Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 19:36, дипломная работа
Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена, в установлении и поддержании постоянных связей между ее субъектами. Если, например, экономика вполне может функционировать на основе рыночного саморегулирования при ограниченных, преимущественно непосредственных формах взаимодействия людей, то политика невозможна без опосредованных форм общения и специальных средств связи между различными носителями власти, а также между государством и гражданами.
Целью данной работы является анализ особенностей освещения в СМИ вопросов политического характера.
Введение …………………………………………………………………3-8
1 Взаимодействие СМИ и политики……………………………………….8
1.1 Место и роль СМИ в политике………………………………………8-17
1.2 СМИ и властные структуры государства…………………………17-20
1.3 СМИ в качестве инструмента политического маркетинга………..20-24
1.4 Возможности влияния СМИ на политическое развитие страны….24-29
1.5 Место средств массовых информаций в политическом процессе независимого Казахстана………………………………………………………29-36
2 Освещение в СМИ вопросов политического характера………………36
2.1 Освещение в СМИ деятельности политиков…………………………..36
2.1.1 Особенности формирования политического имиджа через политическую рекламу…………………………………………………………36-40
2.1.2 Освещение в средствах массовых информаций предвыборной кампании и выборов…………………………………………………………….40-43
2.2 Освещение в СМИ экстремальных ситуаций………………………43-44
2.2.1 Чрезвычайное положение, чрезвычайные ситуации и их освещение в средствах массовой информации………………………………………………44-45
2.2.2 Освещение в СМИ военных, вооруженных конфликтов……......45-48
2.2.3 Этический аспект освещения журналистами террористических актов……………………………………………………………………………..48-58
Заключение……………………………………………………………..58-61
Литература..……………………………………………………………61-63
Кроме того, первый Закон Республики Казахстан о печати предусматривал значительное расширение прав журналистов на поиск и получение информации, но особо следует отметить, что он наделил политические партии, общественные объединения, физические лица правом учреждения средств массовой информации. Это стало импульсом к формированию демократических принципов функционирования масс-медиа. Новизна и демократичность первого законодательства «О средствах массовой информации» послужили мощным фактором бурного развития казахстанской прессы.
Законодательная база деятельности СМИ определенным образом стимулировала развитие медиа-поля, однако ее было недостаточно для качественного роста СМИ в условиях рыночной экономики. Переход к рынку обусловил резкий рост цен на бумагу, услуги типографий и связь. Это тормозило развитие отечественных СМИ. Поэтому одним из первых Указов Президента, изданных в апреле 1992 г., правительству было поручено разработать меры по защите средств массовой информации в период перехода к рыночным отношениям от монополизма издательских структур. В частности, Кабинету министров предписывалось обеспечить периодические издания, государственные книжные издательства бумагой и другими материалами в объемах государственного заказа, продумать вопрос о льготном налогообложении. Кроме того, соответствующим органам поручалось разработать программу приватизации и акционирования государственных СМИ. По сути, этот Указ положил начало формированию независимых средств массовой информации в Казахстане [17, 111].
Государство в первые годы получения независимости было индифирентно к средствам информации. Это объяснялось экономическим кризисом, поиском новых форм общения с журналистами, развалом старой пропагандистской системы информации, провозглашением свободы слова и отменой цензуры и т.д. это привело к быстрому росту числа негосударственных печатных изданий и электронных СМИ. Однако вскоре власть жестко взяла под свой контроль средства информации, применяя как административные, так и рыночные очаги. Причиной были не только экономические проблемы, но и отсутствие высокопрофессиональных команд журналистов и менеджеров, что позволило государству быстро вернуть контроль над СМИ. Другой причиной неспособности журналистов проявить себя стала приватизация, которая привела к сближению интересов государства и бизнеса. Это оказало существенное влияние на медиа ситуацию в стране [17, 114].
Период формирования средств информации независимого государства – это летопись становления самого государства. Страна переживала экономический кризис, и средства информации на собственном опыте познали законы рыночной экономики. Одни открывались и сразу же разорялись, не востребованные аудиторией или не выдержав конкуренции. Закон «О печати и СМИ» 1991 года создал щадящие условия для становления независимых СМИ. В этот период появилось более 200 новых частных, акционерных телерадиокомпаний. Качественно изменился состав их учредителей. Если раньше они были представлены государственными и партийными организациями, то теперь большинство телекомпаний принадлежит частным лицам, редакциям, акционерным компаниям. Это отражает стремление определенных групп общества усилить свое влияние на социальные и политические процессы, духовную жизнь общества. Процесс еще не был так активен в первые годы независимости, так как экономическое состояние средств информации было еще некрепким. У государства не хватит средств для вложения в новые технологии телевидения. Возникают проблемы не только финансового, но и кадрового характера. Профессиональные позиции многих ведущих журналистов, сформировавшихся в эпоху коммунистической идеологии, стали не востребованы. Это привело к резкому водоразделу журналистов, которые сразу же размежевались в поисках творческого и материального разрешения своих потребностей [18, 65].
В апреле 1992 года появляется Указ Президента Республики Казахстан «О защите средств массовой информации в период перехода к рыночным отношениям». Тем самым создается правовая основа для защищенности негосударственных СМИ. Конституцией республики 1995 года впервые за всю историю законодательно закреплено положение о свободе СМИ – праве печатных изданий, телерадиоорганизаций на свободное получение и распространение информации.
Указом президента были приняты существенные скидки на налоги, льготы на почтовые расходы, оказывалась поддержка с доставкой бумаги и краски, новым типографским оборудованием. В обществе продолжали играть важную роль российские источники информации как телевизионные, так и печатные как Комсомольская правда», «Известия», «Труд» и др., телеканалы «Останкино», НТВ, РТР и др. Появились новые издания с коммерческой направленностью. Это таблоидная газета (формат ранее не известный в стране) газета «Караван» [17, 62].
В начале 90-х годов появились попытки политизации СМИ. Например, при финансовой поддержке премьер-министра А.Кажегельдина была открыта одна из газет. Его намерение играть роль в политике страны продемонстрировало проведение российскими и западными специалистами первого в Казахстане семинара по политическим ПР-технологиям.
Сложные экономические и идеологические трудности переживало казахское телевидение. Началась информационная война между телевидением и печатными СМИ, между местными и республиканскими СМИ, которая выражалась в форме полемических статей, судебных процессов, исков, что было невероятным в практике журналистов. Пока государственное телевидение определялось новым информационным вещанием, передачами, активизировалось коммерческое телевидение. Это КТК, а также ТАН ТВ. Несмотря на внутренние информационные войны, они носили вялый характер и, конечно, не были ангажированы. В контенте преобладала тематика социальных реформ, рыночных перемен, приватизации. Ориентиром в выборе тем служили российские издания, поскольку они создавали серьезную конкурентную среду [19, 3].
Существенно отличался контент казахских изданий. Это была ностальгия по темам, которые замалчивались в период советской власти. Это – вопросы развития казахского языка, культуры, возрождения имен запрещенных в советский период поэтов, акынов и т.д. был пробужден интерес к истории казахов. Таким образом, казахские издания стали фактором формирования национальной идентичности, пробуждения национального самосознания, возрождения национального духа.
Аудитория казахской журналистики значительно пополнилась за счет оралманов. Однако эта тематика стала несколько затяжной, что не сразу уступила место деловой журналистике, как требует того рыночная экономика. Поэтому казахские издания отличало недостаточное внимание к экономическим и социальным проблемам [18, 63].
В этот же период на русском языке появляется специализированная экономическая печать – это газеты «Панорама», а затем «Деловая неделя» (1992 г.), финансируемые крупными казахстанскими банками. Например, «Панорама» была поддержана в первые годы Казкоммерцбанком. В тот период экономическими новостями и аналитическими материалами интересовался узкий круг. Эта газета стала своего рода информационным ориентиром для крупного и среднего бизнеса, помогала формировать журналистов, компетентных в мировой экономике, экономических процессах, банковских и финансовых вопросах, что позволяло вовремя передавать достоверную и качественную информацию для бизнес-элиты. Рыночным преимуществом газеты стало создание собственного дизайна издания.
Недостатком начального периода был низкий профессиональный уровень журналистики в целом. Это не только профессиональное несоответствие новым требованиям времени большинства журналистов, но и морально устаревшее оборудование электронных СМИ, отсутствие новой типографской технологии в печати, слабая финансовая база [20, 211].
В 1996 году государство резко изменило либеральное отношение к СМИ. Коммерческие телеканалы теперь должны были выкупать право на вещание. Государство впервые объявило тендер на частоты, что послужило критерием для отсчета нового периода. Поскольку в тендере (1997 год) приняло участие большинство электронных СМИ, это стало показателем их экономической стабильности и способности выживать в условиях рыночной конкуренции. Населением в этот период было востребовано, особенно в аулах, радио, а где принимали сигнал – телевидение. Другим показателем стало то, что люди во многих регионах страны перестали подписываться на газеты и журнала, что объяснялось экономическим кризисом [17, 54].
Казахские издания продолжали тематику, волнующую казахское население. Острыми стали вопросы о роли и значимости казахского языка и национальной культуры, казахской истории, путей построения нового независимого государства. Общество, переживая экономический кризис, не всегда имевшее доступ к прессе из-за дороговизны, было приковано «бесплатному» видеозрелищу – телевидению. Значимость телевидения как «зеркала» общества была особенно ясно видна в годы перестройки, предшествовавшей миграционному процессу. Именно тогда была впервые оценена роль телевидения как средства, которое удовлетворяло потребности аудитории в приобщении к государственным делам и процессам демократизации [17, 58].
Несмотря на определенные успехи, казахстанские СМИ оказались далеко не полностью готовыми к тому, чтобы действовать в соответствии с требованием времени, а тем более показывать перспективы развития общества и государства. Свидетельством тому стали многочисленные полемические публикации в прессе, результаты социологических исследований. Аудитория зрителей ждала от журналистики глубинного проникновения в суть острых проблем, тогда как СМИ были более расположены к исторической тематике, нередко обходили актуальные политические и экономические реалии. Резкий рывок в обновлении политической и идеологической ориентаций застал определенную часть казахстанских журналистов врасплох. Возникло противоречие: тележурналисты способствовали общества, однако их представления о своей социально-политической роли оказались неопределенными [21, 210].
Возможно, причиной этому стало то, что Казахстан стартовал в эпоху информатизационной революции, имея минимум технологий и средств коммуникаций. Вместе с тем в республике со слабой экономической базой, сложными политическими переменами, тяжелым социальным положением, тем не менее, на наш взгляд, разрабатывается перспективная концепция и стратегия информатизации как основа развития научной, оборонной, экономической мощи государства. В нее комплексно входит задача информационного развития казахстанского телевидения, что позволит передавать программы по нескольким каналам на всю республику, а также выходить в мировое информационное пространство. Эта глобальная задача сопряжена как с развитием технологии производства телевизионных передач, так и с выработкой политики телевидения республики, которая идентифицируется с политикой государства.
Политические события республики середины 90-х нашли отражение в передачах ТВ, к примеру, демонстрация протеста шахтеров Караганды или антиядерного движения «Невада-Семипалатинск», избрание очередного парламента или разоблачение очередного парламента или разоблачение коррупции в высших эшелонах власти, действия новой национальной буржуазии или беднеющей части общества. В этот период казахстанское общество училось жить в условиях суверенизации и построения демократической государственности [21, 215].
Демократические и гуманистические принципы все больше отражались в политике, экономике, духовной жизни, встраивались в тематический спектр средств информации. На них вольно или невольно ориентировались ветви власти, общественных объединений и партии, союзы, а также отдельные граждане.Условия средств информации на пути формирования демократического, правового, социального государства не встречают ощутимого сопротивления как со стороны властных структур, так и со стороны тех, кто хотел бы дестабилизировать казахстанское общество.
Выживание в новых социально-политических и рыночных условиях заставило независимые телерадиокомпании структурироваться. Так, в 1995 году была создана Ассоциация независимых электронных средств информации стран Центральноазиатского региона. В нее вошли телерадиоорганизации 12 узбекских и 6 таджикских корпораций, объединившие телерадиокомпании 14 областей республики – «Сары-Арка», а также 63 частных телерадиокомпаний Казахстана. Основная цель – защита независимости в рамках корпоративной солидарности. Тогда же был создан региональный консалтинг при ЮНЕСКО совместно с «Интерньюз» [18, 64].
Новые перспективы развития казахстанского телевидения возникли с принятием в 1995 году правительственной программы по развитию спутникового телевидения. Это позволило принимать через спутник ИНТЕЛСАТ до 50-ти европейских, азиатских и американских программ. Информатизационная политика Республики Казахстан помогает восстановить информационное пространство СНГ, чтобы «люди имели общую информацию, чтобы не наступило отчуждении, которое также опасно, как и этнические конфликты», поддерживает создание независимых и плюралистических средств информации в Центральной Азии, демократические процессы в СМИ в соответствии с принятой в 1992 году Алматинской декларацией о СМИ на конференции ЮНЕСКО.
В 1991 году, когда начал действовать Закон о печати и других средствах массовой информации, в Казахстане издавалось 735 новых газет и журналов, в том числе на казахском языке 260, русском – 395, уйгурском – 4, узбекском – 5, немецком – 2, корейском – 2. из них 85 изданий были независимыми, 12 – частными.
В период после 1997 года государство применяет более жесткие меры к СМИ, заставляя их осваивать законы рынка. Все льготы почтовые и налоговые существенно сокращаются. Действия государства находит объяснение. В этот период появляется большое число новых изданий, новых телеканалов. Улучшается материально-техническая база изданий, увеличиваются тиражи, расширяется аудитория. Обостряется конкуренция между изданиями, официальным становится тендер на теле-радиочастоты. В этот период появляется большое число новых изданий, новых телеканалов. Улучшается материально-техническая база изданий, увеличиваются тиражи, расширяется аудитория. Все также сильны позиции российских СМИ на рынке информации. В эти годы российские СМИ демонстрируют примеры «черного пиара», публикуют компрометирующую информацию. Впервые начинает применяться термин «диффамация» - клевета, что было невозможным в советской печати. Приватизация, передел собственности ведут к появлению финансовых групп в Казахстане. Осознавая силу печатного слова, они сразу же стремились создать новые издания или же приобрести их с хорошей репутацией и имиджем. Так, с середины 90-х годов на информационном поле началась борьба групповых интересов, отстаивающая экономические интересы своей команды. Применялись такие методы, как слив компромата, оттеснение конкурентов, даже захват собственности [20, 154].
Направленность государства на экономику стимулирует издания, разные по содержанию, но с экономическим уклоном. Это находит свое объяснение активным развитием банковского сектора в экономике страны, разработкой законодательства в области малого и среднего бизнеса, развитием международных экономических связей. В это же период возникает новое направление на информационном рынке как реклама. Ранее в советское время такого рынка не существовало. Проведение нескольких политических кампаний в этот период – выборы президента РК, депутатов парламента активизировали процесс политизации СМИ. Многие издания, ранее не проявлявшие политическое ориентации, могли резко поменять свою позицию, демонстрируя поддержку тем или иным политическим фигурантам.
Середина 90-х характеризуется распространением Интернета, появлением онлайн изданий. В этот же период появляются газеты, которые можно отнести к оппозиционным. Первоначально это были вытесненные с информационного поля политические группировки, но в дальнейшем они оформились как оппозицинные. Возможность передачи информации не только в бумажном, но и в электронном варианте стала важной для развития независимой печати. Именно в этот период появились сайты и порталыс откровенно заказными публикациями, которые носили политический характер. Это было проявлением борьбы, как между финансовыми, так и между медиа-элитами.
Информация о работе Освещение в СМИ вопросов политического характера