Особенности влияния средств массовой информации на массовое сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 06:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы изучить особенности массового сознания, рассмотреть понятие СМИ и особенности их влияния, а так же показать важность масс-медиа в современном информационном мире.
Выдвинутая цель достигается последовательным решение следующих задач:
1. Рассмотреть и изучить источники, в которых рассматривается проблема формирования массового сознания;
2. Изучить понятие сознание;
3. Познакомиться с историей возникновения и развития сознания;
4. Изучить характеристики человеческого сознания;
5. Изучить структуру сознания;
6. Дать определение понятиям массовое сознание;
7. Описать функции массового сознания;
8. Узнать способы и технологии формирования массового сознания;
9. Дать определение понятию «средства массовой информации»;
10. Познакомиться с историей развития средств массовой информации;
11. Описать виды и функции СМИ;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава.1 Массовое сознание и способы его формирования……..........5
1.1 Сознание: понятие, история, сущность…………………………….5
1.2 Массовое сознание: понятие, способы формирования…………..12
Глава. 2 СМИ и особенности воздействия на
массовое сознание………………………………………………………...18
2.1 СМИ: понятие, история развития, виды и функции ………………18
2.2 Особенности воздействия СМИ на массовое сознание……………32
Заключение………………………………………………………………...42
Список использованной литературы…………………………………...45

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

                       

Министерство образования и  науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Уральский государственный  педагогический университет»

Институт социального образования

Кафедра рекламы и связей с общественностью

 

 

 

 

 

Особенности влияния  средств массовой информации

на массовое сознание

 

 

Курсовая работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Покотыло

 Ольга Витальевна

студент 357 группы

заочного отделения

 «___»____________ 2011г.

Подпись_________________

 

Научный руководитель:

Уфимцева О.В.

старший преподаватель кафедры

рекламы и связей с общественностью

оценка: ____ (___________) 

«___»____________ 2011г.

Подпись_________________




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Екатеринбург 2011 г.

                                                   

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………3

 

Глава.1 Массовое сознание и способы его формирования……..........5

    1. Сознание: понятие, история, сущность…………………………….5
    2. Массовое сознание: понятие, способы формирования…………..12

 

Глава. 2 СМИ  и особенности воздействия на

массовое сознание………………………………………………………...18

2.1 СМИ: понятие, история развития, виды и функции ………………18

2.2 Особенности воздействия СМИ на массовое сознание……………32

 

Заключение………………………………………………………………...42

 

Список использованной литературы…………………………………...45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Бурно развивающиеся  процессы в современном обществе затрагивают все стороны жизни  человека. Мы осознаем значимость развития общественного сознания, общения людей, взаимодействия  и взаимоотношения во всех сторонах деятельности.

Сейчас можно с уверенностью сказать, что информационное общество – это отдельный мир, который  пытается подстроить под себя наше сознание и обеспечить себе материальную базу в нынешней аудитории. Огромное влияние на человеческое сознание оказывают средства массовой информации (СМИ). В современном мире СМИ стали не только средством передачи информации, но и сильнейшим средством манипулирования и насаждения новых ценностей. Мы зависим от средств массовой информации, и сами того не замечая, давно стали частью мира масс-медиа  и живем по его законам.

Информация, которую нам  передают СМИ, воздействует так, что человек принимает ее готовой, не задумываясь над ней [Бригз. Москва 2006, стр. 35].

Отличительными чертами  СМИ является публичность, и неоднозначный  противоречивый характер самих СМИ, что стимулирует новый рост исследований.

Актуальность данного исследования заключается в том, что на формирование массового сознания и общественного мнения в современном мире все больше влияют средства массовой информации. СМИ воздействуют на психологическое состояние людей, их знания, компетенцию, на формирование актуальных тем в обществе.

[Винтерхофф-Шпурк. Харьков 2007, стр. 17].

Процесс осознания действительности и формирование картины мира у людей происходит посредством стереотипов, насаждения новых ценностей, которые возникают под воздействием СМИ.

Исходя из вышеприведенных факторов тему, касающуюся особенностей влияния СМИ на массовое сознание, можно считать актуальной не только сегодня, но и в последующие времена. Проблема влияния средств массовой информации на человеческое сознание рассматривались многими авторами, но мы не можем охватить такой огромный спектр мнений, поэтому в данной работе мы рассмотрим и попробуем представить наиболее распространенные. В ходе работы использовались труды Бориснева С.В., Бригз А.Б., Винтерхофф-Шпрука П., Зелинского С.А., Кобли П., Крылова А.А., Науменко Т.В., Соловьевой А.И., Филатовой О.Г., Харриса Р. Авторами рассматриваются такие понятия как человеческое сознание, массовое сознание, средства массовой информации, а так же вопрос интеграции СМИ в общественное сознание, и методы их влияния на массы.

Объектом данного исследования является процесс формирования массового сознания.

Предметом исследования является средства массовой информации, как источник воздействия на массовое сознание.

Цель работы состоит в том, чтобы изучить особенности массового сознания, рассмотреть понятие СМИ и особенности их влияния, а так же показать важность масс-медиа в современном информационном мире.

Выдвинутая цель достигается  последовательным решение следующих задач:

  1. Рассмотреть и изучить источники, в которых рассматривается проблема формирования массового сознания;
  2. Изучить понятие сознание;
  3. Познакомиться с историей возникновения и развития сознания;
  4. Изучить характеристики человеческого сознания;
  5. Изучить структуру сознания;
  6. Дать определение понятиям массовое сознание;
  7. Описать функции массового сознания;
  8. Узнать способы и технологии формирования массового сознания;
  9. Дать определение понятию «средства массовой информации»;
  10. Познакомиться с историей развития средств массовой информации;
  11. Описать виды и функции СМИ;
  12. Изучить и проанализировать особенности воздействия СМИ на массовое сознание.

Работа состоит из Введения, двух глав и заключения. В первой главе «Массовое сознание и методы его формирования» планируется рассмотреть понятие «сознание», рассказать о его истории, изучить характеристики и структуру. А также изучить понятие «массовое сознание», его функции и способы формирования. Во второй главе «СМИ и особенности их воздействия на массовое сознание» будет раскрыто понятие «средства массовой информации». Рассмотрены виды и функции СМИ. В работе планируется исследовать процесс интеграции СМИ в массовое сознание и особенности влияния масс-медиа на современное общество. В заключение курсовой работы будут сделаны выводы по обозначенной теме.

 

 

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава.1 Массовое сознание и способы его формирования

 

1.1. Сознание: понятие, история, сущность

 

В настоящее время  единой теории сознания нет. Поэтому  существуют различные подходы к  его рассмотрению. Некоторые ученые предполагали, что решение загадки  сознания кроется в социальных отношениях, в которые люди вступают между  собой. Действительно, эти отношения играют огромную роль в том, что именно осознается каждым человеком. Но ни социальные отношения, ни даже сама речь не могут породить способность осознавать.  Тысячелетние раздумья над загадками сознания не привели к успеху. Сознание оставалось самым очевидным фактом личного опыта каждого [Крылов, 2000 стр. 100].

Существуют различные определения сознания.

Сознание - интегративный  способ бытия человека, проявляющийся  в способности человека осознавать условия и формы своей жизнедеятельности, относится к ним, и делать их предметом практического преобразования. Сознание существует в форме бессознательного, актуального сознания, самосознания, рефлексивного сознания [Немов. Москва 1998, стр. 119].

Сознание - это высший уровень психического отражения объективной реальности, а так же высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу.

Как говорится в книге  В.И Слободчикова: «сознание конституирует, собирает, интегрирует многообразные  явления человеческой реальности в подлинно целостный способ бытия, делает человека Человеком» [Слободчиков Москва 1995, стр.177].

С практической точки  зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных  и умственных образов, непосредственно  предстающих  перед субъектом в его внутреннем мире.

Мы будем придерживаться второго определения, так как  в работе мы будем рассматривать  человека именно как социальное существо.

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. В начале развития, сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделенный от него и существующий независимо от него. Позднее проявляется рефлексивная способность, то есть сознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Данное первое направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное.

Второе направление  связано с развитием мышления и постепенным соединением мысли  со словом. Мышление человека, развиваясь, все больше проникает в суть вещей. Параллельно с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых знаний. Слова языка наполняются более глубоким смыслом, и, когда развитие получают науки, превращаются в понятия. Слово-понятие – единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.

Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в  сознании ее современников, и с изменением истории, меняется и сознание человека. Благодаря произведениям искусства  и культуры, созданным людьми, индивид все глубже проникает в психологию живших до него народов. Это направление в развитии сознания есть смысл обозначить как историческое.

В данный момент истории  сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие, по-видимому, идет с известным ускорением. Такой вывод можно сделать на основании того, что все процессы, описанные выше в основных направлениях преобразования сознания, существуют и усиливаются [Немов, Москва 1998 стр. 136].

     Характеристики сознания:

Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.

Вторая психологическая  характеристика сознания - мысленное  представление и воображение  действительности. Она, как сознание в целом связана с волей. О  сознательном управлении представлениями и воображением говорят тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека.

Третья психологическая  характеристика сознания – способность  к коммуникации. Коммуникативные  способности есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек передает людям не только сообщения о внутреннем состоянии, но и в том, что знает, видит, понимает, представляет, то есть объективную информацию об окружающем мире [Маклаков. Москва 2003, стр. 133].

В психологии зафиксированы различные подходы к выделению образующих сознания.

Одно из первых представлений  о структуре сознания принадлежит  З. Фрейду, согласно которому сознание имеет иерархическую структуру  и включает в себя подсознание, сознание, сверхсознание. Подсознание и сверхсознание образуют состав бессознательного. Есть предположение, что данная структура сознания исчерпала свой потенциал. В.П. Зинченко пишет, что «несмотря на то, что в этой структуре именно подсознательное ложится основная функция в объяснении целостного сознания, многим поколениям психоаналитиков не удалось нащупать удовлетворительных путей проникновения в подсознание» и ученые находили новые пути к анализу сознания.

В отечественной психологии сложился такой подход к анализу  структуры сознания. Л.С. Выготский, развивая философские представления об онтологии сознания, писал, что «в сознании, как и в мышлении, можно выделить два слоя: сознание для сознания и сознание для бытия [Выготский. Москва 1993, стр. 124].

А.Н. Леонтьев, продолжая линию исследований сознания, намеченную Л.С. Выгодским, поставил вопрос о том, из чего образуется сознание, как оно возникает, каковы его источники. Он выделял в сознании три образующих: чувственная ткань образа, значение и личностный смысл.

Информация о работе Особенности влияния средств массовой информации на массовое сознание