Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 06:55, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы изучить особенности массового сознания, рассмотреть понятие СМИ и особенности их влияния, а так же показать важность масс-медиа в современном информационном мире.
Выдвинутая цель достигается последовательным решение следующих задач:
1. Рассмотреть и изучить источники, в которых рассматривается проблема формирования массового сознания;
2. Изучить понятие сознание;
3. Познакомиться с историей возникновения и развития сознания;
4. Изучить характеристики человеческого сознания;
5. Изучить структуру сознания;
6. Дать определение понятиям массовое сознание;
7. Описать функции массового сознания;
8. Узнать способы и технологии формирования массового сознания;
9. Дать определение понятию «средства массовой информации»;
10. Познакомиться с историей развития средств массовой информации;
11. Описать виды и функции СМИ;
Введение……………………………………………………………………3
Глава.1 Массовое сознание и способы его формирования……..........5
1.1 Сознание: понятие, история, сущность…………………………….5
1.2 Массовое сознание: понятие, способы формирования…………..12
Глава. 2 СМИ и особенности воздействия на
массовое сознание………………………………………………………...18
2.1 СМИ: понятие, история развития, виды и функции ………………18
2.2 Особенности воздействия СМИ на массовое сознание……………32
Заключение………………………………………………………………...42
Список использованной литературы…………………………………...45
Предложенная структура сознания была дополнена и развита В.П. Зинченко. В сознании, помимо чувственной ткани значения и смысла, выделялась биодинамическая ткань движения и действия.
В новой схеме значение и смысл образуют рефлексивный или рефлексивно - созерцательный слой сознания. Бытийный или бытийно-деятельностный слой сознания составляют чувственная ткань образа и биодинамическая ткань живого движения и действия [Леонтьев. Москва 1991, стр. 141].
Дадим краткое описание каждого из компонентов структуры, как они представлены в работах А.Н. Леонтьева и В.П. Зинченко.
Значение. В психологической традиции этот термин в одних случаях употребляется как значение слова, в других – как содержание общественного сознания, усваемое индивидом. Понятие значения фиксирует то обстоятельство, что сознание человека образуется не в условиях робинзонады, а внутри определенного культурного пространства. В культуре, в ее значимых содержаниях исторически кристаллизован опыт деятельности, общения, мировосприятия, который индивиду необходимо не только усвоить, но и построить на его основе собственный опыт. В значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой
Смысл. Понятие смысла в равной степени относится и к сфере сознания, и к сфере бытия. Оно указывает на то, что индивидуальное сознание несводимо к безличному знанию. В силу его принадлежности живому субъекту и реальной включенности в его жизнедеятельность сознание всегда пристрастно. Сознание есть не только знание, но и отношение.
Понятие смысла выражает укорененность индивидуального сознания в бытии человека, в то время как значение выражает его подключенность к общественному сознанию. Смысл – это функционирование значений в процессах деятельности и сознания конкретных индивидов. Смысл связывает значения с реальностью самой жизни человека в этом мире, с ее мотивами и ценностями. Смысл создает пристрастность человеческого сознания.
Биодинамическая ткань – это обобщенное наименование для различных характеристик живого движения и предметного действия. Биодинамическая ткань – это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения. Термин «ткань» в данном контексте используется для подчеркивания мысли о том, что это материал, из которого строятся целесообразные, произвольные движения и действия. По мере их построения все более сложной становится внутренняя форма таких движений и действий. Она заполняется когнитивными, эмоционально – оценочными, смысловыми образованиями.
Чувственная ткань образа – обобщенное наименование для различных перцептивных категорий, из которых строится образ. Особая форма чувственных образов сознания состоит в том, что они придаю реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту.
Чувственная ткань образа в сознании субъективно выражается переживании человеком чувства реальности. В случаях же нарушения восприятия внешних воздействий появляются специфические переживания нереальности ситуации, окружающего мира, самого себя [Слободчиков. Москва 1995, стр.193].
В филосовско-психологической
литературе сознание часто отождествляется
самосознанием. Самосознание при этом
понимается как отношение к
1.Самопознание совершается при анализе результатов собственной деятельности, отношения других людей ко мне и при наблюдении своих переживаний, мыслей, анализе мотивов и поступков.
2.Самоконтроль и саморегуляция проявляется в осознании и оценке субъектом собственных действий, психических состояний, в регуляции их протекания на основе требований и норм деятельности, поведения и общения.
3.Самооценка – это тот компонент самосознания, который включает в себя знание о самом себе, оценку самого себя и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка.
4.Самопринятие и самоуважение включает в себя принятие человеком самого себя с положительной стороны, оценку своих способностей, черт характера, своего места среди других людей [Слободчиков. Москва 1995, стр. 194].
Самосознание
человека как система его
В данном параграфе мы рассмотрели различные понятия сознания и пришли к выводу, что сознание - это высший уровень психического отражения объективной реальности, который с практической точки зрения выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов. Изучили исторические аспекты, рассмотрели характеристики и структуру сознания. Также рассмотрели понятие «самосознание» и изучили его формы.
Проблема массового
сознания является весьма сложной и
актуальной. Об этом свидетельствует
большой объем различных
Первые подход обозначен как религиозный. В этом направлении за основу массового сознания принималась «господствующая в данном обществе религия, составляющая основной мировоззренческий стержень» [Науменко. Санкт-Петербург 2005, стр.114]. И под массой понималась совокупность верующих.
Второй подход обозначен как национальный. Здесь классификация и выделение массового сознания используется как национальный признак, то есть нация – это масса, и национальное есть массовое сознание.
Третий государственный подход. Здесь в основе массового сознания лежит принадлежность людей (граждан) к одному государству. Граждане – это масса, и соответственно их самосознание – массовое сознание.
Четвертый подход назван классовым, где класс является массой, и классовое сознание – массовое сознание.
Последний подход изучения массового сознания называется элитарный. В его основе лежит понятие о том, что масса это элита. И здесь массовое сознание сопоставимо с понятием элитарное сознание [Науменко. Санкт-Петербург 2005, стр.116].
Таким образом, можно сформулировать понятие «массовое сознание».
Массовое сознание — это отражение материального отношения людей друг к другу, которые находятся социальных группах (религия, класс, государство, элита), и к природе в процессе отношения людей к действительности.
Следует отметить, что в основу массового сознания входят знания, полученные как обыденным путем, так и внедренные, перенесенные социальные установки и убеждения.
Массовое сознание, выступающее
как уровень практического
Практическая неспособность
массового сознания к выработке
собственных оценок социальных явлений
и процессов снижает возможност
Массовое сознание имеет определенные интегративные качества, присущие ему как цельному социальному образованию, которое функционирует во всех сферах практической деятельности человека [Науменко. Москва 2005, стр.195].
В данной работе рассмотрим и понятие «общественное мнение», т.к. общественное мнение является одним из состояний массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам и событиям действительности.
Именно на общественное мнение чаще всего в первую очередь влияют средства массовой информации.
Общественное мнение представляет собой совокупность суждений и оценок, характеризующих состояние массового сознания, оказывающее влияние на содержание и характер разнообразных процессов в жизни государства и общества.
Вообще общественное мнение возникло в результате развития демократии и институтов гражданского общества. В структуре общественного мнения складываются как массовые настроения, эмоции, чувства, так и формализованные оценки и суждения. Их возникновение и соотношение зависит от уровня конкурентности в обществе, наличия в нем механизмов политической презентации, заявляемых людьми претензий на всеобщность собственной позиции.
В качестве объекта общественного мнения могут выступать любые факты и явления социальной жизни. Оно всегда концентрируется вокруг определенных идей и явлений. Стоит помнить, что в общественном мнении велика роль предрассудков, стереотипов и заблуждений. В силу своего во много эмоционального характера оно бывает односторонним предвзяты.
Общественное мнение во многом определяет общественную жизнь и направляет деятельность некоторых социальных институтов, в том числе и деятельность СМИ. Поскольку СМИ стараются освещать значимые, актуальные для общества проблемы и во многом рассматривают их с точки зрения общественного мнения, можно сделать вывод, что и общественное мнение может определять деятельность СМИ
[Соловьева. Москва 2004, стр.93].
Общественное мнение выступает в нескольких функциях:
Само общественное мнение, как элемент массового сознания формируется под воздействием различных факторов. Например, существует четко сформулированное общественное мнение в отношении таких глобальных общечеловеческих проблем, как предотвращение экологической катастрофы, термоядерной, биологической войны и т.д. Механизмы формирования общественного мнения весьма разнообразны и существенно зависят от способов коммуницирования гражданского общества с властью, уровня институализации демократии, организованности общественности [Соловьева. Москва 2004, стр. 94].
Различают два способа формирования общественного мнения:
В рамках данного
способа концентрации
При таком способе формирования общественной позиции высока роль не только лидеров мнений, но и интеллектуальной элиты.
Общественное мнение также формируется в результате действия специальных структур, партий, движений, которые на профессиональном уровне занимаются выработкой и трансляцией определенных оценок от лица общественности [Соловьева. Москва 2004, стр. 96].
В данном параграфе было рассмотрено 5 подходов изучения массового сознания: религиозный, национальный, государственный, классовый и элитарных. Изучив все эти подходы, мы сформулировали определение понятия «массовое сознание». Так же рассмотрели каким образом формируется массовое сознание. В данном параграфе было рассмотрено такое понятие как «общественное мнение», которое является частью массового сознания. Изучили функции общественного мнения и способы его формирования.
Информация о работе Особенности влияния средств массовой информации на массовое сознание