Особенности влияния средств массовой информации на массовое сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 06:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы изучить особенности массового сознания, рассмотреть понятие СМИ и особенности их влияния, а так же показать важность масс-медиа в современном информационном мире.
Выдвинутая цель достигается последовательным решение следующих задач:
1. Рассмотреть и изучить источники, в которых рассматривается проблема формирования массового сознания;
2. Изучить понятие сознание;
3. Познакомиться с историей возникновения и развития сознания;
4. Изучить характеристики человеческого сознания;
5. Изучить структуру сознания;
6. Дать определение понятиям массовое сознание;
7. Описать функции массового сознания;
8. Узнать способы и технологии формирования массового сознания;
9. Дать определение понятию «средства массовой информации»;
10. Познакомиться с историей развития средств массовой информации;
11. Описать виды и функции СМИ;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава.1 Массовое сознание и способы его формирования……..........5
1.1 Сознание: понятие, история, сущность…………………………….5
1.2 Массовое сознание: понятие, способы формирования…………..12
Глава. 2 СМИ и особенности воздействия на
массовое сознание………………………………………………………...18
2.1 СМИ: понятие, история развития, виды и функции ………………18
2.2 Особенности воздействия СМИ на массовое сознание……………32
Заключение………………………………………………………………...42
Список использованной литературы…………………………………...45

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

Позже (в середине 20 века) исследователи пришли к выводу, что не только СМИ выбирают подходящую аудиторию, но и аудитория выбирает для себя СМИ, то есть в зависимости от жизни люди сами выбирают, как использовать средства массовой информации.

Например, хорошо устроившиеся люди читают много литературы и в то же время очень мало смотрят телевизор. При этом все больше интересуются новостями и информационными передачами.

Постматериалисты очень много читают и мало целенаправленно смотрят телевизор. Однако предпочитают ходить в кинотеатры и часто пользуются Интернетом.

Современные деятели так же много читают, а среди телевизионных программ предпочитают интеллектуальные передачи, а также комедийные передачи. Именно современные деятели самые активные пользователи Интернета.

Представители традиционной среды – самые ярые поклонники телевидения. А консерваторы, например, предпочитают почитать газету или посмотреть какую-нибудь информационную передачу [Винтерхофф-Шпурк. Харьков, 2007 стр.156].

Таким образом, можно  сделать вывод: если человек смотрит  телевизор, читает газету, слушает радио, в его сознании формируется мотив или комбинация мотивов, которые побудили его смотреть, слушать ту или иную передачу, читать ту или иную статью. И с помощью этих мотивов человек в любом случае хочет удовлетворить свои потребности.

Исходя из этих исследований целевой аудитории, СМИ различными способами и, с помощью различных передач и статей могут влиять и формировать по-своему массовое сознание и общественное мнение.

Многие исследования показывают, что в этом случае перед  СМИ стоит важная задача – совмещение  и вместе с тем разграничение массовой и личностной социальной ориентации. Речь идет о выборе, интересной для всех информации. Здесь имеется в виду социальная ориентация оценочной информации, оказывающей сильное воздействие на общество.

Отбор информации проводится с учетом ряда особенностей:

  •   Актуальность. Информация определяется по временным и территориальным параметрам: насколько она своевременна и насколько нужна обществу.
  • Ориентация. Информация определяется по потребностям аудитории. Если новости ориентируются на массовую аудиторию, то развлекательные и познавательные программы – на людей, различающихся по своим потребностям.
  • Восприимчивость. Информация ориентирована на формирование массового сознания и общественного мнения или изменение за счет аргументации в пользу или против общества.
  • Разновеликость. Информация рассчитана на людей, которые предпочитают разные по величине программы. От длительных до коротких.
  • Заинтересованность. Здесь передачи или статьи разделяются на общую заинтересованность, которая ориентируется на «среднего» зрителя, слушателя или читателя. Групповую заинтересованность, которая нацелена на какую-либо определенную возрастную группу или группу по потребностям. И Личностную заинтересованность, которая работает только на одного индивида [Бориснев. Москва 2003, стр. 136].

Рассмотрим основные  особенности и методы, используемые СМИ для влияния на массовое сознание.

Основными методами формирования в массовом сознании являются убеждение  и внушение.

Убеждение – метод воздействия на сознание через обращение к ее собственному критическому суждению. Убеждением главным образом достигается усиление раннее созданных установок.

В целях убеждения  средства массовой информации осуществляют самостоятельный отбор и формирование распространяемых в обществе сведений.

Есть большое количество приемов распространения информации с помощью убеждения:

  • Фрагментарность передачи. Например, в ходе военных операций  СМИ, действующие в интересах нападающей стороны, сообщают аудитории только информацию, оправдывающую эти операции и указывающую на необходимость этого вмешательства. При этом любая другая информация блокируется.
  • Персонализация. Здесь акцентируется внимание не на конкретном событии, а на их носителях – людей, имеющих определенный авторитет.
  • Ритуализация. Показывается легкодоступные для телекамеры официальные процедуры, что формирует у телезрителей чувство значимости происходящего.
  • Отвлечение внимания от важной информации. Например, во время сообщения по телевидению спорной информации демонстрируетя сюжет, не относящийся к ее содержанию и снижающий внимание аудитории.

Но более эффективное  влияние на массы по сравнению  с убеждением оказывается метод  внушения.

Внушение – процесс воздействия на психику человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии информации, с отсутствием развернутого логического анализа и оценки.

Также используют разные приемы воздействия при помощи внушения:

  • Свидетельство. Например, если человек, отношение к которому у аудитории однозначно отрицательное, одобрит какие-либо действия или идеи, к ним так же сформируется отрицательное отношение.
  • Наклеивание ярлыков. В этом случает для компрометации и отторжения слушателями лиц или идей на них наклеивается негативный ярлык.
  • Сияющее обобщение. Прием заключается в обозначении конкретной вещи обобщающим понятием.
    • Создание образа. Прием создания нужной репутации.
  • Использование цвета. Например, красный цвет вызывает чувство тревоги, а зеленый наоборот успокаивает

 [Филатова. Москва 2006, стр. 106].

Существует ряд и других приемов воздействия на массовое сознание при помощи СМИ. Например, такой вид влияния как агитация. Агитация как коммуникативное воздействие, посредством которого осуществляется однозначный призыв к действию («Пролетарии всех стран объединяйтесь!»). Пропаганда как метод коммуникативного воздействия представляет собой распространение знаний, формирующих фундаментальные основы мировоззрения с точки зрения действующих политических субъектов. Контрпропаганда – информационное воздействие, направленное на снижение значения ценностей, пропагандируемых с позиции идеологий, чуждых господствующим [Науменко. Москва 2005, стр. 191].

Таким образом, в процессе манипуляции СМИ активно используются социальные стереотипы, человеческие потребности, социальные мифы, цвет и форму.

В действительности же средства массовой информации, прежде всего, влияют на эмоции человека.

Эмоции, которые возникают  под влиянием СМИ, разделяют на три  вида:

  • Эмоции как реакции на реальные события, о которых человек узнал через СМИ
  • Эмоции как реакции на вымышленную медиаинформацию.
  • Коммоции – чувства, вызванные наблюдением за эмоциями других людей, через СМИ.

С помощью языка, звука  и изображения СМИ могут вызывать у реципиента впечатление реальности и близости демонстрируемых событий. Интенсивность таких впечатлений  от кинофильмов может быть даже сильнее, чем от событий, происходящих в реальном мире. Результаты исследования СМИ показывают нам, что способность человека к обработке информации явно ограничена.

Чем сильнее медиастимулы, тем меньше когнитивных ресурсов остается у человека для обработки других, немедиастимулов.  При этом человек переживает события, которые предлагают СМИ, как события реальные.

Обычно напряжение, которое  человек испытывает при чтении, при  слушании радиопередачи, при просмотре  передачи или рекламы на телевидении или просмотре видеоролика в Интернете, сигнализирует о том, что он начинает вовлекаться, переживая эмоциональное состояние «участия в процессе».

Например, при просмотре документальных фильмов или прочтении политических статей уровень активации человека достаточно низкий. При просмотре боевиков, комедий и игровых шоу, а также при чтении художественной литературы – уровень активации средний.

А вот невымышленные  сюжеты и «правдивые статьи» вызывают наиболее высокую активацию.

По результатам исследований влияния СМИ на эмоции можно утверждать, что средства массовой информации стимулируют к «поиску ощущений» и поддерживают состояние активированности. После прослушивания, прочтения или просмотра материала, которые нам предоставляют СМИ, люди испытывают специфические эмоции. Среди них страх, эмпатия, юмор и другие чувства. Они возникают и надолго сохраняются к медиаперсонажам.

Также следует отметить, что СМИ влияют и на когнитивное развитие человека.

Здесь следует обратить внимание, прежде всего на влияние  СМИ у детей дошкольного возраста и подростков.

Дети дошкольного возраста с трудом воспринимают продолжительные  и неопределенные события. Кроме  того, им сложно отделить рекламу от программы. А вот уже в подростковом возрасте дети способны с помощью своих навыков вычислить малозначительную информацию, определить и обработать важные данные, при просмотре познавательных передач.

СМИ, а именно телевидение, способствует развитию речевых навыков  и повышает успешность ребенка в  школе.

Однако ученые определяют, что повышение уровня развития возникает у детей малообеспеченных, а вот у детей высших слоев наблюдается торможение детского развития при воздействии на них средств массовой информации.

Такие же различия наблюдаются  и у взрослых. Например, новости  запоминают интеллектуально более развитые люди, формально лучше образованные и политически заинтересованные зрители.

При анализе влияния  СМИ на поведение, особое внимание уделяют  тому, что часто средства массовой информации вызываю агрессию. То есть реципиенты наблюдают агрессивное поведение по телевизору, и также при определенных условиях начинают демонстрировать эту агрессию.

Значительно меньше изучают  вопрос влияния СМИ на просоциальное  поведение, то есть помощь, сопереживание. Хотя этот вид поведения демонстрируют чаще, чем агрессивное. Хотя ученые утверждают, что такое поведение основано, прежде всего, на воспитании человека, чем воздействии СМИ.

Все более распространенным подходом к исследованию СМИ является изучение последствий воздействия средств массовой информации на человека. Американский ученый Р. Харрис выделяет четыре вида последствий:

  1. Поведенческие последствия. Это тот тип эффектов воздействия СМИ, о котором большинство людей вспоминает, прежде всего. В этом случае человек совершает некоторые действия, например, проявляет насилие, покупает какой-то товар, голосует на выборах или смеется над комедийным эпизодом, после того как он видит, что кто-то ведет себя аналогичным образом. Хотя в концептуальном отношении поведение может представлять собой наиболее зримый тип последствий, его зачастую бывает очень трудно измерить; еще сложнее со всей определенностью показать, что его причиной является воздействие СМИ. К примеру, мы можем знать, что какой-то человек посмотрел определенный рекламный ролик, и проверить, купил ли он рекламируемый товар, но очень сложно продемонстрировать, что он купил этот товар потому, что увидел рекламу, а не по каким-то иным посторонним причинам.
  2. Установочные последствия. Например, посмотрев рекламу, вы можете стать более высокого мнения о каком-то товаре или политическом кандидате; приведет ли эта установка к фактической покупке или конкретным действиям во время голосования, уже другой вопрос.

Установки включают в себя интеллектуальный компонент, или компонент доверия (например, обоснование того, почему вы предпочитаете программу одного кандидата программе другого), значительная часть психологической динамики в установках носит эмоциональный характер.

Воздействие установок  не ограничивается формированием нашего мнения о том или ином объекте. Под влиянием набора установок может сложиться образ мышления, который будет определять все наше мировоззрение. Такие установки накладывают отпечаток на наше восприятие мира и то, как мы его интерпретируем.

  1. Когнитивные последствия. Наиболее ярким примером здесь будет усвоение новой информации из СМИ. Существуют и другие, более завуалированные, когнитивные эффекты. Например, СМИ «навязывают повестку дня» очень простым способом: отдавая предпочтение одним событиям перед другими при освещении новостей. Уделяя предварительным президентским выборам намного больше внимания, чем сложным, но отвлеченным вопросам, подобным задолженности стран третьего мира или переходу от производства собственной сельхозпродукции к ее импорту, СМИ внушают нам, что мелкие политические детали всех этих предварительных выборов очень важны, а другие вопросы менее значимы.
  2. Физиологические последствия. Это физиологические изменения в нашем организме, вызванные воздействием СМИ. Просмотр фильма ужасов или захватывающего спортивного матча вызывает такие физические изменения, как учащение дыхания и сердцебиения. Даже такой обыденный материал, как телевизионная реклама, может привести к изменениям в частоте сердцебиения и ориентировочном рефлексе, реакциям кожных покровов и блокированию альфа-волн, испускаемых мозгом [Харрис. Москва 2002, стр.45].

В данном параграфе  были рассмотрены особенности и  методы влияния средств массовой информации на массовое сознание. По данным исследований можно сделать вывод  о том, что  СМИ, в первую очередь, являются средством информирования людей, средством развлечения и развития.

Однако при  всех положительных аспектах, СМИ  являются инструментом насаждения ценностей  и формирования массового сознания.

В параграфе  были рассмотрены такие способы  воздействия, как убеждение и внушение. Так же изучены такие типы влияния как агитация, пропаганда и контрпропаганда.

С практической точки зрения, в параграфе, рассмотрены  особенности влияния СМИ на эмоции, когнитивное развитие и поведение.

В заключение параграфа  были приведены последствия воздействия СМИ, которые описывал Р.Харрис.

Информация о работе Особенности влияния средств массовой информации на массовое сознание