Особенности влияния средств массовой информации на массовое сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 06:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы изучить особенности массового сознания, рассмотреть понятие СМИ и особенности их влияния, а так же показать важность масс-медиа в современном информационном мире.
Выдвинутая цель достигается последовательным решение следующих задач:
1. Рассмотреть и изучить источники, в которых рассматривается проблема формирования массового сознания;
2. Изучить понятие сознание;
3. Познакомиться с историей возникновения и развития сознания;
4. Изучить характеристики человеческого сознания;
5. Изучить структуру сознания;
6. Дать определение понятиям массовое сознание;
7. Описать функции массового сознания;
8. Узнать способы и технологии формирования массового сознания;
9. Дать определение понятию «средства массовой информации»;
10. Познакомиться с историей развития средств массовой информации;
11. Описать виды и функции СМИ;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава.1 Массовое сознание и способы его формирования……..........5
1.1 Сознание: понятие, история, сущность…………………………….5
1.2 Массовое сознание: понятие, способы формирования…………..12
Глава. 2 СМИ и особенности воздействия на
массовое сознание………………………………………………………...18
2.1 СМИ: понятие, история развития, виды и функции ………………18
2.2 Особенности воздействия СМИ на массовое сознание……………32
Заключение………………………………………………………………...42
Список использованной литературы…………………………………...45

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

Предложенная структура сознания была дополнена и развита В.П. Зинченко. В сознании, помимо чувственной ткани значения и смысла, выделялась биодинамическая ткань движения и действия.

В новой схеме значение и смысл образуют рефлексивный или  рефлексивно - созерцательный слой сознания. Бытийный или бытийно-деятельностный слой сознания составляют чувственная ткань образа и биодинамическая ткань живого движения и действия [Леонтьев. Москва 1991, стр. 141].

Дадим краткое описание каждого из компонентов структуры, как они представлены в работах А.Н. Леонтьева и В.П. Зинченко.

Значение. В психологической традиции этот термин в одних случаях употребляется как значение слова, в других – как содержание общественного сознания, усваемое индивидом. Понятие значения фиксирует то обстоятельство, что  сознание человека образуется не в условиях робинзонады, а внутри определенного культурного пространства.  В культуре, в ее значимых содержаниях исторически кристаллизован опыт деятельности, общения, мировосприятия, который индивиду необходимо не только усвоить, но и построить на его основе собственный опыт. В значениях  представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой

Смысл. Понятие смысла в равной степени относится и к сфере сознания, и к сфере бытия. Оно указывает на то, что индивидуальное сознание несводимо к безличному знанию. В силу его принадлежности живому субъекту и реальной включенности в его жизнедеятельность сознание всегда пристрастно. Сознание есть не только знание, но и отношение.

Понятие смысла выражает укорененность индивидуального  сознания в бытии человека, в то время как значение выражает его  подключенность к общественному  сознанию. Смысл – это функционирование значений в процессах деятельности и сознания конкретных индивидов. Смысл связывает значения с реальностью самой жизни человека в этом мире, с ее мотивами и ценностями. Смысл создает пристрастность человеческого сознания.

Биодинамическая ткань – это обобщенное наименование для различных характеристик живого движения и предметного действия. Биодинамическая ткань – это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения. Термин «ткань» в данном контексте используется для подчеркивания мысли о том, что это материал, из которого строятся целесообразные, произвольные движения и действия. По мере их построения все более сложной становится внутренняя форма таких движений и действий. Она заполняется когнитивными, эмоционально – оценочными, смысловыми образованиями.

Чувственная ткань образа – обобщенное наименование для различных перцептивных категорий, из которых строится образ. Особая форма чувственных образов сознания состоит в том, что они придаю реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту.

Чувственная ткань образа в сознании субъективно выражается переживании человеком чувства  реальности. В случаях же нарушения  восприятия внешних воздействий  появляются специфические переживания  нереальности ситуации, окружающего  мира, самого себя [Слободчиков. Москва 1995, стр.193].

В филосовско-психологической  литературе сознание часто отождествляется  самосознанием. Самосознание при этом понимается как отношение к действительности, то есть сводится к гносеологическому, познавательному отношению. Самосознание как осознание самого себя в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может принимать различные формы:

1.Самопознание совершается при анализе результатов собственной деятельности, отношения других людей ко мне и при наблюдении своих переживаний, мыслей, анализе мотивов и поступков.

2.Самоконтроль и саморегуляция проявляется в осознании и оценке субъектом собственных действий, психических состояний, в регуляции их протекания на основе требований и норм деятельности, поведения и общения.

3.Самооценка – это тот компонент самосознания, который включает в себя знание о самом себе, оценку самого себя и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка.

4.Самопринятие и самоуважение включает в себя принятие человеком самого себя с положительной стороны, оценку своих способностей, черт характера, своего места среди других людей [Слободчиков. Москва 1995, стр. 194].

     Самосознание  человека как система его взглядов  строго индивидуально. Люди по-разному  оценивают происходящие события и свои поступки, по-разному оцениваю одни и те же объекты реального мира. Причем оценки людей достаточно объективны, т.е. соответствуют реальности, а оценки других крайне субъективны. Но стоит отметить, что значительная часть информации оказывается вне сознания. Это происходит вследствие ее низкой значимости для человека или «автоматического» реагирования организма в ответ на первичный раздражитель. Человек воспринимает, хранит и перерабатывает гораздо больше информации, чем осознает. От чего зависит адекватность нашего сознания? Есть очень много причин, обуславливающих адекватность воспринимаемого человеком образа реального мира и его самооценок. Самой первой причиной является степень критичности человека. Критичность-это способность осознавать различие между «хорошо» и «плохо». Критичность выступает в качестве основного механизма контроля над поведением человека [Маклаков, 2003 стр. 89].

В данном параграфе мы рассмотрели различные понятия сознания и пришли к выводу, что сознание - это высший уровень психического отражения объективной реальности, который с практической точки зрения выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов. Изучили исторические аспекты, рассмотрели характеристики и структуру сознания. Также рассмотрели понятие «самосознание» и изучили его формы.

 

    1. Массовое сознание: понятие и способы его формирования

 

Проблема массового  сознания является весьма сложной и  актуальной. Об этом свидетельствует  большой объем различных публикаций, посвященный этой теме. Какого-либо четкого определения массового сознания и массы нет и по сей день. Однако существует несколько подходов к изучению данного вопроса.

Первые подход обозначен  как религиозный. В этом направлении за основу массового сознания принималась «господствующая в данном обществе религия, составляющая основной мировоззренческий стержень» [Науменко. Санкт-Петербург 2005, стр.114]. И под массой понималась совокупность верующих.

Второй подход обозначен  как национальный. Здесь классификация и выделение массового сознания используется как национальный признак, то есть нация – это масса, и национальное есть массовое сознание.

Третий государственный подход. Здесь в основе массового сознания лежит принадлежность людей (граждан) к одному государству. Граждане – это масса, и соответственно их самосознание – массовое сознание.

Четвертый подход назван классовым, где класс является массой, и классовое сознание – массовое сознание.

Последний подход изучения массового сознания называется элитарный. В его основе лежит понятие о том, что масса это элита. И здесь массовое сознание сопоставимо с понятием элитарное сознание [Науменко. Санкт-Петербург 2005, стр.116].

Таким образом, можно  сформулировать понятие «массовое  сознание».

Массовое сознание — это отражение материального отношения людей друг к другу, которые находятся социальных группах (религия, класс, государство, элита), и к природе в процессе отношения людей к действительности.

Следует отметить, что  в основу массового сознания входят знания, полученные как обыденным путем, так и внедренные, перенесенные социальные установки и убеждения.

Массовое сознание, выступающее  как уровень практического сознания общества, формируется главным образом  посредством перенесения духовных значений с уровня специализированного  сознания. Массовое сознание в силу своей дискретности и неоднородности, практически не обладает способностью выработки собственных оценок.

Практическая неспособность  массового сознания к выработке  собственных оценок социальных явлений  и процессов снижает возможность рационального восприятия информации, что способствует повышению уровня внушаемости массовой аудитории.

Массовое сознание имеет  определенные интегративные качества, присущие ему как цельному социальному  образованию, которое функционирует  во всех сферах практической деятельности человека [Науменко. Москва 2005, стр.195].

В данной работе рассмотрим и понятие «общественное мнение», т.к. общественное мнение является одним из состояний массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам и событиям действительности.

Именно на общественное мнение чаще всего в первую очередь  влияют средства массовой информации.

Общественное мнение представляет собой совокупность суждений и оценок, характеризующих состояние массового сознания, оказывающее влияние на содержание и характер разнообразных процессов в жизни государства и общества.

Вообще общественное мнение возникло в результате развития демократии и институтов гражданского общества. В структуре общественного мнения складываются как массовые настроения, эмоции, чувства, так и формализованные оценки и суждения. Их возникновение и соотношение зависит от уровня конкурентности в обществе, наличия в нем механизмов политической презентации, заявляемых людьми претензий на всеобщность собственной позиции.

В качестве объекта общественного  мнения могут выступать любые  факты и явления социальной жизни. Оно всегда концентрируется вокруг определенных идей и явлений. Стоит  помнить, что в общественном мнении велика роль предрассудков, стереотипов и заблуждений. В силу своего во много эмоционального характера оно бывает односторонним  предвзяты.

Общественное мнение во многом определяет общественную жизнь и направляет деятельность некоторых социальных институтов, в том числе и деятельность СМИ. Поскольку СМИ стараются освещать значимые, актуальные для общества проблемы и во многом рассматривают их с точки зрения общественного мнения, можно сделать вывод, что и общественное мнение может определять деятельность СМИ

 [Соловьева. Москва 2004, стр.93].

Общественное мнение выступает в нескольких функциях:

  1. Экспрессивная функция – самая широкая по своему значению. Общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к различным политическим системам, государственной власти, какой-либо глобальной общегосударственной или общемировой проблеме. Таким образом, в данной функции общественное мнение выступает в качестве некоей контролирующей силы по отношению к институтам власти, т.е. обладает моральной властью,  но и эта власть очень эффективна, поскольку назревающие процессы недовольства общества могут привести к серьезным последствиям, возможно, даже к неким государственным изменениям.
  2. Вторая функция – консультативная. Общество выражает свою точку зрения на какую-либо проблему и таким образом может заставить институты власти действовать определенным образом в отношении решения экономических, идеологических, политических проблем. Но эта функция будет иметь влияние на институты власти лишь в том случае, если власть прислушивается к общественному мнению. Распространению общественного мнения во многом способствует СМИ, распространяя мнения каких-либо людей.
  3. Третья функция – директивная, проявляется в том, что общественность выносит решение по тем или иным проблемам социальной жизни, которые имеют безусловные характер. Например, изъявление народного мнения при выборах – в данном случае народ не только оказывает степень доверия тому или иному кандидату, но и выражает свое мнение.

Само общественное мнение, как элемент массового сознания формируется под воздействием различных факторов. Например, существует четко сформулированное общественное мнение в отношении таких глобальных общечеловеческих проблем, как предотвращение экологической катастрофы, термоядерной, биологической войны и т.д. Механизмы формирования общественного мнения весьма разнообразны и существенно зависят от способов коммуницирования гражданского общества с властью, уровня институализации демократии, организованности общественности [Соловьева. Москва 2004, стр. 94].

Различают два способа формирования общественного мнения:

  • Эмоциональный. Чувственные способы и механизмы складываются, как правило, на основе межличностной коммуникации. Однако должно пройти немало времени, чтобы через такого рода каналы сформировались как групповые позиции и тем более массовое мнение. Здесь велика роль  механизмов психологического внушения.
  • Стихийный. Способы формирования чаще всего основываются на мнении лидера и выступлениях средств массовой информации. В первом случае вызванные авторитетным лидером позиции оформляют неявно существующие мнения граждан. Люди присоединяются к ним, усиливая тем самым их звучание.

 В рамках данного  способа концентрации общественности  вокруг определенных явлений  и идей СМИ стремятся избавиться  от противоречивости в изображении событий, добиться определенности в понимании происходящего. В этом контексте нередко используются методы подсознательного стимулирования: в поток новостей внедряют упрощенные представления, содержащие стереотипы или стандарты, что автоматически вызывает положительную или отрицательную реакцию общества.

При таком способе  формирования общественной позиции  высока роль не только лидеров мнений, но и интеллектуальной элиты.

Общественное мнение также формируется в результате действия специальных структур, партий, движений, которые на профессиональном уровне занимаются выработкой и трансляцией определенных оценок от лица общественности [Соловьева. Москва 2004, стр. 96].

В данном параграфе было рассмотрено 5 подходов изучения массового  сознания: религиозный, национальный, государственный, классовый и элитарных. Изучив все эти подходы, мы сформулировали определение понятия «массовое сознание». Так же рассмотрели каким образом формируется массовое сознание. В данном параграфе было рассмотрено такое понятие как «общественное мнение», которое является частью массового сознания. Изучили функции общественного мнения и способы его формирования.

Информация о работе Особенности влияния средств массовой информации на массовое сознание