет доступ к невероятному количеству информации, она предоставляется ему в отсортированном и упорядоченном виде. Архив становится частью общего продукта редакций, доступного в любой момент. При этом информация в он-лайн изданиях может меняться ежечасно и даже поминутно. Речь может идти об оперативном освещении уже не конкретного дня, а конкретных событий. Существуют три возможности такой актуализации:

  • произвольное обновление: по мере подготовки материала;
  • Обновление с установленной периодичностью: сайт обновляется в определенный момент, например, ежедневно или еженедельно
  • Перманентное обновление: новости и сообщения размещаются на сайте сразу по мере поступления из информационных агентств, от корреспондентов или репортеров.

 

  • В-четвертых: относительно малая себестоимость сетевых проектов и отсутствие централизации благоприятствуют расцвету специализированных газет и журналов. Тем самым обеспечивается гарантированная Конституцией свобода слова и самовыражения.

     К сожалению, все вышеперечисленное имеет и свою обратную сторону. Легкость публикации при возможности сохранения анонимности приводит иногда к злоупотреблениям: дезинформации, плагиату, экстремизму, порнографии, скрытой рекламе. Отсюда и доверие большинства читателей к сетевым изданиям невысокое.

    Интернет обладает набором средств выразительности, который соединяет в себе достижения практически всех остальных видов СМИ. Вследствие этого можно говорить и о новом виде журналистской деятельности - Интернет-журналистика, как самостоятельный вид СМИ.

     Интернет-журналистика – это качественно новый культурный и цивилизационный феномен, представляющий собой деятельность по формированию и представлению информационных образов актуальности, причем носителями этих образов могут быть не только слово, но и картинка, фотография, кино, видео, звук, веб-страница – любой объект, способный выступать в роли носителя информации или текста в широком смысле этого слова. (А.А.Калмыков) [10]

      Но следует различать  сетевые издания  от журналистики, и журналистские издания от  интернета. Первые привносят в интернет профессионализм в области слова, но используют возможности коммуникативного пространства лишь частично, оставаясь в вещательной парадигме; вторые, напротив, активно используют все новейшие формы интерактивных коммуникаций, но еще не успели выработать соответствующий этой деятельности языковый стиль и вкус. Но следует отметить, что эти два полюса интернет-журналистики неуклонно сближаются. На этой позиции стоит один из ведущих исследователей журналистики Е.П. Прохоров. [6]

      По мнению некоторых экспертов, основными поставщиками информационного содержания являются производители традиционной информации, т.е. издатели печатных СМИ и информационные агентства Однако средства массовой информации представлены в Интернете и другими формами.

Рассмотрим условную классификацию веб-изданий:

 

  • Существующие в Интернете средства массовой информации следует различать по их генезису. Так, одна категория возникла в результате эволюции традиционных СМИ, которые пополнились Web-страницами, или электронными версиями своих печатных, радио- и телевыпусков. Другая, напротив, возникла непосредственно на базе сетевых технологий и функционирует исключительно в среде Интернета. («Газета. Ру» (www.gazeta.ru), «Zhurnal.Ru» (www.zhurnal.ru))

        Классификатор раздела «Средства массовой информации» содержит 23 рубрики по разным видам масс-медиа, включающим сетевые издания, электронные версии печатных изданий, а также радио- и телеканалов. В свою очередь рубрики данного каталога представляют собой весьма неполный перечень типологических групп изданий, выделенных по различным основаниям.                                                                                          Например, выделены группы:

- по характеру каналов вещания (печать, радио, телевидение),

- по аудиторно-демографическим признакам (детские и юношеские издания),

- по содержательным характеристикам (компьютерная, экономическая периодика, литературные журналы, спортивные, рекламно-коммерческие, религиозные издания),

- по географии. распространения (зарубежные и региональные издания).

    В отдельную группу выделены общественно-политические издания, научные издания, различающиеся по сферам профессиональных интересов целевых групп, а также виртуальные СМИ, в которую вошли он-лайновые газеты, журналы, Web-сайты. (Я.Н. Засурский) [5]

  • По языковой принадлежности ресурса –

1) Многоязычные ресурсы (на пяти и более мировых языках);     

2) Двуязычные (русско-английские, русско-украинские);

3) Одноязычные

  • По характеру

1. Дающие исключительно информацию  без аналитики;

2. Исключительно аналитические;

3. Синтетические;

  • По творческому подходу:

1. Созданные силами одного автора (т. н. авторские).

Существование такого типа средств массовой информации стало возможным только благодаря технологиям Всемирной паутины;

2. Те, которые создаются коллективом  редакции (традиционный подход);

3. Смешанный тип

  • с точки зрения креативного приоритета

1. Авторство;

2. Технология;

3. Гармония

  • и классификация по принадлежности:

• принадлежащие государству,

• принадлежащие медийным группам,

• политическим группам,

• бизнес-группам,

• независимые (впрочем, на данный момент не существует сколько-нибудь значимых независимых медийных ресурсов)

 

  • Веб-издания можно классифицировать следующим образом:

 

1)      клоны несетевых  изданий;

 

2)      издания, существующие  только в интернете;

 

3)      смешанные издания.

 

  • на основе доминирующих технологий:

 

1.        Информационные (вещательные) технологии 

 задача издания состоит в  информировании посетителей (новостные ленты, сборники обзоров, дневники).

Информация о работе Особенности функционирования СМИ в Интернете. (На примере электронного СМИ «Комсомольская правда»)