Освещение в СМИ вопросов политического характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 19:36, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена, в установлении и поддержании постоянных связей между ее субъектами. Если, например, экономика вполне может функционировать на основе рыночного саморегулирования при ограниченных, преимущественно непосредственных формах взаимодействия людей, то политика невозможна без опосредованных форм общения и специальных средств связи между различными носителями власти, а также между государством и гражданами.
Целью данной работы является анализ особенностей освещения в СМИ вопросов политического характера.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………3-8
1 Взаимодействие СМИ и политики……………………………………….8
1.1 Место и роль СМИ в политике………………………………………8-17
1.2 СМИ и властные структуры государства…………………………17-20
1.3 СМИ в качестве инструмента политического маркетинга………..20-24
1.4 Возможности влияния СМИ на политическое развитие страны….24-29
1.5 Место средств массовых информаций в политическом процессе независимого Казахстана………………………………………………………29-36
2 Освещение в СМИ вопросов политического характера………………36
2.1 Освещение в СМИ деятельности политиков…………………………..36
2.1.1 Особенности формирования политического имиджа через политическую рекламу…………………………………………………………36-40
2.1.2 Освещение в средствах массовых информаций предвыборной кампании и выборов…………………………………………………………….40-43
2.2 Освещение в СМИ экстремальных ситуаций………………………43-44
2.2.1 Чрезвычайное положение, чрезвычайные ситуации и их освещение в средствах массовой информации………………………………………………44-45
2.2.2 Освещение в СМИ военных, вооруженных конфликтов……......45-48
2.2.3 Этический аспект освещения журналистами террористических актов……………………………………………………………………………..48-58
Заключение……………………………………………………………..58-61
Литература..……………………………………………………………61-63

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ .doc

— 384.50 Кб (Скачать файл)

              Профессионализм изданий оставался на низком уровне. Происходит улучшение полиграфической базы в Казахстане. Появляются цветные журналы. Происходит перераспределение владения средствами информации, присеем не всегда добровольно, как, например, с газетой «Караван».

              Начало 2000-х годов для страны характерно расцветом онлайн изданий, когда в полной мере развернулась война компроматов. Использовались такие сайты, как Азиопа, Компромат, Навигатор, Республика и т.д. для компрометации политических оппонентов.  В Казахстане появляется оппозиционная пресса на казахском языке [22, 65].

              Первое десятилетие начала века характеризуется тем, что произошло окончательное разделение информационного рынка между крупными медиа холдингами. Это привело к относительной политической стабильности, но повлияло на контент телевидения, особенно информационных программ, которые стали однообразными, стандартными, официозными.

              Другой чертой данного периода было то, что политическая борьба перенесена с официальных изданий на страницы оппозиционных газет. Следует отметить существенное улучшение качества казахских изданий. Ностальгия по истории уступила мету трезвому и глубокому анализу экономических и социальных процессов.              

Таким образом, путь казахстанской журналистики за десятилетие суверенного развития нашего государства и общества был ознаменован пиками зрительского и читательского интереса. Он сопровождался болезненной структурной ломкой, когда с информационной сцены сходили традиционные, коммунистические СМИ, а им на смену спешили новые теле- и радиокомпании, самиздатовские листовки перерастали в крупные издания, формируя демократическую философию информационной деятельности. За это время изменились не только идейные парадигмы и информационное поле, в соответствии с которыми осуществляется содержательная творческая деятельность журналистов, но и принципы организации, тенденции развития СМИ. Сегодня мы можем с уверенностью сказать о том, что в целом информационный рынок Казахстана состоялся, он прошел период своего становления и вступил в фазу стабильного роста. В целом, казахстанские СМИ стали инструментом государственной политики.

 

 

 

 

 

              2. Освещение в СМИ вопросов политического характера

              В демократичном обществе деятельность СМИ направлена на усиление просвещения населения, на осознание им своих интересов в сфере власти. Пресса, радио, телевидение и Интернет первыми сигнализируют о политических конфликтах, то есть стали рупором гражданского общества. В качестве главной причины завоевания СМИ такого высокого положения в политической жизни западных стран является то, что с их помощью государство и другие политические субъекты могут не только информировать население о целях своей политики, но и моделировать отношения с общественностью, которые касаются формирования представительных органов власти и правящих элит.

              Чрезвычайно важна в современной жизнедеятельности социумов возможность доступа, как оппозиции, так и правящих сил к средствам массовой информации. Если не существует возможности выражения мнений, то невозможно само серьезное обсуждение самых главных проблем, стоящих перед страной. Во многих случаях такую возможность предоставляют средства массовой информации.

 

 

              2.1 Освещение в СМИ деятельности политиков

 

              2.1.1 Особенности формирования политического имиджа через политическую рекламу

              Политическая реклама имеет различные определения, но во всех них присутствует общее — это коммуникация с помощью СМИ и других средств связи с целью повлиять на установки людей в отношении политических субъектов или объектов. Такими субъектами могут быть кандидаты на выборах, действующие политики, политические организации, государственные структуры — правительства, министерства, партии. Политическими объектами могут стать программы, политические события, документы, бюджет. Политическая реклама формирует имидж людей, идей, программ, политических взглядов. Политическая реклама возникла вместе с политикой. Она появилась тогда, когда впервые появились государства и власти, потребовалось вступить в коммуникацию с населением, чтобы получить от населения помощь в поддержании порядка и пополнить армию. Власть в государстве посчитала удобным через информацию влиять на поведение граждан [23, 215].

              Актуальность политической рекламы в Казахстане обусловлена процессами реформации в политической сфере. Страна вступила на демократический путь развития, для которого характерны такие общепризнанные понятия, как плюрализм мнений, многопартийность, свобода слова и т.д. Это явилось объективным фактором возникновения политической рекламы, которая стала выполнять существенные информационно-ознакомительную и пропагандистскую функции в обществе. Важно отметить тот факт, что становление современной политической рекламы в Казахстане происходит на наших глазах — мы являемся непосредственными участниками этого процесса. Политическая реклама, используя свои средства и формы, во многом определяет восприятие людьми политической реальности, способствуя формированию в общественном сознании правильного образа этой реальности, что делает ее существенным инструментом политической борьбы. На практике мы можем наблюдать становление и развитие казахстанских рекламных технологий в сфере политики.

              С момента своего зарождения и до настоящего времени политическая реклама претерпела значительную эволюцию по содержанию, качеству, используемым техническим средствам, формам передачи информации и т.д. Соединив отечественные и зарубежные традиции, политическая реклама впервые проявила себя в современном своем значении в период избирательных кампаний 1990-х гг. [24, 102].

              В данный период произошли события, которые положили начало развитию не только политической рекламы, но и институтов гражданского общества, в частности развитию многопартийной системы в Казахстане, являющейся индикатором определения степени развития политической рекламы в стране.

              Этапы становления и развития многопартийной системы в Казахстане позволяют определить эволюцию политической рекламы.

              По мнению казахстанского исследователя А.Морозова, партийная система Казахстана пережила четыре этапа становления и развития. Первый этап становления партийной системы в Казахстане охватывает период с 1990 года по осень 1995 год. Он характеризовался образованием первых политических партий, которые, однако, не отвечали всем критериям партии как устойчивой политической организации.

              Второй этап развития многопартийности охватывает промежуток времени с осени 1995 года по весну 1999 года. Этот этап характеризовался спадом деятельности этноориентированных партий и движений. Последнее было вызвано тем, что в результате социальной стратификации, сопровождавшейся процессами социального расслоения на богатых и бедных и отсутствием среднего класса, этнический фактор потерял актуальность.

              Третий этап охватывает период с весны 1999 года по 2002 год. Предпосылкой для начала данного этапа развития партийной системы Казахстана стало внесение Парламентом страны в октябре 1998 года изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан, предусматривавших введение в избирательную систему республики элементов пропорционального представительства.

              Четвертый этап начался в июле 2002 года — с момента принятия Закона «О политических партиях». Основным отличием наступившего этапа явилась четко обозначившаяся тенденция структурных изменений в партийной системе страны» [18, 63].

              На первом и втором этапах партийного строительства политическая реклама выражалась в форме плакатов, информационных листовок с черно-белой полиграфией, информаций пропагандистского характера в печатных СМИ и различных мероприятий в виде митингов и собраний.

              Размещаемые малоформатные рекламные материалы в виде плакатов, информационных листовок с черно-белой полиграфией и информаций в печатных СМИ, как правило, включали в себя портрет лидера или лидеров партии, слоган или призыв партии, которые иногда заменялись ключевой фразой из выступлений лидера или небольшим фрагментом одного из положений программы.

              Основным назначением данных печатных материалов, распространяемых с помощью прессы или самостоятельно, являлось знакомство и напоминание о партии с целью идентификации ее названия, подготовки к восприятию более детальной информации о ней. Не учитывалось, что в большинстве случаев газетные материалы не отвечали требованиям, предъявляемым к рекламным материалам. Достаточно сказать, что качество их исполнения, как правило, было низкое. Подразумевалось, что их эффективность должна быть высока, поскольку с ними знакомится весьма широкая аудитория, однако в большинстве случаев черно-белая отретушированная фотография, практически не соответствующая оригиналу, мало что могла сказать о лидере или о лидерах партии.

              Из всего сказанного можно сделать вывод, что спектр проявлений политической рекламы в периодической печати весьма широк, однако эти проявления не представляют собой целостную, поддающуюся регулированию систему. Отмеченное небольшое разнообразие выборных материалов в прессе было характерно в основном для отечественных избирательных кампаний. Это можно объяснить тем, что конкурентная политическая коммуникация в Казахстане еще переживала в тот период свое становление [25, 88].

              Живое общение с электоратом на общественно-политических мероприятиях было наиболее эффективной формой политической рекламы, так как происходил довольно тесный и результативный контакт как в аудиовизуальном плане, так и в плане психологического восприятия.

              На остальных этапах становления партийной системы и в целом развития казахстанского общества политическая реклама в республике на сегодняшний день в своем развитии переживает интенсивный рост, которому способствовали, главным образом, привлечение зарубежного опыта развития политических технологий, а также глобальное развитие информационных технологий в мире, не обошедшее стороной и Казахстан. Речь идет о совершенствовании телевизионных СМИ и появлении в Казахстане всемирной информационной сети Интернет [25, 95].

              Телевидение обладает уникальной возможностью моделировать облик кандидатов и других политических субъектов согласно политико-рекламному проекту посредством конструктивной или корректирующей съемки. В процессе телекоммуникации политик вынужден доверять другим заботу о создании своего экранного образа. С помощью определенных приемов съемки можно выразить отношение политика к телезрителям и присутствующим в студии, задать необходимый тон восприятию поведения политического лидера, оказавшегося лицом к лицу с другими. Как правило, чем ближе день выборов, тем чаще кандидаты появляются на экране крупным планом. Тенденция к все большему визуальному сближению с избирателями объясняется требованием добиться «оптимальной коммуникации в финале предвыборной борьбы, способной обеспечить благоприятный окончательный результат». Особое значение имеет представление приглашенных. Выделяя политика как центральную фигуру программы, режиссер, тем не менее, должен подчеркнуть, что эта фигура не изолирована, что политик поддерживает хорошие отношения со своим окружением, которое в контексте передачи олицетворяет публику, сидящую в студии. Это достигается чередованием крупных планов политика и панорамных, включающих всю группу, находящуюся в студии, преимущественным положением политика в кадре и периодическим выделением других лиц в студии.

              Телевизионные выступления, с одной стороны, позволяют зрителям получить наиболее полное представление о кандидатах, оценить их внешние данные, манеру вести себя, умение говорить, достаточно широко знакомят избирателей с положениями их программ, с другой — предоставляют самим претендентам возможность проявить ораторские способности, завоевать доверие избирателей, использовать самые разные формы саморекламы и т.д. Телезритель перед экраном не чувствует себя одиноким. Он ощущает себя членом сообщества, которое в данный момент смотрит ту же программу. Участвуя в этом воображаемом форуме, он реагирует в большей степени как часть этого сообщества, а не просто как отдельный индивид. Все это обязывает политического лидера заниматься поисками тех точек соприкосновения, которые привлекли бы на его сторону национальную аудиторию в целом [26, 212].

              Традиционные СМИ работают в режиме информационного монолога. Компьютерные же технологии открыли возможность многосторонней коммуникации. Каждый, имеющий доступ к сети, может выступать как получателем, так и отправителем информации.

              Многие политики обратили внимание на политическую рекламу в Интернете. Если картинка телевизионной рекламы живет несколько секунд, газетная публикация — несколько дней, то тексты и видеофайлы в Интернете могут существовать месяцы и годы, тем более что в условиях финансового контроля над предвыборной рекламой и удорожания рекламных услуг традиционных СМИ Интернет предоставляет весьма заметные преимущества [27, 215].

              Интернет позволяет обеспечить постоянный общественно-политический диспут с возможностью электронной обратной связи в реальном времени, может способствовать преодолению негативной тенденции к снижению уровня политического участия, снижает затраты на согласование возможных путей политического действия между людьми, придерживающимися схожих взглядов, но не взаимодействующих непосредственно в реальном мире. С запуском собственного спутника в перспективе в Казахстане Интернет может стать всеобъемлющей, высококачественной и приемлемой по цене связью.

              Парламентские и президентские выборы в Казахстане показали актуальность современной политической рекламы и факторов, определяющих ее эффективность. Особую значимость приобрели вопросы, связанные с правовым и нравственно-этическим регулированием рекламной деятельности в ходе избирательных кампаний. К казахстанским нормативным актам, регулирующим рекламную деятельность, относятся: Закон РК «О рекламе», Закон РК «О средствах массовой информации», Закон РК «О защите прав потребителей» и т.д. Изучение нормативных актов позволяет ответить на следующие вопросы: что такое реклама, каковы рамки рекламной деятельности, степень контроля государства в области рекламы, ответственность за нарушение законодательства о рекламе и т.д. [18, 53].

Информация о работе Освещение в СМИ вопросов политического характера