Особенности влияния средств массовой информации на массовое сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 06:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы изучить особенности массового сознания, рассмотреть понятие СМИ и особенности их влияния, а так же показать важность масс-медиа в современном информационном мире.
Выдвинутая цель достигается последовательным решение следующих задач:
1. Рассмотреть и изучить источники, в которых рассматривается проблема формирования массового сознания;
2. Изучить понятие сознание;
3. Познакомиться с историей возникновения и развития сознания;
4. Изучить характеристики человеческого сознания;
5. Изучить структуру сознания;
6. Дать определение понятиям массовое сознание;
7. Описать функции массового сознания;
8. Узнать способы и технологии формирования массового сознания;
9. Дать определение понятию «средства массовой информации»;
10. Познакомиться с историей развития средств массовой информации;
11. Описать виды и функции СМИ;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава.1 Массовое сознание и способы его формирования……..........5
1.1 Сознание: понятие, история, сущность…………………………….5
1.2 Массовое сознание: понятие, способы формирования…………..12
Глава. 2 СМИ и особенности воздействия на
массовое сознание………………………………………………………...18
2.1 СМИ: понятие, история развития, виды и функции ………………18
2.2 Особенности воздействия СМИ на массовое сознание……………32
Заключение………………………………………………………………...42
Список использованной литературы…………………………………...45

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава.2 СМИ  и особенности воздействия на массовое сознание

 

 

2.1 СМИ: понятие, история развития, виды и функции

 

 

В современном мире все  чаще используют определение «четвертая власть». Так называемой «четвертой властью» называют именно средства массовой информации, так как СМИ в современном мире являются важной структурой и важным каналом формирования массового сознания [Науменко. Москва 2005, стр. 78].

Средства массовой информации (СМИ) представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. Это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве).

Одно из определений СМИ гласит: «самостоятельная индустрия, нацеленная на формирование общественного мнения».

Отличительные черты  СМИ – это публичность, т.е. неограниченный круг пользователей; наличие специальных технических приборов, аппаратуры; непостоянный объем аудитории, меняющейся в зависимости от проявленного интереса к той или иной передаче, сообщению или статье.

История средств массовой информации (СМИ) началась с изобретения первого печатного станка подвижными буквами Иоганном Генсфляйшем Гуттенбергом в Майнце в 1445 году. Эта технология впервые позволила недорого производить книги. Первые книги, напечатанные по этой технологии, появились в Париже и Венеции в 1470 году. Затем такие книги начали появляться в других странах.  В 1500 году собственные типографии были уже в 236 европейских городах.

При среднем тираже 1000 экземпляров в 15-16 веках появилось уже около 140000-200000 новых изданий общим тиражом около 140-200 млн. Кроме этого, в небольшом объеме начали производить и другую печатную продукцию. Например, стали появляться рукописные торговые листки, а затем печатные бюллетени, содержавшие вначале коммерческую информацию или объявления. В конце концов, это привело к созданию первых газет, которые состояли из 8 страниц.  В 1605 году первая такая газета появилась в Страсбурге и называлась она «Связи». Затем похожая газета под названием «Извещение» появилась в Вольфенбюттеле. Затем в 1618 году в Нидерландах, в 1621 году в Англии, 1690 году в США.

2 января 1703 года в России появилась первая газета «Ведомости» («Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах») являлась государственным изданием. Тот факт, что газета вышла в свет согласно указу Петра I, существенно отличал ее от зарубежных СМИ, которые возникали по частной инициативе и служили не государственным, а в основном торгово-коммерческим частным целям.

Журналистика, как и все западное, в то время в России, возникла неестественным путем как осознанная необходимость, а как элемент государственной политики. И предназначалась новая отрасль поначалу лишь для пропаганды и разъяснения реформ государя.

Новое качество пресса приобрела  благодаря следующим технологическим  инновациям. В 1811 году было изобретено быстро печатающее устройство, в 1856 году француз Маринони запатентовал ротационную машину, которая сделала возможной ротационную печать. А в 1884 году американец Мергенталер изобрел наборную машину линотип. Благодаря этим изобретениям, а также ряду других изменений пресса приобрела в конце 19 века массовый характер.

Теперь уделим немного  внимания развитию кинофильма и кинематографа, ведь именно они являются предшественниками  телевидения.

Впервые в 1895 году братья Люмьер в Париже и братья Складановски в Берлине публично продемонстрировали возможности кинематографа. В Берлине первый показ фильма состоялся 1 ноября в Зимнем саду. А в Париже 28 декабря в Индийском салоне «Гранд Кафе». 35 зрителям, которые должны были оплатить просмотр, был показан фильм «Прибытие поезда».

В США первую демонстрацию фильма провел в 1896 году Эдисон в Нью-Йоркском Мюзик-холле. Этот фильм назывался «Морская волна».

Немного позже в 1903 году Эдвин с. Портер представил публике  первый в мировой истории вестерн, в котором сыграли 40 актеров. А  в 1908 году Эдисон основал компанию «Motion Picture Patents Company» (MPPC) и принудил всех продюсеров стать членами этого объединения. Не участвовавшие в объединении называли себя «независимыми» и переселились на запад США в Голливуд. В 1927 году зрителям впервые были представлены «Звуковые кинохроники Фокса». В этом же году появился первый звуковой фильм «Джазовый певец».

Высокие художественные притязания нового СМИ были отмечены первым вручением награды «Оскар», которую в 1929 году стала присуждать Академии кинематографических искусств и науки.

Следующие технические  инновации мир увидел в 1935 году. В  кинотеатрах был показан первый цветной фильм. Но настоящий прорыв цветного кинофильма произошел 1939 году, когда в прокате появился фильм  «Унесенные ветром».

После Второй мировой  войны начался упадок кинематографа. Все больший размах набирало новое средство массовой информации – телевидение.

 И даже с появлением  широкоэкранных фильмов и наступлением  эпохи «секс-бомб», таких как,  Мэрилин Монро, Джейн Мансфилд, Джейн Русел в кинематографе уже с 1952 года не смогли сдержать стремительное развитие телевидения.

Немного уделим и внимание развитию радио.

Прежде всего, следует отметить, что история развития радио как средства массовой информации  началась на 28 лет позже после его изобретения Поповым.

В Германии регулярное общественное радиовещание начало свою работу  29 октября 1923 года в 20:00 с произведения «Андантино» Крайслера.

Но 29 октября 1923 года предшествовало, техническое, организационное и  экономическое развитие в США, которое  позволило им начать общественное радиовещание в 1920 году. Все началось с гибели «Титаника», когда молодой телеграфист Дэвид Сарнофф  поймал сигнал о помощи с тонущего корабля и передал его на все корабли. Внезапно перед его глазами всплыли яркие картины разных возможностей применения беспроводной передачи информации.

В 1920 году он представил план финансирования общественной трансляции музыки посредством продажи радиоприемников, который был реализован в том  же году.

Основной проблемой  для коммерчески успешного использования нового СМИ оставалось непонимание того, кто должен был оплачивать издержки производства программ. В США эту проблему решили путем покрывания издержек за счет рекламы и создания частных телекомпаний.

Эту идею заимствовали у  США и другие страны.

В отличие газет и  кино, радио было первым средством  массовой информации, которое требовало  установления в квартирах и домах  реципиентов специального устройства. Поэтому еще одним барьером распространения  нового СМИ стала высокая стоимость  самого устройства.

В конце 1924 года было зарегистрировано 10000 официальных радиоприемников. Но уже в 1925 году число зарегистрированных аппаратов значительно выросло. Так, в 1926 году зарегистрировано 1022299 радиоприемников, а в 1928 уже 2009842.

И только во время правления национал-социалистов в ответ на значительно более дешевые предложения массового радиоприемника количество заявленных аппаратов выросло в начале 1939 года до 10 млн.

Появившееся когда-то в  Германии радио приобрело значение масс-медиа. [Винтерхофф-Шпурк. Харьков 2007, стр. 73].

Благодаря использованию коммуникационных средств возникли три  главных подсистемы СМИ: печать, радио и телевидение. В последнее время к ним присоединились интернет и реклама.

Газеты и  журналы:

Печать приобрела особое место в системе СМИ. Вышедшая из-под печатного станка продукция  несет информацию в виде напечатанного  буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств. Хотя и количество ежедневных газет уменьшилось, общее число читателей, вероятно, остается устойчивым.

Газеты в большей  степени, чем телевидение или журналы, отличаются локальной направленностью, являясь основным источником местных новостей, рекламы и сплетен.  Печать дает возможность быстрого обзорного ознакомления со всем «репертуаром» сообщений, включенных в номер или книгу. Благодаря этому можно составить общее впечатление о содержании выпуска и, далее, выбрав интересующий материал, определить характер просмотра.

Кроме того, у человека есть возможность самому анализировать информацию, можно пользоваться возможностями «отложенного чтения» — после первичного ознакомления оставить материал для внимательного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте [Филатова. Москва 2006, стр. 15].

Однако при всех этих положительных сторонах, печать имеет  ряд отрицательных черт:

  1. Пресса создает психологически комфортные условия для знакомства с информацией, ибо читатель имеет возможность это делать в соответствии со своими склонностями к темпу чтения, и ритму его последовательности. Однако недостаточная оперативность прессы замедляет своевременность получения читателями той или иной информации.
  2. Чтение, а тем более понимание материалов журналов и газет требует определенного уровня грамотности.
  3. Пресса не имеет возможности воздействовать на главные каналы восприятия аудитории (слух и зрение). Так что пресса рассчитана только на аналитическое восприятие информации.

В настоящее время  частота выпуска печатной периодики колеблется от ежедневной (газета) до ежегодной (альманах). Конечно, можно делать выпуски газет, особенно с экстренной информацией, и несколько раз в сутки (так часто случалось в условиях неразвитости других средств коммуникаций), но это связано с трудностями печати и доставки, и поэтому с распространением радио и телевидения такая практика почти прекратилась. 
     Таким образом, пресса проигрывает в оперативности информирования. Ведь невозможно избежать значительного разрыва во времени между подготовкой номера, печатанием тиража, доставкой и получением его «потребителем». Это особенно касается прессы, распространяемой по всей стране.

Число еженедельных газет все же растет. В США почти все газеты можно считать региональными, хотя во многих странах широко распространены крупные общенациональные газеты (на­пример, Guardian в Великобритании и Le Monde во Франции). Несмотря на свой региональный характер, газеты становятся все более похожими друг на друга, не только из-за того, что их покупают много­отраслевые корпорации, но также по той причине, что они все больше используют в качестве источников новостей немногочисленные международные телеграфные агентства, подобные Ассошиэйтед Пресс (Associated Press, АР), Рейтер (Reuters) и Франс Пресс (Agence France Presse, AFP) [Харрис. Стр. 31].

Наиболее читаемыми являются спортивные разделы газет, а к самым заядлым  читателям относятся, как правило, люди старшего возраста.             Читатели газет бывают обычно заняты разнообразными видами деятельности и хотят быть в курсе событий. Они чаще, чем не читающая публика, смотрят также программы телевизионных новостей; при этом, вероятно, все возрастающее потребление теленовостей происходит не за счет уменьшения времени, посвящаемого газетам. Те, кто следит за новостями, обычно пользуются обоими источниками; люди, не читающие газеты, не смотрят и программы теленовостей.

  Радио.

 Радио в большей степени, чем телевидение, адресовано аудитории, относящейся к конкретной возрастной категории и имеющей определенные интересы (например, существуют станции, передающие музыку различных жанров).  

     Наиболее характерной его чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук (включая и паузы). Радиосвязь позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи. Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в момент свершения события, чего невозможно в принципе добиться в прессе. Кроме того, радио очень популярно среди автолюбителей, поскольку нет возможности обращаться к печатным изданиям и телевидению.

  Если первоначально радио было способно транслировать только речевые сообщения, то по мере совершенствования передающей и принимающей радиотехники стала возможной передача звука всех типов — звучащей речи, музыки, шумов. Благодаря этому радио способно создавать полноценную звуковую картину мира. Изобретение различных способов записи звука позволило широко использовать возможности монтажа, воспроизводить полностью или цитировать давно прошедшие передачи, и т.д. Характерным для радио является вневизуальность. На первый взгляд это недостаток радио, на самом же деле, составляя глубокую основу специфики радио, вневизуальность позволяет реализовать возможности звука в такой мере, в какой не позволяет сделать это телевидение. Отсутствие видеоряда представляет слушателям радио две  группы  возможностей  восприятия.                                                                                       Слушатели радио имеют возможность воспринимать звук более полно и глубоко, поскольку слушатель не отвлекается от звучащей речи, музыки, голосов жизни. В этом смысле существует большая разница между прослушиванием концерта классической музыки по радио и его по телевидению (ведь в первом случае аудитория воспринимает уже «сделанное» произведение, а во втором – имеет возможность наблюдать за тем, «как делается» произведение дирижером, оркестровыми группами, отдельными оркестрантами и т.д.) Радио как бы отфильтровывает звук от всех других элементов ситуации, несущих при зрительном восприятии информацию, часто ненужную и даже нежелательную, и тем самым сосредоточивает восприятие на нем «самом по себе».

Информация о работе Особенности влияния средств массовой информации на массовое сознание