Освещение в СМИ вопросов политического характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 19:36, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена, в установлении и поддержании постоянных связей между ее субъектами. Если, например, экономика вполне может функционировать на основе рыночного саморегулирования при ограниченных, преимущественно непосредственных формах взаимодействия людей, то политика невозможна без опосредованных форм общения и специальных средств связи между различными носителями власти, а также между государством и гражданами.
Целью данной работы является анализ особенностей освещения в СМИ вопросов политического характера.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………3-8
1 Взаимодействие СМИ и политики……………………………………….8
1.1 Место и роль СМИ в политике………………………………………8-17
1.2 СМИ и властные структуры государства…………………………17-20
1.3 СМИ в качестве инструмента политического маркетинга………..20-24
1.4 Возможности влияния СМИ на политическое развитие страны….24-29
1.5 Место средств массовых информаций в политическом процессе независимого Казахстана………………………………………………………29-36
2 Освещение в СМИ вопросов политического характера………………36
2.1 Освещение в СМИ деятельности политиков…………………………..36
2.1.1 Особенности формирования политического имиджа через политическую рекламу…………………………………………………………36-40
2.1.2 Освещение в средствах массовых информаций предвыборной кампании и выборов…………………………………………………………….40-43
2.2 Освещение в СМИ экстремальных ситуаций………………………43-44
2.2.1 Чрезвычайное положение, чрезвычайные ситуации и их освещение в средствах массовой информации………………………………………………44-45
2.2.2 Освещение в СМИ военных, вооруженных конфликтов……......45-48
2.2.3 Этический аспект освещения журналистами террористических актов……………………………………………………………………………..48-58
Заключение……………………………………………………………..58-61
Литература..……………………………………………………………61-63

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ .doc

— 384.50 Кб (Скачать файл)


   Освещение в СМИ вопросов политического характера

 

СОДЕРЖАНИЕ

                 Введение …………………………………………………………………3-8

              1 Взаимодействие СМИ и политики……………………………………….8

              1.1 Место и роль СМИ в политике………………………………………8-17

              1.2 СМИ и властные структуры государства…………………………17-20

              1.3 СМИ в качестве инструмента политического маркетинга………..20-24

              1.4 Возможности влияния СМИ на политическое развитие страны….24-29

              1.5 Место средств массовых информаций в политическом процессе независимого Казахстана………………………………………………………29-36

              2 Освещение в СМИ вопросов политического характера………………36

              2.1 Освещение в СМИ деятельности политиков…………………………..36

              2.1.1 Особенности формирования политического имиджа через политическую рекламу…………………………………………………………36-40

              2.1.2 Освещение в средствах массовых информаций предвыборной кампании и выборов…………………………………………………………….40-43

              2.2 Освещение в СМИ экстремальных ситуаций………………………43-44

              2.2.1 Чрезвычайное положение, чрезвычайные ситуации и их освещение в средствах массовой информации………………………………………………44-45

                            2.2.2 Освещение в СМИ военных, вооруженных конфликтов……......45-48

                            2.2.3 Этический аспект освещения журналистами террористических актов……………………………………………………………………………..48-58

                 Заключение……………………………………………………………..58-61

                 Литература..……………………………………………………………61-63

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Возможности СМИ так велики и многогранны, что они просто не могут не вызывать к себе интереса. Будучи частью современной действительности, со всеми ее противоречиями, конфликтами и неурядицами, СМИ в той или иной форме воспроизводят их. Поэтому потоки информации нередко состоят из множества противоречивых, часто взаимоисключающих друг друга сообщений и материалов. И здесь все зависит от того, насколько СМИ могут быть объективны в освещении той или иной информации, в том числе политической.

              Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена, в установлении и поддержании постоянных связей между ее субъектами. Если, например, экономика вполне может функционировать на основе рыночного саморегулирования при ограниченных, преимущественно непосредственных формах взаимодействия людей, то политика невозможна без опосредованных форм общения и специальных средств связи между различными носителями власти, а также между государством и гражданами. Неотъемлемой составной частью политики являются массовые коммуникации. Это обусловлено самой природой политики как коллективной, сложно организованной целенаправленной деятельности, специализированной формы общения людей для реализации групповых целей и интересов, затрагивающих все общество. Коллективный характер реализуемых в политике целей предполагает их обязательное осознание разделенными в пространстве членами коллектива и координацию деятельности людей и организаций. Все это обычно невозможно при непосредственном, контактном взаимодействии граждан и требует использования специальных средств передачи информации, обеспечивающих единство воли, целостность и единую направленность действий множества людей. СМИ выполняют многообразные функции: информируют, просвещают, рекламируют, развлекают. Очевидно, что они играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом. Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и в мире в целом, осуществляются через и с помощью СМИ. Эти обстоятельства приобретают особую актуальность и значение на фоне все более растущего проникновения СМИ в политическую сферу, их превращения в один из важнейших инструментов реализации политического процесса. Знаменательно, что в современной политологии СМИ характеризуют такими пышными титулами, как «великий арбитр», «четвертая ветвь власти» наряду с законодательной, исполнительной и судебной. Свобода СМИ — высшая ценность, которая не должна служить «дубинкой» «информационных войн», поэтому в освещении политических вопросов журналисту надо стоять на здравых позициях, не поддаваясь эмоциям, понимая причинно-следственные связи во всей их сложности. Средства массовой информации — это, прежде всего, инструмент баланса сил в обществе, экономике и предпринимательстве. Как сказал один из столпов американской демократии, «газетами владеют отдельные личности и корпорации, но свобода прессы принадлежит народу».

              Научная новизна работы заключается в том, что впервые в ней разносторонне рассмотрены основные аспекты освещения политических вопросов в средствах массовой информации.

              В практике информация и источники данной дипломной работы могут использоваться в ежедневной профессиональной деятельности журналистов при написании материалов, освещающих вопросы политического характера.

Судя по оценкам современности в последние годы заметно возросло значение символической политики, политики театра, основанной на образах, или имиджах, политических деятелей, специально сконструированных на потребу господствующим умонастроениям и вкусам. Под воздействием как объективных изменений в политическом процессе, так и специфики современных СМИ избирательные кампании выливаются в популярные спектакли или даже спортивные репортажи с победителями или проигравшими. Кандидат, который хочет добиться успеха, должен быть актером, уметь вести себя перед телекамерами, играть свою роль в спектакле. Очевидно, что уходят в прошлое выступления политических деятелей с импровизированных трибун и напыщенные ходульные речи, а также ораторский стиль ведения кампаний. Вместо них политику избирательной кампании формируют специалисты по опросам общественного мнения и исследователи рынка. Все это способствует тому, что СМИ концентрируют внимание на наиболее драматических событиях и действиях, значительно обедняя и упрощая действительное положение в стране и мире. Так, освещение избирательных кампаний зачастую ограничивайся сообщениями о том, где кандидат находится и перед кем он выступает. Характер повседневного проведения кампании заставляет кандидатов иметь заранее подготовленную речь, которая со значительными модификациями повторяется на следующих друг за другом выступлениях. Для репортеров эти речи дают мало нового материала. Обвинения и контробвинения кандидатов носят более драматический характер, и они более привлекательны для передачи через СМИ, в результате для более сложных проблем остается мало времени. Особенно это верно в отношении телевидения, где потребность в эффектных, бросающихся в глаза визуальных передачах отодвигает на задний план действительно актуальные социально-экономические и политические проблемы. Внимание концентрируется на второстепенных вопросах и малозначащих противоречиях между партиями, а то и отдельными политическими деятелями, на хорошо известных или импозантных личностях на всем том, что выглядит драматически, зрелищно, отвлекает внимание от главных проблем, стоящих перед обществом. Чрезмерное значение придается фактам, не имеющим сколько-нибудь заметного влияния на общественную жизнь. Усиливается жажда быстрых результатов, что значительно уменьшает вероятность принятия политическими деятелями долговременных решений по важным проблемам, способствует концентрированию внимания кандидатов во время избирательной кампании главным образом на текущих конъюнктурных вопросах. Как правило, у кандидатов расхождения по существу основных общенациональных проблем незначительны. Поэтому как в публичных действиях претендентов, так и в их освещении органами СМИ акцент зачастую делается не на анализе общественной проблематики, не на политической платформе кандидатов, а на их личности, на их качествах. Разумеется, проблемные моменты сохраняют свою значимость, особенно в периоды кризисов и социально-политической напряженности в обществе, но в очень общей, символической форме.

Таким образом, по оценке современности СМИ превратились в одну из важнейших конструкций в инфраструктуре подсистемы политического, взяв на себя существенную роль соединения последнего с гражданским обществом.

              Состояние решаемой проблемы неоднозначно. Именно та огромная роль, которую СМИ играют в общественной и политической жизни страны, делает их предметом постоянного обсуждения и исследования ученых, экспертов и самих журналистов. Однако освещение в средствах информации вопросов политического характера требуют от журналиста большей компетентности. Мы всегда говорим, что СМИ должны быть зеркалом действительности. Однако надо признать, что полная картина действительности — это и позитивные, и негативные стороны жизни. Преднамеренный акцент на одной из них — либо необоснованное восхваление, либо чернение — это стремление к зеркальному отражению видимости, которая не имеет ничего общего с реальной действительностью. А если существуют какие-либо недостатки, присущие всему нашему обществу, то надо признать, что не в последнюю очередь ответственность за это разделяют и СМИ. Сегодня трудно назвать издание, телеканал или веб-сайт, которые бы на протяжении последних лет всегда и во всем сохраняли полную объективность по отношению к происходящим процессам. Независимость стала восприниматься, прежде всего, как право критиковать всех без разбору, направо и налево, заполнять пространство СМИ личными нападками. Это говорит не столько об отсутствии профессионализма, сколько об одномерном способе мышления. Свобода слова не безбрежна. Она способна не только вдохновлять и созидать, но и разрушать. Она не только делает политику, но и формирует общественное мнение и массовое сознание, от которых зависит завтрашний день. Свобода слова в действительности есть ответственность журналистской совести. Иные журналисты не могут устоять перед соблазном — делать политику вместо журналистики, подчинив вторую первой. Но журналистика — форма общественного мониторинга и надзора над политикой и в этом смысле является высокой, моральной профессией. Не случайно именно сегодня самими журналистами поднимаются вопросы об информационной экологии, о загрязненности и низких качествах показателей информационного поля, в котором живут казахстанцы. Выход из этой ситуации состоит для журналистов не в том, чтобы кидаться в новую крайность — к другим, «хорошим» хозяевам, или выстраиваться под опеку государства. Определять дальнейший путь своего развития каждая информационная структура вправе самостоятельно. Речь идет о другом. О том, чтобы казахстанское общество пришло к нормальному положению дел, когда СМИ являются не инструментом «черного пиара», а инструментом объективной передачи информации, интегрирующим началом. Телеэкраны и полосы газет не должны быть местом межпартийных ристалищ и выяснения отношений, они должны стать творческим поприщем утверждения общенациональных идей, заложенных в нашей Конституции, нормального, поступательного движения вперед, как это происходит в тех же США, Германии, Франции и других странах.

              Целью данной работы является анализ особенностей освещения в СМИ вопросов политического характера.

              Задачи:

              - определить точки соприкосновения средств массовой информации и политики;

              - рассмотреть особенности взаимоотношения СМИ и властных структур;

              - проанализировать СМИ в качестве инструмента политического маркетинга;

              - проанализировать особенности освещения в средствах массовой информации деятельности политиков;

              - определить специфику освещения в СМИ экстремальных ситуаций;

              - обозначить роль средств массовой информации в политическом процессе независимого Казахстана.

              Объектом научной работы выступает особенность освещения политических аспектов в СМИ.

              Началом изучения явлений политической коммуникации в развитых странах можно считать исследования пропаганды в период Первой мировой войны. Фундаментальные работы в этой области, равно как и сам термин “политическая коммуникация”, появились в конце 40-х – начале 50-х гг. XX в. Выделение исследований политической коммуникации в самостоятельное направление было вызвано демократизацией политических процессов в мире во второй половине XX века, развитием кибернетической теории, возникновением и вырастанием роли новых коммуникационных систем и технологий.

              В целом, исследованию деятельности СМИ посвящено множество работ в различных сферах науки: философии, социологии, политологии, истории, психологии и др. За последние годы накоплен большой эмпирический материал. В то же время следует отметить, что публикации по данной проблеме носят преимущественно общетеоретический характер. Более того, проблемы освещения в СМИ вопросов политического характера, как правило, рассматриваются не столько как составная часть общеполитического процесса, сколько как ее иллюстративная составляющая. Такие подходы, разумеется, имеют право на жизнь. Можно сказать даже, что они служат достаточно убедительной аргументацией в доказательствах разного рода научных инвектив, но недостаточны для углубленного «внутрисистемного» анализа поставленной тематики исследования. В то же время в работах многих авторов, опубликованных до 90-х годов, проблемы хотя и рассматриваются в тесной привязке к реалиям нашей страны, однако эти реалии в основе своей ушли в прошлое и руководствоваться теоретическими и особенно практическими выводами следует весьма и весьма осторожно.

              При написании дипломной работы были использованы труды Адильбекова С., Бекхожина Х., Ким М., Миннибаева Т., Харченко С., Сувалова А., Прохорова Е.,  Ворошилова В., Родионова Т. и др.

Информация о работе Освещение в СМИ вопросов политического характера