Освещение в СМИ вопросов политического характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 19:36, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена, в установлении и поддержании постоянных связей между ее субъектами. Если, например, экономика вполне может функционировать на основе рыночного саморегулирования при ограниченных, преимущественно непосредственных формах взаимодействия людей, то политика невозможна без опосредованных форм общения и специальных средств связи между различными носителями власти, а также между государством и гражданами.
Целью данной работы является анализ особенностей освещения в СМИ вопросов политического характера.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………3-8
1 Взаимодействие СМИ и политики……………………………………….8
1.1 Место и роль СМИ в политике………………………………………8-17
1.2 СМИ и властные структуры государства…………………………17-20
1.3 СМИ в качестве инструмента политического маркетинга………..20-24
1.4 Возможности влияния СМИ на политическое развитие страны….24-29
1.5 Место средств массовых информаций в политическом процессе независимого Казахстана………………………………………………………29-36
2 Освещение в СМИ вопросов политического характера………………36
2.1 Освещение в СМИ деятельности политиков…………………………..36
2.1.1 Особенности формирования политического имиджа через политическую рекламу…………………………………………………………36-40
2.1.2 Освещение в средствах массовых информаций предвыборной кампании и выборов…………………………………………………………….40-43
2.2 Освещение в СМИ экстремальных ситуаций………………………43-44
2.2.1 Чрезвычайное положение, чрезвычайные ситуации и их освещение в средствах массовой информации………………………………………………44-45
2.2.2 Освещение в СМИ военных, вооруженных конфликтов……......45-48
2.2.3 Этический аспект освещения журналистами террористических актов……………………………………………………………………………..48-58
Заключение……………………………………………………………..58-61
Литература..……………………………………………………………61-63

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ .doc

— 384.50 Кб (Скачать файл)

              - отдавать себе  отчет  в  том,  что  заложники  террористов  являются  и заложниками  ситуации,  в   определенный   момент   превращающимися   в инструмент давления на общественное мнение; избегать   идентификации   родственников   и   друзей   заложников   и потенциальных жертв без их согласия. Одним из главных этических принципов журналиста при освещении терроризма является умение  воздержаться от неподобающей сенсационности и натурализма при показе жестокости и насилия со стороны террористов. Уважение нравственных и религиозных чувств представителей аудитории СМИ и, прежде всего, проявление должного уважения к страданиям жертв терроризма и чувствам их близких – этическая необходимость [50, 12].

              Журналист должен быть особенно аккуратен и осторожен в подаче материала о террористическом акте и контртеррористической операции. Работник СМИ должен полно и точно рассказывать о террористических актах и борьбе с терроризмом, чтобы тем самым содействовать открытым, информированным общественным дебатам, которые в любом случае необходимы для достижения долгосрочных решений проблем терроризма. По-мнению Б.Хоффмана,  самым важным при освещении в СМИ теракта является соблюдение баланса. Такие факторы, как раса, вероисповедание, национальность или занимаемое положение террориста следует сообщать только в тех случаях, если они имеют существенное значение. При этом нужно учитывать, что мировое сообщество отвергает связь терроризма с какой-либо конкретной религией, расой, национальностью, тогда, как нетерпимость, дискриминация, неравенство, невежество, нищета и отчуждение служат плодородной почвой для международного терроризма.

              Терроризм является одним из самых опасных и сложных явлений современности, приобретающий все более угрожающие масштабы. Долгом каждого работника СМИ является своевременная подача информации. Но в погоне за сенсационностью важно не забывать этический аспект, так как результатом отсутствия самоконтроля и саморегуляции журналиста могут стать невинные жертвы.

              Редакции СМИ и журналисты не могут распространять информацию о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, составе их участников.

              Если в операции участвуют внутренние войска МВД, то недопустимо распространять информацию о местах дислокации или о передислокации соединений и воинских частей внутренних войск, военнослужащих внутренних войск, принимавших участие в пресечении деятельности террористов, а также сведений о членах их семей.

              Таким образом, указанная информация является ограниченной в доступе. Ее распространение может влечь не только правовые последствия, но и может серьезным образом угрожать безопасности сотрудников правоохранительных органов, задействованных в мероприятиях по борьбе с терроризмом и членов их семей.

              Запрещается под угрозой ответственности, выражение в СМИ мнений, суждений оценок, которые являются оправданием терроризма. Исходя из правоприменительной практики оправданием терроризма может быть признано распространение в СМИ интервью, с лицами, которые причастны к террористическим актам. Распространение таких мнений влечет достаточно жесткие меты ответственности, в том числе прекращение деятельности СМИ, уголовную ответственность. 

              Режим контртеррористической операции – это особый правовой режим, в том числе, для редакций СМИ и журналистов.

              Основной целью контртеррористической операции является пресечение террористического акта. Дополнительно могут преследоваться следующие цели: раскрытие террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества, и государства. Режим контртеррористической операции начинается с момента принятия решения о ведении правового режима контртеррористической операции и заканчивается принятием решения об отмене правового режима контртеррористической операции. При контртеррористической операции устанавливается контроль за информацией, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем. На территории контртеррористической операции за поддержание связи со СМИ отвечает представитель оперативного штаба, назначенный руководителем операции [50, 14].

              К мерам, которые могут быть применены к редакции СМИ, учредителю СМИ, главному редактору СМИ и журналисту при пропаганде и оправдания терроризма, относятся предостережение, письменные предупреждения, прекращение деятельности СМИ, изъятие нереализованной части тиража продукции, приостановление реализации или выпуска СМИ, административный штраф с конфискацией СМИ, административный штраф, административный арест с конфискацией СМИ, административное приостановление деятельности редакции СМИ с конфискацией СМИ.

              Основанием направления предостережения в адрес редакции СМИ может быть наличие достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся действиях по распространению через СМИ информации, пропагандирующей идеи терроризма либо призывающей к осуществлению террористической деятельности, либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления террористической деятельности. Предостережение может быть направлено генеральным прокурором РК, его заместителем, подчиненный Генпрокурора РК. Руководителю организации, выпускающей СМИ, главному редактору направляется предостережение в письменной форме о недопустимости пропаганды, обоснования терроризма, публичные призывы к осуществлению террористической деятельности с указанием конкретных оснований объявления предостережения.

              Основанием направления письменного предупреждения в адрес редакции может служить выявление фактов, свидетельствующих о наличии в деятельности организации действий по распространению через СМИ информации, пропагандирующей идеи терроризма либо призывающей к осуществлению террористической деятельности, либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления террористической деятельности. Предупреждение выносится учредителю и (или) редакции (главному редактору) генеральным прокурором РК, подчиненным генпрокурора РК, федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия и ее территориальные органы.

              Предостережение выносится в письменной форме. В предупреждении указываются основания. В случае если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющих не менее двух месяцев со дня вынесения предупреждения [51, 25].

              Таким образом, работа журналистов по освещению в СМИ чрезвычайных ситуаций, связанных с экспансией международного терроризма, ростом числа техногенных и природных катастроф, а также непрекращающимися вооруженными конфликтами, безусловно, имеет свою специфику. При освещении чрезвычайных ситуаций многократно возрастает моральная ответственность журналиста, а соответственно, как никогда должна быть востребована журналистская этика. Сегодня уже можно сказать, что негативный опыт прошлого позволил четко и ясно осознать всем участникам информационного процесса необходимость более глубокого осмысления профессионально-этических правил и принципов поведения журналистов при освещении ими террористических актов и контртеррористических операций. При освещении вооруженного конфликта (как и любого политического и социального конфликтов, любой ситуации противостояния) идеальным для СМИ является отражение позиций обеих сторон конфликта. Этот же принцип должен распространяться и на информацию. Журналистика, в конечном итоге, должна быть нравственно ориентированной.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

              Роль СМИ в политике нельзя недооценивать. СМИ представляют собой сложный и многогранный институт, состоящий из множества органов и элементов, обеспечивающих информирование населения о происходящих в каждой конкретной стране и во всем мире событиях и явлениях. К основной функции СМИ в области политики следует отнести политизацию общества и политическое просвещение широких слоев населения.             

              В силу специфики профессии журналиста взаимоотношения СМИ и властных структур неизбежно. В разных странах они характеризуются различной тональностью, регулируются правовыми нормативными документами. Характер взаимоотношений правительства и средств массовой информации варьируется от страны к стране в зависимости от того, о каких органах СМИ идет речь, какое конкретное правительство находится в данный период времени у власти, какие проблемы стоят в центре внимания, какова ситуация в мире, в стране и т.д. Немаловажное значение имеет и то, в какой степени журналисты, репортеры, обозреватели, редакторы и издатели разделяют те или иные ценности, идеалы, идейно-политические ориентации, установки.

              В последние десятилетия СМИ позиционируют себя в качестве инструмента политического маркетинга. Одна из задач, стоящих перед ней, – оповещение, ознакомление аудитории с политической акцией, кандидатом, партией, их взглядами, предложениями, преимуществами. Мы можем также вести речь о коммуникативной функции политической рекламы, так как она устанавливает контакт между носителями власти или претендентами на места во властных структурах и населением, осуществляет определенным образом направленную адресную связь между ними, используя предельно доступную для восприятия знаковую систему; она является своего рода проводником идей, ретранслятором образов, символов, мифов.

              Возможности влияния СМИ на политическое развитие страны огромны. Власть все в большей степени оказывается объектом влияния СМИ. В этом нас убеждают и события, связанные с отставками и перестановками в правительстве, когда отдельные телекомпании, редакции, с одной стороны, пытаются повернуть власти в русло своих политических интересов, а с другой - закрепить в представлении общественности те политические инвективы, которые исповедуют владельцы или спонсоры данных изданий. Это ведет к нестабильности в обществе, а то и к ненужным в процессе реформирования политическим баталиям. Организация деятельности СМИ, должна строиться на базе мировых исторических ценностей, с включением понятных населению государственно-патриотических, властных рычагов. С другой стороны, от объективной оценки средствами массовых информаций текущей политики государства зависит то, как отреагирует народ на новшества, внедряемые властью.

              Путь казахстанской журналистики за десятилетие суверенного развития нашего государства и общества был ознаменован пиками зрительского и читательского интереса. Он сопровождался болезненной структурной ломкой, когда с информационной сцены сходили традиционные, коммунистические СМИ, а им на смену спешили новые теле- и радиокомпании, самиздатовские листовки перерастали в крупные издания, формируя демократическую философию информационной деятельности. За это время изменились не только идейные парадигмы и информационное поле, в соответствии с которыми осуществляется содержательная творческая деятельность журналистов, но и принципы организации, тенденции развития СМИ. Сегодня мы можем с уверенностью сказать о том, что в целом информационный рынок Казахстана состоялся, он прошел период своего становления и вступил в фазу стабильного роста. В целом, казахстанские СМИ стали инструментом государственной политики.

              Работа журналистов по освещению в СМИ чрезвычайных ситуаций, связанных с экспансией международного терроризма, ростом числа техногенных и природных катастроф, а также непрекращающимися вооруженными конфликтами, безусловно, имеет свою специфику. При освещении чрезвычайных ситуаций многократно возрастает моральная ответственность журналиста, а соответственно, как никогда должна быть востребована журналистская этика. Сегодня уже можно сказать, что негативный опыт прошлого позволил четко и ясно осознать всем участникам информационного процесса необходимость более глубокого осмысления профессионально-этических правил и принципов поведения журналистов при освещении ими террористических актов и контртеррористических операций. При освещении вооруженного конфликта (как и любого политического и социального конфликтов, любой ситуации противостояния) идеальным для СМИ является отражение позиций обеих сторон конфликта. Этот же принцип должен распространяться и на информацию. Журналистика, в конечном итоге, должна быть нравственно ориентированной. Очевидно, что способность общества противостоять современным угрозам безопасности, напрямую, связана с глубиной осознания обществом их масштаба и характера. Здесь особая роль принадлежит журналистскому цеху. Реализуя конституционные права граждан Казахстана на получение правдивой и достоверной информации, журналисты выполняют важнейшую функцию по формированию в обществе реальных представлений о происходящих кризисных явлениях, что повышает способность общества противостоять этим явлениям.

Опыт истории, и особенно новейшей политической истории Казахстана, показывает, что СМИ сегодня обладают всеми техническими и идеологическими возможностями, чтобы служить различным политическим целям: как просвещать людей, развивать в них чувство собственного достоинства, стремление к свободе и социальной справедливости, способствовать и помогать компетентному участию в политике, обогащать личность, так и духовно порабощать, дезинформировать и запугивать, разжигать массовую ненависть, сеять недоверие и страх. И от того, какую позицию в этом непростом вопросе займут СМИ, во многом будет зависеть будущее общества. СМИ, объединив свой богатейший ресурсный потенциал и создав единое информационное пространство, могут реально способствовать выработке единого информационного курса, направленного на консолидацию общества и формирование общенациональной идеи, а, может быть, даже и целой идеологии. А могут, наоборот, посредством "информационных войн", многочисленных "выбросов компромата", "сливов" и утечек информации, "заказных публикаций", "джинсы" и т.п. способствовать росту социальной напряженности, неверию людей в институты гражданского общества, отчуждению общества от государства, укоренению в массовом сознании стереотипа недоверия к структурам демократии, в том числе и к самим СМИ. И, конечно, не хотелось бы, чтобы власть над СМИ в результате столкновения различных интересов оказалась в руках узкой группы лиц, ставящей свои личные амбициозные устремления выше потребностей общества.

Освещение в СМИ Казахстана предвыборной кампании и выборов регулируются законодательной базой.               В целом казахстанские СМИ стали инструментом государственной политики. Государство позиционирует через СМИ репутацию успешной страны, которая энергично преодолевает барьеры экономического кризиса, проводит эффективную многовекторную внешнюю политику и достаточно демократичную внутреннюю политику, справедливо решает вопросы общества. Оппозиционные СМИ укрепляют демократический имидж государства. Следовательно, СМИ выполняют функцию формирования общественного мнения и являются мощным инструментом государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Прохоров Е. Введение в теорию журналистики: Уч.пособие./М.: Изд. РИП-    

Информация о работе Освещение в СМИ вопросов политического характера