Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 19:36, дипломная работа
Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена, в установлении и поддержании постоянных связей между ее субъектами. Если, например, экономика вполне может функционировать на основе рыночного саморегулирования при ограниченных, преимущественно непосредственных формах взаимодействия людей, то политика невозможна без опосредованных форм общения и специальных средств связи между различными носителями власти, а также между государством и гражданами.
Целью данной работы является анализ особенностей освещения в СМИ вопросов политического характера.
Введение …………………………………………………………………3-8
1 Взаимодействие СМИ и политики……………………………………….8
1.1 Место и роль СМИ в политике………………………………………8-17
1.2 СМИ и властные структуры государства…………………………17-20
1.3 СМИ в качестве инструмента политического маркетинга………..20-24
1.4 Возможности влияния СМИ на политическое развитие страны….24-29
1.5 Место средств массовых информаций в политическом процессе независимого Казахстана………………………………………………………29-36
2 Освещение в СМИ вопросов политического характера………………36
2.1 Освещение в СМИ деятельности политиков…………………………..36
2.1.1 Особенности формирования политического имиджа через политическую рекламу…………………………………………………………36-40
2.1.2 Освещение в средствах массовых информаций предвыборной кампании и выборов…………………………………………………………….40-43
2.2 Освещение в СМИ экстремальных ситуаций………………………43-44
2.2.1 Чрезвычайное положение, чрезвычайные ситуации и их освещение в средствах массовой информации………………………………………………44-45
2.2.2 Освещение в СМИ военных, вооруженных конфликтов……......45-48
2.2.3 Этический аспект освещения журналистами террористических актов……………………………………………………………………………..48-58
Заключение……………………………………………………………..58-61
Литература..……………………………………………………………61-63
Сегодня борьба с терроризмом разворачивается не только в горах Афганистана, но также на улицах американских и европейских городов. 11 сентября 2001 года миллионы людей во всем мире следили за прямой телевизионной трансляцией террористических атак на Нью-Йорк и Вашингтон. Глобальные средства массовой информации, преодолев расстояния и национальные границы, донесли весь ужас терроризма почти до каждого уголка Земного шара. Перед 11 сентября Усама бен Ладен хорошо продумал и спланировал свою собственную стратегию в отношении средств массовой информации. Арабская телекомпания "Аль-Джазира" - единственная, которая была допущена талибским режимом в Афганистан, транслировала снятые накануне интервью с бен Ладеном и его соратниками, где звучали призывы к священной войне против Соединенных Штатов Америки [49, 118].
В литературе отмечается, что элемент насилия в терроризме сегодня зачастую является второстепенным. Важнее становится добиться того, чтобы сообщения о нем доминировали в заголовках газет и телевизионных репортажах. Некоторые европейские террористические группировки, например, североирландская ИРА и баскская ЭТА в Испании, разработали политику "сведения количества жертв к минимуму", они предупреждали полицию о готовящихся терактах, чтобы можно было бы своевременно эвакуировать людей. Однако эти предупреждения почти всегда были сопряжены с телефонными звонками в местные средства массовой информации, чтобы журналисты и операторы своевременно оказались на месте предполагаемого взрыва. Исламские террористы в последние годы не проявляют подобного внимания к жизням людей, напротив, они разработали совершенно четкую стратегию, нацеленную на большое количество человеческих жертв и максимальное освещение событий в репортажах корреспондентов. Если цель террористов состоит в том, чтобы попасть в СМИ, то, как считают некоторые западные комментаторы, ответственные демократические средства массовой информации для предотвращения дальнейших терактов должны снизить уровень своего внимания к терроризму. Но этот подход не учитывает огромное конкурентное давление в отрасли СМИ, которое гарантирует: в какой-нибудь газете или на каком-нибудь телевизионном канале террористы всегда будут услышаны, даже если другие СМИ от их информации откажутся [48, 126].
В докладе специальной правительственной группы по борьбе с терроризмом США (1986 г.) перечислены практические действия СМИ, которые могут вызвать проблемы в кризисные моменты:
- интенсивное освещение событий, которое может ограничить или лишить правительство преимуществ в выборе действий по пресечению террористического акта;
- превращение журналистов в участников инцидента и переговоров;
- политический диалог с террористами или заложниками;
- оплата интервью террористов, освещение явно инсценированных террористами действий;
- сообщения о планах специальных подразделений, участвующих в операции по обезвреживанию террористов.
Журналистам рекомендуется придерживаться следующей линии поведения:
- не предпринимать никаких независимых или неразрешенных действий, которые могут подвергнуть еще большему риску жизни заложников;
- не становиться рупором для пропаганды программы действий террористов, для чего давать им соответствующие правовые комментарии и избегать прямой трансляции интервью с террористами по радио и телевидению, что может быть использовано для передачи информации своим единомышленникам вне зоны конфликта;
- избегать прямых контактов с террористами, поскольку это может затруднить работу профессионалов и подвергнуть еще большей опасности жизни заложников, а также создать опасность для жизни журналиста [49, 64].
В литературе отмечается, что в той же мере, в какой пресса может подорвать доверие к деятельности государства, она способна эффективно содействовать ее успешному осуществлению. Многие западные исследователи считают, что вьетнамская война вряд ли окончилась бы так быстро, если бы не было телевидения. Постоянный показ по телевидению кадров военных действий во Вьетнаме, несомненно, способствовал усилению антивоенных настроений в обществе. Во время вооруженных действий США в Персидском заливе в 1991 году тон американских СМИ был восторженным. В результате, как отмечалось в американской прессе, рейтинг президента Дж. Буша неизмеримо возрос, и это предоставило ему свободу определять интенсивность военных действий и условия их прекращения [49, 119].
Западные исследователи выделяют три лидирующие на сегодняшний день основные разновидности террористической деятельности, каждая из которых имеет свои особенности при освещении в СМИ: анонимный терроризм; глобальный терроризм; нападения на сотрудников средств массовой информации.
Анонимный терроризм подразумевает такие террористические акты, когда никто не берет на себя ответственность за случившееся.
После анонимных терактов в средствах массовой информации, как правило, развертывается настоящая истерия, поддерживаемая различными слухами, спекуляциями, ложными угрозами, которые в результате приводят к распространению в обществе паники и страха. Все это чревато провоцированием жесткой реакции правительств, ведущей к непопулярным мерам, и в целом, снижением стабильности и порядка в обществе.
Глобальный терроризм подразумевает деятельность всемирно известных террористических организаций. За последние годы теракты стали более изощренными и опасными. Использование более современных методов увеличивает список жертв среди мирного населения. По-прежнему очень актуальна угроза использования террористами оружия массового поражения.
Средства массовой информации демонстрируют растущее беспокойство усилением глобального терроризма, при этом многие зарубежные журналисты утверждают, что третья мировая война давно развязана. Одновременно высказываются упреки государственным структурам в бездеятельности или неэффективности их работы. Нападения на сотрудников СМИ, которые откровенно негативно высказываются против терроризма, учащаются. По мнению западных специалистов, это связано с прямой зависимостью успеха террористических актов от их освещения в печати. Считается, что террористы стремятся взять под контроль информационные службы, используя для этого самый действенный рычаг – страх [48, 279,].
Терроризм – это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
Под террористическим актом подразумевается совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Контртеррористическая операция – комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.
В настоящее время террор становится все более распространенной формой политической борьбы. При этом организаторы терактов активно используют средства массовой информации в целях пропаганды своих идей, идеалов и целей. В этих условиях все более актуальной становится проблема изучения терроризма как явления и, как следствие, определения стратегии борьбы с ним. Также важно определить принципы, которыми должен руководствоваться журналист при освещении терактов [49, 222].
Без информационного обеспечения СМИ современный терроризм невозможен, поскольку ему необходимы каналы передачи информации, ведь одна из целей террористов – запугивание, которое должно вести к подчинению и установлению контроля. Некоторые специалисты называют деятельность террористов и их защитников не иначе, как PR-кампанией. Разумеется, реклама, которой «одаривают» боевиков сбалансированные СМИ, всегда носит негативный характер. Однако эксклюзивные интервью террористам выгодны, а с моральной точки зрения сомнительны: ведь не станут же давать эфир маньяку-убийце или грабителю. Терроризм оказывает разрушительный эффект на стандарты журналистики.
Журналисты в экстремальных ситуациях, порой, теряются, что крайне негативно сказывается на качестве их работы. Самым ярким примером подобного развития событий стал захват заложников в Театральном центре на Дубровке в Москве 23–26 октября 2002 г. Как отмечал сразу после тех трагических событий министр печати Михаил Лесин, «в истории с захватом на Дубровке некоторые журналисты продемонстрировали абсолютное равнодушие по отношению к людям».
В этих условиях власти предпринимают попытки разработать документы, регламентирующие поведение журналистов в экстремальных ситуациях. Однако журналистское сообщество солидарно в том, что правила и нормы в журналистике должны исходить от самих журналистов. Ведь если сейчас ограничить свободу слова, то это будет означать, что террористы добились своего. С другой стороны, ни в коем случае нельзя допустить, чтобы журналисты романтизировали терроризм.
В целях обеспечения общества достоверной информацией СМИ имеют право и обязаны содействовать открытому обсуждению проблемы терроризма, информировать общество о ходе контртеррористических операций, проводить расследования, сообщать людям информацию о реальных проблемах и конфликтах. Угроза терроризма не должна использоваться как повод и оправдание для введения ограничений в отношении прав на свободу мнений и средств массовой информации.
Вместе с тем, осознавая опасность, связанную с терроризмом, а также ответственность работы с информацией в этих условиях, необходимо принять следующие правила поведения СМИ:
- работники СМИ обязаны понимать, что в период теракта и контртеррористической операции спасение людей и право человека на жизнь первичны по отношению к любым другим правам и свободам;
- в случае получения информации о готовящемся теракте или о его начале до обнародования данной информации журналист обязан сообщить ее руководству своего СМИ;
- журналисты должны иметь при себе и по первому требованию предъявлять редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и профессиональную принадлежность;
- руководство СМИ обязано незамедлительно передавать в распоряжение Оперативного Штаба или официальных органов ставшую им известной информацию, которая могла бы быть использована для спасения жизни людей;
- исходя из того, что доступ к СМИ с целью изложения своей позиции в большинстве случаев является одной из главных целей террористов, СМИ не должны брать у террористов интервью по своей инициативе во время теракта; предоставлять террористам возможности выйти в прямой; самостоятельно брать на себя роль посредника.
Если представитель СМИ оказался в числе переговорщиков, он должен:
- воздерживаться от собственных публикаций до разрешения кризиса;
- брать в руки оружие и надевать камуфляжную или иную униформу;
- понимать, что взяв в руки оружие, работник СМИ перестает быть таковым;
- предлагать террористам, заложникам, другим вовлеченным в конфликт лицам, предпринимать какие-либо действия для получения удачных видео- или фотокадров;
- оскорблять и унижать террористов, в руках которых жизнь заложников.
СМИ должны помнить, что:
- прямой теле- и радиоэфир может использоваться террористами для передачи условных сигналов сообщникам в других местах;
- избегать детальных подробностей о действиях профессионалов, занятых спасением людей;
- быть тактичными и внимательными к чувствам родных и близких жертв терроризма;
- проявлять особую чуткость к очевидцам событий как к источникам информации;
- избегать излишнего натурализма при показе места события и его участников, с уважением относиться к нравственным, национальным и религиозным чувствам своей аудитории;
- быть внимательным к употреблению тех или иных терминов в освещении событий;
- нельзя идти на поводу у террористов, использующих выгодные для себя самоназвания;
Информация о работе Освещение в СМИ вопросов политического характера